Главные вкладки

    Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
    методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

    Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.

    Во время урока рассматриваются многообразные формы представления информации: разговорные языки, язык мимики и жестов, рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки. Подчеркнуто, что за многообразием форм представления информации скрыто три основных способа кодирования: графический, числовой и символьный.

    Урок сопровождается демонстрацией презентации 5_1.7_«Формы представления информации». Данная презентация помогает ученикам легко усвоить тему урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_1.7.rar2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область

    Класс 5. УМК Л. Л. Босовой

    Тема: «Способы кодирования информации»



    Цели урока:

    1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
    2. объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
    3. развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

    Задачи:

    Обучающая:

    - повторение и обобщение темы «кодирование информации»

    - стимулирование интереса к теме.

    Развивающая:

    - развитие логического мышления, памяти, внимательности;

    - развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

    Воспитывающая:

    - формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

    Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

    Тип урока: комбинированный

    Технология: личностно-ориентированная

    Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

    Оборудование:

    1. Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
    2. Презентация «Формы представления информации»


    Основные понятия:

    1. код;
    2. кодирование;
    3. графический способ кодирования;
    4. числовой способ кодирования;
    5. символьный способ кодирования.



    Ход урока


    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала: 

     Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.

    1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
    2. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
    3. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
    4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

    Ответ: компьютер.

    1. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]

    Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.

    Ответы

    Сфера применения кода

    Используемые знаки

    Запись арифметических выражений

    Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.

    Запись мелодий

    Нотные знаки, например:

    Запись звуков речи

    Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.

    Оформление календаря природы

    Знаки, например:

    Управление движением транспорта

    Дорожные знаки, например:

    1. 1) КАМБУЗ; 2) КУБРИК; 3) СКЛЯНКИ; 4) ШВАРТОВЫ; 5)ЯКОРЬ.
    2. ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ
    3. 1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.
    4. 1) ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.

    2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. §1.7.

    1. Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

    Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Формы представления информации»).


    Формы представления (способы кодирования) информации:
    – разговорные языки (более 2000);
    – язык мимики и жестов;
    – язык рисунков и чертежей;
    – научные языки (математики, программирования);
    – языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
    – специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

    Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

    Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.


    Способы кодирования информации:
    1)
    графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
    2)
    числовой (с помощью чисел);
    3)
    символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

    Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

    Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.


    Для декодирования нужен код.

    3) Физминутка

    1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
    3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
    4. Продолжительность 1-2 минуты.

    4) Закрепление изученного материала.

     Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.

    1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:

    Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".

    Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".

    1. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?

    Ответ: Руслан.

    1. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

      а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
      б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

    Ответ:
    а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
    б) Старый друг лучше новых двух.

    1. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    1

    к

    л

    м

    н

    о

    ь

    ъ

    ы

    э

    ю

    я

    <пробел>

    2

    п

    р

    с

    т

    у

    ф

    х

    ч

    ц

    ш

    щ

    ,

    3

    а

    б

    в

    г

    д

    е

    ё

    ж

    з

    и

    й

    .

    Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).


    Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.


    5) Домашнее задание: 

    §1.7 (стр.29 – 30), вопросы.
    РТ: №31, №32, №33 (с.30.)


    Литература

    1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
    2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 87 с.: ил.
    3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
    4. http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока
    5. http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока

    Материал размещен на сайтах: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru, http://www.it-n.ru, http://www.uchportal.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

    Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс

    Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....

    Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

    Конспект урока по информатике на тему "Кодирование информации"

    Конспект урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации" с использованием авторских цифровых образовательных ресурсов...

    Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"

    Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....

    Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).

    Урок  по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....