РАЗРАБОТКА УРОКА " СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ".ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС
методическая разработка по геометрии (10 класс)

Ионова Лариса Александровна

Два урока по теме " Скрещмвающиеся прямые". На первом введение понятия скрещивающихся прямых, на втором - закрепление, решение задач по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_urokov_po_teme.docx78.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка уроков по теме

«Скрещивающие прямые»

Урок 1
СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ

Цель: доказать признак скрещивающихся прямых, теорему о проведении через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой.

Ход урока

I. Работа над ошибками.

II. Объяснение нового материала. Вспомнить различные случаи взаимного расположения прямых в пространстве (урок № 6).

Рассмотреть различные пары скрещивающихся прямых на моделях многоугольников, наблюдая факт, зафиксированный в признаке скрещивающихся прямых.

Например, ABCDA1B1C1D1 – куб. АА1 и DC – скрещивающиеся ребра. В каких плоскостях лежит прямая CD? Как располагается прямая АА1 по отношению к этим плоскостям?

ABCA1B1C1 – призма. ВВ1 и А1С1 – скрещивающиеся ребра. В каких плоскостях лежит прямая ВВ1? Как располагается прямая А1С1 по отношению к этим плоскостям?

АBCD – пирамида. Рассуждаем аналогично. Наблюдаем: прямые являются скрещивающимися, если одна прямая лежит в некоторой плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой. 

Если учащиеся упустили выделенный в формулировке факт, то привести контрпример – пересекающиеся прямые.

Доказать признак скрещивающихся прямых.

Для «открытия» учащимися факта второй теоремы опять обратиться к рассмотрению моделей, каждый раз отвечая на вопросы: назовите плоскость, проходящую через одну из скрещивающихся прямых параллельно другой прямой? Сколько таких плоскостей?

При рассмотрении третьей модели должна возникнуть проблема – можно ли через одну из скрещивающихся прямых построить плоскость, параллельную другой прямой? Учащимся предлагается построить такую плоскость.

Дано:  ABCD.

Построить α : АВ α, СD || α.

Анализ

Предположим, что плоскость α построена. Тогда в ней найдется какая-либо прямая MN, параллельная прямой CD. Прямые АВ и MN пересекаются и однозначно определяют плоскость α.

Построение

1. Построить MN  AB, MN || CD.

2. (MN, AB) ≡ α.

3. α – единственная.

Таким образом, мы доказали теорему, что через каждую из двух скрещивающихся прямых проходит плоскость, параллельная другой прямой, и притом только одна.

III. Решение задач.

№ 34 (решать устно, требовать, чтобы учащиеся проговаривали формулировки признаков).

№ 36.

Дано: a || b, c a, c b.

Доказать, что bc.

Чтобы утверждать, что b и c – скрещивающиеся прямые, что надо доказать? (Что одна из них лежит в некоторой плоскости, а другая пересекает эту плоскость.)

Через какие прямые мы можем провести плоскость? (Через пересекающиеся, через параллельные.)

Если мы проведем плоскость α через пересекающиеся прямые а и с, то прямая b, будет параллельна плоскости α. То есть нужно провести плоскость α через параллельные прямые а и b.

1. (a, b) ≡ α.

2.

3.  (по признаку).

Домашнее задание: теория (п. 7), № 35 (воспользуйтесь методом от противного), № 37.

Урок 2
СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ

Цель: закрепить навык использования признака скрещивающихся прямых при решении задач.

Ход урока

I. Опрос у доски (знание теорем, их доказательств). 

II. Проверка домашнего задания.

III. Устная работа.

1. Какие прямые называются скрещивающимися?

2. Сформулируйте признак скрещивающихся прямых.

3. Выясните взаимное расположение прямых:

АD и В1С1;

ВС и СС1;

СС1 и АВ;

СС1 и АА1;

А1В1 и СD;

MN и АВ;

MN и А1В1;

MN и АD;

MN и В1С1.

4. Верно ли утверждение: если две прямые не имеют общих точек, то они параллельны?

5. Две прямые параллельны некоторой плоскости. Могут ли эти прямые: а) пересекаться? б) быть скрещивающимися?

6. Могут ли скрещивающиеся прямые а и b быть параллельными прямой с? Ответ обоснуйте.

7. Даны две скрещивающиеся прямые а и b. Точки А и А1 лежат на прямой а,  точки  В  и  В1 – на прямой b.  Как будут расположены прямые АВ и А1В1?

8. Прямая а скрещивается с прямой b, а прямая b скрещивается с прямой с. Следует ли из этого, что прямые а и с скрещиваются?

9. Каково должно быть взаимное расположение трех прямых, чтобы можно было провести плоскость, содержащую все прямые?

10. Можно ли провести прямую, пересекающую каждую из трех скрещивающихся прямых?

11. Даны две пересекающиеся плоскости α и β. В плоскости α лежит прямая а, а в плоскости β – прямая b. Лежат ли прямые а и b в одной плоскости, если известно, что они пересекают линию пересечения плоскостей α и β: а) в одной точке; б) в разных точках?

12. Даны две параллельные плоскости α и β. В плоскости α лежит прямая а, а в плоскости β – прямая b. Каковы возможные случаи взаимного расположения прямых а и b?

13. В плоскости двух параллельных (пересекающихся) прямых а и b дана точка С, не лежащая на этих прямых. Прямая с проходит через точку С. Как может быть расположена прямая с относительно прямых а и b?

IV. Решение задач. 

№ 39.

Дано:  АВ  СD.

Доказать, что AD BC.

Доказательство

1. (A, C, D) = α.

2.

3.  (по признаку).

№ 41.

Дано: а  b.

Может ли а || с и b || c.

Пусть а || с и b || c, тогда а || b. Противоречие условию.

№ 42.

Дано: ABCD – параллелограмм, ABEK – трапеция, ЕK(ABC).

а) Выясните взаимное расположение прямых CD и ЕK.

б) Найдите РABEK, если АВ = 22,5 см, ЕK = 27,5 см, в трапецию можно вписать окружность.

1.

2. Так  как  в  трапецию  можно  вписать  окружность,  то АВ + ЕK =
= АK + ВЕ
. РABEK  = 2 ∙  (22,5 + 27,5) = 2 ∙  50 = 100 см.

№ 43.

Дано: ABCD – пространственный четырехугольник. М, N, Р, K – середины АС, АD, ВD, ВС соответственно.

Доказать, что MNPK – параллелограмм.

1. МK – средняя линия Δ АВС
 МK || АВ, МK = АВ.

2. NP – средняя линия Δ АDB  NP || АВ, NP = АВ.

3.  – параллелограмм.

№ 101.

Дано:  ABCD – тетраэдр.

АМ = МС, AF = FB, AN = ND,

ВР = РD, СK = KВ, DE = ЕC.

Доказать, что MP NK EF = Q.

Доказательство

1. MNPK – параллелограмм (см. № 43)
 MP NK = Q, MQ = QP.

2. MNPK  –  параллелограмм  (аналогично)  МР EF = Q1, MQ1 =
= Q
1Р.

3.

4. MP NK EF = Q.

Домашнее задание: теория (п. 7), №№ 38, 93, 94, 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Скрещивающиеся прямые» 10 класс

Разработка соответствует технологии модульного обучения. Урок адаптирован в 10 классе....

Презентация к уроку по теме "Скрещивающиеся прямые". Геометрия. 10 класс.

Данная презентация предназначена для введения нового понятия "Скрещивающиеся прямые". 10 класс. Геометрия....

Разработка урока - обозрения по геометрии в 9 « А» классе по теме: «Некоторые сведения о развитии геометрии»

Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями из геометрии.Учить использовать дополнительную литературу, а также технические средства для сбора информации (интернет).Закрепить ранне...

Фрагмент урока "Параллельные прямые" Геометрия 7 класс.

Фрагмент урока геометрии в 7 классе: «Определение параллельных прямых»Тип урока: урок изучение новогоЦель: ввести понятие параллельных рпямых...

Методическая разработка урока. Параллельность прямых.7 класс

Урок обобщения по теме "Параллельность прямых"...

Презентация к уроку "Скрещивающиеся прямые"

Презентация к уроку "Скрещивающиеся прямые" содержит подборку задач от простых до сложных, предназначенных для отработки этой темы и усвоения знаний обучающимися....

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"

Разработка урока "Построение прямой, параллельной к данной прямой"...