Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок по информатике в 5 классе «Кодирование информациии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 85.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: информатика
Класс: 5
УМК: 1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класа/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Тема урока: Способы кодирования информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.
Задачи урока:
1. Формирование представлений о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования, умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую (предметный результат).
2. Развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
3. Понимание значения различных кодов в жизни человека, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к информатике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся карточки с заданиями.
Электронные ресурсы: презентация «Кодирование информации», отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино», CD «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики».
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент. | |||||||
«Я рада вас сегодня видеть! Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость, опустите руки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь так широко, как только вы можете. Как светло стало вокруг от ваших улыбок! И теперь с позитивным настроем продолжим путешествие по стране «Информатика». | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы. | Отвечают на приветствие учителя, улыбаются друг другу. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока | |||||||
Посмотрите отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино» - Как вы думаете, что хотели сказать Матроскин и Шарик? - Значит, тема нашего урока будет связана с чем? - А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах? Давайте подумаем и попробуем определим тему урока, поставим цели. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Дети смотрят отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино». Отвечают на вопросы учителя. Тема урока – кодирование информации. Формулируют цели урока. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Актуализация знаний | |||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальную кнопку» и вспомнить пройденный материал» На столе у каждого ученика три кружка: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает кружок. Задания низкого уровня сложности. Определите источник и приемник информации:
Задания среднего уровня сложности. Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:
Задания высокого уровня сложности. Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам: 1) 2) | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | Выбирают уровень сложности задания, решают задачи. Задания низкого уровня сложности.
Задания среднего уровня сложности.
Задания высокого уровня сложности.
Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. | Компетенция обучающихся в области информатики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Самоконтроль выполнения задания. | Регуляция учебной деятельности: сличение результата действия. |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование. Существует три основных способа кодирования информации:
Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик) | Организует беседу по теме урока. Даёт учащимся задание найти в параграфе учебника и выписать определениячто такое код, кодирование и декодирование. Даёт задание прочитать параграф. Демонстрация ЭОР. | Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Наблюдение за материалом ЭОР. | Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания | |||||||
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. -Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни? | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа за компьютером: Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово» http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7.Физминутка. | |||||||
8.Работа в парах | |||||||
Сейчас вам предстоит самостоятельно в парах поработать с кодированием информации, точнее вам нужно наоборот раскодировать те сообщения, которые у вас на карточках. 1) Закодируйте информацию с помощью кодовой таблицы. 2) Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого слова 4) Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правила перестановки - Ребята сдаем карточки со своими работами. | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Решение задач. | Работают в группах: выполняют задания в тетради. Выдаются задания на карточках, дети выполняют. А сейчас, поменяйтесь карточками, проверьте друг друга. Правильные ответы на слайде. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. | Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое. | Взаимоконтроль. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. |
9. Домашнее задание | |||||||
§ 7, с.46-54 РТ: №84,85, 86 с.60-63. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
10. Итог урока | |||||||
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей? | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
11. Выставление оценок | |||||||
12.Рефлексия | |||||||
«Ребята, давайте закодируем сейчас своё настроение в конце урока» | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Рефлексируют. Выходят к доске и изображают соответствующую «мордашку». | Умение оценить свое самочуствие. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Кодирование информации"
Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...
Конспект урока по теме: "Кодирование информации"
Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...
Конспект урока по теме "Кодирование информации"
Конспект урока "Кодирование информации" ( 5-7 кл)...
Конспект урока по теме: «Кодирование информации»
Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.Воспиты...
Конспект урока по теме "Кодирование информации"
Урок-игра "Закодируй свой секрет"Цель: · Обобщить знания учащихся о действиях с информацией; · Познакомить учащихся ...
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС)
Способы кодирования информации, 5 класс...
Конспект урока по информатике «Кодирование информации» (5 класс, ФГОС)
Урок информатики в 5 классе по ФГОС Раздел учебной программы, тема: Раздел «Информация вокруг нас»Тема: «Кодирование информации»Тип урока: Урок открытия новых знанийЦель ...