Конспект урока по теме: "Кодирование информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Бережная Наталья Павловна

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выполняют задания на самопроверку. На этапе закрепления учащимся предлагаются дифференцированные задания, проверяемые компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspect.doc100.5 КБ
Файл encoding.rar379.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подробный конспект урока.

Тема урока

Кодирование информации

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бережная Наталья Павловна,

преподаватель информатики и ИКТ

Образовательное учреждение

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающие:

  1. ввести и закрепить понятия: «код», «кодирование» и «перекодирование»;
  2. начать формирование умений кодирования  и перекодирования информационных сообщений с использованием различных знаковых систем.

Развивающие:

  1. в ходе решения образовательных задач создать условия для развития аналитической мыслительной деятельности учащихся, памяти и внимания.

Воспитательные:

  1. воспитание трудолюбия, самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. актуализировать знания учащихся, непосредственно связанные с темой урока;
  2. раскрыть смысл понятий «код», «кодирование» и «перекодирование» на примерах из жизни учащихся;
  3. создать на уроке ситуации выбора учащимися материалов для работы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Частично-поисковый метод с опорой на знания и опыт учащихся и объяснительно-иллюстративный метод

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

В ходе урока учащиеся:

  1. усвоят и закрепят понятия: «код», «кодирование» и «перекодирование»;
  2. приобретут умения кодирования  и перекодирования  информационных сообщений с использованием различных знаковых систем;
  3. продолжат развитие самостоятельности;
  4. продолжат формирование умений работать в парах и выбирать материалы для работы.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал (карточки для работы в парах, таблицы с ключом кода, карточки с заданиями на закрепление), презентация, тест для проверки качества выполнения заданий на закрепление, музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и  Доктора Ватсона»

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Список учебной и дополнительной литературы

Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Гераськина И.Ю. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. -  М.: Планета, 2011.

Златопольский Д.М. Занимательная информатика. -  М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Самылкина М.М. Построение тестовых заданий по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Щикот С.Е. Комплексные тестовые упражнения по информатике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Рассмотрение многообразия сфер деятельности человека, в которых необходимо использовать кодирование информации.

Обращение к уже имеющимся знаниям и опыту учащихся по использованию закодированной информации.

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Устная работа (3 мин.)

Слайд 1.

На предыдущих уроках мы говорили об информации.

  1. Так что же такое информация?
  2. Как можно поступать с информацией, которую вы услышали по радио или увидели по телевизору?
  3. Какими свойствами должна обладать информация?

Информация, несомненно, может быть очень ценной. А вот и один из примеров представления информации.

Слайд 2.

  1. Как вы думаете, что это может быть?
  2. А что может быть за этим кодом?
  3. Чему будет посвящен наш урок?

3. Объявление темы и целей урока (2 мин.)

Слайд 3.

Тема урока: «Кодирование информации»

Слайд 4.

Цели этого урока выяснить:

  1. что же такое кодирование, код, перекодирование;
  2. когда, где и зачем используется кодирование и перекодирование.

А к концу урока, я надеюсь, вы покажете, что хорошо умеете кодировать информацию.

4. Актуализация знаний (3 мин.)

Для начала давайте обратимся к уже имеющемуся у вас опыту:

  1. Кто из вас  когда-нибудь занимался кодированием? (Если находятся такие учащиеся, то следуют вопросы: Когда? Зачем?) 
  2. С какой целью кодируют информацию?
  3. Какими способами можно осуществлять кодирование информации?
  4. Кому необходимо кодировать информацию?

Какие вопросы нам следует рассмотреть в рамках этой темы? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель называет основные вопросы)

Слайд 5.

  1. Что кодируется?
  2. Где кодируется?
  3. Зачем кодируется?
  4. Как кодируется?

5. Работа в парах (8 мин.)

Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире необходимо уметь вдумчиво работать с разной информацией.

Я вам предлагаю карточки с закодированной информацией. Попробуйте ответить на поставленные вопросы.

Слайд 6.

Парам на выбор предлагаются карточки. 

(Время на подготовку ответа 2-3 мин. Далее один представитель каждой пары дает ответы на поставленные вопросы, другой дополняет, если это необходимо.)

6. Работа с учебником (5 мин.)

Слайд 7.

Мы с вами посмотрели столько примеров. А как же нам в общем виде сформулировать: Что такое код?

В этом нам поможет ученик (стр. 24). Прочитайте и сформулируйте ответ на этот вопрос. (Отвечает один из учащихся. Затем все записывают определение в тетради.)

Код – это система знаков, служащая для передачи или хранения информации.

Исходя из данного определения давайте попробуем сформулировать:

  1. Что такое кодирование?
  2. В каком случае и для чего его используют?

(После ответов на эти вопросы учащиеся  записывают в тетради определение.)

Слайд 8.

Кодирование – это преобразование информации в удобную для передачи или хранения форму.

На стр. 25 учебника найдите, что называется перекодированием?

Перекодирование – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

7. Формирование умений кодирования и перекодирования информации (9 мин.)

На самом деле информация закодирована во многих объектах окружающего нас мира. Стоит ее только увидеть.

Слайд 9.

Теперь скажите, пожалуйста, код, появившийся в начале урока, вам ничего не напоминает? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель формулирует ответ)

Слайд 10.

Этот рисунок напоминает код «Пляшущие человечки» из рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.  (Звучит мелодия из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»)

  1. Что требуется для разгадки подобного закодированного сообщения? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то появляется ключ кода «Пляшущие человечки»)
  2. А что такое ключ кода? (Отвечает один из учащихся. Затем все записывают определение в тетради.)

Ключ кода – это правило кодирования или таблица соответствия символов.

Без ключа невозможно раскодировать определенные коды, и этот в том числе.

(Учащиеся получают карточки с ключом кода.)

Перед вами таблица с ключом кода «Пляшущие человечки».

Слайд 11.

Перекодируйте сообщение, записаное на доске таким образом, чтобы оно стало  вам понятно.

Как вы это сделаете? (Один из учащихся формулирует алгоритм использования таблицы ключа кода для перекодирования сообщения:

  1. найти требуемый рисунок человечка;
  2. определить рядом стоящую букву;
  3. заменить рисунок соответствующей буквой.)
  1. Какая же информация содержалась в закодированном сообщении? (Отвечает один из учащихся.)
  2. Где удобней всего хранить большой объем информации?
  3. В каком виде должна быть представлена информация для компьютера, чтобы он мог ее обрабатывать?

А теперь давайте закодируем это же сообщение, используя кодовые таблицы, представленные на карточках. Т.е. переведем его на язык понятный компьютеру.

Проверьте себя.

Слайд 12.

8. Закрепление (9 мин.)

Учащиеся получают карточки по вариантам, на которых:

1 часть - задание одного уровня для всех;

2 часть - представляет собой разноуровневые задания (выбор уровня осуществляют учащимися самостоятельно).


Для проверки правильности выполнения заданий с открытым ответом учащиеся используют файл IN_IN_BerezhnayaNP_test, предварительно перейдя на лист соответствующий номеру варианта.

9. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) (2 мин.)

Что нового вы узнали на уроке?

Какие общеизвестные способы кодирования мы рассмотрели на уроке?

В каких случаях вам может пригодиться умение кодировать и перекодировать информацию?

10. Итоги урока (2 мин.)

Подведение итогов.

Выставление отметок (при выставлении отметок учитывается активность учащегося на уроке, скорость и правильность выполнения заданий).

11. Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 13.

Придумать свой ключ кода и закодировать тему урока.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

www.ciospbappo.narod.ru

www.uchportal.ru

www.metod-kopilka.ru

www.mychildren.ucoz.ru

www.festival.1september.ru

www.klyaksa.net

www.mobixit.ru

www.forum.korrespondent.net

www.randewy.ru

www.r-scky.ru

www.proshkolu.ru

www.project.rsl.ru

www.kp.by

www.metodkniga.belkniga.by



Предварительный просмотр:


Подробный конспект урока.

Тема урока

Кодирование информации

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бережная Наталья Павловна,

преподаватель информатики и ИКТ

Образовательное учреждение

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающие:

  1. ввести и закрепить понятия: «код», «кодирование» и «перекодирование»;
  2. начать формирование умений кодирования  и перекодирования информационных сообщений с использованием различных знаковых систем.

Развивающие:

  1. в ходе решения образовательных задач создать условия для развития аналитической мыслительной деятельности учащихся, памяти и внимания.

Воспитательные:

  1. воспитание трудолюбия, самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. актуализировать знания учащихся, непосредственно связанные с темой урока;
  2. раскрыть смысл понятий «код», «кодирование» и «перекодирование» на примерах из жизни учащихся;
  3. создать на уроке ситуации выбора учащимися материалов для работы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Частично-поисковый метод с опорой на знания и опыт учащихся и объяснительно-иллюстративный метод

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

В ходе урока учащиеся:

  1. усвоят и закрепят понятия: «код», «кодирование» и «перекодирование»;
  2. приобретут умения кодирования  и перекодирования  информационных сообщений с использованием различных знаковых систем;
  3. продолжат развитие самостоятельности;
  4. продолжат формирование умений работать в парах и выбирать материалы для работы.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал (карточки для работы в парах, таблицы с ключом кода, карточки с заданиями на закрепление), презентация, тест для проверки качества выполнения заданий на закрепление, музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и  Доктора Ватсона»

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Список учебной и дополнительной литературы

Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Гераськина И.Ю. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. -  М.: Планета, 2011.

Златопольский Д.М. Занимательная информатика. -  М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Самылкина М.М. Построение тестовых заданий по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Щикот С.Е. Комплексные тестовые упражнения по информатике. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Рассмотрение многообразия сфер деятельности человека, в которых необходимо использовать кодирование информации.

Обращение к уже имеющимся знаниям и опыту учащихся по использованию закодированной информации.

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Устная работа (3 мин.)

Слайд 1.

На предыдущих уроках мы говорили об информации.

  1. Так что же такое информация?
  2. Как можно поступать с информацией, которую вы услышали по радио или увидели по телевизору?
  3. Какими свойствами должна обладать информация?

Информация, несомненно, может быть очень ценной. А вот и один из примеров представления информации.

Слайд 2.

  1. Как вы думаете, что это может быть?
  2. А что может быть за этим кодом?
  3. Чему будет посвящен наш урок?

3. Объявление темы и целей урока (2 мин.)

Слайд 3.

Тема урока: «Кодирование информации»

Слайд 4.

Цели этого урока выяснить:

  1. что же такое кодирование, код, перекодирование;
  2. когда, где и зачем используется кодирование и перекодирование.

А к концу урока, я надеюсь, вы покажете, что хорошо умеете кодировать информацию.

4. Актуализация знаний (3 мин.)

Для начала давайте обратимся к уже имеющемуся у вас опыту:

  1. Кто из вас  когда-нибудь занимался кодированием? (Если находятся такие учащиеся, то следуют вопросы: Когда? Зачем?) 
  2. С какой целью кодируют информацию?
  3. Какими способами можно осуществлять кодирование информации?
  4. Кому необходимо кодировать информацию?

Какие вопросы нам следует рассмотреть в рамках этой темы? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель называет основные вопросы)

Слайд 5.

  1. Что кодируется?
  2. Где кодируется?
  3. Зачем кодируется?
  4. Как кодируется?

5. Работа в парах (8 мин.)

Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире необходимо уметь вдумчиво работать с разной информацией.

Я вам предлагаю карточки с закодированной информацией. Попробуйте ответить на поставленные вопросы.

Слайд 6.

Парам на выбор предлагаются карточки. 

(Время на подготовку ответа 2-3 мин. Далее один представитель каждой пары дает ответы на поставленные вопросы, другой дополняет, если это необходимо.)

6. Работа с учебником (5 мин.)

Слайд 7.

Мы с вами посмотрели столько примеров. А как же нам в общем виде сформулировать: Что такое код?

В этом нам поможет ученик (стр. 24). Прочитайте и сформулируйте ответ на этот вопрос. (Отвечает один из учащихся. Затем все записывают определение в тетради.)

Код – это система знаков, служащая для передачи или хранения информации.

Исходя из данного определения давайте попробуем сформулировать:

  1. Что такое кодирование?
  2. В каком случае и для чего его используют?

(После ответов на эти вопросы учащиеся  записывают в тетради определение.)

Слайд 8.

Кодирование – это преобразование информации в удобную для передачи или хранения форму.

На стр. 25 учебника найдите, что называется перекодированием?

Перекодирование – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

7. Формирование умений кодирования и перекодирования информации (9 мин.)

На самом деле информация закодирована во многих объектах окружающего нас мира. Стоит ее только увидеть.

Слайд 9.

Теперь скажите, пожалуйста, код, появившийся в начале урока, вам ничего не напоминает? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель формулирует ответ)

Слайд 10.

Этот рисунок напоминает код «Пляшущие человечки» из рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.  (Звучит мелодия из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»)

  1. Что требуется для разгадки подобного закодированного сообщения? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то появляется ключ кода «Пляшущие человечки»)
  2. А что такое ключ кода? (Отвечает один из учащихся. Затем все записывают определение в тетради.)

Ключ кода – это правило кодирования или таблица соответствия символов.

Без ключа невозможно раскодировать определенные коды, и этот в том числе.

(Учащиеся получают карточки с ключом кода.)

Перед вами таблица с ключом кода «Пляшущие человечки».

Слайд 11.

Перекодируйте сообщение, записаное на доске таким образом, чтобы оно стало  вам понятно.

Как вы это сделаете? (Один из учащихся формулирует алгоритм использования таблицы ключа кода для перекодирования сообщения:

  1. найти требуемый рисунок человечка;
  2. определить рядом стоящую букву;
  3. заменить рисунок соответствующей буквой.)
  1. Какая же информация содержалась в закодированном сообщении? (Отвечает один из учащихся.)
  2. Где удобней всего хранить большой объем информации?
  3. В каком виде должна быть представлена информация для компьютера, чтобы он мог ее обрабатывать?

А теперь давайте закодируем это же сообщение, используя кодовые таблицы, представленные на карточках. Т.е. переведем его на язык понятный компьютеру.

Проверьте себя.

Слайд 12.

8. Закрепление (9 мин.)

Учащиеся получают карточки по вариантам, на которых:

1 часть - задание одного уровня для всех;

2 часть - представляет собой разноуровневые задания (выбор уровня осуществляют учащимися самостоятельно).


Для проверки правильности выполнения заданий с открытым ответом учащиеся используют файл IN_IN_BerezhnayaNP_test, предварительно перейдя на лист соответствующий номеру варианта.

9. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) (2 мин.)

Что нового вы узнали на уроке?

Какие общеизвестные способы кодирования мы рассмотрели на уроке?

В каких случаях вам может пригодиться умение кодировать и перекодировать информацию?

10. Итоги урока (2 мин.)

Подведение итогов.

Выставление отметок (при выставлении отметок учитывается активность учащегося на уроке, скорость и правильность выполнения заданий).

11. Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 13.

Придумать свой ключ кода и закодировать тему урока.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

www.ciospbappo.narod.ru

www.uchportal.ru

www.metod-kopilka.ru

www.mychildren.ucoz.ru

www.festival.1september.ru

www.klyaksa.net

www.mobixit.ru

www.forum.korrespondent.net

www.randewy.ru

www.r-scky.ru

www.proshkolu.ru

www.project.rsl.ru

www.kp.by

www.metodkniga.belkniga.by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Конспект урока по теме "Кодирование текстовой информации"

Конспект урока по теме "Кодирование текстовой информации" по учебнику Н.Д.Угриновича 8 класс ФГОС....

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Конспект урока "Кодирование информации" ( 5-7 кл)...

Конспект урока по теме: «Кодирование информации»

Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.Воспиты...

презентация к урокам по теме "Кодирование графической информации"

Материал презентации скомпанован в соответствии с материалом в учебнике. После условия задач оставлено место с целью оформления решения на доске....

конспект урока по теме « Кодирование и обработка символьной информации»

В конспекте содержится разработка лабораторной и самостоятельной работы по теме « Кодирование и обработка символьной информации»...

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Урок-игра "Закодируй свой секрет"Цель:  ·  Обобщить знания учащихся о действиях с информацией;            ·  Познакомить учащихся ...