Проектная деятельность на основе компьютерных технологий
статья по информатике и икт по теме

Закирова Зульфия Вазиховна

В статье рассматриваются возможности использования компьютерных технологий на различных предметах школьного курса в разных параллелях на примере проектного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Казань, гимназия № 4

Закирова З.В.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Специфика нашего учебного заведения такова, что у нас обучаются дети разных национальностей, несмотря на то, что гимназия татарская. Кроме того, в классах присутствуют дети разных уровней знаний, обучаемости, различна и мотивация учения, присутствуют дети социально и педагогически запущенные. В целях поддержания интереса к учебе, повышения качества знаний по общеобразовательным дисциплинам учителя гимназии используют проектный метод обучения.  Почему именно этот метод?

При его использовании в учебном процессе решаются важные задачи:

  1. занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;
  2. учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
  3. в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
  4. в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
  5. усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
  6. совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее.

Кроме того, использование метода проектов, являясь инновационной технологией, соотносится и с основными задачами современного школьного образования:

  1. сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  2. стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;
  3. усилить степень автономии учащихся;
  4. пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

  Решение  данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном, в большей степени, на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых  умений.

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов:

Этапы выполнения проекта

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Начинание

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это го, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке  результа тов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Как видно из таблицы, роль учителя сводится в основном к наблюдению и консультированию.

Принято выделять несколько типов проектов.

По уровню интеграции различают проекты

  1. с привлечением содержания только изучаемого предмета. Примером таких работ могут служить электронные газеты, web-сайты и презентации по самым разным предметам и темам. Например, в 11-х классах после рассмотрении темы HTML, учащиеся создают сайты, выбрав одну из предложенных учителем тем или же сформулировав ее самостоятельно (творчество только приветствуется). Заранее оговариваются критерии оценивания проекта: количество страниц на сайте, наличие гиперссылок, графики, цвета, шрифтов и т.д. После изучения темы текстовый редактор предлагается выпуск электронной газеты. Классы 9-10 в зависимости от подготовки учащихся. Темы также предлагаются самые разные:  программное обеспечение, строение компьютера, графика, история развития вычислительной техники, поколения ЭВМ и т.д.
  1. межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. В 9-ой параллели это обычно презентации по английскому языку, где темы предлагаются учителем-предметником. Наиболее ярким примером является работа «Животные Австралии», где используются знания информационных технологий, английского языка, географии, биологии. На защиту таких  проектов приглашается учитель английского языка. Широко применяется практика, когда учащийся получает оценку по нескольким предметам: по информатике оценка выставляется за техническую реализацию проекта, по другим - «за наполняемость».
  2. надпредметные, которые выполняются на основе сведений, не входящих в учебную программу.  Наиболее эффективно эти проекты используются на внеклассных мероприятиях, литературных вечерах, классных часах. Как правило, это презентации. Из последних работ можно отметить проекты восьмиклассников «Моя семья», «Генеалогическое дерево семьи», «Презентация класса». Кураторами проектов чаще всего выступают классные руководители, педагоги-организаторы.

По количеству участников выделяют

  1. индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником. Как  правило,  такие  проекты  проводятся  в  рамках  одного учебного  предмета.  При  этом  выбираются  наиболее  сложные  разделы  или  темы  программы: обработка массивов, логические схемы, арифметические действия с двоичными числами и т.д. Эффективна работа по созданию тестирующей оболочки. Критериями оценивания служат количество вариантов ответов в вопросе, количество  вопросов в тесте, и, как итог, правильно работающий контролирующий  тест.
  2. коллективные – парные между парами школьников. Этот вид проектов наиболее эффективен и с точки зрения технической реализации, и с точки зрения взаимодействия учащихся:  в паре всегда роли распределяются таким образом, что кто-то является генератором идей, кто-то занимается дизайном; кто-то занимается поиском информации, а кто-то  -  техническими вопросами и т.д. Большинство проектных работ в гимназии с использованием компьютерных технологий - парные.
  3. групповые – между группами школьников. Опыт показывает, что этот тип проектов на уроках использовать нецелесообразно. Причин несколько: работа распределяется неравномерно, учащиеся по разным причинам отсутствуют на уроках, задерживая выполнение проекта остальными участниками группы, организовать работу одного-двух учащихся гораздо проще.

По способу преобладающей информации выделяют

  1. исследовательские. Такие проекты  полностью  подчинены  логике  небольшого  исследования  и имеют  структуру,  приближенную  к  подлинно  научному  исследованию. Например, для проекта об «аналитической машине» Ч. Беббиджа информации на русскоязычных сайтах было недостаточно, учащиеся вступили в переписку с Музеем Науки в Лондоне.
  2. игровые. Реализация этих проектов с использованием информационных технологий не представляется возможным.
  3. практико-ориентированные. В среде, где низкий уровень знаний, исследовательские проекты использовать нецелесообразно. Проекты, имеющие прикладную направленность, повышают мотивацию учащихся. Использовать можно самые разные прикладные программы: программа визуальной архитектуры ArCon для проектов «Дом моей мечты» (7 класс), «План школы» (8 класс); издательские системы для создания календарей (8 класс), почетных грамот (9 класс); графические редакторы для обработки фотографий (10 класс); текстовые редакторы для создания собственной визитки, рекламного плаката фирмы, товара, услуги (7 класс)  и т.д.

Применение проектной методики способствует:

  1. формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ЗУН ;
  2. повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  3. языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию коммуникативной компетенции в целом;
  4. развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности;
  5. более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Следует отметить повышение качества образования по предметам, где используется проектный метод обучения.

Литература

  1. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.
  2. Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами. // Педагогиче ская информатика. 1999. №2.
  3. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 1998
  4. «Фэн хэм мэктэп» №1, 4, 2007 год, № 12, 2006 год
  5. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Проектная деятельность на основе текста Великая китайская стена

Данная пректная работа была проведена с выездом в  КНР  г. Пекин, для учащихся 6 классов...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...

Современные технологии организации учебной и проектной деятельности на основе использования робототехнических комплексов цифровых дистанционных лабораторий.

Образовательная среда LEGO включает в себя базовые наборы для обучения с самого раннего возраста и в последующем более старших возрастов. Первые конструкторы мы используем уже в 1х классах, тем самым ...

ПРОГРАММА ДПОУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЛОГО-БОС»

   На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во...