Арифметические операции в двоичной системе счисления
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Лапшина Татьяна Радионовна

Технологическая карта урока

 

Этап

ТДЗ этапа

Методы

Формы

Виды деятельности

1.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Устное сообщение учителя

общеклассные

работа в тетради

2.Проверка выполнения д/з

Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков.

 

 

Мотивация, побуждение к поиску,

Создание проблемной ситуации

 

 

Сочетание общеклассных и индивидуальных

 

дидактическая игра“Магия числа"

 

3.Подготовка к активной у.п.д.

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Формировать познавательные мотивы.

4.Установка познавательной задачи

Организация учащихся по принятию познавательной задачи

Устное сообщение учителя

общеклассные

 

5.Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления об арифметических действиях в системе счисления;

побуждать стремление детей самих искать решение задачи.

Эвристический (частично-поисковый)

сочетание общеклассных и индивидуальных

решение задач

6.Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения.

Анализ и логическое доказательное мышление

сочетание общеклассных и индивидуальных

 

7.Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе.

Самостоятельная работа

парная

практическая рбота

8.Самопроверка знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

Самостоятельная работа

индивидуальные

решение задачи по карточкам, с.р. на повтор

9. Итог

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Устное сообщение учителя, учащегося

 

 

10.Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

 

консультация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Цель:  Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

Образовательная:

Закрепить и обобщить знания учащихся по теме с использованием нестандартных заданий. Отработать навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную, выполнять арифметические операции над числами в двоичной системе счисления.

Развивающая:

Развивать алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание. Формирование познавательного интереса и творческой активности

Воспитательная:

Повышать интерес учащихся к изучению информатики путем использования нестандартных задач. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, практический.

Формы: индивидуальная, дифференцированная, фронтальная, групповая.

Технология: личностно-ориентированная, урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Материально-техническая база  и раздаточный материал: 

  1. ТСО – компьютер;
  2. комплекс: мультимедиа;
  3. презентация “Магия числа”; (Приложение 1);
  4. презентация к уроку «Арифметические операции в двоичной системе счисления», листы с заданиями (кроссворд); 
  5. раздаточный материал: рабочая тетрадь ученика (Приложение 2);
  6. буклет по теме “Магия числа” (Приложение 3).
  7. методические разработки и дополнительный материал к урокам используя, Интернет ресурсы;

План:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка знаний и их актуализация (проведение графического диктанта и стихотворение)
  3. Объяснение темы урока
  4.  Закрепление материала
  5.  Индивидуальная работа с тренажером на ПК «Арифметические операции в СС» (дифференцированно)
  6.  Подведение итогов урока
  7.  Д/з

Ход урока

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Магия числа Приложение1.ppt)

На доске (Магия числа Приложение 1, слайд 1)

На партах детей разложены рабочие тетради.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

2. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную.

Вопрос: Как перевести десятичное число в двоичное?

Ответ:

1 способ: Представить десятичное число в виде суммы чисел “второго” ряда (1, 2, 4, 8, 16, 32, …, 1024, …);

2 способ: Деление десятичного числа, а затем и его частных на 2. Далее выписать полученные остатки от деления (0 или 1) в обратном порядке.

Вопрос: Как перевести двоичное число в десятичное?

Ответ: Коэффициенты двоичного числа (начиная с меньшего разряда и заканчивая высшим разрядом числа) умножить на числа “второго” ряда, затем найти сумму.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную. Наш урок начну со слов Иоганна Гете (Магия числа Приложение 1, слайд 2).

Сегодняшний урок мы посвятим не только работе с системами счисления, но и изучению числа, постараемся ответить на вопрос “В чем же магия числа?”

А впереди нас ждет “Веселая разминка” (Магия числа Приложение 1, слайд 3, 4, 5)

3. Обобщение знаний

Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

“Эврика” (Магия числа Приложение 1; слайд 6, 7)

Как быть? Не могу поделить яблоки, все время получается неправильный результат. Ребята, а может вы, поможете?

“В поисках истины” (Магия числа Приложение 1, слайд 8, 9,10)

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа?

На эти вопросы, нам поможет ответить викторина “Сколько?”. (Магия числа Приложение 1, слайд 11)

Графический Диктант

Сегодня на уроке мы проведем и графический диктант.  

- Сейчас я буду зачитывать высказывания, а вы будите писать  «1», если высказывание истинно, если ложно – «0». Все эти символы записывайте в одну строчку.

(Учитель зачитывает высказывания, приведенные ниже и на слайдах 14-18)

Высказывания:

(слайд 14) 1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. (1)

(слайд 15) 2. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (0)

(слайд 16) 3. Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа. (1)

(слайд 17) 4. В двоичной системе счисления 1+1=2 (0)

(слайд 18) 5. В римской системе счисления символ D используется для обозначения числа 100. (0) 

 (Правильный ответ: 10100)

– У вас получилось число в двоичной системе счисления. Переведите его в десятичную.

– Какое число получилось?

(Правильный ответ: 20)

Садятся

Слушают.

Самостоятельно работают

Переводят числа в десятичную систему счисления. (Ребята одновременно работают в рабочей тетради) ( Магия числа Приложение 2)

Сформулируйте критерий

четности в

 двоичной системе счисления

Дать ответы на поставленные вопросы

Индивидуальная работа

4. Этап закрепления, проверки полученных знаний. 

(Происходит проверка с обсуждением неправильных ответов):

1. Что такое система счисления? (Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами)-1 (слайд 18)

2. В какой системе счисления представлена информация, хранящаяся в компьютере?

(Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления)-0 (слайд 19)

  1.  Что такое основание системы счисления? (Основание системы счисления – это количество цифр, используемых для записи числа)-1 (слайд 20)
  2. Какие цифры используются для записи числа в двоичной системе счисления? (0, 1)-0 (слайд 21)
  3. Какое число обозначает символ D в римской системе счисления? (D=500, а 100 как обозначается? Ответ: С)-0 (слайд 22)

– Послушайте шуточное стихотворение и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа в тетради. (слайд 13)

Стихотворение:

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали…

Вопрос:

Какие числа вы записали? (слайд 14), сначала на слайде появляется стихотворение, а потом числа)

В какой системе счисления записаны числа?

Переведите их в десятичную систему счисления.(слайд 15)

Выписывают числа

1100, 101, 100, 10, 1, 100, 10, 10

Система счисления двоичная.

(работают самостоятельно, на своих местах)

12, 5, 4, 2, 1, 4, 2, 2

Физ.минутка :          

давайте сделаем валеологическую паузу (1 мин).
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу носа и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 3-4 раза.

Индивидуально, самостоятельно

  1. Тема урока:

«Арифметические операции в двоичной системе счисления».

 

Знакомство с арифметическими операциями в СС(Слайд 26-31)

Выполнение арифметических операций с числами

4. Этап систематизации, обобщения изученного.

“Магия числа”

На этом этапе попросить ребят найти суммы по вертикали, по горизонтали, по основным диагоналям. Получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления.

111

1100

1

1110

10

1101

1000

1011

10000

11

1010

101

1001

110

1111

100

В результате полученные суммы - одинаковы (равны 34). Спросить детей, знают ли они как называются такие квадраты.

 (Магия числа Приложение 1, слайд 32-35)

Учитель: дается историческая справка о магии числа.

(интеграция с историей)

Самостоятельно  по карточкам

5.Индивидуальная работа с тренажером на ПК «Арифметические операции в СС» (дефференцированно) с использование ЦОР

6.Подводится итог занятия.

– Сегодня на уроке мы повторили: перевод чисел из одной системы счисления в другую, изучили арифметические операции над числами в двоичной системе счисления.

- В чем же состоит магия числа? 

В заключении:

- Поэзия в числах(Приложение 1, Слайд 36) –  интеграция с литературой (составление Буримэ)

- Объявляются отметки за урок.

  1. Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 37)

Задания на оставшееся время: (слайд   )

Задание: Заполните кроссворд

По горизонтали:

3. 11000 + 111

5. 11+10

7. 100000–1

9. 10101+1010

11. 100100-101

13. 100010–11

14. 110–1

15. 10001+1110

По вертикали:

1. 11000+11

2. 11001+10

4. 11100–1

6. 11101–10

8. 1100–101

10. 101+10

12. 11111–100

13. 10100+111


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы на кроссворд

        

1 1

2 1

3 1

1

 1

 1

 1

  0

 0

4 1

5  1

 0

 1

6 1

7 1

 1

 1

81

  1

91

101

 1

  1

 1

 0

 1

 1

  0

111

 1

 1

 1

121

131

 1

 1

  1

 1

 1

141

 0

  1

  1

  0

  0

151

  1

 1

  1

 1

  1

  1

При подготовке урока и методических рекомендаций использовались учебники Н.Д. Угриновича и следующие ресурсы Интернета:

  1. Владимирова Н.А. Урок-игра «Путешествие с двоичными числами» // Информатика и образование. – 2005. - №11.
  2. Информатика. 7-9 классы. Базовый курс. Учебник./под ред. профессора Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2006.
  3. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.-256с.
  4. http://vrbsh.narod.ru/  - Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)
  5. http://detskiysad.ru/ped/ped142.html - "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г.
  6. http://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/analiz.htm - книга С.В. Кульневича «Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК»  со следующим содержанием:
  7. Преподавание ведется по учебнику:

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1.      Дидактическая: познакомить c пра...

Арифметические операции в двоичной системе счисления.

Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Арифметические операции в двоичной системе счисления

конспект урока Информатики 9 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;Углубить их представления о двоичной системе счисления (по учеб...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...