Урок - зачёт по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" 9 класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Дунина Наталья Петровна
  • обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;
  • развития навы­ков использования средств ИКТ для выполнения индивидуаль­ных творческих работ средст­вами MS WORD.
  • проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дунина Наталья Петровна

Информатика 9 класс

Урок - зачёт по теме:

«Кодирование и обработка текстовой информации»

 Цели:

  1. обобщить  знания  и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»;
  2. развития навыков использования средств ИКТ для выполнения индивидуальных творческих работ средствами MS WORD.
  3. проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.

 Задачи урока:

1.Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.

2. Учебная - проверить умения учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями.

3. Развивающая - развитие логического мышления, памяти.

Оборудование: ПК, программное обеспечение: ТП “MS WORD”, “PowerPoint”,  презентация «Урок - зачёт по теме:«Кодирование и обработка текстовой информации», карточки с заданиями, тесты, оценочные листы

Учебное пособие: Н.Д. Угринович: Информатика и ИКТ. 9класс. для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая (парная).

  1. Организационный момент.

         В течении ряда уроков мы с вами изучали тему «Кодирование и обработка текстовой информации», инструментом  тестовый процессор MS WORD. Вы убедились, что текстовый процессор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста. Мы создавали с вами различные текстовые документы, научились вставлять в текстовый документ таблицы и иллюстрации. Сегодня на уроке мы еще раз систематизируем полученные знания и проверим, как хорошо вы ими владеете. Вам предстоит продемонстрировать ваши теоретические знания в виде ответов на поставленные вопросы, выполнить тестовые задания  и защитить ваш реферат по теме «Моя семья».  Вам предложен оценочный лист - теста, куда вы будете вносить ответы на тест. А на доске оценочный лист групп по этапам.

  1. Повторение  изученного материала.

Фронтальная работа.

  1. Как представляется текстовая информация в компьютере?
  2. Какие существуют кодировки текстовой информации?
  3. Чем отличается текстовый процессор от текстового редактора?
  4. Какие правила вы должны соблюдать при работе на ПК?

(Инструкция по ТБ при работе с компьютером.)

- быть предельно осторожными при работе с техникой;

- контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

- соблюдать правила последовательности включения и выключения. Запрещается:

- пользоваться неисправной техникой;

- касаться экрана дисплея, тыльной стороной дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;

- самостоятельно устранять неисправность клавиатуры;

- передвигать системный блок и дисплей;

- работать грязными, влажными руками, во влажной одежде. )

Класс делится на группы. Каждая группа получает свое задание. На выполнение задания дается 2 минуты. После этого каждый учащийся от каждой группы проговаривают ответы на вопросы. Одна  группа учащихся оценивает работы другой группы 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, учитывая мнение других групп по 5 – ти бальной системе

Задание 1  группы (пары):

  1. Почему при кодировании текстовой информации в компьютере в большинстве кодировок  используется 256 различных символов, хотя русский алфавит включает только 33 буквы?
  2. Какие существуют способы создания текстовых документов?
  3. Какие существуют форматы текстовых файлов, и чем они отличаются друг от друга?

Задание 2 группы (пары):

  1. Что означает задать параметры страницы?
  2. Что значит редактировать документ?
  3. Что значит форматировать документ?

Задание 3 группы (пары):

  1. Какие объекты можно вставлять в документ?  (рисунки, таблицы, формулы, диаграммы,)
  2. Какие бывают списки?
  3. Как создаются колонки в документе?

Задание 4 группы (пары):

  1. Как задаются параметры страницы?
  2. Как осуществляется нумерация страниц?
  3. Какие требования к оформлению технической стороны творческой работы?
  1. Защита реферата

Перед началом защиты проектов учитель предлагает ученикам по желанию выбрать несколько работ для защиты. Защита работы проходит в форме связного логического рассказа, придерживаясь содержания реферата.

После выступления и обсуждения работы одной группы (ученики могут задавать вопросы по созданию реферата или по ее содержанию). Роль учителя заключается в том, чтобы направлять выступления учеников и ориентировать их на оценки по предложенным критериям:

  1. грамотность и логичность изложения материала;
  2. структура работы (титульный лист, введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
  3. соответствие оформления реферата стандартам.
  4.  умения  четко рассказать о представленном реферате
  5. способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них. 

Учитель  выставляет баллы за работу всем группам. В конце урока подсчитывается итог

  1. Проверочное тестирование

Класс получает тесты, выполняет. На отдельном листе выносит данные теста. Обмен листами контроля. Проверка через медиапроектор. Листы сдают.

Оценочный лист теста“ Текстовый процессор MS WORD”.

1 вариант Ф И ____________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог ______________( «5» - 10, «4» - 9-7,  «3»- 6-5)

 Оценочный лист теста“ Текстовый процессор MS WORD”.

2 вариант Ф И ____________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог ______________( «5» - 10, «4» - 9-7,  «3»- 6-5)

Тест по теме “ Текстовый процессор MS WORD”.

1 вариант

  1. WORD – это…

А) текстовый процессор
Б) Текстовый редактор
В) Программа, предназначенная для редактирования текстового документа.

  1. Как удалить фрагмент текста?

А) установить курсор в нужное место текста и нажать клавишу ENTER
Б) выделить фрагмент текста и нажать клавишу DELETE
В) выделить фрагмент текста и нажать клавишу Insert

  1. Какой из перечисленных ниже параметров не относится к параметрам абзаца:

А) ширина
Б) отступ в первой строке
В) кегль

  1. Форматирование текста – это…

А) исправление текста при подготовке к печати
Б) изменение параметров введенных символов
В) процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа

  1. Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является:

А) слово
Б) пиксель
В) абзац
Г) символ

  1. В текстовом процессоре основными параметрами при задании параметров абзаца являются:

А) гарнитура, размер, начертание
Б) отступ, интервал
В) поля, ориентация

  1. В текстовом процессоре выполнение операции Копирование становится возможным после:

А) сохранения файла
Б) установки курсора в определенное положение
В) выделения фрагмента текста

  1. Может ли заголовок располагаться в конце страницы?

А) да
Б) нет
В) иногда

  1. Основными элементами окна тестового процессора являются:

А) строка заголовка, строка меню, панель инструментов, панель форматирования, рабочее поле, полоса прокрутки
Б) строка заголовка, рабочее поле
В) панель инструментов, палитра, рабочее поле

  1. Как можно изменить размер рисунка?

А) с помощью мыши или диалогового окна
Б) только с помощью мыши
В) только с помощью диалогового окна

2 вариант

  1. Какого способа выравнивания нет в WORDе.

А) выравнивание по левому краю
Б) выравнивание по правому краю
В) выравнивание по высоте

  1. Форматирование шрифта это…

А) процесс оформления символа
Б) процесс оформления страницы
В) изменение параметров введенных символов

  1. В текстовом процессоре при задании параметров страницы устанавливаются:

А) поля, ориентация
Б) отступ, интервал
В) гарнитура, размер, начертание

  1. В процессе редактирования текста изменяется:

А) размер шрифта
Б) параметры абзаца
В) последовательность символов, строк, абзацев

  1. Что является основным структурным элементом таблицы:

А) столбец
Б) ячейка

В) строка

  1. Как активизировать Главное меню

А) щелчком мыши по кнопке Пуск
Б) щелчком мыши по рабочему полю
В) нажатием клавиши ENTER

  1. Абзацем в текстовом процессоре является…

А) выделенный фрагмент документа
Б) строка символов
В) фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши ENTER

  1. При печати документа на второй странице печатается несколько строк. Какие параметры документа необходимо изменить, чтобы документ умещался на одной странице?

А) изменить начертание шрифта
Б) уменьшить интервал между строками
В) увеличить размер полей страницы

  1. Какие символы используются для печати римских цифр?

А) прописные латинские буквы
Б) прописные русские буквы
В) цифры

  1. Чтобы сохранить текстовый документ в определенном формате, необходимо задать:

А) размер шрифта
Б) тип файла
В) параметры абзаца

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

В

Г

Б

В

Б

А

А

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

В

А

В

Б

А

В

Б

А

Б

Учитель комментирует ответы

«5» - 10

«4» - 9-7

«3»- 6-5

  1. Итог урока

        Учитель комментирует работы групп и по возможности отдельных учащихся. Оценивание работ остальных учащихся в индивидуальном порядке. Оценивание с помощью цветных стикеров.

  Сводная  таблица - общий протокол (на доске или ватмане).

№ группы

Теоретич

вопросы

Реферат

Тест

Итог

1

2

3

4

Вами  ещё не все изучены возможности  текстового процессора . предстоит изучение в последующих классах.

Дерзайте!!!

Домашнее задание. Глава  3. Стихотворение, эссе о Текстовом процессоре

Источники:

http://www.rusedu.ru

http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/plinks.php

http://www.metod-kopilka.ru/page-1-2-7.html

http://pedsovet.org/component/

http://www.1class.ru/referat


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кодирование и обработка текстовой информации» Учитель информатики и ИКТ МОУ ООШ с. Чкалово Дунина Наталья Петровна Урок – зачет по теме:

Слайд 2

Цели: обобщить знания и умения по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»; развитие навыков использования средств ИКТ для выполнения индивидуальных творческих работ средствами MS WORD. контроль уровня усвоения учениками программного материала. ДНП

Слайд 3

Задачи: Изучение различных возможностей приложения текстового процессора MS WORD ; Совершенствование методики проведения урока - зачёта по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»; Способствовать воспитанию культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. ДНП

Слайд 4

Тестовый процессор MS WORD Microsoft Word – один из лучших текстовых процессоров. Он позволяет создавать и редактировать документы, добавлять в них таблицы и рисунки, изменять оформление абзацев и начертание шрифта, готовить документ к печати. Дополнительные модули Word позволяют выполнять такие операции, как проверка орфографии и грамматики, формирование оглавлений и указателей, слияние с базой данных . ДНП

Слайд 5

MS WORD 2003 ДНП

Слайд 6

MS WORD 2007 ДНП

Слайд 7

Вопросы Как представляется текстовая информация в компьютере? Какие существуют кодировки текстовой информации? Чем отличается текстовый процессор от текстового редактора? Какие правила вы должны соблюдать при работе на ПК? ДНП

Слайд 8

Защита реферата «МОЯ СЕМЬЯ» Критерии оценивания : умения четко рассказать о представленном реферате (грамотность и логичность изложения материала); соответствие оформления реферата стандартам . структура работы (титульный лист, введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы); ДНП

Слайд 9

Тест по теме “ Текстовый процессор MS WORD” ДНП 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Б В В Г Б В Б А А 1 вариант 2 вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В В А В Б А В Б А Б «5» - 10 «4» - 9-7 «3»- 6-5

Слайд 10

Итог занятия ДНП № группы Теоретич вопросы Реферат Тест Итог 1 2 3 4

Слайд 11

Спасибо за урок! ДНП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Кодирование информации"

Цели урока:- помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере, помочь учащимся усвоить понятие системы отсчета, познакомить с двоичной, восьмеричной и шестнадца...

Конспект урока по теме: "Кодирование информации"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. На этапе усвоения учащиеся работают в парах, самостоятельно анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, выпол...

Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс

Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....

Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс

Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....

Презентация урока на тему:"Кодирование звука и графики" (10 класс)

Презентация урока  на тему:"Кодирование звука и графики"  (10 класс)...