Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.

Во время урока рассматриваются многообразные формы представления информации: разговорные языки, язык мимики и жестов, рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки. Подчеркнуто, что за многообразием форм представления информации скрыто три основных способа кодирования: графический, числовой и символьный.

Урок сопровождается демонстрацией презентации «Формы представления информации». Данная презентация помогает ученикам легко усвоить тему урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Выполнила презентацию учитель информатики МКОУ «Басинская ООШ » Гайдукова Анна Андреевна Формы представления информации

Слайд 2

Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах. Люди выработали множество форм представления информации. К ним относятся:

Слайд 3

Разговорные языки (более 2000) Русский - КНИГА Английский - BOOK Немецкий - BUCH Французский язык - LIVRE

Слайд 4

Язык мимики и жестов

Слайд 5

Язык рисунков и чертежей

Слайд 6

Научные языки (математики, физики, химии)

Слайд 7

Языки искусства (музыка)

Слайд 8

Языки искусства (живопись) Василий Дмитриевич Поленов Картина Московский дворик. 1878

Слайд 9

Языки искусства (скульптура) Памятник Петру I («Медный всадник») открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — Этьен-Морис Фальконе.

Слайд 10

Специальные языки (азбука Брайля)

Слайд 11

Специальные языки (азбука Морзе)

Слайд 12

Специальные языки (флажковая азбука)

Слайд 13

Способ кодирования (форма представления )информации зависят от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.д. Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: графический - с помощью рисунков или значков, числовой - с помощью чисел, символьный -с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Слайд 14

Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием . Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием . Для декодирования надо знать КОД .

Слайд 15

Задание на дом: § 1.7 (стр. 29-30) РТ №№ 31, 32, 33 (стр. 30)

Слайд 16

Спасибо за урок!

Слайд 17

Источники Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2 http://gorod.tomsk.ru/i/u/3932/19.jpg львы http://www.gov.ru/main/img/note.gif ноты http://www.overclockers.ua/news/101967.jpg жесты http://www.ru.all.biz/img/ru/catalog/403465.jpeg дорожные знаки http://www.playcast.ru/uploads/2010/09/04/1958030.gif азбука http://i024.radikal.ru/0712/e1/c451abdd379a.jpg азбука глухих http://www.frankandandyschleck.com/images/open_book.jpg книга http://elementy.ru/images/news/basic_emotions_600.jpg мимика http://s49.radikal.ru/i124/0906/a1/d1b16566f6cf.jpg жесты рук http://img.auto.cz/moje.auto.cz/img/galleries/4be1c34fcd8eb/4be1cd46056cf.jpg схема автомобиля http://www.prestigedesign.ru/images/gallery/butterfly%208.jpg бабочка http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-02/1233826343_the_isolated_tree_vector.jpg дерево http://www.ido.rudn.ru/nfpk/fizika/kinematika/course_files/_2.1/motion.gif равномерное движение http://www.violaobrasil.com.br/wp-content/lansa_composer.jpg дирижер http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/317/16317843_pic_resize.jpg Московский дворик http://i071.radikal.ru/0911/f9/2fb550c23d69.jpg Пётр I http :// magneticliquid . narod . ru / vksn / help / r 1268_1. gif азбука Брайля http://forexaw.com/uploads/news/19/1263907606.jpg азбука Морзе http://www.tbshop.ru/dbpics/7368.JPG флажковая азбука http://www.mirsmazok.ru/images/sctrih-kod.gif штрих-код



Предварительный просмотр:

Учитель информатики МКОУ «Басинская  ООШ»

Класс 5. УМК Л. Л. Босовой

Тема: «Способы кодирования информации»



Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

Обучающая:

- повторение и обобщение темы «кодирование информации»

- стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

- развитие логического мышления, памяти, внимательности;

- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: личностно-ориентированная

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)
  • Презентация «Формы представления информации»


Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.



Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала: 

 Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.

  1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
  2. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
  3. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
  4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

Ответ: компьютер.

  1. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]

Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.

Ответы

Сфера применения кода

Используемые знаки

Запись арифметических выражений

Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.

Запись мелодий

Нотные знаки, например:

Запись звуков речи

Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.

Оформление календаря природы

Знаки, например:

Управление движением транспорта

Дорожные знаки, например:

  1. 1) КАМБУЗ; 2) КУБРИК; 3) СКЛЯНКИ; 4) ШВАРТОВЫ; 5)ЯКОРЬ.
  2. ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ
  3. 1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.
  4. 1) ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.

2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. §1.7.

  • Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Формы представления информации»).


Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.


Способы кодирования информации:
1)
графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2)
числовой (с помощью чисел);
3)
символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.


Для декодирования нужен код.

3) Физминутка

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
  • Продолжительность 1-2 минуты.

4) Закрепление изученного материала.

 Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.

  1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:

Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".

Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".

  1. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?

Ответ: Руслан.

  1. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

    а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
    б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

Ответ:
а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
б) Старый друг лучше новых двух.

  1. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).


Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.


5) Домашнее задание: 

§1.7 (стр.29 – 30), вопросы.
РТ: №31, №32, №33 (с.30.)


Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 87 с.: ил.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Сборник задач по кодированию информации для 9-11 классов,

В этой публикации содержатся задачи по кодированию информации для школьников 9-11 классов, проходящих обучение предмету "Информатика и ИКТ" на базовом уровне....

Конспект урока и презентация по теме «Информационные процессы. Кодирование информации»

Конспект и презентация  открытого урока по теме «Информационные процессы. Кодирование информации»...

Комплект дидактических материалов для организации внеурочных занятий по информатике по теме «Кодирование информации» для 5-9 классов

Разработаны дидактические материалы по теме «Кодирование информации»: даны алгоритмы решения задач и комплекты заданий. В комплект включены задания, отражающие национальные, региональные и...