Спецификация Устного экзамена по геометрии 2024-2025 учебный год 7 класс
учебно-методическое пособие по геометрии (7 класс)
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 7 класса, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГЭ проводится для обучающихся класса, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, экстернов – детей- инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
Согласовано председателем НМС ФГБНУ «ФИПИ» по КИМ для участников ГИА с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья
(протокол НМС № 1 от 07.11.2024 г.) Утверждено приказом ФГБНУ «ФИПИ» № 427-П от 14.11.2024 г.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационных материалов для проведения в 2025 году государственного экзамена по образовательным программам основного общего образования (устная форма) по ГЕОМЕТРИИ
- Назначение экзаменационной работы
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 7 класса, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГЭ проводится для обучающихся класса, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, экстернов – детей- инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
ГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292).
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационных материалов ГЭ-7 определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС):
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями 2014–2022 гг.);
- письмо Рособрнадзора от 19.12.2023 № 04-389.
Детализированные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые на
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
основе ФГОС 2021 г., являются преемственными по отношению к требованиям ФГОС 2010 г.
При разработке экзаменационных материалов ГЭ-7 учитывается содержание федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)), федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Общие подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы
При разработке структуры и отборе содержания экзаменационной работы реализованы системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений обучающихся.
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (на основе ФГОС 2021 г.) отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. Содержание и результаты выполнения заданий ГЭ связаны в том числе с достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы в части физического, трудового, экологического воспитания, а также принятия ценности научного познания.
Включённые в экзаменационную работу задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приёмы решения задач и др.), коммуникативные (адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром и др.) и регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания и др.) действия.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
При составлении заданий и экзаменационной работы в целом учитываются предусмотренные федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обобщённые критерии «знание и понимание», «применение», «функциональность».
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, имеющих кохлеарные импланты участников экзамена с учётом их особых образовательных потребностей адаптированы текстовые части задач, что подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, использование преимущественно общеупотребительной лексики.
Структура и содержание экзаменационной работы
Комплект экзаменационных материалов по математике для ГЭ-7 в устной форме состоит из 15 билетов. Участникам экзамена должна быть предоставлена возможность выбора экзаменационного билета, при этом номера и содержание задания экзаменационных билетов не должны быть известны участнику экзамена в момент выбора экзаменационного билета из предложенных.
Каждый билет состоит из 3 заданий, первое и второе задание (теория начальной геометрии) участник экзамена должен объяснить устно, доказать теорему, рассказать свойства, определения и ответить на вопросы экзаменационной комиссии, третье задание содержит две альтернативные задачи ( решить письменно и объяснить).
Задания построены с учётом в том числе следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
«15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
- владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
- владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
- умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения».
Каждый билет содержит 3 заданий, контролирующих элементы содержания курса математики Геометрия, автор. Л. С .Атанасян - 7 кл;
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
Таблица 1
При проверке математической подготовки участников экзамена оценивается уровень, на котором сформированы следующие умения:
- воспроизводить определения математических объектов, формулировки теорем и их доказательства, сопровождая их необходимыми чертежами, рисунками, схемами;
- использовать изученную математическую терминологию и символику;
- приводить примеры геометрических фигур и конфигураций, примеры применения изученных свойств, фактов и методов;
- отвечать на вопросы, связанные с изученными математическими фактами, понятиями и их свойствами, с методами решения задач;
- чётко, грамотно, логично излагать свои мысли;
- решать геометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Продолжительность подготовки ответа на задания билета
Для подготовки ответа на вопросы билета участнику экзамена предоставляется 10 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено при проведении ГЭ-7, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.
Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом билета. При выполнении заданий ГЭ-7 в устной форме разрешается пользоваться линейкой, циркулем.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 3 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 4
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
Система оценивания ответов участников экзамена
Ответы на каждое задание оцениваются максимально 2 первичными баллами, также добавляется 2 балла за ответы на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии. А также добавляется 1-3 балла за вторую задачу (Б).
Обобщённая схема оценивания устного ответа каждого задания включает две составляющих:
- озвученная последовательность рассуждений или логика решения;
- озвученный ответ.
Оценивание выполнения каждого задания на экзамене по математике осуществляется в соответствии со следующими критериями.
Таблица 2
Критерии оценивания выполнения задания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, получен верный ответ, ИЛИ допущены несущественные неточности, которые не привели к неверному ответу | 2 |
Ответ экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью и последовательностью изложения, но допущены ошибки/неточности, при этом получен верный ответ, ИЛИ при верной последовательности рассуждений (логике решения) получен неверный ответ ИЛИ озвучен только верный ответ | 1 |
Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям | 0 |
Максимальный балл | 2 |
* При оценивании устного ответа экзаменуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата учитываются их речевые особенности. При наличии объективных ограничений по состоянию здоровья критерий «речевая связность» исключается, не учитываются такие характеристики речи как недостаточная интонационная выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность речи.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 11,
Результатом экзамена является отметка, которая определяется путём перевода первичных баллов, полученных участником экзамена за выполнение всех заданий экзаменационной работы, в пятибалльную систему оценки. Шкала перевода устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
В таблице 3 приведена рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную отметку.
Таблица 3
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов
в пятибалльную отметку
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Диапазон первичных баллов | 0–1 | 2-3 | 4-5 | 6-11 |
В число экспертов, привлекаемых к оцениванию ответов экзаменуемых с нарушением слуха, рекомендуется включать учителя-дефектолога (сурдопедагога).
Изменения в экзаменационных материалах 2025 года по сравнению с 2024 годом
Изменения структуры и содержания экзаменационных материалов отсутствуют.
В каждом задании стало фиксированным число альтернативных заданий – 2.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 5 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 6
Математика. 7 класс ГВЭ (устная форма)
Образец экзаменационного билета
ГЭ-7 (устная форма) 2025 года по ГЕОМЕТРИИ
БИЛЕТ № 1
1.Что изучает геометрия? Из каких разделов она состоит. Неопределяемые понятия в геометрии ( изображение, обозначение).
2.Сформулировать признаки равенства треугольников. Доказать равенство треугольников по двум сторонам и углу между ними.
3.Задача на построение:
А) С помощью транспортира построить угол равный 72о. С помощью циркуля и линейки построить угол, равный данному.
Б) С помощью циркуля и линейки постройте , в котором АВ = 4 см, ВС = 5 см, .
БИЛЕТ № 2
1.Отрезок, луч, угол (определение, изображение, обозначение). Виды углов (величина, изображение).
2. Сформулировать признаки равенства треугольников. Доказать равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам.
3.Задача по теме «Равнобедренный треугольник»:
А) Периметр равнобедренного треугольника равен 36 см, основание – 10 см. Найдите боковую сторону этого треугольника.
Б) Периметр равнобедренного треугольника равен 37 см. Основание меньше боковой стороны на 5 см. Найдите стороны этого треугольника.
БИЛЕТ № 3
1.Измерение отрезков и углов. Единицы измерения и измерительные инструменты.
2. Сформулировать признаки равенства треугольников. Доказать равенство
треугольников по трём сторонам.
3.Задача на построение:
А) С помощью циркуля и линейки постройте прямую, перпендикулярную к данной
прямой и проходящую через данную точку.
Б) С помощью циркуля и линейки постройте , в котором АВ = 6 см,
, .
Математика. 7 класс ГВЭ (устная форма
БИЛЕТ № 4
1.Параллельные и перпендикулярные прямые (определение, изображение, обозначение).
2.Определение равнобедренного треугольника. Сформулировать его свойства и доказать одно из них.
3.Задача по теме «Сумма углов в треугольнике»:
А) В треугольнике АВС проведена биссектриса BD. , . Найдите углы треугольника CBD.
БИЛЕТ №5
1.Треугольник (определение, изображение, элементы треугольника, виды треугольников).
2.Сформулировать признаки параллельности прямых. Доказать параллельность прямых через накрест лежащие углы.
3.Задача по теме «Смежные и вертикальные углы»:
А) Один из смежных углов больше другого на 20о. Найдите эти смежные углы.
Б) Один из смежных углов составляет 0,2 другого. Найдите эти смежные углы.
БИЛЕТ № 6
1.Смежные и вертикальные углы (определение, изображение, свойства).
2.Сформулировать и доказать теорему о сумме углов в треугольнике.
3.Задача на построение:
А) С помощью циркуля и линейки разделите отрезок пополам.
Б) Начертите произвольный остроугольный треугольник АВС и с помощью циркуля и линейки постройте точку пересечения высоты BD и биссектрисы AL этого треугольника.
БИЛЕТ № 7
1.Медиана, биссектриса, высота треугольника (определение, изображение).
2. Сформулировать признаки параллельности прямых. Доказать параллельность прямых через сумму односторонних углов.
3.Задача по теме «Свойства прямоугольных треугольников»:
А) Высота остроугольного треугольника АВС образует со сторонами, выходящими из той же вершины, углы 24о и 38о. Найдите углы треугольника АВС.
Б) Один из углов прямоугольного треугольника равен 60о, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу этого треугольника.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 7 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 8
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
БИЛЕТ № 8
1.Окружность (определение, обозначение, изображение).Провести и дать определение радиуса, диаметра, хорды в окружности.
2.Сформулировать свойства прямоугольного треугольника. Доказать свойство о сумме острых углов в прямоугольном треугольнике.
3.Задача по теме «Параллельные прямые»:
А) k Докажите, что прямые d и e параллельны.
39o d
e
141o
Б) Отрезок ВК – биссектриса треугольника АВС. Через точку К проведена прямая, пересекающая сторону ВС в точке М так, что ВМ = МК. Докажите, что КМ || АВ.
БИЛЕТ № 9
1. Внешний угол треугольника (определение, изображение, обозначение).
2. Сформулировать признаки параллельности прямых. Доказать параллельность прямых через соответственные углы.
3.Задача на построение:
А) С помощью транспортира постройте угол равный 120о. С помощью циркуля и линейки постройте биссектрису данного угла.
Б) С помощью циркуля и линейки постройте , в котором АВ = 5 см, ВС = 6 см, АС = 7 см.
БИЛЕТ № 10
1.Равнобедренный треугольник (определение, изображение, свойства).
2. Дать определение перпендикулярных прямых. Доказать теорему о двух прямых, перпендикулярных к третьей.
3. Задача по теме «Признаки равенства треугольников»:
Равные отрезки AB и CD точкой пересечения O делятся пополам. Докажите, что .
БИЛЕТ № 11
1.Дать определение параллельных прямых. Перечислить углы, образованные при пересечении двух прямых третьей.
2.Сформулировать и доказать теорему «Неравенство треугольника».
3.Задача на построение:
А) С помощью циркуля и линейки постройте серединный перпендикуляр к данному отрезку.
Математика. 7 класс ГЭ (устная форма)
БИЛЕТ № 12
1.Прямоугольный треугольник (определение, его элементы, свойства).
2.Дать определение смежных углов. Сформулировать и доказать их свойство.
3.Задача по теме «Признаки равенства треугольников»:
На боковых сторонах равнобедренного треугольника АВС отложены равные отрезки BM и BN. BD – медиана треугольника. Докажите, что MD = ND.
БИЛЕТ № 13
1.Аксиома параллельных и её следствия.
2.Сформулировать и доказать свойство внешнего угла треугольника.
3. Задача по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»:
Докажите равенство прямоугольных треугольников по катету и противолежащему углу.
БИЛЕТ № 14
1.Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до прямой и между параллельными прямыми.
2. Сформулировать свойства прямоугольного треугольника. Доказать свойство катета, лежащего против угла в 30о.
3. Задача по теме «Измерение углов»:
Луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, равного 120о. Найдите угол АОС, если угол АОС меньше угла СОВ в 2 раза.
БИЛЕТ № 15
1.Медиана в треугольнике. Сформулировать свойство медианы в равнобедренном и прямоугольном треугольниках.
2.Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников. Доказать один их них.
3. Задача по теме «Параллельные прямые»:
Отрезки CD и AB пересекаются в точке О так, что АО = ОВ, CO=OD. Докажите, что AC || DB.
В практической части задачи под буквой А) – 1 уровень сложности, задачи под буквой Б) – 2 уровень сложности.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 10
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и н
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты для проведения устного экзамена по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна.
Билеты....

Рабочие программы по геометрии 2024-2025 уч.г.
Рабочие программы по геометрии на 2024-2025 учебный год...
Методическое пособие для проведения устного экзамена по геометрии
Данное методическое пособие предназначено для учителей математики как общеобразовательных школ, так и в школах с углубленным изучением математики при работе с любым учебником....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МЫ – БУДУЩЕЕ ЮГРЫ» НА 2024-2025 ГГ. (5-9 КЛАСС)
Пояснительная запискаВ настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при ко...
Путешествие в геометрию (2024-2025 учебный год)
Задание для формирования и развития познавательных, регулятивных , коммуникативных УУД средствами математики...

Спецификация Устного экзамена по геометрии 2024-2025 учебный год 8 класс
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 8 класса, проводимой в целях определения ...












