Интегрированный урок математики и башкирского языка: "Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".
план-конспект урока по математике (6 класс)
Участники проведения
- Учитель математики Бикинеева С.Р.: проводит математическую часть, постановку задач, проверку вычислений и методику моделирования исторических фактов математически.
- Учитель башкирского языка Кузбаева С.С.: проводит чтение и работу с текстом на башкирском, обучение терминологии на башкирском, контроль устной и письменной речи.
Цель урока
Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «проценты, дроби, пропорции» с одновременным ознакомлением учащихся ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя- поэта.
формирование умения переводить исторические факты в математические задачи и решать их.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и башкирского языка:
"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".
Участники проведения
- Учитель математики Бикинеева С.Р.: проводит математическую часть, постановку задач, проверку вычислений и методику моделирования исторических фактов математически.
- Учитель башкирского языка Кузбаева С.С.: проводит чтение и работу с текстом на башкирском, обучение терминологии на башкирском, контроль устной и письменной речи.
Цель урока
Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «проценты, дроби, пропорции» с одновременным ознакомлением учащихся ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя- поэта.
формирование умения переводить исторические факты в математические задачи и решать их.
Задачи
- Образовательные
- Закрепить умения работать с натуральными числами, дробями и процентами, решать задачи на пропорции.
- Обогащать словарный запас по башкирскому языку, отработать чтение и пересказ историко-биографического текста.
- Развивающие
- Развивать логическое мышление, умение моделировать исторические факты математическими выражениями.
- Развивать навыки устной речи и аудирования на башкирском языке.
- Воспитательные
- Воспитание интереса к истории родного края и уважения к башкирской культуре.
Методы и формы работы
- Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический.
- Формы: фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная, интегрированное чтение и пересказ.
Оборудование
Учебники, карточки с задачами и текстами (рус./башк.), таблицы, доска, маркеры, таймер, стикеры для рефлексии.
Время урока: 45 минут
Ход занятия (с распределением ролей учителей)
- Организационный момент (1 минута)
- Оба учителя приветствуют класс. Учитель башкирского кратко проверяет наличие готовых материалов для чтения; учитель математики проверяет готовность к работе с задачами.
- Мотивация и постановка задач (3 минуты)
- Учитель башкирского (на башкирском): кратко вводит тему личностью Салавата Юлаева — кто он, почему важен.
- Учитель математики (на русском): объясняет, что сегодня будем решать математические задачи, основанные на фактах его жизни, и работать с текстом на башкирском.
- Общая формулировка цели урока (учителя вместе).
- Актуализация знаний (5 минут)
- Учитель математики задаёт фронтально вопросы по теме (на русском), учащиеся кратко повторяют ключевые термины на башкирском (учитель башкирского корректирует произношение):
- Что такое дробь? (ученик произносит термин на башкирском)
- Как найти процент от числа?
- Что такое пропорция?
- Цель: освежить базовые навыки.
- Вводный исторический текст и работа с лексикой (3 минуты)
- Учитель башкирского читает короткий текст на башкирском (1–2 минуты): «Салауат Юлаев 1752 йылда тыуған. Ул башҡорт халҡының геройы һәм шағиры булды.»
- Учитель башкирского просит учащихся повторить ключевые слова: «ҡыһарман», «шағир», «йәшәү», «салләмәтлек» (по необходимости).
- Пары учеников кратко пересказывают одну фразу на башкирском (1 минута).
- Основная часть — интегрированная практическая работа (25 минут) Организация: класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с задачей (учитель математики готовит карточки), на каждой карточке — текст задачи на русском и ключевые слова на башкирском (учитель башкирского контролирует правильность перевода и произношения). Время на решение каждой карточки — 6–7 минут. После решения — смена карточек и короткая презентация результатов (по кругу).
Задача 1 (проценты) Текст: «Предположим, продолжительность жизни Салавата — 46 лет. Сколько лет составляют 25% и 10% его жизни?» Решение: a) года b) года Роли: группа решает (под руководством учителя математики), затем один ученик сообщает ответ на башкирском (учитель башкирского помогает с формулировкой).
Задача 2 (дроби) Текст: «В одном сражении участвовало 800 человек. 3/8 составляли верховые. Сколько верховых?» Решение: Роли: математика — проверяет вычисление; башкирский — просит объяснить ход решения на башкирском.
Задача 3 (пропорция/скорость) Текст: «Если Салават проходил в день 24 км, сколько дней понадобится, чтобы пройти 162 км?» Решение: дня = 6 дней и 18 часов. Роли: учитель математики ведёт вычисление; учитель башкирского просит дать ответ в форме предложения на башкирском.
Работа с таблицей/календарём (включено в 25 минут)
- Учитель математики раздаёт таблицу с годами и событиями; ученики вычисляют возраст героя в указанный год (вычитание годов).
- Учитель башкирского просит кратко озаглавить события по-башкирски (1–2 фразы).
- Самостоятельная работа (индивидуально, 5 минут)
Учитель математики раздаёт 3 короткие задачи с историческим контекстом (проценты, дроби, пропорции) для письменного решения.
Примеры:
1) Если 40% отряда = 200 человек, то всего в отряде человек.
2) Если 2/5 отряда — 250 человек, то всего человек.
3) Если 12 стихотворений = творчества, всего .
Учитель башкирского просит записать краткую фразу о решении на башкирском (одно предложение).
Проверка: учитель математики быстро просматривает тетради выборочно, учитель башкирского проверяет фразы на башкирском.
- Итоги по разделам и контроль понимания (3 минуты)
- Учитель математики подводит итог математической части: какие операции использованы, ответные комментарии.
- Учитель башкирского резюмирует языковую часть: новые слова, успешные фразы.
- Вопросы для контроля (фронтально): перевод терминов и краткое объяснение решения задач.
- Рефлексия (2 минуты)
- Каждый ученик пишет на стикере одно предложение на башкирском: что он выучил, и одно на русском: что оказалось сложным.
- Учителя собирают несколько стикеров, дают обратную связь (учитель башкирского корректирует языковые ошибки; учитель математики отмечает типичные вычислительные ошибки).
Формы и способы контроля знаний
- Устный контроль: ответы на вопросы, пересказ текста на башкирском.
- Групповой контроль: взаимопроверка карточных задач.
- Индивидуальный контроль: письменная самостоятельная работа в классе (сбор и выборочная проверка).
- Языковой контроль: оценка устной и письменной речи на башкирском.
- Итоговый контроль: проверка домашнего задания на следующем уроке.
Дополнительные задания (в конце урока и для дома)
- Домашнее задание (интегрированное)
- Математика: а) Составить и решить 2 задачи на основе биографии Салавата: одна — на проценты, другая — на дроби или пропорции (полное решение). б) Выполнить 5 упражнений из учебника по теме «проценты и дроби».
- Башкирский язык: а) Написать короткий абзац (5–6 предложений) на башкирском о жизни Салавата Юлаева, используя слова: «ҡаһарман», «йәшәү», «шағир», «һәүәҫ» (или другие предложенные учителем). б) Подобрать переводы терминов «процент», «доля», «пропорция» на башкирском и привести пример употребления.
- Для сильных учеников:
- Исследовательская работа: изготовить диаграмму распределения важных периодов жизни Салавата и вычислить процентную долю каждого периода от общей продолжительности жизни.
Ожидаемые результаты
- Познавательные:
- Учащиеся умеют решать задачи на проценты, дроби и пропорции.
- Умеют переводить исторические факты в математические модели.
- Коммуникативные:
- Умеют читать и пересказывать краткий текст на башкирском, использовать базовые математические термины на башкирском.
- Регулятивные и личностные:
- Умение планировать решение, контролировать результаты, рефлексировать над своей деятельностью; повышается интерес к истории региона.
Самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия (алгоритм для ученика)
- Прочитай историческое высказывание.
- Выдели все числовые данные.
- Определи вид математической модели (процент, дробь, пропорция).
- Составь выражение/уравнение и вычисли.
- Оформи ответ и запиши пояснение на башкирском (1 предложение).
Учителя дают в классе и дома несколько типовых примеров для отработки алгоритма.
Рефлексия (детализированная)
- Вопросы для учащихся:
- Что нового я узнал(а) сегодня?
- Что мне было трудно?
- Как я могу улучшить свои знания по математике и башкирскому?
- Учитель башкирского собирает языковые фразы, учитель математики фиксирует типичные математические ошибки — вместе корректируют дальнейший план работы.
Итоги урока
- Закреплены знания по процентам, дробям и пропорциям.
- Отработана методика перевода исторического текста в математическую задачу.
- Практикована устная и письменная речь на башкирском.
- Домашнее задание направлено на закрепление и углубление навыков; на следующем уроке учителя проведут проверку и анализ работ.
Соответствие ФГОС
- Урок обеспечивает формирование УУД: познавательных (понимание и трансформация информации), коммуникативных (взаимодействие, пересказ на башкирском), регулятивных (планирование, контроль, рефлексия).
- Межпредметная интеграция реализована через совместную работу двух учителей и комбинированные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.
Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок на тему "English and Bashkir cuisine" ( английский язык + башкирский язык)
Тема урока: English and Bashkir cuisineКласс: 6Цели: создать условия для активного и творческого развития личности и повышать мотивацию к изучению английского языка; расширить знания учащихся о ...

Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа ,поэт .
Биография Салавата Юлаева ,национального героя башкирского народа....
Интегрированный урок - геометрия с башкирской литературой
Повторить основные геометрические понятия: осевая и центральная симметрия, поворот, параллельный перенос, свойства прямых и углов, построение простых орнаментов по симметрии.Научить применять эти поня...