УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН КУРСА  «ИНФОРМАТИКА»

 

«Образование учащихся ПУ»­

(наименование программы)

 

Категории  слушателей:    учащиеся ПУ              

Срок  обучения:                  30 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_prog_sptu.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН КУРСА  «ИНФОРМАТИКА»

«Образование учащихся ПУ»

(наименование программы)

Категории  слушателей:    учащиеся ПУ             

Срок  обучения:                   30 часов

Режим  занятий:              ___________________________________(часов в день)

п/п

Наименование

разделов, дисциплин

Всего

часов

лекции

Практи-ческие

Формы  контроля

1.

Введение. Информация и информатика в жизни общества. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности человека.

1

1лекция

2.

Кодирование информации. Единицы измерения информационного объёма сообщения

1

1лекция

3.

Входное тестирование навыков  работы с компьютером.

3

3 лекции

3.1

Основные блоки компьютера, их назначение. Правила включения и выключения компьютера. Правила техники безопасности. Освоение клавиатуры

1

лекция

3.2

Принцип работы, аппаратное и программное обеспечением.

2

2 лекции

4

Операционная среда Windows

3

2 лекции

практич.

4.1

Рабочий стол, панель задач, запуск программ, настройки и служебные программы Windows.

1

лекция

4.2

Файловая система компьютера. «Проводник»: создание, копирование, перемещение, удаление файлов. Поиск файлов на диске.

2

лекция

практич.

5

Microsoft Word

8

 3 лекции

5 практ.

текст

5.1

Общие принципы, правила ввода текста, форматирование текста,  буфер обмена и работа с ним, таблицы, списки.

2

лекция

практич.

5.2

Поиск и замена текста, размещение графики в документе, вставка объектов, текстовые эффекты (WordArt).

3

лекция

2практич.

5.3

Создание диаграмм на базе таблицы Word, редактор формул (Microsoft Equation), работа с шаблонами, подготовка документа большого объема.

3

лекция

2практич

6

Microsoft Excel

6

3 лекции

3 практ.

табл

6.1

Общие принципы работы, форматирование и выравнивание данных в ячейках, формат числа, обрамление таблицы, относительные и абсолютные ссылки.

2

лекция

практич.

6.2

Работа с листами рабочей книги, удаление, переименование. Написание формул, сортировка данных и фильтры, построение диаграмм и графиков.

4

2 лекции

2 практ.

7

Microsoft Power Point

4

2 лекция

2 практ.

7.1

Создание слайд-шоу, использование шаблонов дизайна, показ презентации.

2

лекция

1 практич.

7.2

Создание презентации с использованием эффектов анимации, вставка объектов, работа с панелью инструментов Автофигуры.

2

лекция

 1практи.

8

Работа в графическом редакторе PAINT

2

1 лекция

1 практ.

рис

8.1

Основные понятия компьютерной графики.

2

1 лекция

1практ.

9

Общие понятия об Интернете

2

9.1

Поиск информации в Internet: поисковые программы и работа в них; получение файлов; электронная почта.

2

1лекция

1 практ.

ИТОГО:

30

зачёт

УЧЕБНАЯ    ПРОГРАММА

курса   или  дисциплины

ОС Windows

(наименование)

                         

  1. Введение: основная функция Windows – управление работой специально созданных для этой среды программ. Это новый уровень компьютерной технологии, основанный на объектно-ориентированном подходе к работе с данными. Основное понятие среды Windows – окно. Каждое приложение выполняется в отдельном окне, которое может занимать часть экрана или весь экран. Одновременно может выполнятся несколько приложений, - каждое со своим окном, - и пользователь с помощью мыши легко переключается от одного приложения к другому. Программы, выполняемые под Windows, снабжаются цветным значком – пиктограммой, которая содержит название приложения и картинку.

  1. Содержание курса:                                                                          Тема 1. Рабочий стол, панель задач, запуск программ, настройки и служебные программы Windows.                                                                           Тема 2. Файловая система компьютера. «Проводник»: создание, копирование, перемещение, удаление файлов. Поиск файлов на диске.

  1. Методические рекомендации и пособия по изучению курса: для запуска программы достаточно указать на ее иконку. Для приобретения навыков поиска необходимой информации наиболее удобна программа «Проводник», как наиболее наглядная при работе с файловой системой компьютера.

  1. Контрольные задания.

Задание 1:

  1. Запустить «календарь» и изменить текущую дату на произвольную.
  2. Установить точное время.
  3. Через панель управления зайти в настройки клавиатуры, установить переключение с русского языка на английский.
  4. Зайти в настройки экрана, изменить картинку «рабочего стола», режим включения «хранителя экрана», разрешение экрана.
  5. Установить принтер (тип принтера указывается преподавателем).

Задание 2: 

  1. На  диске С:\ найти папку Users, в ней создать новую папку, присвоить ей имя (воспользоваться своей фамилией).
  2. Скопировать в свою папку несколько файлов найденных при помощи «поиска».
  3. В своей папке переименовать два любых файла.
  4. Удалить 1, 3, 5 по счету файлы, используя приемы выделения файлов в группу. Восстановить из «корзины» удаленные файлы.
  5. Удалить из своей папки все файлы.

  1. Литература.
  1. Ефимова О.В., Морозов В.В. Учебное издание. Курс компьютерной технологии в двух томах. – Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». Издание третье, дополненное и переработанное., - М.: АБФ, 1998, ил.
  2. Симонович С. В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика.: Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 1999. – 480 с.
  1. Ляхович В.Ф., «Основы информатики». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000г.
  2. В.А. Острейковский, «Информатика». М: «Высшая школа», 2000г.

УЧЕБНАЯ    ПРОГРАММА

курса   или  дисциплины

Microsoft Word

(наименование)

  1. Введение: Современную жизнь нельзя представить без обилия текстовых документов в бумажном и электронном виде. Программа MS Word наиболее популярный на сегодняшний день текстовый редактор, позволяющий писать письма, форматировать тексты любой сложности, добавлять в них рисунки, формулы и графики и даже верстать целые книги. Сегодня формат документов  Word стал общепризнанным.

  1. Содержание курса:                                                                           Тема 1: Общее знакомство, правила ввода текста, форматирование текста,  буфер обмена и работа с ним, таблицы, списки.                                                            Тема 2: Поиск и замена текста, размещение графики в документе, вставка объектов, текстовые эффекты (WordArt).                                                                   Тема 3: Создание диаграмм на базе таблицы Word, редактор формул (Microsoft Equation), работа с шаблонами, подготовка документа большого объема.                                                                 
  2. Методические рекомендации: Начинать работу по изучению программы MS Word следует с загрузки нового документа, можно поэкспериментировать с режимами представления документа на экране. При работе с несколькими документами их можно открыть одновременно в одном окне программы. Средства форматирования позволяют управлять внешним видом и размером шрифта, его начертанием, методами выравнивания абзацев. MS Word проверяет орфографию грамматику и стиль текста. Для автоматизации разработки документов возможно использование стандартных бланков, шаблонов и форм, а для крупных документов (книг) специальных средств автоматического создания оглавлений и указателей. Перед выдачей документа на печать выполните предварительный просмотр документа.

  1. Контрольные задания:                                                                      

Задание 1: 

  1. Настроить поля: левое – 2,5 см,  правое – 1,5 см, верхнее – 2 см,  нижнее – 1,5 см.
  2. Набрать текст с заголовком, следуя правилам набора текстов (не менее двух абзацев).
  3. Применить к заголовку шрифт Arial, размер 18, начертание - полужирное; к основному тексту применить шрифт Times New Roman, размер – 12, в тексте указанные участки оформить курсивом.
  1. Установить для заголовка выравнивание – по центру.
  2. Для первого абзаца установить выравнивание по ширине, межстрочный интервал – полуторный, отступ первой строки – 1,25 см.
  3. Для второго абзаца установить выравнивание по ширине, межстрочный интервал – 1,8, отступ справа – 3 см, отступ слева – 3 см, абзацный отступ – 1,25 см.
  4. Создать список и установить параметры списка (выравнивание, отступ, выступ, интервал).

Задание 2. 

  1. Добавить в текст своего документа текст из другого файла (хранится в указанной преподавателем папке на диске).
  2. Вставить в текст документа рисунок, взятый из указанной папки, установить размер рисунков примерно 1/3 – ¼ ширины текста и способ обтекания текстом.
  3. Создать визитку, используя объект WordArt вместо заголовка и панель Рисование.

Задание 3: 

  1. Создать и оформить таблицу.
  2. Применить различные шрифты и начертания, выравнивание данных в ячейках.
  3. Оформить границы и заливку.
  4. Добавить диаграмму в документ, выполнить форматирование ее.

Задание 4: 

  1. Добавить в текст документа математические формулы.
  2. Создать служебное письмо, используя мастер писем.
  1. Создать собственный шаблон, используя мастер писем.

  1. Литература:
  1. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю., «Курс компьютерной технологии». М: АБФ, 1998 г., две книги.
  2. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., «Специальная информатика». М: АСТпресс, 1999 г.
  3. Ляхович В.Ф., «Основы информатики». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г.
  4. В.А. Острейковский, «Информатика». М: «Высшая школа», 2000 г.

УЧЕБНАЯ    ПРОГРАММА

курса   или  дисциплины

Microsoft Excel

(наименование)

  1. Введение: Табличное представление данных, благодаря своей наглядности, намного упрощает проведение любых расчетов. Компьютерные программы, предназначенные для хранения и обработки данных, представленных в табличном виде, называют электронными таблицами. Способность электронных таблиц быстро и точно производить автоматические вычисления используют не только бухгалтеры и кладовщики, но и участники бирж, руководители брокерских контор, банков и другие финансовые менеджеры. Одно из самых популярных средств управления электоронными таблицами – программа Microsoft Excel. Вычисления можно выполнять с любыми данными, но особенно удобно делать это с числовыми данными. Благодаря наглядности намного упрощается проведение любых расчетов, использующих данные, хранящиеся в таблице.

  1. Содержание курса:                                                                                     Тема 1: Общие принципы работы, форматирование и выравнивание данных в ячейках, формат числа, обрамление таблицы, относительные и абсолютные ссылки.       Тема 2: Работа с листами рабочей книги, удаление, переименование. Написание формул, сортировка данных и фильтры, построение диаграмм и графиков.                                                                                            
  2. Методические рекомендации и пособия по изучению курса: Документ Excel называется рабочей книгой, она может состоять из нескольких рабочих листов. На рабочем листе можно создать одну или несколько рабочих таблиц, но создавать более одной таблицы на рабочем листе не принято. Для автоматизации вычислительных операций можно работать с группой ячеек (диапазоном), как с единым целым. Диапазон задается адресами первой и последней входящей в него ячеек. При вычислении значения в произвольной ячейке в качестве исходных данных могут использоваться значения, находящиеся в других ячейках. При абсолютной адресации в качестве адресов исходных ячеек используются конкретные значения номеров строк и столбцов. При относительной – адреса исходных ячеек определяются относительно адреса производной ячейки. В случае необходимости таблицы можно представить в виде диаграмм. Если при печати размер бумажной страницы слишком мал для печати таблицы полностью, то можно ограничить область печати, указав диапазон ячеек, значения которых подлежат выводу на принтер.

  1. Контрольные задания.

Задание 1:

  1. В таблице подготовить заголовки.
  2. Применить различные шрифты, способы выравнивания текста в ячейках, перенос по словам, объединение ячеек.
  3. Подобрать необходимую высоту и ширину столбцов.
  1. Ввести данные (наименования товаров, цену за единицу, количество)
  2. Применить формат "денежный" там, где это необходимо.
  3. Столбец № п/п заполнить, применяя автозаполнение списком.
  4. Применив сортировку данных, расположить товары в зависимости от их цены – от наибольшей к наименьшей.

Задание 2:

  1. Ввести формулы для расчета.
  2. Распространить формулу в остальные ячейки при помощи автозаполнения.
  3. Используя автосуммирование ввести итоговую стоимость в соответствующую ячейку.

(В данном задании используются формулы с относительными ссылками).

  1. Ввести в отдельную ячейку курс доллара.
  2. Добавить в таблицу новый столбец и внести данные изменения: в столбец Цена за единицу вместо цифр ввести формулу для расчета, исходя из текущего курса доллара.

(В этом задании используются формулы с абсолютными ссылками.)

Задание 3:

  1. На третьем листе подготовить таблицу.
  2. По данным таблицы при помощи мастера диаграмм построить диаграмму.
  1. Загрузить в Excel готовую таблицу из указанной папки.
  2. На примере данных этой таблицы применить различные типы фильтров и способы сортировки данных.
  3. Переименовать Лист1 рабочей книги в «Список товаров». 
  4. Просмотреть таблицы перед печатью, убедиться в правильности расположения на листе.
  5. При обнаружении недостатков, исправить их, манипулируя величиной полей и размером применяемого шрифта.

  1. Литература.
  1. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю., «Курс компьютерной технологии». М: АБФ, 1998 г., две книги.
  2. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., «Специальная информатика». М: АСТпресс, 1999 г.
  3. Ляхович В.Ф., «Основы информатики». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г.
  4. В.А. Острейковский, «Информатика». М: «Высшая школа», 2000 г.

УЧЕБНАЯ    ПРОГРАММА

курса   или  дисциплины

Microsoft Power Point

(наименование)

  1. Введение: в пакет Microsoft Office входит приложение MS PowerPoint, предназначенное для создания и редактирования произвольных презентаций. При помощи PowerPoint можно подготовить не только предложения товаров и услуг, информацию о положении дел в какой-либо сфере, но и создавать и демонстрировать учебные и справочные фильмы в школах, ВУЗах  и других образовательных учреждениях. Power Point дает возможность проявить себя как автор (сценарист), режиссер, художник…

  1. Содержание курса:                                                                          Тема 1: Создание слайд-шоу, использование шаблонов дизайна, показ презентации. Тема 2: Создание презентации с использованием эффектов анимации, вставка объектов, работа с панелью инструментов Автофигуры.

  1. Методические рекомендации и пособия по изучению курса: показать слайды можно как средствами «главного» приложения – PowerPoint, - так и средствами простой программы-демонстратора. Самый быстрый способ создания новой презентации – воспользоваться услугами Мастера автосодержания. Кнопка Шаблон презентации позволяет взять за основу один из готовых шаблонов PowerPoint, которые хранятся в файлах с расширением .РОТ. Можно выбрать различные дизайны презентации.

  1. Контрольные задания:                                                              Задание 1:
  1. После запуска программы выбрать «пустую» презентацию, затем дизайн для нее.
  2. Выбрать слайд первый – титульный, ввести название курса и его продолжительность, при необходимости – поменять предложенный тип шрифта, его цвет на желаемый.
  3. Второй слайд пока пропустить.
  4. Выбрать следующий слайд и заполнить его - содержание курса по Microsoft Word, применить структуру – текст в две колонки.
  5. Выбрать четвертый слайд и заполнить – про Microsoft Excel (аналогично предыдущему).
  6. Заполнить пятый слайд – MS Power Point, применяя разметку «маркированный список».
  7. Заполнить шестой слайд – «Организация работы с документацией» (аналогично пятому).
  8. Вернуться к первому слайду и создать второй, применив для него разметку «только заголовок».
  9. При помощи панели «Рисование» создать структуру курса, подобрав цвета и типы линий рамок, способы и цвета заливки внутри рамок, шрифт и его размер для текста внутри рамок. Добавить стрелки, подобрав для них тип и цвет линий.

Задание 2:

  1. После запуска программы выбрать «пустую» презентацию, затем дизайн для нее.
  2. Выбрать слайд первый – титульный, ввести название слайд-шоу и его продолжительность, настроить анимацию для каждой надписи, (при необходимости – поменять предложенный тип шрифта, его цвет на желаемый).
  3. Выбрать следующий слайд пустой и заполнить его, настроить анимацию для каждого объекта, для этого выбирается «подходящий» эффект, время его исполнения, последовательность выполнения анимации для различных объектов
  4. Выполнить еще три слайда, аналогично второму, заполнив разной информацией и настроив анимацию.
  1. Литература.
  1. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю., «Курс компьютерной технологии». М: АБФ, 1998 г., две книги.
  2. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., «Специальная информатика». М: АСТпресс, 1999 г.
  3. Ляхович В.Ф., «Основы информатики». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г.
  4. В.А. Острейковский, «Информатика». М: «Высшая школа», 2000 г.

Работа в Интернет

(наименование)

  1. Введение: для приема Web-страниц и их отображения наиболее популярны броузеры Netscape Navigator и Microsoft Internet  Explorer, но  существуют и другие программы, предназначенные  для этой цели. Основное назначение обозревателя – загрузка Web-страницы из сети Интернет и отображение ее на экране. Местонахождение нужной Web-страницы определяется адресом URL - это специальная форма записи адреса документа, используемая в Интернет, она позволяет однозначно указать нужный документ, на каком бы сервере Сети он не находился. Web-страницы – это специальные файлы, написанные на языке HTML. Обозреватель обладает также и другими возможностями: загрузка из Интернета произвольных файлов -  программ, архивов, справочной информации. Передачей файлов занимается служба FTP.

  1. Содержание курса:                                                                          Тема 1: Введение в Internet (знакомство с браузерами; выбор начальной страницы; загрузка сайтов на различные темы; сохранение избранного; работа с закладками). Тема 2: Поиск информации в Internet, электронная почта (поисковые программы и работа в них; получение файлов; работа с электронной почтой).

  1. Методические рекомендации: реальная работа в Интернет может быть начата только после установления соединения, тогда отображается основная страница, на адрес которой настроен обозреватель. Для перехода к заданной Web-странице достаточно ввести ее адрес URL в поле адрес или перейти к ней по гиперссылке. Возможности обозревателя Internet Explorer позволяют настраивать его конфигурацию и управлять стилем работы в сети и параметрами отображения Web-страниц. Для этого надо открыть диалоговое окно Вид/Свойства обозревателя и произвести все необходимые настройки. Избранные адреса можно сохранить, поместив в папку Избранное.

5.  Литература:

  1. Симонова С. В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика.: Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 1999. – 480 с.
  2. Ефимова О.В., Морозов В.В. Учебное издание. Курс компьютерной технологии в двух томах. – Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». Издание третье, дополненное и переработанное., - М.: АБФ, 1998, ил.
  3. Брайан Фафенбергер «Открой для себя Internet». К.; М.; СПб.: Комиздат; Диалектика, 1998 г. – 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...

Логические задачи в курсе информатики. 4 класс

Конспект урока + презентация.Можно применять на уроках в 3 - 6 кл.Презентацию можно использовать при проведении предметных недель информатики и математики в школе....

Рабочая программа по курсу "Информатика и ИКТ" УМК ПНШ

Программа разработана на основе авторской программы по информатике  Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой  «Программы по учебным предметам» под редакцией Р.Г. Чураковой,  М.:  Академкнига/у...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Информатика» для студентов СПО 1 курса.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с содержанием образования в области информатики, применения информационных технологий, учебной программы «Информатика».Пособие охватыв...