Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.
занимательные факты по технологии по теме

Малахова Надежда Александровна

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_opyt.docx62.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №28

посёлок Мостовской, Мостовский район, Краснодарский край.

Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Автор педагогического опыта:

Малахова Надежда Александровна,

                                                                    Учитель технологии

МБОУ  СОШ № 28 п. Мостовской.

п.Мостовской, 2012год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный обзор состояния вопроса        3

2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся,
являющихся базой для формирования педагогического опыта        5

3. Педагогический опыт        7

3.1. Описание основных методов и методик, используемых
в представляемом педагогическом опыте.        7

3.2. Актуальность педагогического опыта.        9

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.        10

3.4. Результативность педагогического опыта.        11

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.        13

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.        14

3.7. Описание основных элементов педагогического опыта.        16

4. Выводы.        28

5. Библиографический список        29

6. Приложения к опыту.

 Приложение 1         30

7. Приложение 2……………………………………………………………………………..…31

8. Приложение 3………………………………………………………………


1. Литературный обзор состояния вопроса

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.

Для массовой передачи знаний, умений, навыков ученику с давних времён применяется технология классно-урочной системы. На определенном этапе технология была успешной, да и сейчас не вызывает особых нареканий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

 Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках технологии как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в трудах Н.Ю.Пахомовой, В.В. Гузеева. В своих работах Н.Ю. Пахомова описывает проектные умения, дифференцированные по уровням сложности:

  1. базовый уровень – 1;
  2. продвинутый уровень – 2;
  3. высший уровень – 3.

Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. В качестве примера представлю  проектное умение – планирование, перечисленное с указанием уровня сложности (1 – 3):

  1. Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.
  2. Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.
  3. Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.
  4. Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.

Сведения о проектных умениях по уровням сложности позволяют сформулировать педагогические задачи, решением которых достигается формирование проектной деятельности разного уровня, формируется разной степени сложности умение проектировать.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования педагогического опыта

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Предмет технологии преподаётся для детей разных возрастов, с  первого по восьмой  класс.
В зависимости от возраста учащихся, в котором начинается использование метода проектов, уровни  сформированности проектного обучения достигаются на разных возрастных ступенях.

Исследования, результаты которых приведены в литературе, свидетельствуют, что в большинстве своём за период школьного обучения проектная деятельность формируется лишь на первом, базовом, уровне.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу технологии. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих практическое значение.

Например, для учащихся пятых и шестых классов проекты могут быть небольшие (на один урок):

  1. 5 класс – мини-проект «Анимация на  свободную тему», «Бутерброд» созданная с помощью MS PowerPoint;
  2. 6 класс – мини-проект «Вышивка», «Создаем слайд-шоу»,

Для учащихся 7 – 8 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома и в школе:

  1. 7 класс – проект «Моё любимое блюдо», «Изготовление плечевого изделия» включающий этапы выполнения проекта.
  2. 8 класс – проект «Интерьер моей комнаты», «Электропроводка» включающий разные виды информации.

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах, для учителя и учащихся это дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  1. большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
  2. изучение предмета становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  3. формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с использованием информационных технологий;
  4. в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  5. учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.


3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых
в представляемом педагогическом опыте

Цели педагогического опыта:

  1. обучающая – обучение школьников на уроках технологии методу проектов как способу учебной деятельности;
  2. развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;  
  3. воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (работа в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

Основные компоненты системы работы:

  1. изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  2. включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  3. подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  4. привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  5. использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  6. организация мониторинга формирования проектных умений;
  7. диагностика уровня сформированности проектных умений;
  8. оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  9. участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и  регионального уровней;
  10. организация на базе школы районных семинаров для учителей технологии по содержанию  проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  11. обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету,  проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.

Виды деятельности – формируются сначала как обще учебные, а затем как специальные умения:

  1. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  2. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  3. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  4. Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на практическую работу, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-практической деятельности. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  1. Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  2. Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  3. К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  4. Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  5. Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

Необходимые ограничения и запреты:

Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства.

3.2. Актуальность педагогического опыта

 В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении технологии.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики и нового, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения технологии результативным в соответствии с требованиями жизни. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников.

        Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.

Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: повышение мотивации обучения технологии  путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных  технологий, которая является актуальной и перспективной. Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

        Проектно-исследовательская деятельность – это современные подходы к преподаванию технологии и предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.

- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области технологии.

        Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках технологии способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости школьников;

-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- развитию творческо-информационного мышления.

Главным смыслом исследования в сфере преподавания технологии есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Проведение уроков технологии в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.


3.4. Результативность педагогического опыта

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и во внеурочное время проводится с 2003 года по настоящее время.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  1. устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  2. положительная динамики уровня обученности;
  3. качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  4. прочные навыки проектно-исследовательской деятельности. 

Результаты успеваемости за последние 2года - в 6 «А» классе и 6 «Б»  классе

В ходе наблюдения и анкетирования выявлено, что применение творческие проектно-исследовательские работы оказывает положительное влияние на повышение мотивации и самореализации обучения.

Анализ данных диаграмм говорит о позитивной динамике моей работы.

Я неоднократно проводила открытые уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий для учителей школы,  района и края.

Имею 5 краевых сертификатов  ККИДПО

Мои разработки уроков  представлены на сайтах  http://pedsovet.org , red@pedsovet.org,  nsportal.rumalahovanadia , izgotovlenie_cvetka.docx,  http://tehnologi.su/load/286-1-0-1265.


Социальный эффект от реализации опыта работы:

  1. развитие информационной, социальной  и коммуникативной, творческой  компетентностей учащихся;
  2. создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  3. осознание ценности творческого открытия учащимися;
  4. высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  5. повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Педагоги школы, осуществлявшие сотрудничество по реализации данного опыта, отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся проектно- исследовательской  деятельностью  

Интенсивные занятия проектно-исследовательской деятельностью автора опыта со своими учениками обеспечили наличие призовых  мест на научно-практических конференциях в рамках краевых научно-практических конференций Малой академии наук учащихся Кубани:

Достижения учащихся в  творческих конкурсах детей

Проект для одарённых детей «ns.portal  Алые  паруса», Всероссийские конкурсы, 2012г

  1.  Свидетельство о публикации в электронном СМИ, социальной сети работников образования «ns.portal проект для одаренных детей « Алые  паруса»,   творческой работы «Мой класс» -Гайдамака Анна, 14 лет,
  2. Свидетельство о публикации в электронном СМИ, социальной сети работников образования «ns.portal проект для одаренных детей «Алые  паруса»,   творческой работы «Плетение из таллаша» - Давыскиба Екатерина, 12 лет,
  3. Свидетельство о публикации в электронном СМИ, социальной сети работников образования «ns.portal проект для одаренных детей «Алые  паруса»,  проектно-исследовательской работы мой первый проект - Ясюкевич Александра, 7 лет
  4. Свидетельство об участии Всероссийском проекте для одаренных детей «Алые паруса» Водолазова Дарья  14лет
  5.   Участник Всероссийского конкурса «1001 идея интересного занятия с детьми»

Яскевич Александра 7лет

Краевые конкурсы

  1. Дипломанты краевого конкурса творческих работ учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Светлый праздник – Рождество Христово»
  1. Леликова Анастасия 13лет , Якубец Екатерина 13лет.2008г
  2.  Заочный краевой конкурс учащихся « Рождественские каникулы – 2009г»

Колонченко Юлия 11 лет  - 3 место

Муниципальные  конкурсы

  1. Грамота в районном конкурсе «Ярмарка кубанских ремёсел», в рамках туристско-краеведческой экспедиции «Отечество». – Давыскиба Екатерина.
  2.  Районный конкурс  «Пасха в кубанской семье» в номинации творчество

– 3 место

  1.  Конкурс «Под Рождественской звездой» в номинации «Украшаем РОЖДЕСТВЕННСКУЮ ёлку» Бусулаев Александр  11 лет – 2 место
  2.  Районный конкурс по технологии «Кулинарная симфония»

        Белошапко Александра 13 лет.    


3.5 Новизна опыта:

        Современные подходы к преподаванию технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.

- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области технологии.

        Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.

Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках технологии способствует:

- активизации познавательной деятельности;

- повышению качественной успеваемости школьников;

-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля;

- повышению уровню комфортности обучения;

- развитию творческо-информационного мышления.


 

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов педагогами других образовательных учреждений. Для этого на протяжении многих лет проходило распространение опыта среди педагогов средних общеобразовательных школ.

Диссеминация педагогического опыта  проводилась на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

Муниципальный уровень:

Год

Форма

Тема

2009

Открытый урок
в рамках семинара РМО учителей технологии

Защита индивидуальных проектов по теме «Современные компьютерные технологии»

2010

Круглый стол

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта – знакомство
с методическими наработками

2012

Семинар-практикум
РМО учителей технологии

Распространение собственного педагогического опыта «Мультимедийные технологии.
Создание презентаций»

Региональный уровень

Год

Форма

Тема

2011

Краевой педагогический фестиваль «Инновационный поиск – 2011»

Выступление «Инструменты и приспособления»

2011

Краевые курсы повышения квалификации «Личностно ориентированное обучение на уроках предмета технология»

Мастер – класс «Проектный метод обучения на уроках технологии», г. Краснодар.

2012

Краевой педагогический фестиваль «Инновационный поиск – 2012»

Выступление «Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технология»

2012

IV Краевая  научно-практическая конференция«Изучение и распространение опыта инновационной деятельности учителя как ресурс развития системы образования Краснодарского края», г.Геленджик.

Выступление «Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии»

Федеральный уровень

Год

Форма

Тема

2012

Международный фестиваль деятелей образования «Сотрудничество, Сотворчество, Сообразование»

Защита индивидуальных проектов по теме «Современные компьютерные технологии»

Копии сертификатов, грамот и дипломов учителю – в Приложении 3.

Публикации:

  1. Статья «Технология обработки ткани 8 кл». Научно методический журнал «школа и производство», №8 2009г, Министерство просвещения Р.Ф.
  2. Статья «Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии» Научно методический журнал «Вестник дополнительного образования» 2012г№1
  3. Статья «Моя педагогическая философия». Сборник авторских произведений «Вселенная Учитель», выпуск № 13. Москва Образ-центр, 2012г.
  4. Статья «Мой первый проект». Сборник методических разработок участников 12 интернет педсовета «1001 идея интересного занятия с детьми», выпуск №13 Москва Образ-центр, 2012г.

 Приложение 4.

2. Статья «Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии». ККИДППО. Краснодар. 2011г.

3. Проектно-исследовательские работы учащихся на федеральных образовательных сайтах: http://nsportal.ru/malahovanadia",

  1. «Интересный Интернет»;
  2. «Основы Paint»;
  3. «Бородинское сражение»;
  4. «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»;
  5. «Как читать роман «Война и Мир»»;
  6. «Кутузов и Наполеон»;
  7. «Строение атома»;
  8. «Колебательные движения»;
  9. «Особая форма существования материи»;
  10. «Ядерная физика»;
  11. «Электричество»;
  12. «Кинематика».

Паспорта размещений проектов – в Приложении 5.

Проект «Электричество» в качестве примера приводится в Приложении 6.

Результатом диссеминации опыта стало его внедрение в деятельность педагогов школ Павловского района, не менее одного учебного года использующих представляемый ППО или его отдельные элементы. В их числе:

        1.        Стороженко Елена Васильевна        МАОУ СОШ №2

        2. Руденко Елена Витальевна        МАОУ СОШ №2

        3. Забалотная Лариса Владимировна        МАОУ СОШ №2

        4. Шевцова Карина Анатольевна        МАОУ СОШ №2

        5. Прошина Людмила Николаевна        МБОУ СОШ №11

        6. Астен Нина Петровна        МБОУ СОШ №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Проектная деятельность,  личностно-ориентированный подход, ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Повышение мотивации обучения технологии путём применения коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием современных технологий"

В работе представлен материал из личного опыта работы с учащимися в проектной деятельности. Использование метода проектов в технологическом образовании школьников привело к следующим результатам: 1...

Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".

Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....

Презентация "Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность с использованием информационных технологий"

Сегодня компьютерные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, способного значительно повысить его эффективность, развить умственные и творческие способности детей, сформирова...

Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся

В нашей гимназии  активно  внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ....

Работа по самообразованию: "Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС"

На современном этапе обучения в век развития современных технологий и компьтиризации сложно удивить учеников чем-то новым. Дети приходят на уроки с телефонами и не отрываясь от смартфонов разговариваю...

Презентация к работе по самообразованию : " Повышение мотивации обучения на уроках физкультуры посредством использования новых педагогических технологий в соответствии с ФГОС ".

В презентации отображается моя работа повышение мотивации обучения физкультуры посредством использования новых педагогических технологий. Здесь показано на примере работа с кейсами , проектная деятель...


 

Комментарии

Малахова Надежда Александровна

опыт работы учителя технологии МБОУ СОШ №28 п.Мостовского, занесён в районную базу данных