Одарённые дети
план-конспект по информатике и икт по теме
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети
Программа "Одаренные дети"
Актуальность разработки Программы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Школа по итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады по количеству призовых мест стабильно в течение нескольких лет занимает 1 место, хорошие результаты наши обучающиеся показывают на региональном этапе,
Так же увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельностью. Наблюдается увеличение числа участников городской научно-практической конференции. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы городских и краевых научно-практических конференциях.
Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:
- во всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы);
- в международных конкурсах-играх по математике "Кенгуру", «Кенгуру выпускникам», по русскому языку "Русский медвежонок", по истории "Золотое руно", по информатике «КИТ», по английскому языку «Английский бульдог»;
- в городской олимпиаде по информатике 3-4, 5-11 классы;
- в городской олимпиаде по основам военной службы, 10-11 классы;
- в городской олимпиаде по ОБЖ;
- в городских олимпиадах по русскому языку, математике для учащихся 4-х классов;
- в городском интеллектуальном марафоне учащихся 3-4х классов;
- в городской игре для учащихся 4-х классов «Умники и умницы»;
- в городской НПК «Первые шаги в науку» 1-5 классы;
- в городской НПК «Культура.Интеллект.Наука», 6-11 класс;
- в городском конкурсе проектов;
- в краевых Курчатовских чтениях;
- во всероссийском конкурсе «Инфознайка»;
- во всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Познание. Творчество».
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы:
- соревнования по туризму;
- спортивные игры "Президентские состязания", «Школьная спортивная лига»;
- фестиваль хорового пения;
- творческие фестивали и конкурсы и др.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во круг них.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цель программы:
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Основные задачи:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар монического развития человека как субъекта творческой деятель ности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
- изучение факторов целенаправленного психо лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про цесса;
- совершенствование системы подготовки учителей через педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Формы работы с одаренными учащимися:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· конкурсы;
· курсы по выбору, элективные курсы;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· занятия в профильных классах
· интеллектуальные марафоны и др.
Этапы реализации
1 этап: диагностико- прогностический (мониторинг одаренности).
Создание: банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- диагностических мероприятий по выявлению одаренности;
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- профессиональных проб;
- обучение педагог работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
2 этап: основной
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- использование метода проектов;
- учет индивидуальных достижений обучающихся;
- переход на систему портфолио;
- проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и педагога-психолога.
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.3. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, курсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДЮСШ, ДЭБЦ, ГДТ и т.д.).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1. Рациональное наполнение школьного компонента учебного плана с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, элективных курсов, кружков.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах.
3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-326519-1382730295.jpg)
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-484705-1515533010.jpg)
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-620076-1428391605.jpg)
Коррекция к мероприятию опубликованному 30.04.15 Пункт 5.3. Эффективность оказания учителем адресной помощи различным категориям обучающихся (Одарённые дети- интеллектуальная одарённость ). Описание показательного мероприятия.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА МКОУ СОШ №10 "ЭВРИКА" как место предъявления учебных результатов одарённых обучающихся и связи урочной и внеурочной ...
Для родителей:"Психологическая характеристика одарённых детей. Общее понятие одарённости. История одарённости".
Общее понятие одаренности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132853-1554143161.jpg)
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473120-1409121392.jpg)
Проектирование ИОТ для одарённых детей (академическая одарённость) во внеурочной деятельности «Познай мир», 6 класс
Индивидуальная образовательная траектория для одарённых детей во внеурочной деятельности по географии. Мы часто даём детям уже готовые знания, но современный мир диктует свои условия. Сего...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-949498-1585762332.png)
Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости
Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...
Комментарии
Одарённые дети