Дидактический материал к уроку по теме "Кровь"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Поломошнова Нина Ивановна
«Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления становится важной задачей школьного обучения» – это утверждение психолога В .А. К р у т е ц к о г о приобретает в настоящее время особую актуальность. Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой учеников в изобилии снабжает учитель (хотя это тоже важная задача), а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться. Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_listy_krov.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочие листы к уроку по теме «КРОВЬ»

   «Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления становится важной задачей школьного обучения» – это утверждение психолога  В .А. К р у т е ц к о г о приобретает в настоящее время особую актуальность.

   Основой обучения должно быть не запоминание информации, которой учеников в изобилии снабжает учитель (хотя это тоже важная задача), а активное участие в процессе приобретения этой информации самих школьников, их самостоятельное мышление, последовательное формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться.

   Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу.

Рабочий лист 1-й группы

           Исследовательский вопрос:  «Почему эритроциты имеют важное значение в организме?»

   Задание 1. Охарактеризуйте состав крови.

   Задание 2. Опишите строение эритроцитов. Какие функции они выполняют?

   Задание 3. Нарисуйте схему строения эритроцита.

   Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист 2-й группы

 Исследовательский вопрос:  «Какое значение в жизнедеятельности организма имеет плазма крови, а также процесс свертывания крови?»

   Задание 1. Охарактеризуйте состав плазмы крови. Какова роль плазмы крови в организме?

   Задание 2. Опишите процесс свертывания крови.

   Задание 3. Схематично зарисуйте этот процесс.

   Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист 3-й группы

  Исследовательский вопрос:  «Человек с какой группой крови может быть донором для человека с первой группой крови?»

   Задание 1. Что такое малокровие и какие причины его вызывают?

   Задание 2. Объясните, по какому принципу проводят переливание крови? Зарисуйте в виде схемы возможные варианты переливания различных групп крови.

   Задание 3. Закончите предложение «Донором называют…»

   Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

Рабочий лист 4-й группы

  Исследовательски вопрос:  «Могут ли лейкоциты крови заменить тромбоциты?» Ответ обоснуйте.

   Задание 1. Дайте сравнительную характеристику строения и функций лейкоцитов и тромбоцитов.

   Задание 2. Зарисуйте схему строения лейкоцита и тромбоцита.

   Задание 3. Как вы считаете, о чем свидетельствует повышенное содержание лейкоцитов в составе крови?

   Задание 4. Дайте общий ответ на исследовательский вопрос.

 На этот этап урока отводится 15 мин. Во время выполнения групповых заданий педагог при необходимости помогает учащимся: разъясняет задачи: направляет их внимание на решение исследовательской проблемы, задавая наводящие вопросы.

   После выполнения заданий проводится презентация групповых работ. На этот этап урока отводится не более 20 мин. – по 3-5 мин. на выступающего от каждой группы.

           Затем учащимся предлагается заполнить схему «Состав крови»:

   Следующий этап – коллективное обсуждение итогов работы, обмен мнениями. Учащиеся анализируют версии ответов на проблемный вопрос, которые были предложены во время «мозгового штурма» в начале урока. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы.

   Например, к списку первоначальных версий и идей можно было бы сделать следующие дополнения:

  • по анализу крови можно поставить диагноз заболевания;
  • определение количества эритроцитов и тромбоцитов в крови может дать информацию об отклонении их количества от нормы;
  • можно установить, есть ли воспалительный процесс в организме;
  • можно определить особенности свертывания крови;
  • можно получить информацию о степени насыщения кислородом клеток и тканей организма;
  • можно выявить малокровие;
  • можно определить группу крови (важное условие при переливании крови).

После этого учитель еще раз напоминает проблемный вопрос, поставленный перед учащимися в самом начале урока:  «Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?» На завершающем этапе урока формулируются итоговый вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...