План-конспект урока "Условный оператор"
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) на тему

 

Урок знакомит учащихся с условным оператором  программы на языке Паскаль, его полной и неполной формой, учит детей составлять элементарную программу с использованием условного оператора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uslovnyy_operator.docx711.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР.

ЦЕЛЬ УРОКА

1. Познакомить учащихся с организацией программ разветвляющейся структуры.

2. Познакомить учащихся с условным оператором  программы на языке Паскаль, его полной и неполной формой.

3. Научить детей составлять элементарную программу с использованием условного оператора.

4. Научить детей решать задачи с использованием условного оператора.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Раздаточный теоретический материал.

2. Таблицы, иллюстрации, рисунки.

3. Программное обеспечение Турбо Paskal.

4. Тесты.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение ранее изученного материала.

4. Знакомство программами разветвляющейся структуры.

5. Знакомство с условным оператором.

6. Решение задач по новой теме.

7. Тестирование.

8. Выполнение самостоятельной работы.

9. Домашнее задание.

Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы изучим условный оператор на языке Паскаль. Научимся составлять программы разветвляющейся структуры, научимся решать задачи с использованием условного оператора.

2. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были написать программу, которая вычислит среднюю дневную температуру за неделю.

Какие возникли вопросы при написании программы? Какую программу вы использовали в качестве основы?

3. Повторение ранее изученного материала.

Ответьте на следующие вопросы:

1) Как записывается оператор, называемый оператором присваивания?

2) Какие действия выполняет оператор присваивания?

3) Назовите известные вам типы переменных, используемых в паскале.

4) Какие математические действия можно выполнять с переменными типа real?

5) Какие математические действия можно выполнять с переменными типа word?

6) Как записываются в языке Паскаль комментарии и для чего они предназначены?

7) Какими символами нельзя пользоваться при написании программы на языке Паскаль?

4. Знакомство программами разветвляющейся структуры.

В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идет дождь, мы надеваем плащ, если жарко и солнечно, идем в легкой одежде. Встречаются и более сложные положения, когда нужно сделать тот или иной выбор в зависимости от того, выполняется или не выполняется некоторое условие.

Мы знаем, что разветвляющиеся алгоритмы выглядят следующим образом:

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.

5. Знакомство с условным оператором.

Для реализации на Турбо-Паскале алгоритмов, содержащих структуру ветвления, используется команда If, которая выглядит следующим образом:

 If условие Then

     оператор 1

 Else

     оператор 2 ;

По этой команде сначала проверяется выполнение условия. Простые условия записываются в виде равенств или неравенств. Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций. Если условие выполнено, то выполняется оператор 1, стоящий за служебным словом Then. После выполнения оператора 1 выполнение команды If завершается (оператор 2 не выполняется). Если условие не выполнено, то выполняется оператор 2, стоящий после слова Else.

Следует обратить внимание, что в каждой из ветвей условного оператора может стоять всего лишь один оператор языка Турбо-Паскаль. Если в ветви требуется выполнить несколько действий, используется составной оператор Begin … end;

Условный оператор предписывает выполнять некоторое действие только в том случае, когда выполняется заданное условие. Это условие записывается в виде логического выражения, а действие, которое нужно выполнить, задается в виде последовательности операторов.

Заметим, что перед ключевым словом Else недопустимо использование точки с запятой, означающее окончание оператора, так как это ключевое слово, так же как и If и Then, входит в его состав. Точка с запятой указывается только после полного завершения оператора, то есть после действия 2. Написание условного оператора If в одну или в несколько сторок зависит от вкуса программиста и длины самого оператора – в Турбо-Паскале строки с командами не должны превышать 127 символов, включая и используемые в командах пробелы.

Откройте программу usl1.pas в интегрированной среде Турбо Паскаль. Как это сделать? (войдите в среду Турбо Паскаль дважды щелкнув по ярлыку Турбо Паскаль на рабочем столе. File → Open → usl1.pas) Перед вами откроется следующая программа:

Эта программа по введенной температуре тела даёт рекомендации. Если температура высокая, то на экран выводится текст «ты болен, останься дома и лечись!», иначе на экран выводится текст «ты здоров, собирайся в школу!»

Найдите в программе условный оператор. Какое условие должно проверяться?

Запустите программу на выполнение. Как это сделать? (Run → Run) Выполните требования программы. Просмотрите результат выполнения программы. (Debug → User screen)

Мы рассмотрели программу, в которой используется полная структура ветвления. Кроме неё существует неполная структура, графическая схема которой выглядит следующим образом:

Вторая серия команд в условном операторе может отсутствовать. При этом признак ее начала – служебное слово Else – опускается.

Неполная команда ветвления выглядит так:

 If условие Then действие;

Здесь при справедливости условия выполняется действие, а если условие нарушено, то сразу переходим к оператору, который следует за условным оператором.

Чтобы после ключевых слов Then или Else могла выполняться последовательность операторов, последние должны быть заключены в операторные скобки – ключевые слова Begin и End. Операторные скобки охватывают фрагмент исходного текста программы, который необходимо считать одним оператором. В качестве операторов, используемых в составном операторе, могут использоваться любые операторы, допустимые в Турбо-Паскале, в том числе условные операторы, а также составные операторы.

6. Решение задач.

1. Составьте программу, удваивающую значение целой переменной а, если а>5.

Решение

Если а > 5, то значение а надо заменить на 2а. В противном случае (а <= 5) никаких действий производить не нужно. Используем неполную команду ветвления.

 Program Pr2;

   Var а : Integer;

 Begin

   WriteLn (‘Введите число’);

   ReadLn (а);

     If а >5 Then а := а*2;

   WriteLn (‘а =', а);

 End.

2. Используя оператор if…then…else  составьте программу, которая бы в ответ на введённую оценку по информатике выводила на экран следующий текст:

если оценка «5», то «молодец, я тобой горжусь!»(1)

если оценка «4», то «я рад, надеюсь, будет «5»» (2)

если оценка «3», то «не ленись и всё получится» (3)

иначе «ты, наверное, не ходишь на уроки»            (4)

Решение.

Алгоритм решения задачи будет следующим.

ввод оценки

если оценка 5 то вывод на экран текста (1)

иначе

если оценка 4 то вывод на экран текста (2)

иначе

если оценка 3 то вывод на экран текста (3)

иначе вывод на экран текста (4)    

конец

Здесь мы используем вложение одного условия в другое несколько раз. Программа на паскале будет иметь следующий вид:

program usl_2;

var x:byte;

begin writeln ('какие оценки по информатике ты получаешь чаще всего?');

      readln(x);

      if x=5 then writeln('молодец! Я тобой горжусь!')

           else

              if x=4 then writeln(‘я рад! Надеюсь будет "5"')

                else if x=3 then writeln('не ленись и всё получится! ')

                        else writeln('ты, наверное не ходишь на уроки')

 end .

Откройте программу usl_2.pas и просмотрите её исполнение.

Какие возникли вопросы? Покажите начало и конец первого условного оператора; последнего условного оператора; сколько здесь всего условных операторов?

3. Коля, Петя и Вася коллекционируют марки. По введенному с клавиатуры количеству марок каждого мальчика определить у кого марок больше всех.

Решение задачи сводится к нахождению большего из трёх введённых чисел.

Блок-схема этой задачи выглядит следующим образом:

Здесь х, у, z  - введённые с клавиатуры числа, наименьшее из которых нам нужно найти, p – переменная, которой мы присваиваем минимальное значение.

Вначале переменной р мы присваиваем первое число х, затем проверяем условие p

7. Самостоятельная работа.

Напишите программу для решения задачи №3, отредактируйте и отправьте на выполнение.

8.Тестирование.

Какие условные операторы записаны без ошибок:

1) If a>=b then writeln(a) else writeln(b);

2) If a=b else writeln(b);

3) If a>b then writeln(a);

4) If a<=b else writeln(b) then writeln(a);

5) If a

Ответы. Правильно записаны операторы под номерами 1, 3.

В операторе под номером 2 пропущено ключевое слово Then. В операторе под номером 4 ключевые слова Then и Else поменялись местами. В операторе под номером 5 ошибочно поставлена точка с запятой перед Else.

9.Домашнее задание.

1. Прочтите теоретический раздаточный материал

2. Ответьте на следующие вопросы:

    1)Что означает фраза: «задачи с ветвлением»?

    2)Как записывается полный условный оператор?

    3)Как записывается неполный условный оператор?

   4)Какие математические действия можно выполнять в задачах с ветвлением?

   5)Какими символами в языке Паскаль можно пользоваться только при написании комментариев?

3. Составьте программу, удваивающую значение целой переменной а, если а<10 и утраивающую значение переменной, если a>=10.

10. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с программами разветвляющейся структуры. Изучили условный оператор, его полную и неполную структуру. Научились использовать условный оператор при решении задач. Повторили применение комментариев, символов; правила пунктуации в Паскале. Научились решать задачи, записывать разветвляющуюся программу на Паскале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Оператор рисования окружности в QBASIC"

План – конспект занятия по информатике по теме: "Оператор рисования окружности в QBASIC". Возраст учащихся - 6-7 класс. Рассматриваются вопросы рисования в среде QBasic с использованием оператора CIRC...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования." Возраст учащихся - 6-7класс. Рассматриваются вопросы испо...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Понятие графического режима. Операторы рисования точки, линии и окружности."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Понятие графического режима. Операторы рисования точки, линии и окружности." Рассматриваются вопросы рисования с использо...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...