Лабораторные работы по EXSEL для 10-11 кл
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Ющенко Александра Павловна

Лабораторные работы по EXSEL для 10-11 кл. Их можно использовать для самостоятельного , а также дистанционного обучения. Некоторые  рассчитаны на два часа работы. Удобно, когда есть спаренные уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа  №1

«Первое знакомство с  процессором электронных таблиц

 Microsoft Excel»

Цели работы

  • Познакомиться с рабочим окном Microsoft Excel.
  • Познакомиться с основными понятиями электронных таблиц.
  • Освоить основные приемы заполнения  таблиц.

Задание  1.  Запустите процессор электронных таблиц Microsoft Excel.

Для вызова Excel можно воспользоваться одним из имеющихся способов на вашем рабочем месте:

  • необходимо дважды щелкнуть кнопкой мыши на пиктограмме Microsoft Excel, которая обычно располагается в одном из групповых окон Windows (например, Microsoft Office);
  • или щелкнуть кнопкой мыши по кнопке «Пуск» и в появившемся главном меню Windows в пункте «Программы» щелкнуть по пункту подменю Microsoft Excel;
  • или дважды щелкнуть кнопкой мыши по выделенному ярлыку Microsoft Excel на Рабочем столе.

Задание  2.  Разверните окно Excel на весь экран и внимательно рассмотрите его.

Первая  строка окна – строка заголовка программы Microsoft Excel.

Вторая строка - меню Excel.

Третья строка - панель инструментов Стандартная

Четвертая строка - панель инструментов Форматирование

  • 2.1. Прочитайте  назначение кнопок панели инструментов Стандартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам.

Пятая строка - строка формул.

Затем расположен рабочим лист электронной таблицы, строки и столбцы которой имеют определенные обозначения.

Нижняя строка - строка состояния.

В крайней левой позиции нижней строки  отображается индикатор режима  работы  Excel. Например, когда Excel ожидает ввода данных, то находится в режиме «готов» и индикатор режима показывает «Готов».

Задание  3. Освойте работу с меню Excel.

        С меню Excel удобно работать при помощи «мыши». Выбрав необходимый пункт, нужно подвести к нему курсор и щелкнуть левой кнопкой «мыши».

        Аналогично выбираются необходимые команды подменю и раскрываются вкладки, а также устанавливаются флажки.

  • 3.1. В меню Сервис выберите команду  Параметры и раскройте вкладку Правка.
  • 3.2. Проверьте, установлен ли флажок []. Разрешить перетаскивание ячеек. Если нет,  то установите его и нажмите кнопку ОК.

(Далее в тексте подобные действия по работе с меню будут описываться в краткой форме: Сервис, Параметры, Правка, Перетаскивание ячеек [], ОК)

Щелчок мыши вне меню приводит к выходу из него и закрытию подменю.

Задание  4. Познакомьтесь с основными понятиями электронных таблиц. Для этого внимательно прочитайте нижеследующий текст и выполните некоторые действия.

Строки, столбцы, ячейки

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов. Максимальное количество строк равно 65536, столбцов - 256. Каждое пересечение строки и столбца образует ячейку, в которую можно вводить данные (текст, число или формулы).

Номер строки - определяет ряд в электронной таблице. Он обозначен на левой границе рабочего поля.

Буква столбца - определяет колонку в электронной таблице. Буквы находятся на верхней границе рабочего поля. Колонки нумеруются в следующем порядке: A-Z, затем AA-AZ, затем BA-BZ и т.д. до IV.

Ячейка - первичный элемент таблицы, содержащий данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки. Например, адрес В3 определят ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3.

Указатель ячейки - светящийся прямоугольник, определяющий текущую ячейку. Указатель можно перемещать по таблице как при помощи клавиатуры, так и мышью.

Текущая ячейка  выделяется серой рамкой.  По умолчанию ввод данных и некоторые другие действия относятся к текущей ячейке.  

  • 4.1. Сделайте текущей ячейку D4 при помощи мыши.
  • 4.2. Вернитесь в ячейку А1  при помощи клавиш перемещения курсора.

Диапазон ячеек (область, фрагмент)

Диапазон ячеек представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Диапазон  может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес диапазона состоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13:С19, А12:D27 или D:F.

Диапазон можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране.

Рабочий лист, книга

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов, как книга. На экране виден только один лист - верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

  • 4.3. Сделайте текущим лист 6.
  • 4.4. Вернитесь к листу 1.

Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы

Для выделения с помощью мыши:

  • столбца - щелкнуть кнопкой мыши на букве - имени столбца;
  • несколько столбцов - не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;
  • строки - щелкнуть кнопкой мыши на числе - номере строки;
  • нескольких строк - не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь;
  • диапазона - щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейки блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку;
  • рабочего листа - щелкнуть кнопкой мыши на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы, эта кнопка называется «Выделить все»).

Для выделения диапазона с помощью клавиатуры необходимо, удерживая нажатой клавишу Shift, нажимать на соответствующие клавиши перемещения курсора. Esc - выход из режима выделения.

Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:

  1. выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;
  2. нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;
  3. выделить следующую ячейку или блок и т.д.;
  4. отпустить клавишу Ctrl.

Для отмены выделения достаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.

  • 4.5. Выделите строку 3.
  • 4.6. Отмените выделение.
  • 4.7. Выделите столбец D.
  • 4.8. Выделите блок А2: Е13 при помощи мыши.
  • 4.9. Выделите столбцы A, B, C, D.
  • 4.10. Отмените выделение.
  • 4.11. Выделите блок C4: F10 при помощи клавиатуры.
  • 4.12. Выделите рабочий лист.
  • 4.13. Отмените выделение.
  • 4.14. Выделите одновременно следующие блоки: F5:G10, H15:I15, C18:F20, H20.

Задание 5. Познакомьтесь с основными приемами заполнение таблиц.

           

Содержимое ячеек

В Excel существуют три типа данных, вводимых в ячейки таблицы: текст, число и формула.

Для ввода данных необходимо переместиться в нужную ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать Enter или клавишу перемещения курсора.

Excel определяет, являются вводимые данные текстом, числом или формулой, по первому символу. Если первый символ - буква или знак «’», то Еxcel считает, что вводится текст. Если первый символ цифра или знак «=», то Еxcel считает, что вводится число или формула.

Вводимые данные отображаются в ячейке и строке формул и помещаются в ячейку только при нажатии Enter или клавиши перемещения курсора.

Ввод текста

Текст - это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с символа " ' ".

Если ширина текста больше ширины ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в соседнюю ячейку предыдущий текст на экране будет обрезан (но при этом в памяти он будет сохранен полностью).

  • 5. 1 . В ячейку А1 занесите текст "Век живи – век учись!"

Обратите внимание, что текст прижат к левому краю.

Внимание! Не бойтесь ошибок. Почти все действия могут быть отменены. Если в процессе работы произошло что - то, что вы не планировали, воспользуйтесь отменой: используя команды меню Правка, Отменить..., либо, что еще проще, кнопкой Отмена панели инструментов Стандартная. При каждом щелчке мыши по кнопке Отмена последовательно отменяется одна операция.

Ввод чисел

Числа в ячейку можно вводить со знаками =, +,- или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то Excel отображает его в экспоненциальной форме или вместо числа ставит символы # # # # (при этом число в памяти будет сохранено полностью).

Экспоненциальная форма используется для представления очень маленьких и очень больших чисел. Число 501000000 будет записано как 5,01Е+08, что означает 5,01*108. Число 0,000000005 будет переставлено как 5Е- 9

Ввод формул

В виде формулы может быть записано арифметическое выражение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических операций или функций.

Формула должна начинаться со знака «=». Она может включать до 240 символов и не должна содержать пробелов.

Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как = C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки C1 будет прибавлено содержимое ячейки F5. Результат будет получен в той ячейке, в которую занесена формула.

  • 5.4. В ячейку D1 занесите формулу = C1-B1

! Подведите итоги

В результате выполнения данной работы вы должны познакомиться с основными понятиями электронных таблиц и приобрести первые навыки работы с Excel.

! Проверьте

Знаете ли вы, что такое: элементы окна Excel; строка; столбец; ячейка; лист; книга?

Умеете ли вы  работать с меню, вводить текст, числа, формулы?

Предъявите преподавателю краткий конспект работы.

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа  №2

«Основные приемы редактирования таблиц в Microsoft Excel  и сохранение их в файле на диске»

Цели работы:

  • познакомиться  с приемами редактирования таблиц;
  • научиться сохранять таблицы в файл на диске и загружать таблицы в рабочее окно из файла.

Задание  1. Познакомьтесь с основными приемами редактирования таблиц.

Изменение ширины столбцов и высоты строк

Эти действия можно выполнить двумя способами.

При использовании мыши ее указатель необходимо поместить на разделительную линию между именами столбцов или номерами строк. Указатель примет вид двойной  черной стрелки. Затем необходимо нажать левую кнопку мыши и растянуть (сжать) столбец или строку.

При использовании меню необходимо выделить строки или столбцы и выполнить команды Формат, Строка, Размер или Формат, Столбец, Размер.

  • 1.1. При помощи мыши измените ширину столбца А так, чтобы текст был виден полностью, а ширину столбцов В, С, D сделайте минимальной.
  • 1.2. При помощи меню измените высоту строки номер 1 и сделайте ее равной 30.
  • 1.3. Сделайте высоту строки номер 1 первоначальной (12,75)

Редактирование содержимого ячейки

Редактирование данных может осуществляться как в процессе ввода в ячейку, так и после вывода.

Если во время ввода данных в ячейку допущена ошибка, то она может быть исправлена стиранием неверных символов при помощи клавиш Backspace  и набором символов заново. Клавишей Esc можно отменить ввод данных в ячейку и записать их заново.

Чтобы отредактировать данные после завершения ввода (после нажатия клавиши Enter), необходимо переместить указатель к нужной ячейке и нажать клавишу F2 для перехода в режим редактирования или щелкнуть кнопкой мыши  на данных в строке формул. Далее необходимо отредактировать данные и для завершения редактирования  нажать Enter или клавишу перемещения курсора.

  • 1.4. Ведите в ячейку С1 число 5, в ячейку  D1 формулу =100+C1
  • 1.5. Замените текущее значение в ячейке С1 на 2000. В ячейке D1 появилось новое значение ячейки 2100.

Внимание! При вводе новых данных пересчет в таблице произошел автоматически. Это важнейшее свойство электронной таблицы.

  • 1.6. Введите в ячейку А1 текст «Волга – российская  река»
  • 1.7. Измените содержимое ячейки А1 на «Енисей –крупная река Сибири»

Операции со строками, столбцами, диапазонами.

Эти действия могут быть выполнены различными способами:

  • через пункт меню Правка;
  • через промежуточный буфер обмена (вырезать, скопировать, вставить)
  • с помощью мыши.

Перемещение данных между ячейками таблицы

Вначале  необходимо конкретно определить, что перемещается и куда.

  • Для перемещения данных требуется выделить ячейку или диапазон, то есть что перемещается.
  • Затем поместить указатель мыши на рамку диапазона или ячейки.
  • Далее следует перенести диапазон в то место, куда нужно переместить данные.
  • 1.8. Выделите диапазон А1:D1 и переместить его на строку ниже.
  • 1.9. Верните диапазон на прежнее место.

Копирование данных

При копировании оригинал остается на прежнем месте, а в другом месте появляется копия. Копирование выполняется аналогично перемещению, но при нажатой клавише Ctrl.

  • 1.10. Скопируй те диапазон А1:D1 в строки 2, 6, 8.

Заполнение данными

При заполнении исходная ячейка или диапазон повторяется несколько раз за одно действие. Заполнение возможно вправо или вниз.

Заполнение выполняется  так же, как и  перемещение, но при этом курсор должен выводиться на нижнем правом углу ячейки или диапазона (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения).

  • 1.11. Выделите строку под номером 8 и заполните выделенными данными строки по 12-ю включительно.
  • 1.12. Скопируйте столбец  C в столбцы E, F, G.

Экран примет вид рис. 2. 1.

Рис. 2. 1.

Удаление, очистка

Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно нажать клавишу Del на выделенной ячейке или диапазоне (блоке).

  • 1.13. Выделите диапазон (блок) А10:G13 и очистите его.

Для очистки ячейки или диапазона  (блока) от введенных данных можно установить указатель на ячейку или выделить диапазон, а затем выполнить команду Правка, Очистить. В подменю необходимо указать, что конкретно требуется очистить: данные, оформление, примечание или все вместе.

  • 1. 14. Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню.

Для удаления столбцов, строк, диапазонов нужно выделить нужный элемент, а затем воспользоваться  командами меню Правка, Удалить. При удалении место строк, столбцов и диапазонов «схлопывается».

  • 1.15. Удалите столбец Е.

Обратите внимание на смещение столбцов.

Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого места (удаление данных без удаления ячеек)  необходимо воспользоваться командами Правка, Очистить.

  • 1.16. Удалите столбец    Е с сохранением пустого места.

Для удаления всей рабочей таблицы используется команда Файл, Закрыть; на запрос ответьте «нет».

Задание 2. Научитесь использовать функцию автозаполнения.

В Excel существует интересная функция автозаполнения, которая позволяет быстро вводить различные типовые последовательности (дни недели, месяцы, годы и т.д).

  • 2.1. В ячейку G10 занесите текст «январь».
  • 2.2. В ячейку H10 занесите текст «февраль».
  • 2.3. Выделите диапазон ячеек G10:H10.
  • 2.4. Укажите в маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки H10 (экранный курсор превращается в маркер заполнения).
  • 2.5. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10:M10.

Заметьте: учитывая, что в первых двух ячейках вы напечатали «январь» и «февраль», Excel вычислил, что вы хотите ввести название последующих месяцев во всех выделенные ячейки.

  • 2.6. Введите в ячейки G11:M11 дни недели, начиная с понедельника.
  • 2.7. Введите в ячейки G12:M12 года, начиная с 1990-го.

Excel  позволяет вводить некоторые нетиповые последовательности, если в них удается выделить некоторую закономерность.

  • 2.8. Внесите следующие данные в таблицу: в ячейки G16:M16 – века; в ячейку – G15 – заголовок “Население Москвы (в тыс. чел.)”; в ячейки G17:M17 – данные о населении Москвы по векам.

Вид экрана после выполнения работы представлен на рис. 2. 2.

Рис. 2. 2.

Задание 3. Освойте действия с таблицей в целом: Сохранить, Закрыть, Создать, Открыть.

Для действия с рабочей книгой в целом используется команда из меню Файл:

Сохранить – сохраняет рабочую книгу на диске для последующего использования;

Сохранить как... – аналогична Сохранить, но при этом позволяет поменять имя файла или записать рабочую книгу на другой диск;

Закрыть – убирает документ с экрана;

Создать – создает новую рабочую книгу (пустую или на основе указанного шаблона);

Открыть –выводит рабочую книгу с диска на экран.

Действия Создать, Открыть, Сохранить закреплены за тремя первыми кнопками панели инструментов Стандартная.

3.1. Сохранить таблицу в папке «Мои документы» в личной папке под именем раб_1.xls.

3.2. Уберите книгу с экрана.

3.3. Вернитесь к своей книге раб_1.xls.

3.4. Закройте файл.

 

Задание 4. Завершение работы с Excel.

Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из следующих способов:

  1. с помощью команды Файл, выход.:
  2. из системного меню – команда Закрыть.;
  3. с помощью “горячих клавиш” – Alt+F4.

Если вы не сохранили рабочую книгу, то появится рамка с предупреждающим сообщением и вам будет предложено сохранить книгу или выйти без сохранения.

Задание 5. Подведем итоги.

В результате выполнения работы №2 вы познакомились с перемещением, копированием, удалением данных и диапазонов, а также работать с таблицей в целом.

Проверьте:

  • умеете ли вы перемещать, копировать, заполнять, удалять, сохранять таблицу, закрывать  и открывать ее.

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

Предъявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл  раб_1.xls  на экране и  в личной папке.

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №3

«Решение задачи табулирования функции в Excel’97»

Цели работы:

  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц;
  • познакомиться со способами адресации;
  • освоить некоторые приемы оформления таблиц.

Для дальнейшего знакомства с Excel рассмотрим задачу табулирования функции.

 

Постановка задачи: вычислить значения функции y=kx(x2-1)/(x2+1) для всех x  на интервале [-2; 2 ] с шагом 0,2 при k=10.

Решение должно быть получено в виде таблицы:

x

K

y1=x^2-1

Y2=x^2+1

y=k*(y1/y2)

Задание 1.  Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомтесь со способами адресации в Excel.

Абсолютная, относительная и смешанная адресации ячеек и

блоков (диапазонов)

При обращении к ячейке можно использовать описанные ранее способы: B3, A1: G9 и т. д. Такая адресация называется относительной. При её использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так, например, когда вы вводите формулу =B1+B2 в ячейку B4, то Excel интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки, расположенной двумя рядами выше”.

Если вы скопировали формулу =В1+B2 из ячейки B4 в С4, Excel также интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше”. Таким образом, формула в ячейке С4 примет вид =С1+С2.

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для её задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например: B$4 или $C2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой - нет.

   

Задание  2. Заполните основную и вспомогательную таблицы

  • 2. 1. Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки А1:

в ячейку А1 занесите N;

в ячейку B1 занесите X;

в ячейку C1 занесите K и т.д.

установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.

  • 2.2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки H1:

              X0

               Step

                     K

              -2

                 0,2

                     10

        

Где х0 - начальное значение х, step - шаг изменения х, k - коэффициент (константа).

Данный пункт при решении задачи табулирования функции является не обязательным и введен искусственно - для демонстрации способов адресации.

  • 2. 3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.
  • 2. 4. Заполните столбец В значениями х:
  • в ячейку В2 занесите $H$2.

Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

  • в ячейку В3 занесите =В2 + $I$2.

Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, который берется из ячейки I2;

  • скопируйте формулы из ячейки В3 в ячейки В4 ; В22.

Столбец заполнится значениями х от 2 до -2 шагом 0,2.

  • 2. 5. Заполните столбец С значениями коэффициента k:
  • в ячейку С2 занесите =$J$2;
  • в ячейку С3 занесите =С2.

Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

  •  скопируйте формулу из ячейки С3 в ячейки С4: С22.

Весь столбец заполнится значением 10.

  • 2. 6. Заполните столбец D значениями функции y1 =x^2-1:
  • в ячейку  D2 занесите =B2 *B2-1;
  • скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3: D 22.

Столбец заполнится как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное и конечное значения равны 3.

  • 2. 7. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции у2=х^2+1.

Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5.

  • 2. 8. Заполните столбец F значениями функции y = k*(x^2-1)/(x^2+1):
  • в ячейку F2 занесите =С2*(D2/E2);
  • скопируйте формулу из F2 в ячейки F2 :F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6.

Задание 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

  • 3. 1. Измените во вспомогательной таблице начальное значение х: в ячейку Н2 занесите -5.
  • 3. 2. Измените значение шага: в ячейку I2 занесите 2.
  • 3. 3. Измените значение коэффициента: в ячейку J2 занесите 1.

Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

  • 3. 4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: х0 = –2, step = 0,2,  k=10.

Задание 4. Оформить основную и вспомогательную таблицы.

  • 4. 1. Вставьте две пустые строки для оформления заголовков:
  • установите курсор на строку номер 1;
  • выполните команды меню Вставка, Строки (2 раза).
  • 4. 2. Введите заголовки:
  • в ячейку А1 «Таблицы»;
  • в ячейку А2 «Основная»;
  • в ячейку Н2 «Вспомогательная».
  • 4. 3. Объедините ячейки А1:J1 и разместите заголовок «Таблицы» по центру:
  • выделите блок А1:J1;
  • кнопку Центрировать используйте ко столбцам панели инструментов Форматирование.
  • 4. 4. Аналогичным образом разместите по центру заголовки «основная» и «вспомогательная».
  • 4. 5. Оформите заголовки определенными шрифтами.

Шрифтовое оформление текста.

Символы любой ячейки или блока можно оформить разными шрифтами. Для этого необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат, Ячейки, Шрифт. При использовании команды появится диалоговое окно вида:

Рис. 3. 1.

  • для заголовка «Таблицы» задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 14, полужирный.

Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;

  • Для заголовков «основная» и «вспомогательная» задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 12, полужирный.

Используя команды меню Формат, Ячейки, Шрифт;

  • для шапок таблиц установите шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 12, курсив.

Любым способом.

  • 4. 6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью.
  • 4. 7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

Выравнивание.

Содержимое любой ячейки можно выровнять по левому или правому краю, по центру (по горизонтали и вертикали), а так же можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т. д.).

Для задания необходимой ориентации используют кнопки в панели Форматирование или команды меню Формат, Ячейки, Выравнивание.

  • 4.8. Задайте рамки для основной и вспомогательной таблиц, используя кнопку панели инструментов Форматирование.

Для задания рамки используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Рамка

  • Задайте фон заполнения внутри таблиц – желтый, фон заполнения шапок таблиц – малиновый.

Фон

Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона.)

Для задания фона используется кнопка в панели Форматирование или команда мену Формат, Ячейка, Вид.

Вид экрана после выполнения работы представлен на рис. 3. 2.

Рис. 3. 2.

Задание 5. Сохранить результаты работы на дискете в личном каталоге файле

Задание 6. Завершите работу.

Задание 7. Подведите итоги.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое относительная адресация; абсолютная; смешанная;
  • умеете  ли вы: использовать различные способы адресации при обращении к ячейкам, оформлять символы, производить выравнивание,  задавать рамку, изменять фон.

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

Предьявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл раб_2.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.



Предварительный просмотр:

Лабораторнаяая работа №4

«Использование функций и форматов чисел в Excel’97»

Цели работы:

  • познакомиться с использованием функций в EXCEL;
  • познакомиться с форматами чисел;
  • научиться защищать информацию в таблице;
  • научиться распечатывать таблицу.

Задание 1. Откройте файл раб_2.xls.

Задание 2. Защитите от изменений информацию, которая не должна меняться (заголовки, основная таблица полностью, шапка вспомогательной таблицы).

Защита ячеек.

В EXCEL можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным изменение информации, до тех пор пока она не отключена. Обычно защищают данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, заголовки, шапки таблиц).

Установка защиты выполняется в два действия:

1) отключают защиту (блокировку) с ячеек, подлежащих последующей корректировке;

2) включают защиту листа или книги.

После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы.

Разблокировка (блокировка) ячеек.

Выделите (диапазон) блок. Выполните команду Формат, Ячейки, Защита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр Защищаемая ячейка.

Включение (снятие) защиты с листа или книги.

Выполните команду  Сервис, Защита, Защитить лист (книгу) (для отключения:         Сервис, Защита, Снять защиту листа (книги)).

2.1. Выделите блок H4:J4 и снимите блокировку.

Выполните команду Формат, Ячейки, Защита, убрать знак [] в окне Защищаемая ячека.

2.2. Защитите лист.

Выполните команду Сервис, Защита, Защитить лист, Ок.

 В результате действий заблокируется вся основная таблица и шапка вспомогательной.

2.3. Попробуйте изменить значения в ячейках:

в ячейке А4 с 1 до 10.

Это невозможно.

Значение шага во вспомогательной таблице с 0,2 на 0,5.

Это возможно. В основной таблице произошел пересчет;

Измените текст "step" в ячейке 13 на текст "шаг".

Каков результат? Почему?

Верните начальное значение шага 0,2.

Задание 3. Сохраните файл под старым именем.

Выполните команду Сервис, Защита, Снять защиту листа.

Задание 4. Снимите защиту с листа.

Задание 5. Познакомьтесь с функциями пакета EXCEL.

Функции

Функции предназначены для упрощения рвссчетов и имеют следующую форму: y=f(x), где y - результат вычисления функции, а х - аргумент, f - функция.

Пример содержимого ячейки с функцией: =А5+sin(C7), где А5 - адрес ячейки; sin() - имя функции, в круглых скобках указывается аргумент, С7 – аргумент (число, текст и т.д.), в данном случае ссылка на ячейку, содержащую число.

Некоторые функции

SQRT(X) - вычисляет положительный квадратный корень из числа х. Например: sqrt(25)=5

SIN(X) - вычисляет синус угла х, измеренного в радианах. Например:

sin(0,883) = 0,772646

MAX(список) - возвращает максимальное число списка. Например: max(55,39,50,28,67,43) = 67

SUM(список) - возвращает сумму чисел указанного списка (диапазона). Например: SUM(А1:А300) подсчитывает сумму чисел в техстах ячейках диапазона А1:А300

Имена функции в русифицированных версиях могут задаваться на русском языке.

Для часто используемой функции суммирования закреплена кнопка на панели инструментов  .

Для вставки функции в формулу можно воспользоваться "Мастером функций", вызываемым  командой меню Вставка, Функция или кнопкой с изображением fx.

 Появится диалоговое окно (см. рис. 4. 1.), в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать кнопку Ок

Рис. 4.1.

Второе диалоговое окно (второй шаг "Мастера функций") позволяет задать аргументы  к выбранной функции. (Рис. 4 .2.)

5.1. Познакомтесь с видами функций в Excel.

Нажмите кнопку fx и выберите категорию 10 недавно использовавшихся.. Посмотрите, как обозначаются функции , min, max.

5.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений у и запишите ее в ячейку F25.

Кнопка  панели инструментов Стандартная.

  • В ячейку Е25 запишите поясняющий текст "Сумма у="

5.3. Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений y (по аналогии с нахождением суммы)

  • Занесите в ячейку Е26 поясняющий текст, а в F26 - среднее значение.

Рис 4. 2.

5.4. Оформите нахождение максимального и минимального значений у, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 - минимальное и максимальное значения.

Задание 6. Оформление блок ячеек Е25:F28.

6.1. Задайте рамку для блока Е25:F28.

6.2. Заполните этот блок темже фоном, что и шапки таблицы.

6.3. Поясняющие подписи в ячейках Е25:F28 оформление шрифтом Arial Cyr полужирным с выравниванием вправо.

Вид экрана после выполнения данной части работы представлен на рис. 4. 3.

Задание 7. Сохраните файл под новым именем раб2_2.xls.

Рис. 4. 3.

Задание 8. Познакомьтесь с форматами чисел в Excel.

Числа

Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например,100 будет выглядеть как 100,00 р. - в денежном формате; 10000% - в процентном выражении.

Для выполнения оформления можно воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат, Ячейки.

Для выполнения команды необходимо:

1. Выделить ячейку или блок, который нужно отформатировать;

2. Выбрать команду Формат, Ячейки, Число;

3. Выбрать желаемый формат числа в диалоговом окне (рис. 4. 4.).  

Рис. 4. 4.

При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.

Если ячейка отображается в виде символов ####, это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.

8.1. Скопируйте значения из столбца F в столбцы K, L, M.

Для этого воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Откроется контекстно-зависимое меню, где нужно выбрать пункт  Копировать.

8.2. В столбце К задайте формат, в котором отражаются все значащие цифры после запятой 0,00.

8.3. В столбце L задайте формат ПРОЦЕНТ.

  1. В столбце М установите собственный формат – четыре знака после запятой (Формат, Ячейки, Число, Числовой формат, Число десятичных знаков – 4, Ок).

8.5 Оформите диапазон K3:M24.

Рис. 4. 5.

Задание 9. Предъявите результат работы учителю.

Вид экрана представлен на рисунке

Задание 10. Сохраните файл под старым именем раб2_2.xls.

Задание 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно распечатав ее вид на экране.

Печать таблицы на экране и принтере

Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Для этого необходимо выполнить команду Файл, Просмотр  или щелкнуть по кнопке Просмотр  панели инструментов Стандартная. Функция предварительного просмотра выводит таблицу на экран, но ошибки исправлять не позволяет. Для исправления придется вернуться в обычный режим представления на экране, но в режиме просмотра можно выполнить очень полезные операции: изменить параметры страницы, установленные поля и разбивку на страницы; начать печать.

Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований.

11. 1. Задайте режим предварительного просмотра с помощью кнопки Просмотр панели инструментов Стандартная.

11. 2. Щелкните по кнопке Страница и в окне параметров выберите альбомную ориентацию.

11. 3. Щелкните по кнопке Поля; на экране будут видны линии, обозначающие поля.

  • Установите указатель мыши на квадратик, расположенный слева по вертикали. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши.

Внизу вы увидите цифры 2,50. Это высота установленного в данный момент верхнего поля.

  • Измените высоту верхнего поля на 1,00.
  • Измените ширину полей таблицы таким образом, чтобы все данные в них были видны и таблица полностью помещалась на странице.

11. 4. Убедитесь в том, что принтер подключен к вашему компьютеру и работоспособен.

11. 5. Нажмите на кнопку Печать.

Задание 12. Завершите работу с Excel

Задание 13. Подведите итоги.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое: функции Excel; форматы чисел;
  • умеете ли вы: защищать информацию в таблице; использовать функции; изменять форматы представления чисел; распечатывать таблицу.

Если нет, еще раз перечитайте соответствующие разделы работы.

Предъявите преподавателю:

  • краткий конспект;
  • файл раб2_2.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге;
  • распечатку таблицы раб2_2.xls.

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

 

Лабораторная  работа № 5

«Составление штатного расписания хозрасчетной больницы»

Цели работы:

  • научиться использовать электронные таблицы для автоматизации  расчетов;
  • закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати таблиц.

Постановка задачи

Заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, то есть определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $ 10000.

Построим модель решения этой задачи.

Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5-7 санитарок, 8-10 медсестер, 10-12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них.

Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во сколько-то раз или на сколько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: A*C+B, где C - оклад санитарки; A и B - коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.

Допустим, совет решил, что:

  • медсестра должна получать в 1,5 раза больше санитарки (A=1.5, B=0 );
  • врач - в 3 раза больше санитарки (B=0, A=3);
  • заведующий отделением - на $30 больше, чем врач (A=3, B=30);
  • заведующий аптекой - в 2 раза больше санитарки (A=2, B=0);
  • заведующий хозяйством - на $40 больше медсестры (A=1.5, B= 40);
  • главный врач - в 4 раза больше санитарки  (A=4, B=0);
  • заведующий больницей - на $20 больше главного врача (A=4, B=20).

Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение:

N1*(A1*C+B1)+N2*(A2*C+B2)+...+N8*(A8*C+B8)=10000, где N1- количество санитарок; N2 - количество медсестер и т. д.

В этом уравнении нам известны A1... A8 и B1... B8, а неизвестны C и N1... N8.

Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и единственно верного решения нет. Остается  решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлимые значения неизвестных, подсчитаем суммы. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т.д.

Проделать такую работу трудно. Но вам поможет электронная таблица.

Рис. 5. 1.

Ход работы

  1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец A (см. рис. 5. 1 - пример заполнения таблицы).
  2. В столбцах B и C укажите соответственно коэффициенты A и B.
  3. В ячейку H5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее).
  4. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле A* C+B.

Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейку H5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.

  1. В столбце E укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием.
  2. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы.

Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее.

  1. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в пределах  штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду.
  2. Сохраните таблицу в личной папке под именем  раб_3. xls.
  3. После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу.

См. рис. 5.2 - пример оформления штатного расписания больницы без подобранных числовых значений.

9. 1. Оставьте видимыми столбцы A, D, E, F.

Столбцы B, C можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат, столбец, Скрыть.

Рис. 5. 2

9. 2. Дайте заголовок таблице «Штатное расписание хозрасчетной таблицы» и подзаголовок «зав. больницей Петров И. С. ».

         9. 3. Оформите таблицу, используя авто форматирование. Для этого:

  • выделите всю таблицу, включая заголовки;

Рис. 5. 3.

  • выберите пункт меню Формат, Автоформат (см. рис. 5. 3);
  • выберите удовлетворяющий вас формат.
  1. Сохраните отредактированную таблицу в личной папке под именем

раб_3. xls.

  1. Предъявите преподавателю:    файл  раб_3. xls..

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №6

«Знакомство с графическими возможностями Excel»

Цели работы:

  • научиться строить графики;
  • освоить основные приемы редактирования и оформления диаграмм;
  • научиться распечатывать диаграммы.

Задача

Построить графики функций y1 = x2 - 1, y2 = x2 + 1, y = 10 * (y1/y2) по данным лабораторной работы №3.

Построение графиков

Для построения обыкновенных графиков функций y = f(x) используется тип диаграммы ХУ – график с точечными маркерами. Эта возможность используется для проведения сравнительного анализа значений У при одних и тех же значениях Х, а также для графического решения систем уравнений с двумя переменными.

Воспользуемся таблицей, созданной в лабораторной работе №3. На одной диаграмме построим три совмещенных графика: y1 = x2 -1, y2 = x2 + 1, y = 10*(y1/y2).

Задание 1. Загрузите файл раб_2.xls (см. рис. 6. 1.).

Рис. 6. 1.

Задание 2. Снимите защиту с листа.

Задание 3. Переместите вспомогательную таблицу под основную, начиная с ячейки В27.

Задание 4. Щелкните по кнопке Мастер диаграмм и выберите на вкладке Стандартные, Тип: График, Вид: График с маркерами, помечающими точки данных. (см. рис. 6. 2.)

Рис. 6. 2.

Задание 5. Постройте график по шагам, для этого надо щелкнуть по кнопке Далее..

Рис. 6. 3.

5.1. На 2-м шаге укажите ячейки D3:F24 (см. рис. 6. 3.)

Обратите внимание, что указываются 3 столбца (3 ряда у-значений), так как мы хотим построить 3 совмещенных графика. Для построения одного графика необходим 1 столбец у-значений.

5.2. На 3-м шаге  вид диалогового окна представлен на рис. 6. 4.

Рис. 6. 4.

5.3. На 4-м шаге выберите размещение диаграммы на имеющемся Листе1 и щелкните по кнопке Готово (см. рис. 6. 5.)

Рис. 6. 5.

В результате этих действий экран примет вид рис. 6. 6.

Рис. 6. 6.

5.4. Теперь надо исправить неправильный образец диаграмм.

Для этого выполните команду Диаграмма, Параметры диаграммы, Заголовки, где добавьте название   диаграммы «Совмещенные графики». Укажите  название по оси Х - «х», название по оси У - «у» (см. рис. 6. 7.)

Рис. 6. 7.

Для того чтобы получить график, представленный на рис. 6. 8., его необходимо отредактировать.

Рис. 6. 8.

Задание 6. Самостоятельно отформатируйте область построения диаграммы подобно рис. 6. 8. Для этого используйте команды пункта меню Диаграмма.

 

Задание 7. Сохраните файл под новым именем раб_4.xls.

Задание 8. Подготовьте таблицу и график к печати: выберите альбомную  ориентацию.

Задание 9. Распечатайте таблицу и график на одном листе.

Задание 10. Подведите итоги.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое  Мастер диаграмм;
  • умеете ли вы: строить одиночный график; строить совмещенные графики; редактировать область диаграмм.

Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

Предъявите преподавателю:

  • файл раб_4.xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге;
  • распечатанные на одном листе таблицу и график.

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7

«Использование электронной таблицы  Excel’97 для численного моделирования»

Цель работы:

  • научиться использовать электронные таблицы для выбора оптимального решения поставленной задачи и проверки правильности построения математической модели.

Электронная таблица выполняет не только функцию автоматизации расчетов. Она является очень эффективным средством численного моделирования ситуации или объекта, для математического описания которых, т.е. построения математической модели, используется ряд параметров. Часть этих параметров известна, а часть рассчитывается по формулам. Меняя в различных сочетаниях значения исходных параметров, можно наблюдать за изменением расчетных параметров и анализировать получаемые результаты. Электронная таблица производит такие расчеты быстро и без ошибок, предоставляя в считанные минуты множество вариантов решения поставленной задачи, на основании которых вы выберете наиболее приемлемое.

Задача № 1

Какова будет численность населения России в начале третьего тысячелетия?

Сразу ясно, что задачу не решить, если не знать, как со временем будет меняться численность населения России, т. е. необходимо иметь функцию, выражающую зависимость численности населения от времени. Обозначим эту функцию f (t). Но такая функция не известна, так как народонаселение зависит от многих факторов: экологии, состояния медицинского обслуживания, морали, права и даже от политической обстановки. Но, обобщив демографические данные, можно указать общий вид функции f (t):

f (t) = a x ebxt ,

где коэффициенты a, b - свои для каждого государства, e - основание натурального алгоритма.

Эта формула лишь приближенно отражает реальность. Однако слишком большая точность и не нужна. Хорошо, если численность населения будет спрогнозирована с точностью до десятков миллионов.

Как же определить a и b? Идея состоит в следующем: хотя a и b неизвестны, значение функции f (t) можно получить из статистического справочника. Зная t и f(t), можно приближенно подобрать a и b так, чтобы теоретические значения f(t), вычисленные по формуле (1), не сильно отличались от данных справочника (т. е. максимальное отклонение теоретических результатов от фактических данных не должно быть слишком большим.). Каждое из отклонений - это модуль разности двух чисел: фактического и соответствующего теоретического значений f(t). Максимальное отклонение называют погрешностью. Необходимо найти такие a и b, чтобы погрешность была наименьшей.  

Итак, математическая модель процесса изменения численности населения такова.

Предполагается, что:

  1. зависимость численности населения от времени выражается формулой

f (t) = a x e bxt;

  1. a = const и b = const следует считать справедливым лишь для не очень большого промежутка времени (например, 40 лет);
  1. значения a и b можно найти с достаточной точностью, минимизировав погрешность.

Исходные  данные:  сведения  из  статистического справочника за период с 1960 по 1995 г. (60<=t<=95).

Результаты:

  1. значения a и b
  2. численность населения России в 2000г. (t=100)

Кроме того, установлена связь между исходными данными и результатами: сначала надо найти a и b, минимизируя  погрешность, а затем при этом a и b  вычислить значение f(100).

Итак, математическая модель составлена. Использование электронной таблицы освобождает от составления программы. Нужно только определенным образом записать в таблицу исходные данные и математические соотношения, входящие в модель. После этого можно начать процесс численного моделирования исследуемой ситуации, т. е. подбор коэффициентов  a и b в формуле (1), а затем определение численности населения.

Ход работы

Задание 1. Заполните таблицу (см. рис. 7.1).

1.1. Сделайте заголовок.

1.2. Заполните шапку таблицы.

1.3. Столбцы А и В отведите под коэффициенты  a и b соответственно.

Коэффициенты  a и b не изменяются с течением времени, значит во всех ячейках столбцов А и В должны быть записаны одни и те же числа.

Рис. 7. 1.

1.4. В столбец С занесите  значения t с 1960 г.

1.5. В столбец D занесите взятые из справочника значения численности населения России (с 1960 г.).

1.6. В столбец Е занесите формулу = A * EXP(B*С).

1.7. В столбец F занесите формулу = ABS(E-D).

Это модуль разности теоретического и фактического значений функции f.

1.8. Для подсчета максимальной погрешности по столбцу F в любую свободную ячейку этого столбца введите функцию max.

Всякий раз после пересчета чисел в столбце F в этой клетке будет записано максимальное из чисел этого столбца.

Задание 2.  Подберите коэффициенты а и b.

Поместите в столбцы А и В какие-нибудь числа. При этом заполнятся столбцы Е и F, причем погрешность появившаяся в ячейках столбца F, скорее всего очень велика. Попробуйте поменять коэффициенты а и b так, чтобы погрешность уменьшилась. Для этого постарайтесь составить алгоритм поиска а и b. В составлении этого алгоритма вам поможет анализ формулы (1).

Задание 3. Определите численность населения Росси в 2000 г. 

Сделав погрешность малой (на ваш взгляд), подставьте в свободную ячейку столбца С число 100. В соответствующей ячейке столбца Е появится искомое число.

Задание 4 .  Постройте графики      

4.1. Постройте на одной диаграмме 2 графика роста численности населения: на основе статистических и теоретических данных (по формуле (1) с подобранными вами коэффициентами a и b).

4.2. Разместите  диаграмму на одном листе с таблицей.

4.3. Примерный вид графиков показан на рис. 7. 2. Оформите диаграмму в соответствии с рис. 7. 2.

Рис. 7. 2.

Задание 5. Оформите таблицу на свой вкус (обрамление, заполнение, шрифты).

 

Задание 6. Воспользуйтесь режимом предварительного просмотра для печати.    

6.1. Добейтесь хорошего расположения таблицы и диаграммы на листе.

6.2. Установите верхний колонтитул:  

    Численное моделирование. Работу выполнил <Фамилия и имя>.

Задание 7. Сохраните файл в личной папке под именем раб_5. xls.

 

Задание 8. Проанализировав данные таблицы и графики, сделайте вывод об адекватности предложенной математической модели реальному процессу, т.е. вывод о правильности описания роста населения формулой (1).

 

Задание 9.. Распечатайте результаты работы на принтере.

Предъявите учителю:

  • файл раб_5.x l s;
  • распечатку результатов работы.

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 8

«Работа с электронной таблицей  Excel как с базой данных.

Сортировка и фильтрация данных»

Цели работы:

  • познакомиться с использованием электронной таблицы как базы данных;
  • научиться осуществлять поиск информации в базе данных по различным критериям; научиться производить сортировку информации.

Задание 1. Заполните таблицу, содержащую информацию о планетах Солнечной системы согласно рисунку 8. 1 и сохраните ее под именем раб_6.xls.

 

Рис. 8. 1.

Единицы измерения, используемые в таблице:

  • период обращения по орбите - в земных годах;
  • среднее растояние от Солнца - в млн. км;
  • экваториальный диаметр - в тыс. км;
  • масса - х1024 кг.

Основные понятия баз данных

Область таблицы А2:F12 можно рассматривать как базу данных. Столбцы А, В, C, D,  E, F этой таблицы называются полями, а строки с 3 по 12 - записями. Область A2:F2 содержит имена полей.

Существуют ограничения, накладываемые на структуру базы данных:                                                                      

  • первый ряд базы данных должен содержать неповторяющиеся имена полей;
  • остальные ряды базы данных должны содержать записи, которые не являются пустыми рядами;
  • информация по полям (столбцам) должна быть однородной, т. е. только цифры или только текст.

Основная работа с любой базы данных заключается в поиске информации по определенным критериям. С увеличением количества записей поиск информации затрудняется. Excel позволяет упростить этот процесс путем фильтрации данных.

Фильтрация данных

Команды Данные, Фильтр позволяют выделять (фильтровать) нужные записи. Фильтрация возможна как через автоматический фильтр - Автофильтр, так и через ручной - Расширенный.

Автофильтр

При использовании Автофильтра необходимо переместить курсор в область, содержащую базу данных, или выделить ее. Затем нужно выполнить команды Данные, Фильтр, Автофильтр. На именах полей появятся кнопки с изображением стрелок вниз. Нажимая на кнопки, можно задавать критерии фильтрации. В появляющемся подменю пункт Условия вызывает диалоговое окно, в котором можно установить параметры фильтрации (см. рис. 8.2). Для одного поля могут быть  заданы два условия одновременно, связанные логическим И или ИЛИ.  

Рис. 8. 2.

Задание 2. С использоованием Автофильтра осуществить поиск планет, начинающихся на букву С или букву Ю с массой менее 600х1024 кг.

2.1. Выполните команды  Данные, Фильтр, Автофильтр.

 На полях появились кнопки.

2.2. Нажмите на кнопку в поле  Планета. Выберите пункт  Условие.

2.3. В диалоговом окне задайте критерии согласно рис. 8. 2. и нажмите на кнопку ОК.    

Проверте! В базе данных остались планеты Солнце, Юпитер, Сатурн.

2.4. Нажмите на кнопку на поле Масса. Выберите пункт Условие.

2.5. В диалоговом окне задайте критерий: Масса <600.

Проверте! Остался только Сатурн.

2.6. Выполните команды меню Данные, Фильтр, Все.

Задание 3. С использованием Автофильтра самостоятельно:

  • Осуществите поиск планеты, имеющтх экваториальный диаметр менее 50 тыс. Км. И массу менее 4х1024 (ответ:Меркурий, Марс, Плутон);
  • Осуществите поиск планет, находящихся от Солнца на расстоянии не менее 100 млн.км, имеющих массу в диапазоне от 3х1024 до 500х1024кг, а так же не долее 2 спутников (ответ:Венера, Земля, Нептун).

Расширенный фильтр

При использовании Расширенного фильтра необходимо сначала определить (создать) три области (см. рис. 8. 3.):

  • Интервал списка - область базы данных (А2:F12);
  • Интервал критериев - область, где задаются критерии фильтрации (А14:F15);
  • Интервал извлечения-область,в которой будут появляться результаты фильтрации (А17:F21).

Имена полей во всех интервалах должны точно совпадать.

Рис. 8. 3.

Для выполнения действий по фильтрации необходимо воспользоваться командами меню Данные, Фильтр, Расширенный фильтр. В диалоговом окне надо указать координаты интервалов.

Если необходимо получать результаты фильтрации в интервале извлечения, нужно выбрать Копировать на другое место (см.. рис. 8. 4.)

Задание 4. С использованием Расширенного фильтра осуществить поиск планет с периодом обращения более 10 земных лет и количеством спутников не менее 2.

4.1. Создайте интервал критерии поиска в интервал критериев.

4.3. Поместите курсор в область базы данных.

Рис. 8. 4

4.4. Выполните команды Данные, Фильтр, Расширенный фильтр.

4.5. Установите Копировать на другое место.

4.6. Проверьте правильность задания интервалов. Нажмите кнопку ОК.

 Проверте! Должны быть найдены планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Задание 5. Сохраните результаты в файле planeta..xls..

Задание 6. Распечатайте результаты работы, предварительно введя в строку 13 заголовок «Критерии поиска», а в строку 16 заголовок «Результаты поиска».

Задание 7 . С использованием Расширенного фильтра  самостоятельно:

  • Найдите планеты, имеющие период обращения более 2 световых лет и экваториальный диаметр более 50 тыс. Км (ответ: Уран, Плутон );
  • Осуществите поиск планет, находящихся от Солнца на расстоянии более 1000 млн.км.., а так же имеющих более 1 спутника (ответ: Сатурн, Уран, Нептун).

Сортировка данных

Команды Данные, Сортировка  позволяют упорядочивать (сортировать) базу данных.

Для выполнения сортировки необходимо выделить область базы или поместить в нее курсор, а затем выполнить команды Данные, Сортировка. При этом появится диалоговое окно. Нужно установить  Сортировать по  и выбрать название поля, по которому нужно производить сортировку (см. рис.8. 5.)

Рис. 8. 5.

Кроме того, необходимо указать метод сортировки: по возрастанию или по убыванию и нажать кнопку ОК.

После указанных действий база будет упорядочена. Символьные поля упорядочиваются в алфавитном порядке.

Задание 8. Отсортируйте данные в таблице в порядке убывания количества спутников.

Задание 9. Отсортируйте данные в таблице в алфавитном порядке названий планет.

Задание 10. Отсортируйте данные в порядке увеличения их расстояния от солнца.

Задание 11. Подведите итоги.

Проверьте:

  • знаете ли вы, что такое: база данных; имя поля; поле; запись; требования к базе;
  • умеете ли вы: производить поиск информации в базе по различным критериям;
  • производить сортировку информации.

Предъявите преподавателю:

  • файл раб_6.xls;
  • файл planeta.xls;
  • распечатку файла planeta.xls.

   

Учитель информатики Ющенко А.П.                    МОУ СОШ с УИОП №29 г. Георгиевск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)

Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)

Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....

Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»

По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...