Главные вкладки

    Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

     

    Урок информатики в 9 классе по теме:

    "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1.      Дидактическая: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.

    2.      Развивающая: развивать умение выделять главное,  внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.

    3.      Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность;  формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

    Межпредметные связи:  математика.

    Учебное оборудование: компьютерный класс, телевизор, карточки с заданиями.

    Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, flash-ролики

     

    Ход урока

    I.            Организационный момент

    II.            Постановка цели занятия

    - Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)

    III.            Проверка ранее изученного

    - Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.

    Задание «Тезисы»

    (Слайд 2-5)

          Верно ли каждое из следующих утверждений? Если «Да», то записывайте 1. Если «Нет», то записывайте 0. Цифры записываются последовательно друг за другом в одну строку. В результате должно получиться двоичное число.

           Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.

    Тезисы

    Согласны ли вы с утверждением

    Да

    Нет

    1

    Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

    1

     

    2

    Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.

     

    0

    3

    В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

    1

     

    4

    Основанием двоичной системы счисления является число 4

     

    0

    5

    Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.

    1

     

    6

    Число 1567 записано с ошибкой.

     

    0

    7

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

     

    0

    8

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

     

    0

    9

    Число 3005,234 записано с ошибкой.

    1

     

    10

    Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

     

    0

    Проверка выполнения работы

    (Слайд 6)

    10101000102 = 67410

    10101000102 = 12428

    10101000102 = 2А216

    IV.  Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков

    1)      Объяснение учителя

    (Слайд 7-8)

          -  Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления  великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль  выражать  все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

             Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

              Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

    - справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

    - справедливы правила сложения, вычитания,  умножения и  деления  столбиком;

    - правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

    2) Работа в группах с ЦОР

         - Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.

    «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf

    «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf

    «Умножение и деление двоичных чисел» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf

    Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.

     

    Алгоритм

    1.      Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел».

    2.      Записать в тетради таблицы сложения и вычитания одноразрядных двоичных чисел».

    3.      Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел».

    4.      Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

    5.      Познакомиться с ЭОР «Умножение и деление двоичных чисел».

    6.      Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

    7.      На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.

     

    3) Фронтальный опрос

    - Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)

    - Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)

    (Слайд 9)

     

    Сложение:

    +

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    10

     

    - Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)

     

    Умножение:

    *

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    - На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.

    Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство)

    VФизпауза.

    Упражнения для глаз

    1.      Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    2.      Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.

    3.      Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.

    VI. Закрепление, решение заданий

    1)Выполнение заданий на доске

    Примеры на сложение:

    1) 110012 +110012=

    2) 11112 + 1011112 =

    Примеры на вычитание:

    1) 11001102 – 10012=

    2) 10011012 – 1001002=

    Примеры на умножение:

    1) 1012 * 112=

    2) 11012*1012=

    Примеры на деление:

    3)100102 : 112=

    4)10001102:10102=

    2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах

    - А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары.  Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.


    1 вариант

    111001102 + 1100012

    100010012 + 1001002

    111000102 – 1100112

    110110112 – 1010112

    11012* 1112

    Ответы 1 вариант:

    100010111

    10101101

    10101111

    10110000

    1011011

     

    2 вариант

    11011112 + 10001012

    110110012 + 1011002

    100010012 – 11011012

    111010002 – 1001112

    10112 * 1012

    Ответы 2 вариант:

    10110100

    100000101

    11100

    11000001

    110111

     

    3) Задание повышенного уровня сложности (дополнительно)

    Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 1023*2223; 1023+2223

    VII.  Подведение итогов урока

    - Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

    Выставление оценок за урок

    VIII.  Домашнее задание

    (Слайд 10)

    1) п. 3.1.2

    2) Выполнить задания по карточкам:

    1.      Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:

    а) X=1000111, Y=11010

    б) X=100111, Y=1101

    2.      Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:

    а) X=1010100, Y=110101

    б) X=100111, Y=1101

    3.      Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X:Y, если:

    а) X=11001, Y=101

    б) X=100111, Y=1101

     

    IX. Рефлексия

    - А напоследок мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…

           Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Поэтому, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют так называемые смайлики (от англ. Smile – «улыбаться»).

             Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. (Слайд 11).

            Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

    : - )       -  радостное лицо

    : - (       -  грустное лицо

    ; - )       -  подмигивающая улыбка

    : 0 )      -  клоун

    8:-)       - маленькая девочка

            А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики. 

    (Слайд 12)

    Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием  и урок вам понравился,  то нарисуйте улыбающийся смайлик   : - ))

    Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте     : - )

    Если урок вам понравился, но вы не успели справиться со всеми заданиями, то нарисуйте  :  - I

    Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок информатики в 9 классе по теме:

    "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока: 

    1. Дидактическая: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.
    2. Развивающая: развивать умение выделять главное,  внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
    3. Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность;  формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

    Межпредметные связи:  математика.

    Учебное оборудование: компьютерный класс, телевизор, карточки с заданиями.

    Методическое обеспечение занятия: презентация в PowerPoint, flash-ролики

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Постановка цели занятия

    - Ребята! Мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 1)

    1. Проверка ранее изученного

    - Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.

    Задание «Тезисы» 

    (Слайд 2-5)

          Верно ли каждое из следующих утверждений? Если «Да», то записывайте 1. Если «Нет», то записывайте 0. Цифры записываются последовательно друг за другом в одну строку. В результате должно получиться двоичное число.

           Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатиричную системы счисления.

    Тезисы

    Согласны ли вы с утверждением

    Да

    Нет

    1

    Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

    1

     

    2

    Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и полупозиционные.

     

    0

    3

    В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

    1

     

    4

    Основанием двоичной системы счисления является число 4

     

    0

    5

    Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной системе счисления.

    1

     

    6

    Число 1567 записано с ошибкой.

     

    0

    7

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

     

    0

    8

    Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

     

    0

    9

    Число 3005,234 записано с ошибкой.

    1

     

    10

    Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

     

    0

    Проверка выполнения работы

    (Слайд 6)

    10101000102 = 67410 

    10101000102 = 12428 

    10101000102 = 2А216 

    IV.  Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков

    1. Объяснение учителя

    (Слайд 7-8)

          -  Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления  великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль  выражать  все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

             Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

              Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

    - справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

    - справедливы правила сложения, вычитания,  умножения и  деления  столбиком;

    - правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

    2) Работа в группах с ЦОР

         - Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.

    «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf

    «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf

    «Умножение и деление двоичных чисел» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf

    Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.

    Алгоритм

    1. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел».
    2. Записать в тетради таблицы сложения и вычитания одноразрядных двоичных чисел».
    3. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел».
    4. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
    5. Познакомиться с ЭОР «Умножение и деление двоичных чисел».
    6. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.
    7. На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.

    3) Фронтальный опрос

    - Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)

    - Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)

    (Слайд 9)

    Сложение:

    +

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    10

    - Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)

    - Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)

    Умножение:

    *

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    - На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.

    Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство)

    V.  Физпауза.

    Упражнения для глаз

    1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    2. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.
    3. Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.

    VI. Закрепление, решение заданий

    1)Выполнение заданий на доске

    Примеры на сложение:

    1) 110012 +110012=

    2) 11112 + 1011112 =

    Примеры на вычитание:

    1) 11001102 – 10012=

    2) 10011012 – 1001002=

    Примеры на умножение:

    1) 1012 * 112=

    2) 11012*1012=

    Примеры на деление:

    3)100102 : 112=

    4)10001102:10102=

    2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах

    - А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары.  Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.

    1 вариант

    111001102 + 1100012

    100010012 + 1001002

    111000102 – 1100112

    110110112 – 1010112

    11012* 1112

    Ответы 1 вариант:

    100010111

    10101101

    10101111

    10110000

    1011011

    2 вариант

    11011112 + 10001012

    110110012 + 1011002

    100010012 – 11011012

    111010002 – 1001112

    10112 * 1012

    Ответы 2 вариант:

    10110100

    100000101

    11100

    11000001

    110111

    3) Задание повышенного уровня сложности (дополнительно)

    Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия: 1023*2223; 1023+2223

    VII.  Подведение итогов урока

    - Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

    Выставление оценок за урок

    VIII.  Домашнее задание

    (Слайд 10)

    1) п. 3.1.2

    2) Выполнить задания по карточкам:

    1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:

    а) X=1000111, Y=11010

    б) X=100111, Y=1101

    1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:

    а) X=1010100, Y=110101

    б) X=100111, Y=1101

    1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X:Y, если:

    а) X=11001, Y=101

    б) X=100111, Y=1101

    IX. Рефлексия

    - А напоследок мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…

           Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Поэтому, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют так называемые смайлики (от англ. Smile – «улыбаться»).

             Смайлик – это картинка, составленная из цифр и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. (Слайд 11).

            Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

    : - )       -  радостное лицо

    : - (       -  грустное лицо

    ; - )       -  подмигивающая улыбка

    : 0 )      -  клоун

    8:-)       - маленькая девочка

            А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.  

    (Слайд 12)

    Если вы считаете, что хорошо поработали, справились с заданием  и урок вам понравился,  то нарисуйте улыбающийся смайлик   : - ))

    Если вы довольны результатами вашей работы, но урок вам не понравился, то нарисуйте     : - )

    Если урок вам понравился, но вы не успели справиться со всеми заданиями, то нарисуйте  :  - I

    Если урок вам не понравился и вы не довольны результатами своей работы на уроке, то нарисуйте : - (


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Арифметические операции в двоичной системе счисления

    Технологическая карта урока ЭтапТДЗ этапаМетодыФормыВиды деятельности1.Организационный моментВключение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.Устное сообщение учителяобщеклассныеработа в тетр...

    Арифметические операции в двоичной системе счисления.

    Арифметические операции в двоичной системе счисления. 9 класс...

    Конспект урока по теме "Сложение и вычитание в двоичной системе счисления"

    Конспект урока по теме "Сложение и вычитание в двоичной системе счисления"...

    урок в 9 классе по теме "Арифметические операции в двоичной сиситеме счисления"

    Знакомство учащихся со сложением, вычитанием, умножением и делением в двоичной системе счисления и первичная отработка навыка проведения этих действий....

    Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

    Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

    «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

    систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

    Арифметические операции в двоичной системе счисления

    конспект урока Информатики 9 класс. Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами выполнения арифметических действий над двоичными числами;Углубить их представления о двоичной системе счисления (по учеб...