Главные вкладки

    Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)
    методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

     

    Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

     Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях; продемонстрировать применение математики к реальной жизни.

    Объяснение нового материала и его закрепление сопровождается демонстрацией презентации 7_2.4 «Математические модели»

    При проведении урока приводятся примеры моделей, построенные с использованием математических понятий и формул. Показан  процесс трансформации  словесной  модели в модель математическую.

     На слайдах демонстрируются соответствующие преобразования. Даются задания на составление математических моделей жизненных ситуаций и выводятся алгоритмы составления математических моделей представленных ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_2.4__Matematicheskie_modeli.rar1.71 МБ

    Предварительный просмотр:

    Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковск Тульской области.

    Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

    Тема «Математические модели»

    7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

    Цели урока:

    1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
    2. расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях;  
    3. дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях; 
    2. систематизация полученных знаний.

    Развивающие:

    1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

    Воспитательные:

    1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

    Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

    Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

    Оборудование:  

    1. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
    2. Презентация 7_2.4 «Математические модели».

    Основные понятия:

    1. модель,
    2. информационная модель,
    3. знаковая информационная модель,
    4. математическая модель.

    Ход урока

    1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

    1. Обсуждаются вопросы:

    •  Что такое модель?

    •  Что такое моделирование?

    •  Какие модели называют натурными?

    •  Какие модели называют информационными?

    •  Какие существуют виды информационных моделей?

    •  Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

    •  В  каких  случаях  вместо  текстовых  описаний  лучше  использовать  списки

    (нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

    •  Почему  естественный  язык  не  всегда  пригоден  для  создания  информационных

    моделей?

    2. Ученики отвечают на вопросы учителя:

    1. Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют… (информационные)

    2. Объект, который используется в качестве “заместителя” другого объекта с определенной целью (модель)

    3. Описание предмета, рассказ о явлении, событии – это … модели (словесные)

    4. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели (натурные)

    5. Формула площади прямоугольника, текст – это … модели (знаковые)

    6. Рисунки, фотографии – это … модели (образные)

    7. Карта, график, таблица, схема – это … модели (смешанные)

    8. Процесс создания и использования моделей (моделирование)

    2) Объяснение нового материала: Математические модели. § 2.4.

    (Сопровождается показом презентации 7_2.4_Математические модели»)

    Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

    Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятия числа, геометрической фигуры, уравнения, являются примерами математических моделей.

    К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить математическую модель). (Слайды 2-5)

    Рассмотрим примеры приведения решения конкретной задачи к математической модели.

    Слайды 6: Нужно определить площадь поверхности стола.

    Слайды 7 и 8: Через иллюминатор затонувшего корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями.

    Слайд 9: Вычислить количество краски для покрытия пола в спортивном зале.

    Слайд 10: Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу – за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через две трубы?

    Слайд 11: На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А со скоростью 50 км/ч.

    Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через  t часов.

    Вот так обычно применяется математика к реальной жизни.

    3) Физкультминутка.

    1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

    2. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
    3. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
    4. Продолжительность 1-2 минуты.

    (Проводится физкультминутка для глаз.)

    4) Практическая работа.

    Составить математические модели для ситуаций: (Слайд 12.)

    1). У Миши x марок, а у Андрея в полтора раз больше. Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у Андрея станет марок вдвое больше, чем останется у Миши.

    2). Во втором цехе работают x человек, в первом – в 4 раза больше, чем во втором, а в третьем - на 50 человек больше, чем во втором. Всего в трех цехах завода работают 470 человек.

    3). Первое число равно x, а второе на 2,5 больше первого. Известно, что 1/5 первого числа равна 1/4 второго.

    Ученики самостоятельно составляют математические модели, а затем выполняется проверка решения (Слайд 12).

    1) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: было у Миши х марок; у Андрея 1,5х. Стало у Миши х-8, у Андрея 1,5х+8. По условию задачи 1,5х+8=2(х-8). 

    2) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: во втором цехе работают x человек, в первом – , а в третьем - х+50. По условию х+4х+х+50=470.

    3) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: первое число х; второе х+2,5. По условию задачи х/5=(х+2,5)/4.

    Математические модели бывают не только алгебраические (в виде равенства с переменными, как в разобранных выше примерах), но и в другом виде: табличные, графические и другие. (Слайд 13).

    5)  Домашнее задание

    2) § 2.4 (стр. 54-58);  №№ 1, 2, 3, 4 (стр. 57) в тетради (Слайд 14)

    6) Рефлексия

    У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
    2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
    3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

    Литература

    1. Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
    2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.

    Материал размещен на сайтах:

    http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657190

    http://jgk.ucoz.ru/load/matematicheskie_modeli/8-1-0-222

    http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-13308

    http://metodisty.ru/m/files/view/7_2-4__matematicheskie_modeli

    http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=213386&all=1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

    Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

    Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

    Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

    Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

    Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

    Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...

    Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.

    Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представ...

    Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

    Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

    Конспект урока: « Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций»

    Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания о математической модели, полученные обучающимися в 7 классе. В ходе урока ученики поделятся своими ассоциациями со словосочетанием "рациона...


     

    Комментарии

    Куц Евгения Александровна

    Спасибо!!!!Работа интересная.На уроке рассмотрены разные вариантами математических моделей.