Спецификация Устного экзамена по геометрии 2024-2025 учебный год 8 класс
учебно-методический материал по геометрии (8 класс)
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 8 класса, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГЭ проводится для обучающихся класса, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, экстернов – детей- инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Согласовано председателем НМС ФГБНУ «ФИПИ» по КИМ для участников ГИА с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья
(протокол НМС № 1 от 07.11.2024 г.) Утверждено приказом ФГБНУ «ФИПИ» № 427-П от 14.11.2024 г.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационных материалов для проведения в 2025 году государственного экзамена по образовательным программам основного общего образования (устная форма) по ГЕОМЕТРИИ
- Назначение экзаменационной работы
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 8 класса, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ГЭ проводится для обучающихся класса, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, экстернов – детей- инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.
ГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292).
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационных материалов ГЭ-8 определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС):
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями 2014–2022 гг.);
- письмо Рособрнадзора от 19.12.2023 № 04-389.
Детализированные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые на
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
основе ФГОС 2021 г., являются преемственными по отношению к требованиям ФГОС 2010 г.
При разработке экзаменационных материалов ГЭ-8 учитывается содержание федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями)), федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Общие подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы
При разработке структуры и отборе содержания экзаменационной работы реализованы системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений обучающихся.
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (на основе ФГОС 2021 г.) отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. Содержание и результаты выполнения заданий ГЭ связаны в том числе с достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы в части физического, трудового, экологического воспитания, а также принятия ценности научного познания.
Включённые в экзаменационную работу задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приёмы решения задач и др.), коммуникативные (адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром и др.) и регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания и др.) действия.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 2
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
При составлении заданий и экзаменационной работы в целом учитываются предусмотренные федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обобщённые критерии «знание и понимание», «применение», «функциональность».
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, имеющих кохлеарные импланты участников экзамена с учётом их особых образовательных потребностей адаптированы текстовые части задач, что подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, использование преимущественно общеупотребительной лексики.
Структура и содержание экзаменационной работы
Комплект экзаменационных материалов по математике для ГЭ-8 в устной форме состоит из 15 билетов. Участникам экзамена должна быть предоставлена возможность выбора экзаменационного билета, при этом номера и содержание задания экзаменационных билетов не должны быть известны участнику экзамена в момент выбора экзаменационного билета из предложенных.
Каждый билет состоит из 3 заданий, первое и второе задание (теория начальной геометрии) участник экзамена должен объяснить устно, доказать теорему, рассказать свойства, определения и ответить на вопросы экзаменационной комиссии, третье задание содержит две альтернативные задачи ( решить письменно и объяснить).
Задания построены с учётом в том числе следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
«15) для слепых и слабовидящих обучающихся:
- владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
- владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
- умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения».
Каждый билет содержит 3 заданий, контролирующих элементы содержания курса математики Геометрия, автор. Л. С .Атанасян – 7-9 кл;
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Таблица 1
При проверке математической подготовки участников экзамена оценивается уровень, на котором сформированы следующие умения:
- воспроизводить определения математических объектов, формулировки теорем и их доказательства, сопровождая их необходимыми чертежами, рисунками, схемами;
- использовать изученную математическую терминологию и символику;
- приводить примеры геометрических фигур и конфигураций, примеры применения изученных свойств, фактов и методов;
- отвечать на вопросы, связанные с изученными математическими фактами, понятиями и их свойствами, с методами решения задач;
- чётко, грамотно, логично излагать свои мысли;
- решать геометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Продолжительность подготовки ответа на задания билета
Для подготовки ответа на вопросы билета участнику экзамена предоставляется 10 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено при проведении ГЭ-8, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.
Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом билета. При выполнении заданий ГЭ-8 в устной форме разрешается пользоваться линейкой, циркулем.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 3 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 4
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Система оценивания ответов участников экзамена
Ответы на каждое задание оцениваются максимально 2 первичными баллами, также добавляется 2 балла за ответы на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии. А также добавляется 1-3 балла за вторую задачу (Б).
Обобщённая схема оценивания устного ответа каждого задания включает две составляющих:
- озвученная последовательность рассуждений или логика решения;
- озвученный ответ.
Оценивание выполнения каждого задания на экзамене по математике осуществляется в соответствии со следующими критериями.
Таблица 2
Критерии оценивания выполнения задания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, получен верный ответ, ИЛИ допущены несущественные неточности, которые не привели к неверному ответу | 2 |
Ответ экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью и последовательностью изложения, но допущены ошибки/неточности, при этом получен верный ответ, ИЛИ при верной последовательности рассуждений (логике решения) получен неверный ответ ИЛИ озвучен только верный ответ | 1 |
Другие случаи, не соответствующие указанным выше критериям | 0 |
Максимальный балл | 2 |
* При оценивании устного ответа экзаменуемых с нарушениями опорно-двигательного аппарата учитываются их речевые особенности. При наличии объективных ограничений по состоянию здоровья критерий «речевая связность» исключается, не учитываются такие характеристики речи как недостаточная интонационная выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность речи.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 11,
Результатом экзамена является отметка, которая определяется путём перевода первичных баллов, полученных участником экзамена за выполнение всех заданий экзаменационной работы, в пятибалльную систему оценки. Шкала перевода устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
В таблице 3 приведена рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в пятибалльную отметку.
Таблица 3
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов
в пятибалльную отметку
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Диапазон первичных баллов | 0–1 | 2-3 | 4-5 | 6-11 |
В число экспертов, привлекаемых к оцениванию ответов экзаменуемых с нарушением слуха, рекомендуется включать учителя-дефектолога (сурдопедагога).
Изменения в экзаменационных материалах 2025 года по сравнению с 2024 годом
Изменения структуры и содержания экзаменационных материалов отсутствуют.
В каждом задании стало фиксированным число альтернативных заданий – 2.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 5 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 6
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Образец экзаменационного билета
ГЭ-8 (устная форма) 2025 года по ГЕОМЕТРИИ
Билет №1.
1.Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Доказать, что диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.
2.Определение синуса острого угла прямоугольного треугольника. Чему равны значения синуса для углов 300 , 450 , 600?
3. В выпуклом пятиугольнике длины сторон относятся как 5: 7: 8 : 9: 10, а его периметр равен 117 см. Найти наибольшую сторону пятиугольника.
4. В трапеции АВСД с большим основанием АД диагональ АС перпендикулярна к боковой стороне СД, углы ВАС и САД равны. Найти АД, если периметр трапеции равен 20см, а угол Д равен 600.
Билет №2.
1.Параллелограмм. Признаки параллелограмма (доказать один из признаков).
2.Определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника. Чему равны значения косинуса для углов 300 , 450 , 600?
3. В параллелограмме АВСД высота, опущенная на сторону СД, делит её пополам и образует со стороной ВС угол 300, АВ = 12см. Найти периметр параллелограмма.
4. Дан треугольник, стороны которого равны 5см, 8см, 7см. Найти периметр треугольника, вершинами которого являются середины сторон данного треугольника.
Билет №3.
1.Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Доказать, что диагонали прямоугольника равны.
2.Определение тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Чему равны значения тангенса для углов 300 , 450 , 600?
3. В равнобедренной трапеции АВСД диагональ ВД перпендикулярна боковой стороне, угол А равен 600 , АД = 24см., ВС = 12см. Найти периметр трапеции.
4. Центральный угол АОВ на 300 больше вписанного угла, опирающегося на дугу АВ. Найти каждый из этих углов.
Билет №4.
1.Ромб. Свойства ромба. Доказать, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
2.Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников.
3.В ромбе АВСД биссектриса угла ВАС пересекает сторону ВС и диагональ ВД соответственно в точках М и К, угол АМС равен 1200 . Найти величину угла АКВ.
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма
Билет №5.
1.Квадрат. Свойства квадрата. Доказать, что если в ромбе диагонали равны, то ромб является квадратом.
2.Центральный угол. Свойство центрального угла.
3. Высота ВД треугольника АВС делит сторону АС на отрезки, равные 7 см. и 4 см. Площадь треугольника равна 55см» . Найти длину ВД.
4. В окружность вписан равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. Найти углы треугольника, если дуга ВС равна 1020.
Билет №6.
1.Доказать теорему о вычислении площади параллелограмма.
2. Вписанная окружность, центр вписанной окружности. Свойство сторон четырёхугольника, описанного около окружности.
3.В треугольнике АВС угол А = 750 , угол В = 300 , АВ = 10см. Найти площадь треугольника.
Билет №7.
1.Доказать теорему о вычислении площади треугольника. Как вычислить площадь прямоугольного треугольника?
2. Описанная окружность, центр описанной окружности. Свойство углов четырёхугольника, вписанного в окружность.
3. Основания прямоугольной трапеции равны 10см и 22см, а большая боковая сторона15см. Найти площадь трапеции.
4. Трапеция ВСНМ с основанием ВМ вписана в окружность. Найти углы С, Н, М, если угол В равен 760 , и определите вид трапеции.
Билет №8.
1.Доказать теорему о вычислении площади трапеции.
2.Вписанный угол. Следствия, вытекающие из теоремы о вписанном угле.
3. Периметр треугольника равен 40см, две его стороны равны 15см и 9см. Найти отрезки, на которые биссектриса треугольника делит его третью сторону.
4. Найти площадь прямоугольника, если одна из его сторон 5 см, а угол между диагоналями равен 600
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 7 © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 8
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Билет №9.
1.Доказать теорему Пифагора.
2.Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.
3. Стороны параллелограмма равны 6см и 7см, угол между ними 600 . Найти высоты параллелограмма.
4. Площадь прямоугольной трапеции равна 120см2 , а её высота равна 8см. Найти все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6см.
Билет №10.
1.Определение средней линии треугольника. Доказать теорему о средней линии треугольника.
2.Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
3. АВ и ВС отрезки касательных, проведённых к окружности с центром О радиуса 6см. Найти периметр четырёхугольника АВСО, если угол АВС равен 600 .
4. Смежные стороны параллелограмма равны 32см и 26см., а один из его углов равен 1500 . Найти площадь параллелограмма.
Билет №11.
1.Доказать, что высота прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, разделяет треугольник на подобные треугольники. Сформулировать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
2.Сформулировать теорему обратную теореме Пифагора.
3. Хорды АВ и СД пересекаются в точке Е. Найти длину АВ, если СЕ = 8см, ДЕ = 9см, а длина АЕ в 2 раза больше длины ВЕ.
4. Одна из диагоналей ромба на 4см больше другой, а площадь ромба равна 96см2 . Найти сторону ромба.
Билет №12.
1.Касательная к окружности, точка касания прямой к окружности. Доказать теорему о свойстве касательной.
2.Дать определение подобных треугольников. Теорема об отношении площадей подобных треугольников.
3. В равнобедренном треугольнике основание равно 20см. а угол между боковыми сторонами равен 1200 . Найти высоту, проведённую к основанию.
4. Площадь прямоугольного треугольника равна 24см2 , а один из его катетов равен 6см. Найти длину средней линии, параллельной другому катету.
Билет №13.
1.Доказать, что отрезки касательных к окружности, проведённые из одной точки, равны и составляют углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.
2.Сформулировать свойство медиан треугольника пересекающихся в одной точке.
3. Один из углов ромба на 400 больше другого. Найти углы треугольника ВОС, если О – точка пересечения диагоналей.
4. Найти площадь равнобедренной трапеции, если её основания равны 5см и 17см, а боковая сторона равна 10см.
Математика. 8 класс ГЭ (устная форма)
Билет №14.
1.Вписанный угол. Теорема о вписанном угле.
2.Трапеция. Виды трапеции. Свойства равнобокой трапеции.
3. Найти площадь равнобедренного треугольника, если его основание равно 30см, боковая сторона равна 17см.
4. Треугольник АВС – равнобедренный с основанием АС, АД – его высота, ВД = 16см,
ДС =4см. Найти основание АС и высоту АД.
Билет №15.
1.Доказать теорему об отрезках пересекающихся хорд.
2.Теорема Фалеса. Деление отрезка на п-равных отрезков.
3. Найдите периметр прямоугольника, если его площадь равна 40 см2 и одна сторона больше другой на 3 см
4. АМ и ВК – медианы треугольника АВС. Определить вид четырёхугольника АВМК и найти его периметр, если АВ =14см, ВС = 12см, АС = 18см.
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 10
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и н
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты для проведения устного экзамена по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна.
Билеты....

Рабочие программы по геометрии 2024-2025 уч.г.
Рабочие программы по геометрии на 2024-2025 учебный год...
Методическое пособие для проведения устного экзамена по геометрии
Данное методическое пособие предназначено для учителей математики как общеобразовательных школ, так и в школах с углубленным изучением математики при работе с любым учебником....
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МЫ – БУДУЩЕЕ ЮГРЫ» НА 2024-2025 ГГ. (5-9 КЛАСС)
Пояснительная запискаВ настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при ко...
Путешествие в геометрию (2024-2025 учебный год)
Задание для формирования и развития познавательных, регулятивных , коммуникативных УУД средствами математики...

Спецификация Устного экзамена по геометрии 2024-2025 учебный год 7 класс
Государственный экзамен (ГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования геометрия 7 класса, проводимой в целях определения ...



