Главные вкладки

    Статья по информатике и икт по теме:
    О целях преподавания информатики в школе

    Масленникова Наталья Алексеевна

    В статье поднимается вопрос о том, каким должен быть учитель, преподающий информатику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_celyah_prepodavaniya_informatiki.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика преподавания
    информатики — как новая педагогическая дисциплина.

    Цели преподавания информатики в школе.

    Важность целей воспитания при преподавании информатики.

    Информатики рано или поздно должна заняться тем, для чего она предназначена — интеграцией образования и знания вообще.

    Методика преподавания информатики (МПИ) постоянно подчеркивает  межпредметную направленность информатики, ее огромный дидактический потенциал в деле интеграции школьного образования.

    МПИ рассматривает компьютер и как средство обучения.

    Курс МПИ может быть рассмотрен как единая система целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

    В результате изучения курса учитель должен подготовиться к полноценной работе в компьютеризующейся школе. Для этого ему необходимо:

    1. понять и усвоить цели изучения школьной информатики во всех трех аспектах — образования, развития и воспитания;
    2. увидеть место и значение курса информатики в общем образовании школьника;
    3. освоить содержание курса (провести сравнительное изучение существующих учебников и программ по курсу информатики);
    4. понять принципы отбора содержания, уметь ими пользоваться;
    5. овладеть средствами изучения курса, освоить классические и новые методы обучения, управлять умственной деятельностью учащихся;
    6. освоить различные организационные формы занятий;
    7. увидеть, понять и вскрыть связи информатики с другими дисциплинами;
    8. научиться анализировать процесс обучения информатике, использовать и разрабатывать его программное и техническое обучение;
    9. уметь пробуждать, закреплять и развивать интерес к предмету у учащихся.

    Цели развития.

    При изучении МПИ у учителя формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления.

    Логичность мышления, кроме его культуры в математическом смысле, предполагает и выраженную процедурность: умение делать строгие выводы, например при поиске ошибок в алгоритме.

    Алгоритмичность мышления должна обеспечить точность выводов учителя при доказательных рассуждениях. Эти две особенности мышления тесно взаимосвязаны.

    Системность мышления учителя предполагает богатство ассоциативных связей между понятиями, видение взаимного проникновения понятий и дисциплин.

    Комбинаторность мышления учителя необходима:

    1. для генерирования множества вариантов, способов обучения и отбора наиболее подходящих из них в конкретной ситуации;
    2.  для порождения множества интерпретаций действий учащегося и выявления истинных его затруднений и успехов;
    3. для многократной переформулировки задач при взаимодействии с другими предметниками с целью компьютеризации их урок.
    4. Для поиска и вскрытия внутри - и межпредметных связей.

    Для учителя информатики формирование системно-комбинаторного стиля мышления — это один из признаков профессионализма.

    Система целей преподавания информатики.

    Чтобы конкретизировать цели обучения, надо рассмотреть возможные уровни работы человека с компьютером:

    Пассивный пользователь - непосредственно на компьютере не работает, но пользуется компьютерными "благами" (покупает авиабилеты, получает зарплату, рассчитанную на компьютере и т.д.) - почти каждый из нас.

    Активный (параметрический) пользователь - работает с готовыми программами. Умеет работать с текстом на компьютере, рисовать, искать информацию. Он способен длительное время обходиться без помощи программиста.

    "Программирующий" пользователь - способен внести некоторые изменения в готовую программу (например, формулу в ЭТ).

    Парапрограммист ("настройщик") - работает на языках сверхвысокого уровня: язык управления БД, ЭТ, настраивает готовые продукты на конкретные нужды пользователя.

    Программист - разрабатывает средства для всех вышеперечисленных пользователей. Работает на языках высокого уровня (Pascal, Cи).

    Системный программист - обеспечивает эффективность работы на всех предыдущих уровнях.

    С позиций школьной информатики наиболее массовой фигурой является активный пользователь. Но эффективность деятельности человека возрастает, если он подтягивается до уровня "программирующего" пользователя - уменьшается зависимость от программистов. Подготовка учащихся до этого уровня - посильна для школ с углубленным изучением информатики - это социально необходимая задача.

    Цели преподавания  информатики

    Цели обучения рассматриваются в единстве развития, образования и воспитания. Информатика подчеркивает и практический аспект — подготовку человека к полноценной жизни в компьютеризованном обществе.

    Свяжем  теперь направления в целях курса информатики и уровни работы с компьютером.

    1. Образование прикладное — проявляется в умении извлекать немедленную практическую пользу из общения с ЭВМ (небольшие расчеты, запросы к поисковым системам, подготовка к трудовой деятельности с использованием компьютера). Сегодня оно уже определяет уровень и качество жизни.
    2. Образование общее — заключается в формировании мировоззрения, понимании принципов работы, возможностей и, что не менее важно, ограничений ЭВМ и достигает лишь на основе  системных знаний, выводящих за рамки прагматичного, потребительского подхода к ЭВМ. Признаки общего образования:
    1.  понимание принципов работы ЭВМ (а не частностей);
    2.  представление о сути деятельности программиста (может быть понята как деятельность человека – творца, пусть и в небольшом, формализованном “мире”);
    3.  знания о типах информации и способах ее обработки;
    4.  представление о сложности типичных алгоритмов;
    5.  знания о возможностях и ограничениях автоматизации мышления.

    Умственное развитие – цели развития в основном сводятся к формированию двух взаимосвязанных стилей мышления: логико-алгоритмического и системно-комбинаторного.

    Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении: строить логические утверждения о свойствах данных и запросы к поисковым системам; мыслить индуктивно и дедуктивно при анализе своих затруднений в работе с ЭВМ; формировать свои намерения вплоть до записи на некотором алгоритмическом языке.

    Признаки системно-комбинаторного мышления таковы: видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и орудийные средства из различных дисциплин при построении моделей.

    В реальности системно-комбинаторный стиль мышления сегодня — редкость.

    Здесь информатика должна сказать свое слово именно как межпредметная, интегрирующая дисциплина.

    Еще одна особенность системно-комбинаторного мышления – это языковая деятельность, умение излагать свои мысли и намерения на формальных языках, оперируя их понятиями. Это относится и к пользователям (он общается с компьютером на некотором формальном языке меню, команд, «горячих» клавиш.

    Еще одна цель – развить у школьника умения и склонности к рефлексии, буквально – к наблюдению за собственным мышлением: «что я хотел – что сделал – что получилось и почему».

    Цели воспитания — связаны с формированием черт и качеств, необходимых для эффективного и безопасного для себя и других пользования ЭВМ, а так же, формированию которых способствует именно компьютер. Можно говорить о воспитании таких качеств:

    1. эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность как основной способ решения реальных проблем, отношение к практике как к критерию истины;
    2. объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е. критичность и самокритичность мышления, способность спокойно отказываться от заблуждений, не настаивать на них;
    3. бережное отношение, как к технике, так и к информации, своей и чужой; этическое, нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
    4. стремление к самоутверждению через освоение ЭВМ и созидательную деятельность с ее помощью;
    5. личная ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
    6. личная ответственность за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
    7. потребность и умение работать в коллективе при  решении сложных задач бригадным методом;
    8. скромность, забота о пользователе продуктов своего труда.

    Выводы:

    Цели практического образования служат формированию компьютерной грамотности.

    Цели общего образования и умственного развития связаны с компьютерной образованностью.

    Цели воспитания служат формированию информационной культуры.

    Все три указанные цели требуют направленных усилий педагога и не достигаются автоматически при простом усвоении материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К вопросу о преподавании химии в школе

    Выступление на методическом объединении...

    ЭОР и их роль в преподавании информатики в начальной школе

    Роль ЭОР в преподавании предмета информатика в начальной школе...

    ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

    Данная статья рассказывает о том, что и в старшей школе удобно использовать игровую технологию...

    Цели преподавания литературы в современной школе.

    Статья. Рекомендации  для молодых учителей...

    ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

    Использование   педагогические технологий таких как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие  технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов. А также использование информац...

    Проблематика преподавания информатики в школе

    В данной статье представлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю информатики и ИКТ при преподавании школьного курса "Информатика"....

    Размышления о некоторых проблемах преподавания истории в школе, о едином учебнике Отечественной истории и ЕГЭ

    Заметка поднимает актуальные вопросы по преподаванию истории в школе, об актуальности создания единого учебника по Отечественной истории и отношению автора заметки к так называемому ЕГЭ, а также подни...