Дидактический материал к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Дидактический материал к уроку по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.03 КБ | |
| 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.
ССП | СПП | БСП |
23 | 145 | 67 |
Вывод:
Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Задание 2. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП.
1 Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
2 В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
3 Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро
неслась дальше.
4 Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
5 Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов.
6 Я понял, что долго не смогу притворяться.
7 Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
8 В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
Ответ: 2(,) 3(;) 8(,)
Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две грамматические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры: Москва – столица России (простое предложение). Придет вечер – поговорим (БСП).
‒ Сравни предложения:
- Стало холодно, подул ветер.
- Стало холодно: подул ветер.
- Подул ветер ‒ стало холодно.
‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?
‒ Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.
На доске: Смысловые отношения в БСП (значения):
- Причина
- Пояснение
- Перечисление
- Дополнение
- Противопоставление
- Время
- Условие
- Следствие
1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)
2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)
3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)
6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)
8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
Структура предложения | Пример |
А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) | Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) |
Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) | Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) |
[ ]: [причина]. | Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) |
[ ]: [пояснение]. (а именно) | Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) |
[ ]: [дополнение]. (что?) | Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) |
А) [условие] – [ ]. (если) | Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) |
Б) [время] – [ ]. (когда) | Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) |
[] – [следствие]. | Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) |
[] – [ ]. (противопоставление (а, но) | Лето припасает – зима поедает. (Пословица) |
[] – [ ]. (сравнение (будто, как) | Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) |
Некоторые виды бессоюзных сложных предложений, изучаемых в 9 классе:
- БСП со значением перечисления. Пример: ветер дует, месяц светит, звёзды горят. 1
- БСП со значением причины. Пример: Маша пришла домой с разбитым коленом: она упала, шагая по бордюру. 1
- БСП со значением пояснения. Пример: Костю завалили подарками: родители купили велосипед, сестра принесла гитару, друзья подарили отличный баскетбольный мяч. 1
- БСП со значением дополнения. Пример: Муська знает: в доме где-то прячутся мыши. 1
- БСП со значением противопоставления. Пример: Ване завтра рано вставать — он допоздна читает новую книгу. 1
- БСП со значением времени. Пример: начнутся каникулы — всей семьёй отправимся в поход. 1
- БСП со значением условия. Пример: сдашь на разряд — возьмём тебя на сборы. 1
- БСП со значением следствия. Пример: собаки меня напугали — в комнату я не зашёл. 1
- БСП со значением сравнения. Пример: девушка танцует — лебедь плывёт (танцующая девушка сравнивается с лебедем: она двигается так же грациозно). 1
Что мы узнали?
Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.
- В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, видо-временными формами глаголов-сказуемых.
- Между частями БСП может ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.
- БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
- Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.
Проверить дз
- Пока живешь, творить добро спеши. (СПП)
- Не рой другому яму – сам споткнешься. (БСП)
- Добро не купишь. (ПП)
- Слабые выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. (БСП)
- Плод, полученный терпением, сахару подобен. (ПП)
- И у моря есть дно, и у терпения есть предел. (ССП)
- Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. (ПП)
- Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. (ПП)
- Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. (БСП)
- 7. Рефлексия.
- ‒ Что такое бессоюзное сложное предложение? Чем оно отличается от ССП и СПП? С какой интонацией произносятся бессоюзные предложения?
- Учитель предлагает подвести итог, заполнив таблицу.
Я знал (а) о БСП | Узнал (а) о БСП |
|
|
Предварительный просмотр:
Задание 1 Определите вид предложений:
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.
Задание 3
Сравни предложения:
- Стало холодно, подул ветер.
- Стало холодно: подул ветер.
- Подул ветер ‒ стало холодно.
‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?
Смысловые отношения в БСП (значения):
- Причина
- Пояснение
- Перечисление
- Дополнение
- Противопоставление
- Время
- Условие
- Следствие
Задание 4
1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.
2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.
3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.
5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.
6. Жара усиливалась – становилось тяжело.
7. Смелые побеждают – трусливые погибают.
8. Лес рубят – щепки летят.
9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...

Дидактический материал. Обобщение по темам « Классификация сложных неорганических веществ» и «Химические реакции» (8 класс).
Дидактическое описаниеиспользования работы в образовательном процессе. 1. Предмет химия.2. Класс 8.3. Тема: « Классиф...
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....
Дидактический материал к урокам по русскому языку в 9 классе по теме «Сложное предложение»
Задания по русскому языку для 9 класса...