Конспект урока информатики в 10 классе "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Конспект урока информатики в 10 классе школы с очно-заочной формой обучения "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Цели урока:

Обучающие

  1. Знать таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел,

алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления в двоичной и

десятичной системе счисления;

  1. Уметь выполнять основные арифметические действия для двоичных

чисел.

  1. Расширение связи с другими предметами. (с математикой)
  2. Формировать умение работать в группах

Развивающие

  1. Развивать память, логическое мышление;

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к предмету.
  2. Развивать у учащихся умения выделять главное, делать выводы,

высказывать свою точку зрения.

  1. Воспитывать у учащихся нравственность, культуру, эстетическое отношение к окружающему миру.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Проверка знаний (фронтальный опрос) – 5 мин
  3. Изложение нового материала – 10мин
  1. Физкультминутка- 1мин
  2. Закрепление изученного материала – 7 мин
  3. Работа в группах (по карточкам) - 10 мин
  4. Проверка работ по карточкам- 4 мин
  5. Итог урока - 2 мин

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Сегодня мы закрепим наши знания по системам счисления и дополним их новыми. Тема нашего урока - Арифметические операции в позиционных системах счисления.

  1. Проверка знаний. Фронтальный опрос

-Что называют системой счисления(СС)? Ответ: СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

  • Какие виды систем счисления вы знаете?
  • Ответ: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ
  • Какие системы счисления называются непозиционные?
  • Ответ: СС в которой значение цифры не зависит от ее положения в числе.
  • Приведите примеры непозиционной системы счисления
  • Ответ: РИМСКАЯ I(1), II (2), III(3), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
  • Какие системы счисления называются позиционные?
  • Ответ: В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
  • Приведите примеры непозиционной системы счисления
  • Ответ: АРАБСКАЯ десятичная система –используются
  • цифры от 0 до 9 , двоичная – цифры 0 1
  • Что называется основанием в позиционной системе счисления?
  • Ответ: В позиционных СС количество цифр (знаков в алфавите) называется ОСНОВАНИЕМ СС

Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

  • Вспомните правила перевода чисел из десятичной СС в двоичную
  • Ответ: Делим число на основание системы счисления (на 2) до тех пор пока неполное частное будет меньше 2 (равно 1).

Для записи числа запишем последнее неполное частное и затем остатки от последнего к первому.

  • Вспомните правила перевода чисел из двоичной СС в десятичную
  • Ответ: Необходимо записать число в развернутой форме как сумму произведений цифр на основание системы счисления в

соответствующей номеру позиции степени и вычислить его

значение .

Ученики на доске и в тетрадях выполняют задания:

1.Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно

1510 Х2 1001102 Х 10

 2.Заполните пустые ячейки таблицы «Позиционные системы счисления»

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

2

Восьмеричная

8

Шестнадцатеричная

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А(10), В(11), C(12),D(13), E(14), F(15)

3. Изложение нового материала.

-Слово учителя:

Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным Вам правилам.

Эти правила были изложены средневековым ученым Ал-Хорезми в книге «Об индийском счёте». Ал-Хорезми жил и творил IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века. Эта книга сыграла очень большую роль в развитии европейской арифметики и внедрении индо-арабских цифр. Имя автора, в латинизированной форме (Algorismus, Algorithmus), стало обозначать в средневековой Европе всю систему десятичной арифметики, а правила стали называть алгоритмами. Отсюда и берёт начало современный термин алгоритм, который является одним из важнейших понятий науки информатики.

 Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком   и  деление углом.

Сложение чисел в десятичной системе счисления

В основе сложения двоичных чисел лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел: 0 +0=0

0 + 1=1

1 + 0=1

1 + 1=10

Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд.

Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания.

Пример: Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610

112=1*21+1*20=310

610+310=910

10012=1*23+0*22+0*21+1*20=910

Вычитание чисел в десятичной системе счисления.

В основе вычитания двоичных чисел лежит таблица вычитани одноразрядных двоичных чисел:

0 - 0=0

0 - 1=1 1

1 - 0=1

1 - 1=0

При вычитании из меньшего числа (0) большего(1) производится заём из старшего разряда. В таблице заём обозначен 1 с чертой

Пример: Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610

112=1*21+1*20=310

610-310=310 

Операции Умножения выполняются по алгоритму, подобному алгоритму выполнения этих операций в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на цифры множителя. (столбиком) .

В основе умножения двоичных чисел лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел: 0 х 0=0

0 х 1=0

Пример: 1 х 0=0

1 х 1 =1

Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610 

112=1*21+1*20=310 

610*310=1810 

100102=1*24+0*23+0*22+1*21+0*20=1810 

Деление  чисел в десятичной системе счисления.

Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. (углом)

Пример:

Проверка : 1102=1*22+1*21+0*20=610

112=1*21+1*20=310

610 : 310=210

4.Физкультминутка

5.Закрепление изученного материала

Провести сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 10102 и 102 и проверить правильность выполнения арифметических действий.

6.РАБОТА в группах по КАРТОЧКАМ

Задание1. Русская поговорка. (Задание оценивается 3-мя баллами.)

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

Задание 2. Загадка поэта.

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в
сто первый класс ходила,
В портфеле по
сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
десятью ушами,
И
десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Задание 3. В таблице приведены номер точки  и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.

точки 

Координаты точки 

X 

Y 

1

1102

102

2

1102

112

3

102

112

4

112 +112

1012

5

112

1012

6

1102

1012 +112

7

1002

1112

8

10012 - 102

10012

9

1012 +1102

1112

10

10012

1112

11

1002 * 112

1012

12

10012

102 +112

13

1102

1012

14

1012 +1002

102

15

10012

102

Ответы к заданиям

Задание 1 ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Задание 2. Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в
5  класс ходила,
В портфеле по
четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И
две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Задание 3. Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок «елочка»

6.Подведение итогов

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

Анализ урока по ФГОС

Класс__10Б_________

Предмет информатика_________

Учитель_Чупахина ТМ__________________________________________________________

Тема урока_Арифметические операции в позиционных системах счисления________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1

 Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

1

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

1

3

Содержание урока:

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

2

3.2

Соответствие возрастным особенностям

1

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

2

3.4

Связь теории с практикой

2

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

1

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

2

3.7

Межпредметные связи

2

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

0

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

1

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

1

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

1

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

2

6

Форма взаимодействия в ходе урока

6.1

Применение диалоговых форм общения

2

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

1

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

2

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

2

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

1

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

1

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

1

7

Психологические основы урока

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

2

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

2

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

2

7.4

Наличие физкультминутки

2

8

Подведение итогов деятельности

8.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

0

8.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

2

8.3

Учитель организует рефлексию

1

9

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Итого:

44

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

Открытый урок по теме Арифметические операции в позиционных системах счисления

Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);Совершенствование навыка перевода ч...

Урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Арифметические операции в позиционной системе счисления"....