Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме

Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких профессий как оператор ЭВМ, секретарь, делопроизводитель, менеджер.
Кроме этого данный сборник позволяет подготовить учащихся к дальнейшему обучению в вузе или профессиональной деятельности.
Материал рассчитан на учащихся 9-11 классов и составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_word.doc970.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей имени Г.Ф.Атякшева

Дидактический материал

к урокам по теме:

«Microsoft Word»

Автор:

Амрахова Оксана Владимировна

преподаваемый предмет: информатика

 

г. Югорск

2011г.

Пояснительная записка

Почти все профессии в современном информационном обществе требуют уверенных навыков работы на персональном компьютере и знания таких программ как Microsoft Word.  Данный сборник осуществляет знакомство с офисными возможностями современной компьютерной техники в делопроизводстве; формирование уверенных пользовательских навыков при работе на ПЭВМ; ориентация на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного производства; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Учащиеся изучают возможности современных ПК; получают устойчивые навыки при работе с офисной программой Microsoft Word; учатся создавать, редактировать, форматировать, оформлять современные документы на ПЭВМ, а также осваивают основы современного делопроизводства.
Основная форма аттестации учащихся проводится в форме практических работ по изучаемым темам.
Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких профессий как оператор ЭВМ, секретарь, делопроизводитель, менеджер.
Кроме этого данный сборник позволяет подготовить учащихся к дальнейшему обучению в вузе или профессиональной деятельности.
Материал рассчитан на учащихся 9-11 классов и составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Цели:

  1. овладение основными средствами работы на ПК;
  2. приобретение уверенных навыков работы с программой Microsoft Word;
  3. знакомство с правилами оформления и стандартами документов.

Задачи:

  1. сформировать представление о профессиях пользователя ПЭВМ в сфере делопроизводства;
  2. приобрести уверенные навыки работы на ПК с программой Microsoft Word;
  3. дать представление о современных возможностях компьютерной техники и новых информационных технологиях.

Занятия  проводятся в форме практических занятий.
Формы контроля: текущий контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий, итоговый контроль осуществляется разработками учащимися самостоятельных, оригинальных проектов в среде Microsoft Word по заданной тематике.
После проведения занятий

учащиеся должны знать:

  1. основные возможности современной компьютерной техники и перспективы ее развития в сфере делопроизводства;
  2. возможности программы Microsoft Word;
  3. основные виды и стандарты оформления документов;
  4. приемы работы с документами в делопроизводстве.

должны уметь:

  1. создавать, сохранять, редактировать, печатать документы в т.п. Word;
  2. применять возможности т.п. Word для решения задач делопроизводства;
  3. переносить информацию из других приложений MS Office в Word.

Литература:

  1. Симонович С.В., Мураховский В.И. Популярный самоучитель работы на компьютере. – М.: «Десс Ком», 2001.
  2. Слепцова Л.Д. Программирование на VBA. Самоучитель. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  3. Справочная система Windows.
  4. Справочная система т.п. Word.

Практическая работа №1

Форматирование простого текста.

Данная работа – первая при изучении редактора Word. Как  было сказано, учащиеся уже знакомы с основами работы в редакторе, знают основные принципы форматирования шрифта и абзаца. Внимательность и точность – главное условие при выполнении задания.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Обратите внимание на шрифт в заголовке, правую границу абзацев, способы выравнивания текста относительно границ.

СОВРЕМЕННЫЙ  ЛОНДОН

Вестминстерское аббатство и Вестминстерский дворец с его знаменитыми часами Биг Бен. Это величественное здание, построенное в стиле GOTIKA стоит на левом берегу Темзы в самом сердце Лондона. В настоящее время в Вестминстерском дворце, отделенном от  аббатства площадью “Двор старого дворца”, размещается парламент – законодательный орган Великобритании. Кроме двух главных палат парламента – палаты лордов и палаты общин – во дворце целый лабиринт канцелярий, библиотек, помещений для заседаний различных комитетов, ресторанов и кафетериев.

Помещение, где заседает палата общин, как ни удивительно, совсем небольшое, и сидячих мест в нем лишь 437. Здание построено в 1835 – 1860 годах на месте сгоревших в 1834 году построек, его длина 948 футов. От старого комплекса уцелел Вестминстер-холл, в котором с XIV по XIX век верховный суд Англии.

Часы Биг Бен самые замечательные в мире, с прекрасным музыкальным боем. Часы названы в честь Бенджамена  Холла. Внутрь башни, где находятся часы, ведут 340 ступеней. Минутная стрелка имеет 14 футов в длину, часовая – 9, каждая цифра по 2 фута. Все жители Лондона сверяют свои часы с Биг Беном.

Практическая работа №2

Списки, обрамление текста и рамки.

Задания к практическим работам №2,3,4

В данных работах добавляем новые элементы: списки, выделение абзаца заливкой, вставка символа (£), использование табуляции при выравнивании колонок текста, использование верхнего индекса, рамки документа. Для выполнения работы учащиеся изучают диалоговые окна «Границы и заливка», «Вставка символа», «Коллекция картинок», «Списки». Как всегда основная задача учителя направить учащихся и показать им новые возможности редактора. Конечно, при выполнении работы учитель помогает ученикам, но они должны уметь самостоятельно находить ответы у компьютера.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

ПРИКАЗ

20. 07. 89.         №30

г. МОСКВА

Об открытии в Москве общеобразовательных школ
нового типа /лицеев и гимназий/

В целях практической реализации идей Всесоюзного съезда работников народного образования, создания благоприятных условий для разностороннего развития учащихся и ранней профессиональной подготовки их к определенному виду трудовой и общественной деятельности и на основании приказа № 594 от 18. 07. 89. Государственного комитета СССР по народному образованию

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Открыть с 01. 09. 89. в Москве в порядке эксперимента следующие школы нового типа:
  • общеобразовательные гимназии в составе 1-11 классов на базе существующих школ № 67 Киевского, № 1238 Краснопресненского, № 109 Черемушкинского, № 671 Свердловского района.
  • общеобразовательные лицеи в составе 8-11 классов на базе существующих школ № 388 Куйбышевского, № 456 Черемушкинского района.
  1. Присвоить школам нового типа следующие наименования:
  • средняя общеобразовательная школа-гимназия,
  • средняя общеобразовательная школа-лицей.
  1. Проводить экспериментальную работу в пределах смет, выделяемых Московскому городскому комитету по народному образованию.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОГО

КОМИТЕТА ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Л.Н. КЕЗИНА

Практическая работа №3

ИНСТРУКЦИЯ №54

по охране труда

Общие требования:

  1. Учащиеся при поступлении на учебу проходят вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, подтверждая это своей подписью в классном журнале в разделе инструктажей по охране труда.
  2. В дальнейшем учащиеся проходят повторные инструктажи по охране труда и проверку знаний по вопросам охраны труда не реже 1-го раза в полугодие с подтверждением этого подписями в журнале.
  3. Учащийся обязан:
  1. выполнять требования инструкций по охране труда, правила внутреннего распорядка, указания мастера по вопросам соблюдения норм и правил охраны труда;
  2. не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к выполняемой работе;
  3. знать и соблюдать правила техники безопасности;
  4. уметь пользоваться средствами пожаротушения.
  1. Учащийся должен следить за исправностью оборудования во время работы.
  2. В аварийной обстановке учащийся должен:
  1. оповестить об опасности окружающих;
  2. отключить оборудование от сети;
  3. принять меры по тушению пожара.
  1. После работы должен отключить оборудование, привести в порядок рабочее место, выключить освещение.
  2. Учащийся, нарушающий требования инструкций по охране труда может быть отстранен от выполнения работы.

Зам. директора УПЧ по УПР ______________________________П. Р. Иванов

Практическая работа №4

Господину Ульриху Леонарду
Цветочная улица, 34
44147 Дортмунд
9 января 1998 г.

Тема: Зимний отдых

Уважаемый господин Ульрих,
Вы уже решили, где провести зимние каникулы?

Для Вас мы делаем специальное недорогое предложение. Путешествие с фирмой Sunrise Ltd.  В Австрию и пользуйтесь привлекательными условиями отдыха.

Отель «Снежная долина», Берштадт, Австрия

Отель «Снежная долина» - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Отель приспособлен для отдыха с детьми. Лыжный подъемник, лыжная школа и теннисный зал расположены рядом. В отеле есть ресторан, бассейн, сауна и гимнастический зал. Кроме того, в отеле есть:

  • детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов и чтение сказок;
  • апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой;
  • буфет с большим выбором блюд.

Тип 1 – жилая площадь около 27 м2, тип 2 – около 34 м2.

Вот наши цены:

Продолжительность пребывания
10 дней                £676±10
20 дней                £875±10
30 дней                £990±15

Позвоните нам, если у Вас возникнут вопросы.

С дружественным приветом,
фирма
Sunrise Ltd

Домашнее задание на создание списков.

        В ходе изучения данной темы на уроке учитель знакомит ребят только с видами списков на простых примерах создания одноуровневых маркированных и нумерованных списков. Учащимся предлагается дома придумать пример «сложного» списка. За основу можно взять оглавление любой книги, разделов информатики, перечень книг в домашней библиотеки и т.п. Главное – у каждого должен получается индивидуальный и неповторимый список. Также им предлагается прослушать лекцию на компакт-диске по созданию и использованию списков.

Привожу Вашему вниманию примеры работ учащихся выполненных дома.

При проверке работ обратить внимание на одновременное выделение всех элементов списка одного уровня.

Примеры ученических работ.

ВЕЩЕСТВА:

  • Простые:
  • металлы:
  • Na, K, Fe
  • неметаллы:
  • Cl, C, N2
  • Сложные:
  • оксиды:
  • основные:
  • CaO, Na2O
  • кислотные:
  • CO2, CrO3
  • основания:
  • растворимые:
  • NaOH, KOH
  • нерастворимые:
  • Cu(OH) 2, Fe(OH) 3
  • кислоты:
  • бескислородные:
  • HCl, HF
  • кислородсодержащие:
  • H2SO4, HNO3
  • одноосновные:
  • HCL, HBr
  • двухосновные:
  • H2SO4, H2CO3
  • трехосновные:
  • H3PO4
  • соли:
  • средние:
  • Na2SO4, KCl
  • кислые:
  • Na2HPO4
  • основные:
  • Mg(OH)Cl
  • двойные:
  • K2NaPO4

Характеристика.

  • Царство: животные
  • Тип: хордовые
  • Подтип: черепные
  • Класс: млекопитающие
  • Хищные:
  • Кошачьи
  • Кошка
  • рысь
  • Волчьи        
  • Волк
  • Собаки
  • Класс: птицы:
  • Воробьинообразные:
  • врановые
  • сорока
  • ворона

Сотрудники 

  • Штатные
  • Р.С полным раб. днем
  • Р. С неполным раб. днем
  • Конкурсная оплата
  • Договорная оплата
  • Внештатные
  • Конкурсная оплата

Договорная оплата

Практическая работа №5

«Простая таблица»

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и заливку ячеек.

Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.  Повторяющиеся значения ячеек таблицы необходимо заполнить, используя функции Копирования и Вставки.

Итоги сдачи экзаменов абитуриентов в институт

№ п/п

Фамилия абитуриента

Факультет

Набраны баллы

Сведения о зачислении

1

Васильев Василий Иванович

История

23

Зачислен

2

Петрова Мария Петровна

Математика

18

 Не зачислен

3

Иванов Иван Иванович

Физкультура

14

Не зачислен

4

Прокофьев Игорь Николаевич

Математика

25

Зачислен

5

Синичкина Вера Михайловна

Математика

20

Зачислен

6

Лыкова Ольга Петровна

Физкультура

19

Не зачислен

7

Семенова Ольга Викторовна

История

22

Зачислен

8

Радченко Елена Сергеевна

История

25

Зачислен

9

Морозов Иван Иванович

Математика

22

Зачислен

10

Боброва Лариса Геннадьевна

Математика

23

Зачислен

11

Кротова Наталия Васильевна

Физкультура

17

Не зачислен

12

Викторов Петр Петрович

История

20

Зачислен

13

Иванова Мария Ивановна

Физкультура

13

Не зачислен

14

Сидорова Виктория Сергеевна

Математика

25

Зачислен

15

Симонов Игорь Игоревич

История

19

Не зачислен

16

Греков Андрей Кириллович

История

22

Зачислен

Учебный  центр «КОМПЬЮТЕР»

Свидетельство № 343434

ВЫДАНО     Иванову Ивану Ивановичу, о том, что он обучался в учебном центре «Компьютер»
с 1 сентября 2002 года по 21 января 2003 года
.

За время обучения Иванов Иван Иванович в учебном центре «Компьютер» показал  следующие знания и получил оценки по предметам:

Предмет        

Оценка

1. Устройство компьютера

Хорошо

2. Операционная система Windows 98.

Отлично

3. Текстовый редактор WORD.

Хорошо

4. Электронные таблицы EXCEL.

Удовлетворительно

5. Базы данных ACCESS.

Хорошо

6. Компьютерные сети .INTERNET.

Хорошо

По результатам обучения присвоена специальность  –  Оператор ЭВМ

ДИРЕКТОР учебного центра __________________________ Петров М.О.

«22» января  2003 г.


Практическая работа №6

«Простая» таблица.

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста

Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев. Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Обратите внимание на выравнивание абзаца по центру относительно границ

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Страхование имущества жителей города Урюпинска

п/п

Код клиента

Фамилия, имя, отчество клиента

Наименование имущества

Дата начала страховки

Дата окончания страховки (руб.)

Страховая сумма

Сумма месячного взноса в (руб.)

Домовладения

1

П-12

Петров  В.Г.

Домовладение

01.01.2000

31.12.2010

80000

667

2

Р-34

Романова К.О.

20000

84

3

В-80

Волкова Е.И.

90000

750

Загородные дачи

4

Г-1

Горин В.В.

Загородная дача

01.01.2000

31.12.2010

35000

583

5

К-6

Котиков Н.Н.

30000

313

6

П-6

Петрова Е.Н.

45000

375

7

Я-45

Яшкина С.С.

20000

84

Автомобили

8

С-6

Сергеева М.А.

а/м Жигули

01.01.2003

31.12.2004

12000

667

9

П-13

Попов Г.Н.

а/м Ока

01.01.2003

31.12.2004

3000

250

10

И-18

Иванова С.П.

а/м Москвич

31.11.2003

30.11.2004

8500

490

11

У-12

Уваров С.А.

а/м Волга

31.11.2003

30.11.2004

20000

800

Практическая работа №7

«Усложненная таблица»

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение  и заливку ячеек.

Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев (Код формы по …). Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши CTL+Tab. Обратите внимание на выравнивание абзаца (Медицинская документация…) по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Обратите внимание на размер верхней таблицы, использование списков в нижней таблице по горизонтали и вертикали, выравнивание в ячейках, одинаковый размер столбцов, выравнивание всей таблицы по центру, более жирную границу вокруг таблицы, а также не забывайте про уже сказанные требования к работе. Для качественной проверки работы обязательно включите непечатные символы. В противном случае Вы при кажущемся визуальном соответствии работы ученика с образцом она может быть не правильно выполнена.

Все отступы, выступы и границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.

Код формы по ОДУК         ٱٱٱٱٱٱ

Код учреждения                 ٱٱٱٱٱ

__________________________

наименование учреждения

Медицинская документация
Форма № 039/м – 88
Утверждена 12 мая 1988 г.

Ведомость

Учета посещений в поликлинике (амбулатории),
диспансере, консультации и на дому

Фамилия и специальность врача ___________________________________________________
за ______________ 19 __ г. Участок: территориальный № ________

Числа месяца

В поликлинике приятно и осмотрено всего человека

В том числе по поводу заболеваний

Сделано посещений на дому

В том числе детям до 14 лет включительно

Взрослых и подростков

Детей в  возрасте до 14 лет включительно

По поводу заболеваний

Профилактических и патронажных


Практическая работа №8

«Сложная» таблица

Под сложной таблицей подразумевается таблица, в которой визуально не видны границы некоторых ячеек. Конечно, используя метод рисования таблиц можно создать любую таблицу. Но иногда текстовый редактор создает несколько вложенных таблиц, особенно в случаях когда встречаются так называемые «мертвые зоны». Поэтому учащимся предлагается один из методов построения таких таблиц: методом объединения ячеек или методом разбиения ячеек. Самый простой способ построения любой таблицы – это сосчитать максимально возможное количество строк и столбцов в таблице, а затем объединить некоторые ячейки или сделать невидимыми их границы. Перед выполнением работы необходимо вместе с учащимися уточнить количество строк и столбцов в центральной таблице и методах выполнения заголовков и нижнее части документа, когда в одной строке часть текста обведена рамкой. В данной работе учащиеся при построении используют метод объединения ячеек (таблица размером 10*5).

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом. На одном листе они должны расположить два платежных поручения.

Обратите внимание на использование таблицы в заголовке вверху документа и подписей отправителей внизу, объединении некоторых ячеек, выравнивании текста в некоторых ячейках по центру (ИИК 5513005) . Для качественной проверки работы обязательно включите непечатные символы и посмотрите документ без отображения сетки таблицы. В противном случае Вы при кажущемся визуальном соответствии работы ученика с образцом она может быть не правильно выполнена.

Поступление в банк получателя

Платежное поручение № _____

“день” месяца 200_ г.

Сумма

Отправить денег
МОУ «
Центр образования» г.Урюпинска
РНН 600500000393
Банк плательщика
О
тдел казначейства г.Урюпинска

ИИК
55130054

Код
12

БИК
190520022

Бенефициар
Отдел казначейства  РНН 600700169247
Банк бенефициара
Отдел казначейства г.Урюпинска

ИИК
130889601

Код
12

БИК
190520022

Сумма прописью Два миллиона четыреста семьдесят одна тысяча пятнадцать тенге 00 тиын

Дата получения товара, оказания услуг “день” месяц 2000 г.

Назначение платежа с указанием наименования товара, выполненных работ, оказанных услуг, номеров и даты товарных документов

Код назначения платежа

132

Код бюджета классификации

263

Дата валютирования

395

Проведено банком - получателем
”______”________________ 200_ г.

МП

подписи отправителей денег

подписи отправителей

место штампа

Практическая работа №9

Использование надписей в документе.

Надписи – важная часть документа, содержащая текст, который можно расположить в любом месте документа. Одновременно с надписями рассматривается панель рисования. Свойства объекта «надпись», которые вызываются в контекстном меню, похожи на свойства любой нарисованной фигуры в редакторе. Поэтому можно ограничить изучения возможностей рисования в редакторе одной из фигур: автофигуры, надписи, и т.п.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Обратите внимание на вертикальное выравнивание текста в надписи, использование целых сплошных линий вместо нескольких и расположении их на заднем плане. Для более точного перемещения объектов используйте клавиши CTRL+стрелки управления курсором.

Все измерения необходимо выполнить с помощью линейки и округлить их до 0,5 см.


Практическая работа №10

Работа с редактором математических формул.

Можно сказать, что это одна из любимых учащимися практических работ. Они с удовольствием создают формулы различной сложности, даже если такие формулы еще не встречались на уроках математики. Самое главное при работе с редактором формул, это обратить внимание на мигающую горизонтальную линию (не путайте с вертикальным курсором). Именно длина «горизонтального курсора» указывает пользователю на место вводимого объекта (цифры, корня, дроби, скобок и т.д.).

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Обратите внимание на переключение между режимами набора в редакторе формул (математический, текстовый и т.д.) и на запись одного задания в одном объекте (целой формулой).

                

                

                

Практическая работа № 11

Создание визиток

  Привожу Вашему вниманию примеры работ учащихся выполненных дома


Вице-президент клуба Внедорожников, директор спортивного центра “Внедорожник”,
многократный победитель мировых гонок на машинах класса 4WD по бездорожью, водитель высочайшей категории, всемирно известный гонщик
Григорьевский Дмитрий Сергеевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по теме "Microsoft Word"

Методические указания предназначены для студентов 1 курса, изучающих дисциплину «Информатика и ИКТ». Целью методических указаний является обучение студентов работе в Microsoft Word. Методиче...

Дидактический материал к уроку по теме "Основания".

Материал подготовлен с применением рабочей тетради и учебника по химии 11 класс О.С. Габриелян, базовый уровень....

План - конспект зачетное занятие по теме Microsoft Word 1 год обучения.

План - конспект зачетное занятие по теме Microsoft Word 1 год обучения. Для начальных классов....

Дидактический материал к уроку по теме "Animal quiz" использованием Smart Notebook

Введение лексики "Animals" c помощью интерактивной доскизакрепление числительныхвыполнение упражнения "How much....?" с помощью интерактивной доски...

Дидактический материал к уроку по теме "Человек как духовное существо"

Представляю дидактический материал к уроку обществозания по теме "Человек как духовное существо". Материал включает притчу Ф.М.Достоевского "О луковке", с этой притчи можно начать ...

Дидактический материал к уроку по теме "Кровь"

«Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления становится важной задачей школьного обучения» – это утверждение психоло...


 

Комментарии

Почти все профессии в современном информационном обществе требуют уверенных навыков работы на персональном компьютере и знания таких программ как Microsoft Word. Данный сборник осуществляет знакомство с офисными возможностями современной компьютерной техники в делопроизводстве; формирование уверенных пользовательских навыков при работе на ПЭВМ; ориентация на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного производства; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений и навыков учащихся.