Интегрированный урок - геометрия с башкирской литературой
методическая разработка по геометрии (8 класс)
- Повторить основные геометрические понятия: осевая и центральная симметрия, поворот, параллельный перенос, свойства прямых и углов, построение простых орнаментов по симметрии.
- Научить применять эти понятия при создании симметричных узоров (орнаментов).
- Интегрировать знания о башкирских литературных образах и символике орнамента: краткая информационная справка и связь мотивов с фольклором.
- Выполнить мини-проект: создать фрагмент башкирского орнамента с использованием геометрических преобразований.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 972.01 КБ | |
| 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орна́мент ( лат. ornamentum « украшение ») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов ( утварь , орудия и оружие , текстильные изделия , мебель , книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ).
. Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу. Также искусство орнамента связано с созданием тамга, знаков собственности башкирских родов. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе. Это символико – графический язык народа
Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур
Основные элементы башкирского орнамента Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия Солярный знак - солнце Сердечко – гостеприимство
S – образный элемент Гусиная лапка Ромб – символ земледелия
Птичьи головки Цветок, тирме Восьмиконечная звезда
Ступенчатый ромб Пастбище Дерево
Бегущая волна Дорожка защищающая от злых духов, болезней Гребень
Кускар символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков
Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, изменяется то в своей плоскости, то за своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.
Цвет в башкирском орнаменте Семантика зеленого цвета для всех народов мира едина – символ пышной растительности, процветания, благополучия, долголетия, молодости. Зеленый цвет соседствует с красным, образуя веселый, контрастный и яркий колористический строй. Желтый цвет - цвет солнца, золота. Особо почитаемый. Символизирует богатство, власть. Желтый цвет в башкирском орнаменте используется на темном фоне: черном, красном, сочетается с зеленым.
Белый цвет – почитаем всеми народами. Он олицетворяет светлое жизненное начало, символизирует древний свет и материнское молоко. Семантика святость и целомудрие. Красный цвет – символизирует здоровье, продолжение рода. В изделиях народных мастеров он выступает как активный фон или орнаментальный мотив
Синий цвет – бездонное небо, безмятежное спокойствие природы. Синий цвет связан с реками и с водопадами, которые традиционно в мировоззрении тюркских народов символизировали вход в подземное царство, связь с потусторонним миром. Коричневый цвет в учении Корана цвет гибели и распада зеленых растений, ассоциируется с серо – коричневой гаммой поздней осени. Семантическое значение горе, смерть.
Предварительный просмотр:
Предмет: интегрированный урок геометрия с башкирской литературой
Класс: 8
Тема: Башкирский орнамент и узоры в геометрии
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений
Длительность: 45 минут
Соответствие ФГОС: развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных результатов; формирование умения применять геометрические знания в проектной и практической деятельности; связность межпредметных связей, культурно-исторический компонент.
Цели урока:
- Образовательная: систематизировать и обобщить знания по теме «Преобразования фигур, симметрия, центры и оси симметрии, понятие углов и простых геометрических построений» через практическое применение при создании башкирского орнамента.
- Развивающая: развивать пространственное мышление, навыки геометрического конструирования, проектного планирования и эстетическое восприятие национального искусства.
- Воспитательная: формирование уважительного отношения к культуре и литературе Башкортостана, развитию эстетического вкуса и коллективной деятельности.
Задачи урока:
- Повторить основные геометрические понятия: осевая и центральная симметрия, поворот, параллельный перенос, свойства прямых и углов, построение простых орнаментов по симметрии.
- Научить применять эти понятия при создании симметричных узоров (орнаментов).
- Интегрировать знания о башкирских литературных образах и символике орнамента: краткая информационная справка и связь мотивов с фольклором.
- Выполнить мини-проект: создать фрагмент башкирского орнамента с использованием геометрических преобразований.
- Организовать рефлексию и контроль усвоения.
Методы урока:
- Словесные: объяснение, беседа, вопросы по тексту.
- Наглядные: демонстрация образцов орнаментов, схем построения (словесное описание схем и пошаговые инструкции).
- Практические: конструирование орнамента, чертёж с использованием линейки и угольника.
- Исследовательские и проектные: мини-проект в группах.
- Контролирующие: устный опрос, самопроверка, учительская проверка работ, взаимооценка.
Оборудование и материалы:
- Рабочие листы с заданиями, бумага в клетку/чистая (А4), линейки, угольники, циркуль, цветные карандаши, образцы башкирских орнаментов и выдержки из башкирской литературы (тексты/цитаты), карточки с заданиями для групп.
- Проектор, презентация
Ход занятия
- Организационный момент (1 минута)
- Учитель: приветствует класс, проверяет готовность к уроку.
- Вопрос к классу: «Кто работает в команде?» (распределение на 3–4 группы по 4–5 человек заранее или в начале урока).
- Мотивация и ввод в тему (4 минуты)
Учитель (сообщение): «Сегодня мы систематизируем знания по симметрии и преобразованиям и применим их для создания башкирского орнамента. Орнамент — часть культуры и литературы народа; он несёт символику и образы. Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов. Предназначен для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.
Особенности:
- Симметричен, содержит протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет — тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д.. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур.
- Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента. Например, женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб — символ земли-пашни.
- Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко — обозначает гостеприимство.
- Вопросы для включения: «Какие геометрические преобразования вы помните?»; «Какие виды симметрии существуют?» Ожидаемые ответы: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот.
- Целеполагание и план урока (1 минута)
- Учитель формулирует цель урока вместе с учащимися: «Сегодня мы должны повторить и закрепить способы геометрических преобразований и применить их для построения орнамента». Объявляет этапы: повторение, практикум в группах, защита мини-проектов, рефлексия.
- Актуализация знаний — краткое повторение (6 минут)
- Учитель задаёт вопросы (устно, быстрый опрос):
- Что такое осевая симметрия? Приведите пример. (Учащийся: отражение относительно прямой.)
- Как построить образ точки при центральной симметрии? (У: провести через центр и отложить равный отрезок в противоположную сторону.)
- Как задать поворот на 90 градусов вокруг точки? (У: описать последовательность построений, использовать транспортир.)
- Связь между параллельным переносом и равенством углов? (У: параллельный перенос сохраняет длины и углы.)
- Учитель фиксирует типичные ошибки и кратко их корректирует.
- Демонстрация образца орнамента и разбор геометрических приёмов (6 минут)
- Учитель устно описывает образец башкирского орнамента (мотивы: цветок, ромб, волна, геометрические переплетения). Указывает, какие преобразования использованы: повторение мотивов через перенос, симметричное отражение осями, повороты на 180 градусов и 90 градусов.
- Контрольный вопрос: «Какие фигуры и преобразования вы бы использовали для получения данного мотива?» (Ожидается: ромбы через параллельный перенос, зеркальные элементы через осевую симметрию, элементы-розетки через поворот.)
- Практическая часть — мини-проект в группах (20 минут)
- Инструкция учителя (пошагово):
a) Каждая группа получает задание: разработать фрагмент башкирского орнамента размером 8х8 клеток (или на листе формата А4), включив минимум два вида геометрических преобразований (например, осевая симметрия + поворот, или перенос + центральная симметрия).
b) Обязательное условие: в орнаменте должен присутствовать не менее одного симметричного мотива (ось или центр) и повторяющийся элемент, выполненный с помощью параллельного переноса.
c) Группе даётся лист с базовой сеткой/координатной разметкой и текстовый фрагмент (краткая выдержка из башкирского произведения или пояснение символики мотива).
d) Роли в группе: координатор, чертёжник, докладчик, контролёр качества.
- Деятельность учащихся: 1) Планируют эскиз (2–3 мин). Учитель проходит по группе, задаёт вопросы: «Какой элемент вы выбрали? Какие преобразования примените? Как обеспечить симметрию? А вы знаете историю создания орнамента у башкир?
История создания башкирских орнаментов
В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.
Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.
Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.
2) Выполняют конструкцию: строят базовый рисунок, применяя понятия: ось симметрии (провести прямую), построить отражение точки/фигуры, выполнить поворот на 90 градусов или180 градусов , выполнить параллельный перенос клетки/повтора мотивов. (12–15 мин)
3) Готовят короткую презентацию (1–2 минуты): объясняют, какие преобразования использовали и почему выбран мотив связан с башкирской культурой (связь с текстом/символикой).
- Формы контроля в этом этапе: учитель наблюдает, задаёт корректирующие вопросы, проверяет чертёж и соответствие условиям.
Текстовые подсказки и вопросы для групп (раздаются на карточках):
- «Обозначьте ось симметрии. Какие точки/фигуры отражаются?»
- «Покажите на чертеже пары точек, симметричных относительно заданной оси.»
- «Постройте поворот мотива на 90 градусов вокруг заданной точки. Как изменится положение координат вершины?»
- «Сделайте последовательность параллельных переносов для создания ячеистой структуры.»
- Защита мини-проектов и взаимная оценка (5 минут)
- Каждая группа (по 1–2 ученика) кратко (не более 1 минуты) представляет результат: демонстрирует эскиз, называет применённые преобразования, кратко объясняет связь с башкирской культурой/литературой.
- Класс и учитель дают быструю оценку по критериям: соответствие условиям (использованы минимум 2 преобразования), аккуратность чертежа, обоснование культурной связки. (Форма: +/– при каждом критерии, устно).
- Итоги урока и рефлексия (2 минуты)
- Учитель подводит итог: ключевые достижения, типичные ошибки, обращает внимание на применение геометрии в искусстве и культуре.
- Рефлексия (учащиеся устно или в тетради: 1–2 предложения):
- Что нового я узнал?
- Что получилось хорошо? Что затруднило?
- Оцените работу своей группы по шкале 1–5 и обоснujte выбор одной фразой.
- Домашнее задание и дополнительные задания (см. блок ниже) (1 минута)
Дополнительные задания
В конце урока (для закрепления, на уроке или как домашнее):
- Набор заданий для тренировки (типовые):
- Постройте в клетчатой тетради ромб, центр которого совпадает с узлом сетки, и выполните его отражение относительно вертикальной оси. Опишите координаты вершин до и после отражения.
- На листе постройте фрагмент орнамента, используя поворот на 180 градусов вокруг заданной точки. Обозначьте центр поворота и покажите соответствие точек.
- Дайте три примера башкирских символов (название + краткое объяснение), которые можно выразить геометрическими фигурами.
- Для более сильных учащихся (самостоятельная исследовательская работа):
- Подготовить мини-проект (3–4 страницы) «История и символика башкирского орнамента»: собрать 3 реальных образца орнамента (фото/рисунки), проанализировать их геометрическую структуру (какие преобразования используются), предложить свой вариант орнамента и описать алгоритм построения шаг за шагом.
- Для домашней практики (упражнения):
- 4 задания на построение: отражение точки, поворот точки на 90 градусов, перенос многоугольника на вектор, построение оси симметрии для заданной фигуры. (Конкретные условия выдать на бумажном листе).
Ожидаемые результаты после проведения урока
Знания:
- Учащиеся вспомнили и уметь определять виды симметрий и геометрических преобразований: осевая, центральная симметрия, поворот, параллельный перенос.
- Умеют описать алгоритм построения образа точки/фигуры при перечисленных преобразованиях.
Умения:
- Выполняют простые геометрические построения (отражение, поворот, перенос) с помощью линейки, угольника и транспортира.
- Применяют геометрические понятия для создания симметричных узоров (орнаментов).
- Осуществляют мини-проектную деятельность в группе: планируют, распределяют роли, защищают продукт.
Коммуникативная и личностная сферы:
- Проявляют уважение к культурному содержанию материала, умеют кратко представлять результаты и аргументировать выбор мотивов.
Формы контроля знаний (детально)
- Входной контроль (во время актуализации знаний):
- Устные вопросы учителя; ответы учащихся фиксируются устно — учитель отмечает пробелы.
- Формирующий контроль (во время практической части):
- Наблюдение за работой групп.
- Карточки с контрольными вопросами, которые должны выполнить учащиеся в процессе.
- Взаимооценка: каждая группа оценивает две другие по заранее заданным критериям (наличие симметрии, корректность построений, художественность).
- Итоговый контроль:
- Моментальная проверка при защите мини-проектов — соответствие заданию (письменный/устный комментарий учителя).
- Домашняя работа как проверочное задание (письменные построения и краткие рассуждения) — учитель проверяет и ставит отметку.
Критерии оценки:
- Полнота соответствия заданию (использованы минимум 2 преобразования): 0–2 балла.
- Точность построений и аккуратность: 0–2 балла.
- Обоснование связи с башкирской культурой/литературой: 0–1 балл.
- Участие в работе группы и защита: 0–1 балл.
Общая шкала: 0–6 баллов, переводимая в отметку по школе.
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
Цель: сформировать навык алгоритмического применения преобразований для получения орнамента.
Типовые задания (на уроке/домашние):
- Дано два соседних ромба в клетке. Постройте их отражение относительно оси, проходящей через середины сторон, и опишите шаги построения.
- Дан треугольник на листе. Выполните поворот на вокруг вершины A и отметьте новые координаты вершин (при использовании сетки). Приведите алгоритм действий.
- Постройте эскиз орнамента, состоящий из повторяющихся ячеек размерами клетки, применяя параллельный перенос по вектору и . Объясните, почему углы и размеры сохраняются.
Форма проверки: учащиеся выполняют задания в тетрадях, по возвращении работы проверяет учитель или одноклассник по чек-листу.
Рефлексия
Предлагается простая структура для рефлексии (2–3 минуты):
- Каждый ученик отвечает письменно или устно на вопросы:
- Что я усвоил(а) на уроке? (кратко 1–2 предложения)
- Что было наиболее трудным?
- Какой вклад я сделал(а) в работу группы?
- Учитель собирает 2–3 реплики для общего комментария, отмечает достижения и даёт рекомендации для дальнейшего обучения (например, повторить построение симметрии, попрактиковаться с поворотами).
Примечания для учителя:
- При нехватке времени сократить практическую часть до 15 минут и увеличить домашнее задание (мини-проект на дом).
- Для оценки культурного компонента заранее подобрать 2–3 иллюстрированных примера орнаментов и короткие тексты из башкирской литературы, чтобы учащиеся могли опираться на них при защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Интегрированный урок "Геометрия лоскута".
Интегрированный урок по геометрии и технологии для обучающихся 9 классов....
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

интегрированный урок геометрия, информатика
Конспект интегированного урока в 8 классе по темам: «Площадь треугольника» и «Работа в текстовом процессоре»...
Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».
Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии "Построение правильных многоугольников" и темы ...
Интегрированный урок математики и башкирского языка: "Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".
Участники проведенияУчитель математики Бикинеева С.Р.: проводит математическую часть, постановку задач, проверку вычислений и методику моделирования исторических фактов математически.Учитель башкирско...

