Перевод чисел в позиционных системах счисления
план-конспект по информатике и икт по теме

Князева Ольга Александровна

Недостаток времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. На таких уроках этот пробел легко исправляется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Pozizionnye_sistemy_schisleniya.docx25.14 КБ
Файл Urok_1_Pozicionnye_sistemy.pptx98.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог (ФИО)_Князева Ольга Александровна______________________

Предмет_ информатика и ИКТ_____________Класс___7-9_________________________

Тема уроков_  Взаимосвязь между позиционными системами счисления системы счисления.

Недостатка времени на уроках математики, не даёт  уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. В течение всех лет изучения математики в школе, ученик знакомится только с одной позиционной системой счисления - десятичной, это значительно сужает кругозор ученика. Но на уроках информатики этот пробел мы  можем исправить. Такие уроки(3-4 урока) дают возможность повысить интерес ученика к изучению фундаментальной математики в школе  и установить у учащихся междисциплинарный взгляд на информатику, углубляет знания по предметам, изучаемым в школьной программе.

Урок №1.  Переводы чисел в позиционных системах счисления.

Цели урока: 

  1. Развитие логического мышления, формирование информационной культуры;
  2. Развитие навыков и умений перевода чисел из различных систем счисления;
  3. Воспитание самостоятельности при решении задач;
  4. Развитие навыков самоконтроля;
  5. Развитие интерес к предмету;

Методические приемы:

  1. Фронтальная работа учителя с классом;
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока.

План занятия.

  1. Устный опрос:

а). Дать определение позиционной системы счисления.

б). Базис, алфавит, основание системы счисления.

в). Представление чисел в N-ичных системах счисления.

  1. Объяснение нового материала:

а).Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную (любую позиционную систему счисления).

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы может осуществляться разными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода - правило деления уголком. При этом необходимо учитывать, что алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.

Правило деления уголком:

1.Выполняем деление исходного целого десятичного числа на основание системы, в которую переводим (2,8,16 и т.п.),по всем частным до конца.

2.Запись нового числа начинаем с последнего частного по всем остаткам.

Пример:

N(10)      N(2)

Десятичное число/ целое частное

Делитель(основание системы)

остаток

21

2

1

10

2

0

5

2

1

2

2

0

1

Результат

10101

N(10)      N(8)

Десятичное число/ целое частное

Делитель(основание системы)

остаток

21

8

5

2

Результат

25

N(10)      N(16)

Десятичное число/ целое частное

Делитель(основание системы)

остаток

21

16

5

1

Результат

15

После объяснения идёт закрепление нового материала, три человека работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.

Зад.2.13 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”

б).Учитель объясняет алгоритм перевода дробных чисел на примере перевода десятичной дроби N10=0,625 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.

Необходимо объяснить, что все действия необходимо осуществлять в исходной системе счисления (в данном случае в десятичной), а полученные остатки записывать цифрами новой системы счисления.

N(10)      N(2)

 

N2=0,010101

N(10)      N(8)

Десятичная дробь/дробная часть произведения

Множитель (основание системы)

Целая   часть произведения

0,65625

8

5

0,25

8

2

0,00

8

В результате получаем восьмеричную дробь:

N8=0,25

После объяснения идёт закрепление нового материала, шесть человека работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.

Зад.2.134 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”

Обратите внимание школьников, что перевод чисел, содержащих целую и дробную части, производится в два этапа. Отдельно переводится по алгоритму целая и отдельно –  дробная. И итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой.

Пример:

N10       N2

21,6562510=2110+0,6562510=101012+0,0101012=10101,0101012

2110=101012

0,6562510=0,0101012

  1. Закрепление полученных знаний:

Самостоятельная работа в виде теста. Тест делаю с помощью программ MyTest (http://mytest.klyaksa.net/), удобно и легко.  Её использование даёт возможность экономить время и каждому ученику в конце урока выставить оценку.

  1. Подведение итогов урока и домашнее задание:

Домашнее задание: зад.2.135 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”

  1. Литература:

  1. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
  2. Е.Андреева, И. Фалина « Системы счисления и компьютерная арифметика», Москва, «Лаборатория базовых знаний», 1999 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №1. Переводы чисел в позиционных системах счисления. Позиционные системы счисления

Слайд 2

Цели урока: Развитие логического мышления, формирование информационной культуры; Развитие навыков и умений перевода чисел из различных систем счисления; Воспитание самостоятельности при решении задач; Развитие навыков самоконтроля; Развитие интерес к предмету;

Слайд 3

Методические приемы : Фронтальная работа учителя с классом Самостоятельная работа учащихся Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока

Слайд 4

Устный опрос: а). Дать определение позиционной системы счисления. б). Базис, алфавит, основание системы счисления. в). Представление чисел в N - ичных системах счисления.

Слайд 5

Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную (любую позиционную систему счисления).

Слайд 6

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы может осуществляться разными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода - правило деления уголком. При этом необходимо учитывать, что алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.

Слайд 7

Правило деления уголком: 1.Выполняем деление исходного целого десятичного числа на основание системы, в которую переводим (2,8,16 и т.п.),по всем частным до конца. 2.Запись нового числа начинаем с последнего частного по всем остаткам . Пример : N(10) N(2) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 2 1 10 2 0 5 2 1 2 2 0 1 Результат 10101

Слайд 8

N(10) N(8) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 8 5 2 Результат 25

Слайд 9

N(10) N(16) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 16 5 1 Результат 15

Слайд 10

Задание 2.13 Перевести целые десятичные числа 9(10),17(10) и 243(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Слайд 11

Алгоритм перевода дробных чисел Перевести десятичную дробь N 10 =0,625 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы . N(10) N(2) N 2 = 0 ,0 101 01

Слайд 12

Десятичная дробь дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произведения 0,65625 8 5 0,25 8 2 0,00 8 N (10) N (8) В результате получаем восьмеричную дробь: N 8 =0 ,25

Слайд 13

N (10) N ( 16 ) Десятичная дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произведения 0,65625 16 10( A ) 0,5 16 8 0,00 16 В результате получаем шестнадцати ричную дробь: N 16 =0 , A8

Слайд 14

П еревод чисел, содержащих целую и дробную части, производится в два этапа. Отдельно переводится по алгоритму целая и отдельно – дробная. И итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой. N(10) N(2) 21 ,65625 10 =21 10 +0,65625 10 =10101 2 + 0 ,0 101 01 2 =10101,010101 2 21 10 =10101 2 0,65625 10 = 0 ,0 101 01 2

Слайд 15

домашнее задание: зад.2.135 стр.97 по учебнику Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...

Презентация по теме "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

перевод чисел в двоичной, десятичной, восьмиричной и шестнадцатиричной системах счисления...

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

конспект урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления."

Данный материал рассчитан на два урока по теме "Перевод в позиционных системах счисления" и "Перевод в десятичную систему счисления". В презентации даны задания для самостоятельной работы....


 

Комментарии

Щудрова Лариса Германовна

Спасибо, материал интересный и нужный, возьму в закладки. Спасибо

Урок интересный, построен методически грамотно. Объяснение нового атериала изложено очень доходчиво, думаю, что детьми материал при таком изложении будет усвоен легко. Спасибо!

Ольга Александровна, спасибо за урок! Что-то возьму для себя!