Интегрированный урок математики и башкирского языка: "Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".
план-конспект урока по математике (6 класс)

Участники проведения

  • Учитель математики Бикинеева С.Р.: проводит математическую часть, постановку задач, проверку вычислений и методику моделирования исторических фактов математически.
  • Учитель башкирского языка Кузбаева С.С.: проводит чтение и работу с текстом на башкирском, обучение терминологии на башкирском, контроль устной и письменной речи.

Цель урока

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «проценты, дроби, пропорции» с одновременным  ознакомлением  учащихся ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя- поэта.

формирование умения переводить исторические факты в математические задачи и решать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и башкирского языка:

 "Салават Юлаев - славный сын башкирского народа".

Участники проведения

  • Учитель математики Бикинеева С.Р.: проводит математическую часть, постановку задач, проверку вычислений и методику моделирования исторических фактов математически.
  • Учитель башкирского языка Кузбаева С.С.: проводит чтение и работу с текстом на башкирском, обучение терминологии на башкирском, контроль устной и письменной речи.

Цель урока

Систематизация и обобщение знаний и умений по теме «проценты, дроби, пропорции» с одновременным  ознакомлением  учащихся ся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя- поэта.

формирование умения переводить исторические факты в математические задачи и решать их.

Задачи

  1. Образовательные
  • Закрепить умения работать с натуральными числами, дробями и процентами, решать задачи на пропорции.
  • Обогащать словарный запас по башкирскому языку, отработать чтение и пересказ историко-биографического текста.
  1. Развивающие
  • Развивать логическое мышление, умение моделировать исторические факты математическими выражениями.
  • Развивать навыки устной речи и аудирования на башкирском языке.
  1. Воспитательные
  • Воспитание интереса к истории родного края и уважения к башкирской культуре.

Методы и формы работы

  • Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический.
  • Формы: фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная, интегрированное чтение и пересказ.

Оборудование

Учебники, карточки с задачами и текстами (рус./башк.), таблицы, доска, маркеры, таймер, стикеры для рефлексии.

Время урока: 45 минут

Ход занятия (с распределением ролей учителей)

  1. Организационный момент (1 минута)
  • Оба учителя приветствуют класс. Учитель башкирского кратко проверяет наличие готовых материалов для чтения; учитель математики проверяет готовность к работе с задачами.
  1. Мотивация и постановка задач (3 минуты)
  • Учитель башкирского (на башкирском): кратко вводит тему личностью Салавата Юлаева — кто он, почему важен.
  • Учитель математики (на русском): объясняет, что сегодня будем решать математические задачи, основанные на фактах его жизни, и работать с текстом на башкирском.
  • Общая формулировка цели урока (учителя вместе).
  1. Актуализация знаний (5 минут)
  • Учитель математики задаёт фронтально вопросы по теме (на русском), учащиеся кратко повторяют ключевые термины на башкирском (учитель башкирского корректирует произношение):
  • Что такое дробь? (ученик произносит термин на башкирском)
  • Как найти процент от числа?
  • Что такое пропорция?
  • Цель: освежить базовые навыки.
  1. Вводный исторический текст и работа с лексикой (3 минуты)
  • Учитель башкирского читает короткий текст на башкирском (1–2 минуты): «Салауат Юлаев 1752 йылда тыуған. Ул башҡорт халҡының геройы һәм шағиры булды.»
  • Учитель башкирского просит учащихся повторить ключевые слова: «ҡыһарман», «шағир», «йәшәү», «салләмәтлек» (по необходимости).
  • Пары учеников кратко пересказывают одну фразу на башкирском (1 минута).
  1. Основная часть — интегрированная практическая работа (25 минут) Организация: класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с задачей (учитель математики готовит карточки), на каждой карточке — текст задачи на русском и ключевые слова на башкирском (учитель башкирского контролирует правильность перевода и произношения). Время на решение каждой карточки — 6–7 минут. После решения — смена карточек и короткая презентация результатов (по кругу).

Задача 1 (проценты) Текст: «Предположим, продолжительность жизни Салавата — 46 лет. Сколько лет составляют 25% и 10% его жизни?» Решение: a) года b) года Роли: группа решает (под руководством учителя математики), затем один ученик сообщает ответ на башкирском (учитель башкирского помогает с формулировкой).

Задача 2 (дроби) Текст: «В одном сражении участвовало 800 человек. 3/8 составляли верховые. Сколько верховых?» Решение: Роли: математика — проверяет вычисление; башкирский — просит объяснить ход решения на башкирском.

Задача 3 (пропорция/скорость) Текст: «Если Салават проходил в день 24 км, сколько дней понадобится, чтобы пройти 162 км?» Решение: дня = 6 дней и 18 часов. Роли: учитель математики ведёт вычисление; учитель башкирского просит дать ответ в форме предложения на башкирском.

Работа с таблицей/календарём (включено в 25 минут)

  • Учитель математики раздаёт таблицу с годами и событиями; ученики вычисляют возраст героя в указанный год (вычитание годов).
  • Учитель башкирского просит кратко озаглавить события по-башкирски (1–2 фразы).
  1. Самостоятельная работа (индивидуально, 5 минут)

Учитель математики раздаёт 3 короткие задачи с историческим контекстом (проценты, дроби, пропорции) для письменного решения.

 Примеры:

1) Если 40% отряда = 200 человек, то всего в отряде человек.

 2) Если 2/5 отряда — 250 человек, то всего человек.

3) Если 12 стихотворений = творчества, всего .

Учитель башкирского просит записать краткую фразу о решении на башкирском (одно предложение).

Проверка: учитель математики быстро просматривает тетради выборочно, учитель башкирского проверяет фразы на башкирском.

  1. Итоги по разделам и контроль понимания (3 минуты)
  • Учитель математики подводит итог математической части: какие операции использованы, ответные комментарии.
  • Учитель башкирского резюмирует языковую часть: новые слова, успешные фразы.
  • Вопросы для контроля (фронтально): перевод терминов и краткое объяснение решения задач.
  1. Рефлексия (2 минуты)
  • Каждый ученик пишет на стикере одно предложение на башкирском: что он выучил, и одно на русском: что оказалось сложным.
  • Учителя собирают несколько стикеров, дают обратную связь (учитель башкирского корректирует языковые ошибки; учитель математики отмечает типичные вычислительные ошибки).

Формы и способы контроля знаний

  • Устный контроль: ответы на вопросы, пересказ текста на башкирском.
  • Групповой контроль: взаимопроверка карточных задач.
  • Индивидуальный контроль: письменная самостоятельная работа в классе (сбор и выборочная проверка).
  • Языковой контроль: оценка устной и письменной речи на башкирском.
  • Итоговый контроль: проверка домашнего задания на следующем уроке.

Дополнительные задания (в конце урока и для дома)

  1. Домашнее задание (интегрированное)
  • Математика: а) Составить и решить 2 задачи на основе биографии Салавата: одна — на проценты, другая — на дроби или пропорции (полное решение). б) Выполнить 5 упражнений из учебника по теме «проценты и дроби».
  • Башкирский язык: а) Написать короткий абзац (5–6 предложений) на башкирском о жизни Салавата Юлаева, используя слова: «ҡаһарман», «йәшәү», «шағир», «һәүәҫ» (или другие предложенные учителем). б) Подобрать переводы терминов «процент», «доля», «пропорция» на башкирском и привести пример употребления.
  1. Для сильных учеников:
  • Исследовательская работа: изготовить диаграмму распределения важных периодов жизни Салавата и вычислить процентную долю каждого периода от общей продолжительности жизни.

Ожидаемые результаты

  1. Познавательные:
  • Учащиеся умеют решать задачи на проценты, дроби и пропорции.
  • Умеют переводить исторические факты в математические модели.
  1. Коммуникативные:
  • Умеют читать и пересказывать краткий текст на башкирском, использовать базовые математические термины на башкирском.
  1. Регулятивные и личностные:
  • Умение планировать решение, контролировать результаты, рефлексировать над своей деятельностью; повышается интерес к истории региона.

Самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия (алгоритм для ученика)

  1. Прочитай историческое высказывание.
  2. Выдели все числовые данные.
  3. Определи вид математической модели (процент, дробь, пропорция).
  4. Составь выражение/уравнение и вычисли.
  5. Оформи ответ и запиши пояснение на башкирском (1 предложение).

Учителя дают в классе и дома несколько типовых примеров для отработки алгоритма.

Рефлексия (детализированная)

  • Вопросы для учащихся:
  1. Что нового я узнал(а) сегодня?
  2. Что мне было трудно?
  3. Как я могу улучшить свои знания по математике и башкирскому?
  • Учитель башкирского собирает языковые фразы, учитель математики фиксирует типичные математические ошибки — вместе корректируют дальнейший план работы.

Итоги урока

  • Закреплены знания по процентам, дробям и пропорциям.
  • Отработана методика перевода исторического текста в математическую задачу.
  • Практикована устная и письменная речь на башкирском.
  • Домашнее задание направлено на закрепление и углубление навыков; на следующем уроке учителя проведут проверку и анализ работ.

Соответствие ФГОС

  • Урок обеспечивает формирование УУД: познавательных (понимание и трансформация информации), коммуникативных (взаимодействие, пересказ на башкирском), регулятивных (планирование, контроль, рефлексия).
  • Межпредметная интеграция реализована через совместную работу двух учителей и комбинированные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.

Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок на тему "English and Bashkir cuisine" ( английский язык + башкирский язык)

Тема урока:  English and Bashkir cuisineКласс: 6Цели: создать условия для активного и творческого развития личности и повышать мотивацию к изучению английского языка; расширить знания учащихся о ...

Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа ,поэт .

Биография Салавата Юлаева ,национального героя башкирского народа....

Интегрированный урок - геометрия с башкирской литературой

Повторить основные геометрические понятия: осевая и центральная симметрия, поворот, параллельный перенос, свойства прямых и углов, построение простых орнаментов по симметрии.Научить применять эти поня...