Информатика и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт по теме

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3 классе по учебнику Н.В. Матвеевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская ООШ

Рассмотрено         «Утверждаю»

на педсовете школы         Директор школы

протокол №_______        Калюжная К.К._______

от «___»_______2011 г.        от «___»________2011 г.

Рабочая программа по курсу

«Информатика и ИКТ»

3 класса

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Щербакова Марина Владимировна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми

документами:

  1. Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
  2. Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»
  1. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Приказ МОиН РФ  от 09.12.08 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 уч. год.
  3. Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ в 3 классе  создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.Матвеева) для учащихся 3 классов общеобразовательных школ.

  1. Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Программа рассчитана на 35 часов. Реализуется в течении всего года (1 урок в неделю).

При её создании учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.  Особенностями федерального базисного учебного плана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.  "Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.

Цели программы

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.

Задачи программы

  1. корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
  2. определение ресурсов, необходимых для выполнения  известной  деятельности;
  3. выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
  4. сравнение характеристик запланированного и полученного  продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
  5. оценивание продукта своей деятельности;
  6. видение сильных и слабых сторон своей  деятельности.

в информационной  компетентности:

  1. формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  2. выделение из предоставленной  информации той, которая  необходима для решения поставленной  задачи;  умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;
  3. понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме  рисунка, таблицы, диаграммы;
  4. перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
  5. воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.

в коммуникативной компетентности:

  1. понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
  2. умение формулировать собственное мнение  в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
  3. умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;  договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  5. умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 3 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся 3-х классов школы должны понимать:

  1. что в зависимости от органов чувств, с помощью которых че ловек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  2. что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называ ют текстовой, числовой, графической, табличной;
  3. что информацию можно представлять на носителе инфор мации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  4. что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  5. что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  6. что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  1. что данные — это закодированная информация;
  2. что тексты и изображения — это информационные объекты;
  3. что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  4. как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  5. правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  1. представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  2. кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  3. работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  4. осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;
  5. называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  6. пользоваться средствами информационных технологий: ра дио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  7. использовать компьютер для решения учебных и простей ших практических задач, для этого: иметь начальные на выки использования компьютерной техники, уметь  осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
  8. создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

в компетентности  решения  проблем:

  1. видение заданной учителем проблемной ситуации как новой, для разрешения  которой необходим поиск новых способов действия;
  2. определение последовательности этапов решения задачи;
  3. корректное воспроизведение требуемой последовательности действий по инструкции;
  4. определение ресурсов, необходимых для выполнения  известной  деятельности;
  5. выполнение по заданному алгоритму текущего контроля и оценки своей деятельности;
  6. сравнение характеристик запланированного и полученного  продукта, формулировка вывода о соответствии полученного продукта замыслу;
  7. оценивание продукта своей деятельности;
  8. видение сильных и слабых сторон своей  деятельности.

в информационной  компетентности:

  1. формулировка вопросов с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
  2. выделение из предоставленной  информации той, которая  необходима для решения поставленной  задачи;  умение отсеивать лишние («зашумляющие») данные и видеть дефициты данных;
  3. понимание информации, представленной в разной форме: в виде текста; в форме  рисунка, таблицы, диаграммы;
  4. перевод информации из графической или символической формы в текстовую и наоборот;
  5. воспроизведение полученной информации с использованием графических и вербальных средств презентации.

 в коммуникативной компетентности:

  1. понимание того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве;
  2. умение формулировать собственное мнение  в понятной для партнеров форме и задавать вопросы на понимание позиции партнера и собеседника;
  3. умение инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;  договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  5. умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в устной и письменной речи, владение элементами представления информации в схематичной форме.

«Утверждаю»

Директор школы

Калюжная К.К._________

от «___»__________2011г.

Тематическое планирование по информатике 3 класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Материальное обеспечение урока

Дом-нее задание

Дата

план

факт

Человек и информация (6 час.)

1

Человек и информация

1

Знать:

виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая).

Понимать: 

значение слов «информация» и «сообщение».

Уметь:

приводить примеры простых видов человеческой деятельности с выделением информационной составляющей.

-Сообщение

-Информация

-Компьютер

-Инструменты

-Работа с информацией

-Системный блок

-Монитор

-Клавиатура

-Мышь

 Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

§1.

2

Источники и приемники информации

1

Знать: 

способы представления информации для реальных источников.

Понимать: 

чем отличаются источники и приемники информации.

Уметь:

приводить примеры источников и приемников информации.

-Источник информации

-Приемник информации

-Рисунок

-Текст

-Описание

-Хранение

-Передача информации

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

Рисунки.

ЭОР.

§2.

3

Искусственные и естественные источники информации

1

Знать: 

определения источника и приемника информации.

Понимать: 

чем отличаются естественные источники информации и приемники информации от искусственных.

Уметь:

 приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации.

-Естественный и/и и п/и

-Искусственный и/и и п/и

-Предмет реальной действ-ти

-Явление реальной действ-ти

-Рисунок

-Текст

-Событие

-Описание

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

Рисунки.

ЭОР.

§3.

4

Носители информации

1

Знать:

 виды носителей информации.

Понимать: 

для чего необходимы носители информации.

Уметь: 

приводить примеры различных носителей информации, в том числе технических.

-Носитель информации

-Источник информации

-Следы

-Бумага

-Береста

-Пергамент

-Лазерный диск

-Магнитный диск

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

§4.

5

Что мы знаем о компьютере

1

Знать: 

  1. состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и название устройств, входящих в состав компьютера;
  2. основные правила поведения при работе за компьютером.

Понимать: 

назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, устройств вывода, памяти и процессора).

Уметь: 

выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры.

-Компьютер

-Персональный компьютер (ПК)

-Состав ПК

-Клавиатура

-Мышь

-Принтер

-Сканер

-Монитор

-Системный блок

-Процессор

-Память

Данные

-Обработка

-Хранение

-Передача

-Программа

Текстовый редактор

-Калькулятор

-Графический редактор

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§5.

6

Контрольная работа

1

Иметь представление:

 о многообразии видов действий с информацией.

Уметь: 

  1. приводить примеры носителей информации;
  2. выполнять кодирование и декодирование информации.

Компьютер.

ЭОР.

Индивидуальные карточки.

§1-§5.

Действие с информацией (8 час.)

7

Немного истории о действиях с информацией

1

Знать: 

устройства, которые человек использует для выполнения действий с информацией.

Понимать: 

что, в отличии от человека, компьютер может выполнять не все возможные действия с информацией.

Уметь: 

  1. приводить примеры действий с информацией;
  2. называть носители информации, приводить примеры современных носителей информации;
  3. приводить примеры различных способов передачи информации, ее получения и обмена информацией.

-Получение информации

-Передача информации

-Хранение информации

-Восприятие информации

-Способы передачи информации

-Носители информации

-Устройства для приема и передачи информации.

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§6.

8

Сбор информации

1

Знать: 

о том, что человек собирает информацию с помощью своих органов чувств.

Понимать: 

что сбор информации – одно из возможных действий с информацией.

Уметь: 

  1. приводить примеры приборов и специальных приспособлений, которые человек использует для сбора информации;
  2. приводить примеры источников информации, с помощью которых человек собирает информацию.

-Сбор информации

-Объект наблюдения

-Цели наблюдения

-Приборы и приспособления для сбора информации

-Действия с информацией

-наблюдение

-Измерение

-Инструменты измерения

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§7.

9

Представление информации

1

Знать:

существенные свойства, которые можно отразить при описании объектов.

Иметь представление: 

  1. о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем);
  2. о различных способах представления информации (текстовой, графической, числовой).

Уметь: 

  1. приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);
  2. приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложения, слово);
  3. приводить примеры различных форм представления числовой информации (число).

-Представление информации

-Способы представления

-Формы представления

-Действие с информацией

Графическая информация

-Текстовая информация

-Числовая информация

-Рисунок

-Текст

-Предложение

-Слово

-Число

-Цифра

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§8.

10

Кодирование информации

1

Знать: 

различные способы кодирования информации.

Понимать: 

приемы кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.

Уметь: 

приводить примеры правил кодирования информации.

-Кодирование информации

-Код

-Преобразование

-Способы кодирования

-Данные

-Действия с информацией

-Передача информации

-Сообщение

-Смысл

-Форма представления информации

-Правило

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Кодовые таблицы.

§9.

11

Декодирование информации

1

Знать: 

определения декодирования информации.

Понимать: 

различные способы преобразования информации.

Уметь: 

  1. формулировать правила преобразования информации;
  2. владеть приемами декодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.

-Декодирование информации

-Код

-Кодировочная таблица

-Преобразование

-Действия с информацией

-Прием информации

-Сообщение

-Смысл

-Форма представления информации

-Правило

-Кодирование информации

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Кодовая таблица.

§10.

12

Хранение информации

1

Знать: 

для чего человек хранит информацию.

Понимать: 

  1. что хранение информации – это одно из возможных действий с информацией;
  2. что компьютер может хранить информацию;
  3. назначение библиотек и медиатек;

Уметь: 

приводить примеры носителей информации.

-Хранение информации

-Носители информации

-Библиотека

-Медиатека

Хранилище информации

-бумажные носители информации

-Магнитные и лазерные диски

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§11.

13

Обработка информации

1

Знать: 

об обработке разных видов информации: текстовой, графической, числовой.

Понимать: 

  1. что обработка информации – это одно из возможных действий с информацией;
  2. что компьютер – это инструмент для обработки информации.

Уметь: 

объяснять смысл обработки информации.

-Обработка информации

-Виды информации

-Программа

-Преобразование информации

-Кодирование

-Текстовая, числовая, графическая информация

-Порядковый номер

-Смысл текста

-Шрифт

-Память компьютера

Учебник.

Рабочая тетрадь 1.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§12.

14

Контрольная работа

1

Иметь: 

  1. представление о многообразии видов действий с информацией;
  2. представление о сборе информации;
  3. простейшие навыки обработки числовой, графической, текстовой информации.

Уметь: 

  1. называть действия  с информацией;
  2. владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;
  3. приводить примеры носителей информации;
  4. выполнять кодирование и декодирование информации.

Компьютер.

ЭОР.

§7-§12

Объект и его характеристика (9 час.)

15

Объект

1

Знать: 

основные категории объектов и проводить их классификацию.

Понимать: 

что в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте.

Уметь: 

различать то, что объект – это любой предмет, явление или процесс окружающего мира, на который направлено внимание человека.

-Объект нашего внимания

-Предмет

-Живое существо

-Явление

-Событие

-Окружающий мир

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Карточки со словами и картинками.

§13.

16

Имя объекта

1

Знать: 

основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное) и проводить классификацию.

Понимать: 

  1. что всем объектам реальной действительности люди дают имена;
  2. что именами обозначают объекты, чтобы передать информацию о них другому человеку.

Уметь: 

выстраивать иерархию – систему.

-Объект

-Имя объекта: общее, конкретное, собственное

-Окружающий мир

-Язык

-Передача информации

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§14.

17

Свойства объекта

1

Знать: 

  1. что такое характеристика объекта;
  2. основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах.

Понимать: 

многообразие свойств объекта.

Уметь: 

  1. проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план – схему;
  2. обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.

-Объект

-Свойства

-Совокупность свойств

-Характеристика

-Признаки

-Назначение

-Размер

-Форма

-Вкус

-Материал

-Состав

-Действия

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§15.

18

Общие и отличительные свойства

1

Знать: 

  1. определения объекта;
  2. общие и отличительные свойства в объектах.

Понимать: 

что свойства объектов бывают общими и отличительными.

Уметь: 

производить планомерный, осознанный анализ, сравнение объектов.

-Общие свойства

-Отличительные свойства

-Группы объектов

-Характеристика объектов

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Карточки с изображением предметов.

§16.

19

Существенные свойства и принятие решения

1

Знать: 

что такое существенное свойство объектов.

Понимать:

многообразие свойств объектов.

Уметь: 

  1. проводить планомерный анализ объекта, грамотно выделяя существенное свойство для принятия решения;
  2. обосновывать выбор нужного объекта в ситуации принятия решения.

-Объект

-Свойства

-Существенные свойства для принятия решения

-Несущественные свойства для принятия решения

-Совокупность свойств

-Материал

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§17.

20

Элементный состав объекта

1

Знать: 

смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части.

Понимать: 

что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания.

Уметь: 

  1. «читать» схему и понимать ее как отражение элементного состава объекта;
  2. изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами.

-Объект

-Элементный состав объекта

-Назначение части

-Цель описания

-Характеристика

-Окружающий мир

-Составные элементы

-Центральный элемент

-Корпус

-Социальные устройства

-Аппаратная часть

-Программная часть

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Дополнительный материал – карточки со словами или с картинками.

§18.

21

Действия объекта

1

Знать: 

  1. что такое «действие объекта» как элемент характеристики поведения объекта;
  2. о структуре компьютерной программы как о последовательности действий.

Понимать: 

  1. элементный, пошаговый состав целенаправленных действий;
  2. работу автоматических устройств по программе, заданной человеком.

Уметь:

разрабатывать пошаговый план действий для достижения поставленной цели.  

-Объект

-Действия объекта

-Команда

-Этапы

-Шаги

-Последовательность шагов

-Автоматические устройства

-Программа

-Различные действия

-Движущиеся объекты

-Описание действий.

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Дополнительный материал – рисунки объектов, их названия.

§19.

22

Отношение между объектами

1

Знать: 

что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта.

Понимать: 

  1. многообразие отношений между объектами окружающего мира;
  2. выбор нужного объекта, исходя из их отношений.

Уметь: 

  1. устанавливать отношения между объектами;
  2. различать отношения объектов между собой;
  3. уметь определять тип отношений, в которых находятся объекты;
  4. уметь обозначать отношения объектов в виде схемы;
  5. уметь обозначать отношения объектов в текстовой форме.

- Отношение объектов

-Объект

-Предмет

-Отношение «часть – целое»

-Отношение противоположности,

-Пространственные отношения

-Временные отношения

-Семейные отношения

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§20.

23

Контрольная работа

1

Знать: 

основные приемы работы в текстовом и графическом редакторе.

Понимать:

 ключевые понятия.

Уметь: 

  1. приводить примеры свойств объекта, его составных частей, действий и отношений между ними;
  2. решать информационные задачи по теме.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

§13-§20

Информационный объект и компьютер (9 час.)

24

Информационный объект и смысл

1

Знать: 

что такое описание как информационный объект.

Понимать: 

специфику работы компьютера с информационными объектами.

Уметь: 

  1. определять тип информационного объекта;
  2. выделять существенные признаки объекта с точки зрения цели создания того или иного информационного объекта;
  3. определять тип отношений, в которых находятся объекты;
  4. обосновывать выбор нужного информационного объекта, исходя из поставленной цели.

-Объект

-Информационный объект

-Смысл

-Описание

-Изображение

-Органы чувств

-Закодированные описания объектов

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§21.

25

Документ как информационный объект

1

Знать: 

основные виды документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка).

Понимать: 

  1. что в документе отражен какой-либо факт или подтверждено право на что-либо;
  2. различия между понятиями «документ» и «электронный документ»;
  3. способ хранения электронных документов в памяти компьютера.

Уметь: 

  1. приводить примеры документов, используемых человеком в обычной жизни;
  2. отвечать на вопросы, правильно используя терминологию;
  3. использовать меню и понимать, как можно найти и открыть какой-либо документ или программу.

-Документ

-Электронный документ

-Документальные данные

-Факт

-Справка

-Паспорт

-Диплом

-Свидетельство

-Сертификат

-Технический документ

-Чертеж

-Память компьютера

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Реальные документы: паспорт, свидетельство о рождении, проездные документы, справка, чертеж.

§22.

26

Электронный документ и файл

1

Знать: 

основные отличия внутренней памяти от внешней.

Понимать: 

  1. назначение внутренней и внешней памяти;
  2. организацию информации на внешних носителях.

Уметь: 

  1. работать с окнами, выполняя основные операции по изменению размеров окна (плавно или автоматически), положения окна, по созданию папок для хранения документов;
  2. осуществлять поиск папок и документов по имени и знать способы отображения файлов в окне папки.

-Память

-Внутренняя память

-Внешняя память

-Файл

-Имя файла Папка

-Окно

-Электронный документ

-Пиктограмма

-Компьютер

-Мышь

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§23.

27

Текст и текстовый редактор

1

Знать: 

существенные свойства информационных объектов («быть описанием» и «быть источником информации») и как раскрывается их смысл.

Понимать: 

что, в отличии от человека, компьютер не «понимает» смысл текста.

Уметь: 

  1. приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов;
  2. вводить простой текст небольшого объема и владеть простейшими приемами редактирования (удаление и вставка букв, перемещение по тексту) и форматирование (шрифт и выравнивание);
  3. обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и основного текста.

-Информационный объект

-Текст

-Описание

-Текстовые данные

-Текстовый редактор

-Объект

-Предмет

-Явление

-События

-Источник информации

-Компьютерные символы

-Компьютерные коды.

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Карточки с названиями групп объектов («Предметы», «Живые существа», «Явления», «События»).

§24.

28

Изображение и графический редактор

1

Знать: 

  1. что фотоаппарат, кинокамера и видеокамера используются для создания изображений;
  2. Основные приемы редактирования изображений с использованием средств информационных технологий.

Понимать: 

  1. что изображение используется для хранения информации об объекте;
  2. что изображение, как и любой информационный объект, отражает отдельные стороны реального объекта.

Уметь: 

создавать простые изображения средствами графического редактора.

-Изображение

-Информационный объект

-Графический редактор

-Представление информации

-Объект

-Компьютерный код

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§25.

29

Схема и карта

1

Понимать: 

что карта и схема являются графическими информационными объектами и источниками информации;

Уметь: 

  1. описывать словами простые схемы и представлять в виде схем объекты информационного процесса (обмен информацией, маршрут транспорта);
  2. ориентироваться по карте города и схеме метро, понимать условное обозначение на карте города и схеме метро;
  3. составлять маршрут для проезда на метро от одной станции до другой, осуществлять поиск улицы, проспекта, и др. на карте – схеме города.

Использовать: 

графический редактор для создания схем (обмена информацией, маршрута транспорта).

-Карта

-Схема

-Источник информации

-Приемник информации

-Обмен информацией

-Схема маршрута

-Карта города

-Информационный объект

-Геометрическая фигура

-Панель инструментов

-Графический редактор

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

Географическая карта.

Схема метро.

§26.

30

Число и программный калькулятор

1

Знать: 

что текст дает общее представление об объекте, изображение обеспечивает наглядность, а число позволяет узнать величину объекта (или другие количественные сведения о нем).

Понимать: 

что число является информационным объектом и источником информации об объекте (о размерах, стоимости, скорости перемещения объекта, возрасте человека).

Уметь: 

  1. записывать в виде числовой информации размеры объекта, вес, возраст человека, скорость перемещения, расстояние;
  2. преобразовывать текстовую информацию в числовую и обратно;
  3. использовать программный калькулятор для выполнения простых примеров.

-Число

-Размер объекта

-Сравнение (больше – меньше, ближе – дальше, быстрее – медленнее).

-Количество объектов

-Порядковый номер объекта

-Таблица

-Информационные объекты

-Свойства объектов

-Кодирование информации

-Кодировочная таблица

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§27.

31

Таблица и электронные таблицы

1

Знать: 

чем отличаются основные объекты таблицы («ячейка», «строка», «столбец»).

Понимать: 

что таблица – это способ организации различных данных, где в каждой строке содержится информация о каком-либо свойстве объекта.

Уметь: 

  1. организовывать в виде рядов неупорядоченное множество объектов, представленных различными видами информации;
  2. вводить в ячейки электронной таблицы числовые и текстовые данные и редактировать их.

-Организация данных

-Таблица

-Ряд

-Столбец

-Строка

-Ячейка

-Электронные таблицы

-Текст

-Числа

-Рисунки

-Информационный объект

-Компьютерная программа

-Память компьютера

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§28.

32

Контрольная работа

1

Знать: 

виды информационных объектов.

Понимать: 

преимущества табличного способа представления данных.

Уметь: 

приводить примеры информационных объектов.

-Информационный объект

-Способ организации данных (таблица, схема)

-Память (внутренняя, внешняя)

-Электронный документ

-Файл

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

§21-§28

33-35

Резервное время

3

Владеть: 

основными приемами создания и редактирования информационных объектов в разных программах.

Знать: 

назначение карты и схемы, уметь осуществлять поиск объектов на карте.

Понимать: 

преимущества табличного способа представления данных.

Иметь представления: 

  1. о документах (в житейском понимании), уметь приводить примеры документов;
  2. о внешней памяти и о способе ее организации – файловой системе.

Уметь: 

раскрывать смысл понятия «документ», используемого в компьютерных технологиях.

-Пользователь

-Компьютер

-Документ

-Изображение

-Карта

-Программа

-Текстовый редактор

-Графический редактор

-Калькулятор

-Папка

Учебник.

Рабочая тетрадь 2.

Компьютер.

ЭОР.

Презентация.

§1-§28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...