Дидактический материал к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Дидактический материал к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok2.docx28.03 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

 ССП

СПП

БСП

23

145

67

Вывод:

Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Задание 2. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические

основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.

1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро

неслась дальше.

4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули

миллионы разных цветов.

6 Я понял, что долго не смогу притворяться.

7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

Ответ: 2(,) 3(;) 8(,)

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две грамматические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. ПримерыМосква – столица России (простое предложение). Придет вечер – поговорим (БСП).

‒ Сравни предложения:

  1. Стало холодно, подул ветер.
  2. Стало холодно: подул ветер.
  3. Подул ветер ‒ стало холодно.

‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?

‒ Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.

На доске: Смысловые отношения в БСП (значения):

  • Причина
  • Пояснение
  • Перечисление
  • Дополнение
  • Противопоставление
  • Время
  • Условие
  • Следствие

1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)

2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)

3. Любите книгу: она поможет вам разобраться  в сложных жизненных ситуациях.

 ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)

4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)

5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)

6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)

7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)

8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)

9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)

Структура предложения

Пример

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

[] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

[] – [ ]. (противопоставление (а, но)

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

[] – [ ]. (сравнение (будто, как)

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)

Некоторые виды бессоюзных сложных предложений, изучаемых в 9 классе:

  1. БСП со значением перечисления. Пример: ветер дует, месяц светит, звёзды горят. 1
  2. БСП со значением причины. Пример: Маша пришла домой с разбитым коленом: она упала, шагая по бордюру. 1
  3. БСП со значением пояснения. Пример: Костю завалили подарками: родители купили велосипед, сестра принесла гитару, друзья подарили отличный баскетбольный мяч. 1
  4. БСП со значением дополнения. Пример: Муська знает: в доме где-то прячутся мыши. 1
  5. БСП со значением противопоставления. Пример: Ване завтра рано вставать — он допоздна читает новую книгу. 1
  6. БСП со значением времени. Пример: начнутся каникулы — всей семьёй отправимся в поход. 1
  7. БСП со значением условия. Пример: сдашь на разряд — возьмём тебя на сборы. 1
  8. БСП со значением следствия. Пример: собаки меня напугали — в комнату я не зашёл. 1
  9. БСП со значением сравнения. Пример: девушка танцует — лебедь плывёт (танцующая девушка сравнивается с лебедем: она двигается так же грациозно). 1

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, видо-временными формами глаголов-сказуемых.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Проверить дз

  1. Пока живешь, творить добро спеши. (СПП)
  2. Не рой другому яму – сам споткнешься. (БСП)
  3. Добро не купишь. (ПП)
  4. Слабые выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. (БСП)
  5. Плод, полученный терпением, сахару подобен. (ПП)
  6. И у моря есть дно, и у терпения есть предел. (ССП)
  7. Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. (ПП)
  8. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. (ПП)
  9. Вошла дружбапришло счастьепоявилось и богатство. (БСП)
  10. 7. Рефлексия.
  11. ‒ Что такое бессоюзное сложное предложение? Чем оно отличается от ССП и СПП? С какой интонацией произносятся бессоюзные предложения?
  12. Учитель предлагает подвести итог, заполнив таблицу.

Я знал (а) о БСП

Узнал (а) о БСП

 

 



Предварительный просмотр:

Задание 1 Определите вид предложений:

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

Задание 3

Сравни предложения:

  1. Стало холодно, подул ветер.
  2. Стало холодно: подул ветер.
  3. Подул ветер ‒ стало холодно.

‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?

Смысловые отношения в БСП (значения):

  • Причина
  • Пояснение
  • Перечисление
  • Дополнение
  • Противопоставление
  • Время
  • Условие
  • Следствие

Задание 4

1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.

2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.

 

3. Любите книгу: она поможет вам разобраться  в сложных жизненных ситуациях.

4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.

5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.

6. Жара усиливалась – становилось тяжело.

7. Смелые побеждают – трусливые погибают. 

 8. Лес рубят – щепки летят. 

 9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Обобщение по темам « Классификация сложных неорганических веществ» и «Химические реакции» (8 класс).

Дидактическое описаниеиспользования работы в образовательном процессе. 1.     Предмет  химия.2.     Класс 8.3.     Тема: « Классиф...

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"

Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....