конспект урока по теме « Кодирование и обработка символьной информации»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

В конспекте содержится разработка лабораторной и самостоятельной работы по теме « Кодирование и обработка символьной информации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kodirovanie_simvolnoy_informatsii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме:

« Кодирование и обработка символьной информации».

        

Тема урока: « Кодирование и обработка символьной информации»

Цели урока:

  • Обучающая:  учить  использовать таблицы в текстовом документе, решать задачи на нахождение количества символьной информации; проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала по теме «Информационные процессы. Кодирование и обработка символьной информации».
  • Развивающая – развивать логическое и алгоритмическое мышления учащихся
  • Воспитательная – развивать ответственное отношение к выполнению задания, познавательный интерес к предмету

 Материалы к уроку: таблица «Возможности текстового редактора», раздаточный материал с заданиями тестового опроса, указания к выполнению практической работы.

Литература:

  • учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса./   –М:Бином. Лаборатория знаний 2009.

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе 8-11 кл.: Методическое пособие . М:Бином. Лаборатория знаний 2008.

  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным
  • технологиям. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  • Сайт iit.metodist.ru

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время работы

1. Орг.момент

Приветствие

2 мин.

2. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока

3. Повторение материала

Краткий устный опрос

Решение задачи

10 мин.

4. Изучение нового материала

Выполнение практической работы.

Использование указаний к практической работе

16 мин.

5. Контроль знаний

Тестовый опрос

16 мин.

6. Подведение итогов

Выставление оценок

1 мин.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Приветствие учащихся.

  1. Мотивационное начало урока.

Ребята, сегодня мы повторим пройденное по теме «Кодирование и обработка символьной информации». Также выполним практическую работу «Вставка таблицы в текстовой документ» и проведем проверочную работу  по теме «Информационные процессы. Кодирование и обработка символьной информации».

  1. Повторение материала.

К доске вызывается учащийся для решения задачи по теме «Кодирование символьной информации».

Упражнение. Пользователь компьютера, хорошо владеющий навыками ввода информации с клавиатуры, может вводить в минуту 100 знаков. Какое количество информации может ввести  пользователь в компьютер за 2 минуты в кодировке ASCII, в кодировке Unicode? Выразите ответ в Байтах, КБайтах.

Решение.

  1. 100*2=200 символов за 2 минуты вводит пользователь в компьютер.
  2. Так как в системе ASCII каждый символ кодируется 1 байтом, то I=200Байт=0,2 Кбайт.
  3. В системе Unicode  один символ занимает 2 Байта.  I=200*2 Байт=400Байт=0,4Кбайт.

     Ответ: 0,2 Кбайт, 0,4 Кбайт.

Повторение  пройденного материала  по теме «Текстовый редактор» происходит  с помощью таблицы «Возможности текстового редактора».

Учащиеся поочередно рассказывают о возможностях текстового редактора, изображенных  в таблице.

  1. Изучение нового материала.

Лабораторная работа «Создание и форматирование таблицы»

Цель работы: создать таблицу с расписанием уроков на неделю

Выполните запуск программы Microsoft Word (Пуск-Программы- Microsoft Word)

1 шаг. Определение структуры таблицы.

  • По столбцам будут распределены дни недели (5 дней)
  • По строкам будут распределены номера уроков (7 уроков)
  • С учетом заголовков таблица должна содержать 6 столбцов и 8 строк

           2 шаг. Создание макета таблицы.

  • Выполнить команду Таблица-Вставить-Таблица
  • Задать количество столбцов (6) и строк (8)
  • Нажать кнопку ОК

           3 шаг. Ввод данных в ячейки таблицы

  •  Ввести названия столбцов и строк
  •  Ввести данные в каждую ячейку

Для перемещения по ячейкам используйте клавиши передвижения курсора  

 

              4 шаг. Форматирование данных

  • Выделить первую строку. Для этого подвести указатель мыши левее строки и щелкнуть левой кнопкой мыши.
  • Позиционировать по центру. Для этого выбрать на панели инструментов кнопку  По центру
  • Задать полужирное начертание. Для этого выбрать на панели инструментов кнопку

                   

  • Выделить первый столбец. Для этого подвести указатель мыши выше столбца и щелкнуть левой кнопкой мыши.
  • Позиционировать по центру
  • Задать полужирное начертание

Вид получившейся таблицы.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Алгебра

Физическая культура

Русский язык

ОбЖ

Химия

2

Физика

История

Информатика

Физика

Литература

3

Физическая культура

Литература

Литература

Алгебра

Информатика

4

Английский язык

Физика

Технология

Алгебра

Литература

5

География

Физика

Технология

Биология

Русский язык

6

Биология

Обществознание

Астрономия

7

История

5 шаг. Сохранение документа

  • Выберите команду Файл-Сохранить как
  • В появившемся окне выберите папку Мои документы-Работы учеников-10…
  • Введите имя файла
  • Нажмите на кнопку Сохранить

                             Дополнительное задание

Обрамление  таблицы

  1. Выделите нужные ячейки (строки, столбцы)
  2. Выбрать команду Формат - Границы и заливка

Появиться диалоговая панель Границы и заливка, позволяющая выбрать требуемые параметры.  На вкладке Граница  можно задать тип границы, тип и ширину линий границы. На вкладке Заливка можно задать цвет фона ячеек или выбрать узор.

  1. Произведите обрамление таблицы. Необходимые параметры выберите

     по желанию.

  1. Контроль знаний.

Вариант 1

Тестовый опрос

  1. Информатика изучает:

А) языки программирования

Б) информированность общества

В) способы хранения, передачи и обработки информации с помощью компьютера

      2. 1 Кбайт – это

           А) 1024 Бит     Б) 1024 Байт      В)  8 байт

       3. Компьютер – это:

           А) универсальное электронное устройство для записи и чтения

           информации

           Б) универсальное электронное устройство для хранения,      

            обработки  и передачи информации

           В) универсальное электронное устройство для передачи,

             приема  информации

        4. Оперативная память необходима:

           А) для хранения исполняемой в данный момент времени  

              программы и данных, с которыми она непосредственно

               работает

           Б) для обработки информации

           В) для долговременного хранения информации

         5. Символ в стандарте Unicode кодируется:

           А) одним байтом

           Б)  двумя байтами

           В)  одним битом

         6. Кодированием информации называют:

           А) представление ее с помощью языка

           Б)  представление ее в недоступной форме

           В)  представление ее в удобной форме

  1. В формуле N=2i переменная величина N обозначает:

 А) количество  символов в алфавите

 Б) количество бит, используемое для кодирования одного символа

 В) количество байт на символ

8. Математический язык является:

А) естественным языком

Б) словесным языком

В) формальным языком            

 Задание с развернутым ответом.

           9. В книге содержится  1500 страниц; на каждой странице- 40 строк,

           в каждой строке – 60 символов. Определи количество информации,

           содержащееся в книге, в системе ASCII, в системе Unicode. Вырази

           ответ в различных единицах.

Дополнительное задание.

             10.Сколько дискет объемом 1,44 Мбайт необходимо для хранения

             энциклопедии из 60 томов по 500 страниц, на каждой из которых по

             две полосы, содержащей 80 строк из 45 знаков? Информация

             кодируется  в системе ASCII.

Вариант 2

Тестовый опрос

1. Информация в компьютере кодируется

 А) в десятичных кодах

Б)  в символах

В)  в двоичных кодах

2. Назначение процессора:

А) обрабатывать информацию и управлять другими устройствами компьютера

Б) выводить текстовую и графическую информацию

В) управлять работой компьютера с помощью электрических импульсов

3. Какой вид памяти предназначен для долговременного хранения информации:

А) оперативная память

Б) внешняя память

В) главная память

4. 1 Мбайт равен:

А) 1024 байт    Б) 1024  Кбайт    В) 8 бит

5.  Символ в стандарте ASCII кодируется:

А) одним битом

Б) 8 байтами

В) одним байтом

6. Общество, где большинство работающих занято хранением, обработкой и реализацией информации называют:

А) компьютерным

Б) информационным

В) развитым

7. К текстовым редакторам относится программа:

А) Microsoft Word

Б) Paint

В) Windows

8. В формуле N=2i переменная величина i обозначает:

А) количество символов в алфавите

Б) количество возможных информационных сообщений

В) количество бит для кодирования одного символа

Задание с развернутым ответом.

    9. В книге содержится  2000 страниц; на каждой странице - 50 строк,

           в каждой строке – 40 символов. Определи количество информации,

           содержащееся в книге, в системе ASCII, в системе Unicode. Вырази

           ответ в различных единицах.

Дополнительное задание.

10. Матричный принтер имеет скорость 1024 бит/с. Сколько времени необходимо для распечатки 10 листов, если каждый лист вмещает 30 строк по 60 символов, а смена листа занимает 10 с? Информация

             кодируется  в системе ASCII.

  1. Подведение итогов урока.

 Ребята, мы закончили изучение темы «Кодирование и обработка символьной информации».

Сообщаются оценки за выполнение практической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Тест для учащихся 9 класса по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" УМК Угринович...

Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс

обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;развития навы­ков использования средств ИКТ для выполнения индивидуаль­ных творческих работ средст­вами MS W...

Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс

Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....

Итоговая практическая работа по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

Данная работа содержит текст практической работы и критерии оценивания данной работы...

Урок-конкурс "Виртуозы за компьютером" по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"

Обобщающий  урок по теме "Кодирование и обработка текстовой  информации".Тип урока:  урок – контроля и коррекции знаний, умений.Методы обучения:  практический, проблемно-развивающи...

Методические разработки к урокам по теме «Кодирование и обработка графической информации»

Материалы для уроков по теме «Кодирование и обработка графической информации»...

Конспект урока по информатике "Кодирование и обработка звуковой информации"

Тип урока: Урок изучения нового материалаЦели урока:Образовательные: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования звуковой информации в компьютере, познакомится с программным о...