Главные вкладки

    Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
    план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

    Мазитова Лилия Альфисовна

    Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc210.5 КБ
    Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt855.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков с использованием элементов проблемно-поискового  метода.

    Цели урока:

    образовательные:

    Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);

    Совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления;

    развивающие:

    Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    Развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

    Развитие мышления учащихся при решении логических задач;

    воспитательные:

    Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

    Формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

    Оснащение и методическое обеспечение урока

    экран, проектор;

    презентация по изучаемой теме;

    опорный конспект;

    карточки с заданиями.

    План урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний. Опрос

    Объяснение нового материала

    Закрепление материала. Решение задач.

    Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.

    Ход урока.

    Проверка домашнего задания(презентация) Слайд 1-12

    Разминка.

    2 человека у доски:

    а)65710->A16->A2->A8  (ответ 511)

    б)1011112-A8->A10->A16.(ответ 2 F)

    Слайд 13. Сколько учеников в классе? (28 учеников)

    Слайд 14. В школе 3 компьютерных класса. Всего компьютеров - 1000002. В первом и во втором классах по 10112компьютеров. Сколько компьютеров в третьем классе? Ответ: 10.

    Сегодня мы с вами будем двигаться дальше по пути познания, вместе будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Весь путь человеческого познания – это серия ошибок, причем все меньших и меньших».

    Эпиграфом к нашему уроку служат слова Аристотеля. Прочтите их, пожалуйста. Читает один из учеников: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание в дело». И мы попробуем доказать справедливость этих слов. Слайд 17

    Запишите число и тему урока  "Арифметические операции в позиционных системах счисления". Слайд 18

    Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе.

    Начнем со сложения в позиционных системах счисления.

    Проведем аналогию с десятичной системой счисления.

    При сложении цифры суммируются по разрядам отвечает ученик, и если при этом возникает переполнение разряда, то производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления.

    Десятичная система счисления

    999+876=1875(столбиком подробно) – Слайд 19

    в 2,8,16. (10101+1101=100010(2), 2154+736=3112(8), 8D8+3BC=C94(16)) Слайд 20

    При вычитании из меньшей цифры большей в старшем разряде занимается единица которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (пример вычисления  разности десятичных чисел)

    244 – 199 = 45

    в 2, 8, 16 ( 10101-1011=1010(2), 43506-5042=36444(8), C94-3BC=848(16))

     Слайд 21

    При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления.

    163*63=1335(8)

    Слайд 22

    Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. Слайд 23

    Выполнить примеры. Слайд 24-29

    Выходной контроль

    Цель: проверить освоение способов сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной).

    Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.

    Действия:

    5.1 Выполни действия, заданные в таблице

    5.2.

    1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
    2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
    3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.

    Переведи полученные значения в десятичную систему счисления.

    Результат занеси в таблицу

    5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.

    5.4. Точки соедини последовательно по правилу:

    1 уровень: 5-6-7-5
    2 уровень: 1-2-3-4-1
    3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.

    Домашнее задание:

    1. Уровень знания:

    Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления

    2.Уровень понимания:     Выполните действия:

    А) Выполнить вычитание:
    а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
    б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
    в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).

    Б) 3. Сложить числа:
    а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
    б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
    в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).

    В) Выполнить умножение:
    а) 100111(2) ´   1000111(2) = 101011010001(2).
    б) 1170,64(8) ´   46,3(8) = 57334,134(8).
    в) 61,A(16) ´   40,D(16) = 18B7,52(16).

    3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:

    **0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;

    1*01+1**=10100.

    Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.

    Действия:

    5.1 Выполни действия, заданные в таблице

    5.2.         1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
    2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
    3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.

    Переведи полученные значения в десятичную систему счисления. Результат занеси в таблицу

    5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.

    5.4. Точки соедини последовательно по правилу:

    1 уровень: 5-6-7-5
    2 уровень: 1-2-3-4-1
    3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.

    Задание: Найти координаты точек, отметить их в системе координат X0Y, соединить по правилу.

    Действия:

    5.1 Выполни действия, заданные в таблице

    5.2.         1 уровень: найди координаты 5,6,7 точки.
    2 уровень: найди координаты 1,2,3,4 точки.
    3 уровень: найди координаты 1,2,3,4,5,6,7,8 точки.

    Переведи полученные значения в десятичную систему счисления.

    Результат занеси в таблицу

    5.3. Отметь в системе координат найденные точки. Не забудь проставить их порядковые номера.

    5.4. Точки соедини последовательно по правилу:

    1 уровень: 5-6-7-5
    2 уровень: 1-2-3-4-1
    3 уровень: 1-2-3-4, 5-6-7, 6-8.

    Домашнее задание

    1. Уровень знания:

    Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления

    2.Уровень понимания:     Выполните действия:

    А) Выполнить вычитание:
    а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
    б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
    в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).

    Б) 3. Сложить числа:
    а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
    б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
    в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).

    В) Выполнить умножение:
    а) 100111(2) ´   1000111(2) = 101011010001(2).
    б) 1170,64(8) ´   46,3(8) = 57334,134(8).
    в) 61,A(16) ´   40,D(16) = 18B7,52(16).

    3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:

    **0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;

    1*01+1**=10100.

    Домашнее задание

    1. Уровень знания:

    Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления

    2.Уровень понимания:     Выполните действия:

    А) Выполнить вычитание:
    а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2).
    б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).
    в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).

    Б) 3. Сложить числа:
    а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).
    б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).
    в) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).

    В) Выполнить умножение:
    а) 100111(2) ´   1000111(2) = 101011010001(2).
    б) 1170,64(8) ´   46,3(8) = 57334,134(8).
    в) 61,A(16) ´   40,D(16) = 18B7,52(16).

    3.Творческий уровень: Восстановите двоичные цифры:

    **0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;

    1*01+1**=10100.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....

    Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

    Презентация по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления" для 9, 10 кл.

    Презентация содержит основные определения по теме "Системы счисления", процесс перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот, перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную и...

    Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

    План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"...

    Открытый урок по теме Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);Совершенствование навыка перевода ч...

    Урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

    Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Арифметические операции в позиционной системе счисления"....