Лабораторные работы в QBasic.
методическая разработка по информатике и икт (10,11 класс) по теме

Борисова Екатерина Сергеевна

Материал включает пять тем: условный оператор, циклы, массивы, строки, графика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon LR_Uslovnye_operatory.doc744.5 КБ
Microsoft Office document icon LR_Cikly.doc32 КБ
Microsoft Office document icon LR_Massivy.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon LR_Stroki.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon LR_Grafika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Условные операторы»

Краткие теоретические сведения:

IF … THEN … ELSE

IF…THEN…ELSE – управляющий оператор, осуществляющий условное ветвление операций, основанное на оценке логического выражения.

Синтаксис

Пример

IF логическое_выражение_1 THEN

        [операторы_1]

[ELSEIF логическое_выражение_2 THEN

        Операторы_2]

[ELSE

        [операторы_n]]

END IF

IF X>0 THEN

        PRINT “X – положительное»

ELSEIF X<0 THEN

        PRINT “X – отрицательное»

ELSE

        PRINT “X – ноль”

END IF

SELECT …END SELECT

SELECT…END SELECT – управляющий оператор, выполняющий один из нескольких блоков операторов в зависимости от значения выражения.

Синтаксис

Пример

SELECT CASE выражение_выбора

        [CASE список_выражений_1]

                [операторы_1]

        [CASE список_выражений_2]

                [операторы_2]

        …

        …

        [CASE ELSE

                [операторы_n]]

END SELECT

INPUT TestValue

SELECT CASE TestValue

        CASE 1, 3, 5, 7, 9

                PRINT «Нечетное»

        CASE 2, 4 ,6, 8

                PRINT «Нечетное»

        CASE IS <1

                PRINT “Очень маленькое”

        CASE IS >9

                PRINT “Очень большое”

        CASE ELSE

                PRINT “Не целое значение”

END SELECT

  1. выражение выбора – любое числовое или символьное выражение
  2. список выражений – одно или более выражений такого же типа, как и выражение выбора. Ключевое слово CASE должно предшествовать блоку операторов;

Задание к лабораторной работе

1. Написать программу, определяющую принадлежит ли точка с заданными координатами (x,y) заштрихованной области на прилагаемом графике.


2. Оператор выбора

2.1 Написать программу, реализующую простейший калькулятор на 4 действия (ввод первого операнда, знака операции, второго операнда и вывод результата).

2.2. Написать программу, предлагающая пользователю осуществить перевод температуры из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта или наоборот.

2.3. Для каждой введенной цифры (0 — 9) вывести соответствующее ей название на английском языке (0 — zero, I — one, 2 — two,... ).

2.4. Пусть элементами круга являются радиус (первый элемент), диаметр (второй элемент) и длина окружности (третий элемент). Составить программу, которая по номеру элемента запрашивала бы его соответствующее значение и вычисляла бы площадь круга.

2.5. Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при т = 1 получаем февраль, 4 - май и т.д.).

2.6. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 — дециметр, 2 — километр, 3 — метр, 4 — миллиметр, 5 — сантиметр) и длине отрезка L выдавала бы соответствующее значение длины отрезка в метрах.

2.7. Написать программу, которая по введенному числу от 1 до 12 (номеру месяца) выдает все приходящиеся на этот месяц праздничные дни (например, если введено число 1, то должно получиться 1 января — Новый год, 7 января — Рождество).

2.8. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 — килограмм, 2 — миллиграмм, 3 — грамм, 4-  тонна, 5 — центнер) и массе М выдавала бы соответствующее значение массы в килограммах.

2.9. Составить программу для определения подходящего возраста кандидатуры для вступления в брак, используя следующее соображение: возраст девушки равен половине возраста мужчины плюс 7, возраст мужчины определяется соответственно как удвоенный возраст девушки минус 14.

2.10. Вычислить номер дня в невисокосном году по заданным числу и месяцу.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Циклы».

Краткие теоретические сведения:

Циклы используются в том случае, когда необходимо несколько раз выполнить один и тот же фрагмент исходного кода. В BASIC существуют три вида цикла: FOR…NEXT, DO…LOOP, WHIL…WEND.

Цикл FOR…NEXT – это цикл с заранее заданным количеством повторений. Можно также выйти из цикла не дожидаясь выполнения всех повторений - воспользовавшись альтернативным выходом из цикла при помощи оператора EXIT FOR. Управление будет передано на оператор, стоящий после NEXT.

‘этот цикл повторяется 5 раз

FOR i%=1 TO 5

        PRINT «Оператор цикла»

NEXT i%

Цикл DO…LOOP выполняется до тех пор, пока истинно условие в начале или конце цикла. Из цикла возможен выход так же с помощью оператора EXIT DO, который передает управление на оператор, следующий за LOOP.

‘этот цикл повторяется до тех пор,

‘пока пользователь не введет число,

‘превышающее 10

DO

        INPUT “Введите число n”; n

LOOP WHILE n<=10

При использовании цикла WHILE … WEND условие может быть только в начале цикла. Альтернативный выход из цикла невозможен.

WHILE n<=10

        INPUT “Введите число n”; n

WEND


Задание к лабораторной работе

  1. Написать программу печати таблицы перехода от градусов Цельсия к градусам Фаренгейта. (Цельсий=(5/9)*(Фаренгейт-32)).
  2. Написать программу, рассчитывающую сумму денег по вкладу при вложении начальной суммы с фиксированной процентной ставкой дохода через определенное количество лет. Пользователь должен вводить с клавиатуры начальный вклад, число лет и процентную ставку.
  3. Написать программу, вычисляющую, сколько лет потребуется для того, чтобы при заданной процентной ставке и величине начального вклада сумма на счете достигла запрашиваемого значения. Для хранения найденного числа лет использовать переменную целого типа (можно отбросить дробную часть значения, полученного в результате расчета).
  4. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько амеб будет через 3, 6, 9, 12, ..., 24 часа.
  5. Составить программу для проверки утверждения: «Результатами вычислений по формуле х2 + х + 17 при 0 < х< 15 являются простые числа». Все результаты вывести на экран.
  6. Составить программу для проверки утверждения: «Результатами вычислений по формуле х2 + х + 41 при 0 < х < 40 являются простые числа». Все результаты вывести на экран.
  7. Ежемесячная стипендия студента составляет А руб., а расходы на проживание превышают стипендию и составляют В руб. в месяц. Рост цен ежемесячно увеличивает расходы на 3%. Составьте программу расчета суммы денег, которую необходимо единовременно попросить у родителей, чтобы можно было прожить учебный год (10 месяцев), используя только эти деньги и - стипендию.
  8. Составить программу, которая запрашивает пароль (например, четырехзначное число) до тех пор, пока он не будет правильно введен.
  9. Вычислить сумму кодов всех символов, которые в цикле вводятся с клавиатуры до нажатия на клавишу Esc.
  10. Покупатель должен заплатить в кассу S руб. У него имеются монеты и купюры по 1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 10000 руб. Сколько монет и купюр разного достоинства отдаст покупатель, если он начинет платить с самых крупных купюр?



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Массивы»

Краткие теоретические сведения:

Если в программе используется группа однотипных переменных (например оценки каждого учащегося в группе, дневная температура в течение месяца и т.д.), то такую группу однородных объектов удобно представить в виде массива переменных. Отдельные переменные в массиве называются элементами. Каждый элемент имеет номер (индекс), по которому можно обратится к значению элемента. Индекс – числовое выражение целого типа. Размерностью называется число индексов, определяющих элемент массива. Например V(10) – значение в одноразмерном массиве (векторе), T(1, 4) – двухразмерный массив. Количество элементов в массиве называется размером массива.

Каждый массив, используемый в программе, должен быть заранее объявлен оператором DIM или REDIM (если размер массива будет меняться). При объявлении массива можно указывать границы для его размерностей (верхнюю и нижнюю):

DIM A% (10 TO 15)

Пример:

‘поиск максимального элемента в массиве

CONST N=10

DIM a(N) AS INTEGER

FOR i=1 TO N

INPUT “element” ; a(i)

NEXT i

max=a(1)

FOR i=2 TO N

IF max

NEXT i

PRINT max


Задание к лабораторной работе

Вариант 1

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1) произведение элементов массива с четными номерами;

2) сумму элементов массива, расположенных между первым и последним нулевыми элементами.

Вариант 2

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1) сумму элементов массива с нечетными номерами;

2) сумму элементов массива, расположенных между первым и последним отрицательными элементами.

Вариант 3

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1) минимальный элемент массива;

2) сумму элементов массива, расположенных между первым и последним положительными элементами.

Вариант 4

В одномерном массиве, состоящем из n целых элементов, вычислить:

1) номер максимального элемента массива;

2) произведение элементов массива, расположенных между первым и вторым нулевыми элементами.

Вариант 5

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить:

1) номер минимального элемента массива;

2) сумму элементов массива, расположенных между первым и вторым отрицательными элементами.

Вариант 6

В одномерном массиве, состоящем из n вещественных элементов, вычислить.

1) максимальный по модулю элемент массива;

2) сумму элементов массива, расположенных между первым и вторым положительными элементами.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Работа со строками»

Символьные переменные STRING могут включать в себя любые символы из таблицы ASCII. Для присвоения значения символьной переменной значение берется в кавычки.

Над строками можно осуществлять следующие действия – конкатенацию (сложение) и сравнение.

Конкатенация – это сложение двух символьных строк. Для сложения используется символ (+).

Сравнение производится при помощи операторов сравнения: <, >, =. Сравнение строк производится в соответствии с ASCII кодом каждого символа в сравниваемых строках.

Функции для работы со строками

Функция

Назначение

Описание

LCASE$ (символьное_выражение)

Функция, возвращающая символьную строку, в которой все латинские буквы преобразованы в строчные

CLS

READ Word$

PRINT LCASE$(Word$)

DATA “THIS IS THE STRING in lower case”

UCASE$ (символьное_выражение)

Функция, возвращающая символьное значение, в котором все латинские буквы – заглавные.

LTRIM$ (символьное_выражение)

Возвращает копию строки с удаленными начальными пробелами

RTRIM$ (символьное_выражение)

Возвращает символьную строку с удаленными правыми пробелами

SPACE$ (n)

Возвращает строку пробелов длиной n

STRING$ (m, n)

STRING$ (m, символьное_выражение)

Возвращает строку, заполненную символами данного ASCII – кода или данным символом

m – числовое выражение, длина строки

n – числовое выражение в пределах 0-255, код символа – заполнителя

символьное_выражение – указывает строку, первый символ которой используется для заполнения строки

INSTR ([начало, ] строка 1, строка 2)

Возвращает позицию первого вхождения подстроки в указанной строке

Начало – смещение от начала строки

Строка 1 – строка, в которой производится поиск

Строка 2 – искомая строка

LEFT$( символьное_выражение, n)

RIGHT (символьное_выражение, n)

Возвращает строку, содержащую n левых / правых символов исходной строки

CLS

A$ = “QBasic Forever!”

B$ = LEFT$ (A$, 5)

PRINT B$

MID$ (символьное_выражение, начало [, длина])

Функция, возвращает фрагмент указанной строки

символьное_выражение – указанная строка

начало – позиция начала

длина – длина фрагмента

STR$ (числовое выражение)

Возвращает символьное представление числа или числового выражения

LEN (символьное_выражение)

Возвращает количество символов данной строки.

Пример: преобразование имени вида «Имя Фамилия» в форму «Фамилия Имя»

CLS

LINE INPUT “Имя: “; Nm$

Sposs=INSTR(1, Nm$, “ ”)

IF Sposs=0 THEN

        PRINT Nm$                        ‘введена только фамилия

ELSE

        Lastname$=RIGHT$( Nm$, LEN(Nm$)-Sposs)

        Firstname$=LEFT$( Nm$, Sposs-1)

        PRINT  Lastname$; “ ,“; Firstname$

END IF

END


Задание

  1. Напишите программу, заменяющую два и более пробела в строке на один.
  2. Напишите программу, выводящую строку в обратном программе.
  3. Задана строка символов. Подсчитайте количество символов «k» в строке.
  4. Напишите программу, заменяющую все заглавные буквы в строке на строчные.
  5. Напишите программу, подсчитывающую количество предложений в тексте.
  6. Напишите программу, которая подставляет в конце каждой строки ее порядковый номер.


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа «Графика»

Для получения графических образов необходимо задать графический экран (например SCREEN 9). Для задания цвета используется оператор COLOR.

Графические операторы языка Qbasic

Оператор

Назначение

Описание

CLS

Оператор, очищающий экран дисплея

COLOR [основной][,[фоновый][,[рамка]]

Оператор, устанавливающий экранные цвета

Основной – цвет текста (0-31);

Фоновый – цвет экрана (0-7)

Рамка – цвет вокруг экрана (0-15)

SCREEN 0, 1,2,7,8,9,10,11, 12, 13

Оператор, устанавливающий режим экрана

CIRCLE [STEP](x,y),радиус[,[цвет][,[начало][,[конец] [,коэф-нт]]]]

Графический оператор, рисующий эллипс или окружность с определенным центром и радиусом

(x,y) – экранная координата центра окружности или эллипса

Радиус – радиус в текущей координатной системе

STEP – указывает, что x, y – относительный центр от текущей позиции курсора

Начало, конец – используется для рисование дуг

Цвет – атрибут цвета

Коэф-нт – коэффициент сжатия.

LINE [[STEP] (x1,y1) ]-[STEP] (x2, y2) [,[цвет] [,[B [F] ][,стиль]]]

Рисует линию или прямоугольник

(x1, y1) – координаты начала линии

(x2, y2) – координаты конца линии

Цвет – номер цвета линии

В – опция, рисующая прямоугольник

BF – опция, рисующая закрашенный прямоугольник

Стиль – тип линии

PRESET, PSET [STEP](x,y)[цвет]

Оператор, рисующий точку на экране

DRAW символьное выражение

Оператор, интерпретирующий символьное выражение и рисующий графический объект

Символьное выражение – одна или более команд рисования.

PAINT [STEP](x,y)[,[краска][,[цвет рамки][, фон ]]]

Оператор, закрашивающий ограниченную площадь указанным цветом или образо.

Пример:

SCREEN 0

COLOR 1, 2

LOCATE 12, 25: PRINT «Нажмите любую клавишу»

DO: LOOP WHILE INKEY$ =””

SCREEN 1

COLOR 1, 0

LINE (20, 20) – (300, 180), 3, B

LOCATE 12, 7: PRINT «Нажмите любую клавишу»

DO: LOOP WHILE INKEY$ =””

COLOR 2, 1

CIRCLE (200, 100), 60, , 0, 6.28

LOCATE 12, 7: PRINT «Нажмите любую клавишу»

DO: LOOP WHILE INKEY$ =””

SCREEN 0

COLOR 7, 0

CLS

END

Задание

  1. Напишите программу, выводящую в центр экрана мигающую точку, изменяющую цвет
  2. Нарисуйте «рожицу» на экране
  3. Нарисовать график функции y=1/x;
  4. Нарисовать вложенный в квадрат треугольник;
  5. Реализовать вращение прямоугольника вокруг своего центра;
  6. Изобразите небо с разноцветными мигающими звездами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)

Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)

Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....

Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»

По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...