Рабочая программа по информатике 10 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме

Распопова Наталья Ивановна

Муниципальное образовательное учреждение

Новопятницкая средняя общеобразовательная школа

 

    «Рассмотрено»

Руководитель РМО

  ________/Махлайд О.А./

           

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

 

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Новопятницкая СОШ _________/_______________/

                 ФИО

«___»____________20___г.

 

 

                  «Утверждаю»

                    Директор

МОУ Новопятницкая СОШ

__________ /Тырин А.В./

                                

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

 

 

 

 

 

      

Рабочая программа

по информатике

 

 

класс 10

 

 

 

 

 

 

Распопова Наталья Ивановна

 

 

 

 

С. Новопятницкое

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10 класса разработана в рамках реализации концепции Государственного стандарта общего образования и соответствует минимуму содержания образования по информатике на старшей ступени общего образования.

Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования России от 9.03.2003 года и приказами Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 18.04.2005 №324 и от 26.01.2006 №81 на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.

Количество часов: 34.

 

 Программа направлена на достижение следующих целей:

  • освоениесистемы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формировании современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладениеумениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

 

Учебно-методический комплект - для учителя

  1. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. /Под ред.Н.Д. Угриновича.- М: БИНОМ, 2009.
  2. Информатика. Методическое пособие для учителя. 10 класс/ Под ред. проф. Н.Д. Угриновича.- М: БИНОМ, 2009.
  3. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.Д. Угриновича.- М: БИНОМ, 2009Н.

Учебно-тематический план

 

Наименование

Кол-во часов

1

Информационные процессы, модели, объекты

13

2

Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

4

3

Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

7

4

Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде PowerPoint

6

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учеников

Дата проведения

  1. 1

 

Техника безопасности в кабинете информатики

1

 

Знать:

-правила работы за компьютером

 

  1. 2

 

Восстановление знаний за 9 кл.

 

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов. Представление о программе. Устройства ввода информации, устройства вывода информации. Виды компьютерных сетей.

Восстановление основного материала пройденного по предмету в 9 классе.

 

I. Информационные процессы, модели, объекты (13 ч)

  1. 3

 

Информация и данные.  Свойства информации.

Информационный процесс.

1

Понятие информации и информационных процессов. Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика  индустриального общества. Характеристика  информационного общества. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества

понятие информационного процесса;

краткую характеристику каждой информационной революции;

характерные черты индустриального общества;

характерные черты информационного общества;

суть процесса информатизации.

 

  1. 4

Информационная модель объекта

1

Понятие объекта (оригинал, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности информационной модели.  Методы оценки адекватности  модели оригиналу.

Учащиеся должны знать:

Понятие модели и цель ее создания.

Какую роль играет информация при создании модели.

Понятие информационной модели и цель ее создания.

Понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.

 

  1. 5

Представление об информационном объекте

1

Сопоставление реального и информационного  миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объекта.  Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде.

Информационная карта мира.

Понятие информационного объекта.

Что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала.

 

  1. 6

Представление информации в компьютере

1

Представление в компьютере числовой информации. Системы счисления: позиционная, непозиционная. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Типы систем счисления используемы на компьютере.

Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемы на компьютере и наоборот.

 

  1. 7

Назначение электронных таблиц

1

Назначение электронных таблиц.

Возможности электронных таблиц.

Абсолютные и относительные ссылки.

Построение диаграмм.

 Этапы моделирование в электронных таблицах.

Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки.

Моделирование на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворений;  расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объекта.

Обработка массива данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных.

Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в электронных таблицах.

Этапы построения моделей для электронных таблиц.

Особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы.

Технологию моделирования в среде табличного процессора.

Должны уметь:

Пользоваться электронными таблицами для построения моделей.

Составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора.

Выполнять моделирование задач из различных областей в среде табличного процессора.

Анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

 

 

  1. 8

Структура электронных таблиц

1

 

 

  1.  

 

Абсолютные и относительные ссылки

1

 

 

  1.  

Использование формул

1

 

 

  1.  

Построение диаграмм.

1

 

 

  1.  

Моделирование в электронных таблицах

1

 

 

  1.  

Этапы моделирования в электронных таблицах

1

 

 

  1.  

Исследование модели

1

 

 

  1.  

П.Р. Построение графиков функций

1

Построение графиков функций в среде табличного процессора Excel.

Уметь строить графики функций на основе имеющихся  данных.

 

 

II. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word (4 ч)

  1. 2

 

 

Текстовые документы и текстовые процессоры

1

Сферы и формы использования текстовых документов. Аппаратное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Wordи назначение его объектов. Классификация объектов текстового документа.

Особенности основных видов текстовых документов.

Назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов.

Особенности интерфейса текстового процессора Word.

 

 

  1. 2

П.Р. Создание и редактирование графических изображений

1

Виды компьютерной графики: векторная и растровая. Примеры программного обеспечения разных видов графики. Сравнительная характеристика векторной и растровой графики. Виды расположения графического объекта в текстовом документе.

Понятие и особенности растровой графики.

Особенности векторной графики.

Основные действия с графическим объектом.

 

  1. 2

П.Р. Создание и редактирование таблиц

1

Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы.

Создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы.

Форматировать объекты таблицы.

 

  1. 2

Информационная технология работы со структурой текстового документа

1

Форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Основные объекты текстового документа: страница, разделы, колонтитулы.

Знать форматы бумаги, структурные объекты текстового документа в целом.

Уметь изменять установки параметров страницы, разбивать текстовый документ на страницы и разделы.

 

 

IV. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети (7 ч)

  1. 2

 

Разновидности компьютерных сетей

1

Понятие компьютерной сети. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии. Классификация компьютерных сетей. Характеристика локальной, корпоративной и глобальной сетей.

Знать назначение и типовой состав компьютерной сети, классификацию компьютерных сетей.

 

 

  1. 2

Представление о сервисах Интернета

1

Характеристика Всемирной паутины WWW– глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL).

Знать основы системы глобальной сети Интернет и их назначение.

Уметь объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет-ресурса, привести характеристику каждой системы Интернет.

 

 

  1. 2

Информационная технология передачи информации через Интернет

1

Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HipirTerminal.

Должны уметь работать в почтовой системе открытого доступа, работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

 

 

  1. 2

Этика сетевого общения

1

Необходимость соблюдать нормы поведения пользователя в компьютерной сети. Понятие этики сетевого общения соблюдения общепринятых правил. Правила сетевого общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.

Должны знать понятие этики сетевого общения, правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.

Должны уметь корректно общаться в Сети, организовывать телеконференции и соблюдать этику общения, анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения.

 

 

  1. 2

Технология поиска информации в Интернете

1

Понятие поисковой системы. Структура поисковый системы и назначение основных ее компонентов: робота, индекса, программы обработки  запроса.

Знать назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска, назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса; правила поиска по рубрикатору.

 

 

  1. 3

П.Р. Поиск информации в Интернете

1

Технология поиска по URL-адресам. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Уметь искать ресурс по URL-адресу, искать информационный ресурс по рубрикатору, искать информационный ресурс по ключевым словам.

 

 

  1. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная безопасность сетевой технологии работы

1

Понятие информационно безопасности при работе в компьютерной свети. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность интернет-ресурса.

Знать основные меры безопасности при работе в компьютерной сети, основные антивирусные программы и технологию работы с ними, основные меры применяемые в технологии защиты от спама, назначение брандмауэра при защите информации, основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации

 

 

III. Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point (6 ч)

  1. 3

 

Возможности PowerPoint2003

1

Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint.

Особенности интерфейса приложения PowerPoint2003  по сравнению с предыдущими версиями: быстрая справка: области задач.

Должны знать назначение и функциональные возможности приложения PowerPoint2003, объекты и инструменты приложения PowerPoint2003.

 

 

  1. 3

Шаблоны содержания презентаций

1

Понятие шаблона презентации. Рекомендации по созданию презентации на тему «Техника безопасности в компьютерном классе». Выбор шаблона при  помощи Мастера автосодержания. Корректировка плана презентации при помощи Мастера автосодержания. Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.

 

 

Знать, что такое шаблон презентации и как его использовать.

Уметь самостоятельно разрабатывать план презентации, корректировать его в соответствии с выбранной темой.

 

 

  1. 3

Разработка плана презентации

1

 

 

  1. 3

Заполнение презентации информацией по теме

1

Заполнение презентации информацией по теме: поиск материалов в Интернете; заполнение слайдов текстом;  оформление слайдов рисунками и фотографиями.

Уметь создавать и оформлять слайды, изменять настройки слайдов.

 

 

  1. 3

Создание элементов управления презентацией

1

Создание элементов управления презентацией: настройка интерактивного оглавления с помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок на документы Word; добавление управляющих кнопок на все слайды.

Уметь создавать управляющие элементы презентации: интерактивное оглавление, кнопки управления, гиперссылки.

 

 

  1. 3

 

П.Р. Оформление экспресс-теста

1

Оформление экспресс-теста: создание вопросов и ответов; настройка реакции на выбранные ответы в виде гиперссылок; возвращение на слайд с вопросами; перепрограммирование управляющей кнопки.

 

 

 

33

34

 

Резерв учебного времени

2

 

 

 

 

 

Типы уроков

НМ – урок ознакомления с новым материалом

ЗИ – урок закрепления изученного

ПЗУ – урок применения знаний и умений

ОС – урок обобщения и систематизации знаний

ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ – комбинированный урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...