Рабочая программа по информатике 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Распопова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новопятницкая средняя общеобразовательная школа

 

    «Рассмотрено»

Руководитель РМО

  ________/Махлайд О.А./

           

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

 

         «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Новопятницкая СОШ _________/_______________/

                 ФИО

«___»____________20___г.

 

 

                  «Утверждаю»

                    Директор

МОУ Новопятницкая СОШ

__________ /Тырин А.В./

                                

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

 

 

 

 

 

      

Рабочая программа

по информатике

 

 

класс 11

 

 

 

 

 

 

Распопова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

С. Новопятницкое

2010-2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089.

  1. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Р.Ф. количество учебных часов в году  - 34, в неделю 1 час. На контрольные и проверочные работы - 4 часа,  практические на компьютере - 26 час. Планирование курса для 11 классов составлено согласно рекомендаций автора, по программе опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2 – 11 классы», М.,  Бином, 2005 г. Программа автора рассчитана на 1ч в неделю (34 часов в год), планирование составлено из расчета 1ч. в неделю.

 

Учебно-методический комплекс:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 классов. – 5е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  2. Угринович Н.Д.,Босова Л., МихайловаН. Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002
  3. Угринович Н.Д.,Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие. – 4е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
  4. УгриновичН.Д.Компьютерный практикум на CD – ROM., «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики  и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)

5.Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте      "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru

 

Изучение информатики и информационных технологий в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениямиприменять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитаниеответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  • овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования аппаратных, программных средств и методов информатики для решения простых экономических и управленческих задач.

 

Данный курс решает  актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи:— подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.

 

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей.Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа  разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;

способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.


 

Учебно-тематический план

 

 

Тема

Часы

1

Кодирование и обработка текстовой и графической информации

8

2

Информационные технологии

8

3

Компьютерные сети

10

4

Коммуникационные технологии

8

 

 

Календарно-тематический план

 

 

Тема

Часы

Дата

Iчетверть

 

1.

Инструктаж по ТБ. Информация и информационные процессы стр. 7-11

1

 

2.

Кодирование текстовой информации П 1.1.1

1

 

3.

Создание документов в текстовых редакторах П 1.1.2

1

 

4.

Форматирование документов в текстовых редакторах П 1.1.3

1

 

5.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

Системы оптического распознавания документов П 1.1.4, 1.1.5

1

 

6.

Кодирование графической информации 

Растровая графика П 1.2.1, 1.2.2

1

 

7.

Векторная графика П 1.2.3

1

 

8.

Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой и графической информации»

1

 

Итого 1 четверть: 8 часов

II четверть

9.

Кодирование звуковой информации П 1.3

1

 

10.

Компьютерные презентации П 1.4

1

 

11.

Практическая работа: Разработка мультимедийной интерактивной презентации

1

 

12.

Представление числовой информации с помощью систем счисления П 1.5.1

1

 

13.

Двоичное кодирование чисел в компьютере П 1.5.2

1

 

14.

Электронные таблицы П 1.5.3

1

 

15.

Построение диаграмм и графиков П 1.5.4

1

 

16.

Контрольная работа по теме «Информационные технологии»

1

 

Итого 2 четверть: 8 часов

III четверть

17.

Инструктаж по ТБ. Локальные компьютерные сети П 2.1

1

 

18.

Глобальная компьютерная сеть Интернет П 2.2

1

 

19.

Подключение к Интернету П 2.3

1

 

20.

Всемирная паутина П 2.4

1

 

21.

Электронная почта П 2.5

1

 

22.

Общение в Интернете в реальном времени П 2.6

1

 

23.

Файловые архивы П 2.7

1

 

24.

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете П 2.8

1

 

25.

 Геоинформационные системы в ИнтернетеП 2.9

1

 

26.

Контрольная работа

1

 

Итого 3 четверть: 10 часов

IVчетверть

27.

Поиск информации в Интернете П 2.10

1

 

28.

Электронная коммерция в Интернете П 2.11

1

 

29.

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете П 2.12

1

 

30.

Основы языка разметки гипертекста П 2.13

1

 

31.

Разработка сайта с использованием Web-редактора

2

 

32.

Контрольная работа по теме «Комуникационные технологии»

1

 

33.

Работа на ошибками. Повторение

1

 

Итого 4 четверть: 8 часов

Итого за год:                                                                                                                              34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Информация. Кодирование информации.

        Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.                     

        Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.

       Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.

Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий.

Двоичное кодирование информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.

Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.

2. Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.

       Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.

       Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

       Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

3. Технология обработки графической информации

            Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

       Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

4. Технология обработки числовой информации

Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов и электронных таблиц.

      Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.

      Домашняя бухгалтерия.

      Исследование информационных моделей из курсов математики, физики, химии, истории и других с помощью электронных таблиц.

5. Коммуникационные технологии

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL - Universal Resource Locator). Основные информационные ресурсы сети Интернет.       Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение (chat), потоковые аудио -  и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperТext Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Защита информации от несанкционированного доступа. Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).

 

ПЕРИЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 классов. – 5е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  2. Угринович Н.Д.,Босова Л., МихайловаН. Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002
  3. Угринович Н.Д.,Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие. – 4е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
  4. УгриновичН.Д.Компьютерный практикум на CD – ROM., «Информатика и информационные технологии», БИНОМ, 2004 (содержит все необходимое программное обеспечение по курсу информатики  и ИКТ и позволит учащимся выполнять многие задания практикума непосредственно на компьютере)

5.Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте      "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru

  1. Видеоуроки по темам:
    • Информация в неживой природе
    • Информация в живой природе
    • Человек и информация
    • Информация в технике

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. М.: Дрофа, 2008 г.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 11 классов. – 5е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  3. Угринович Н.Д.,Босова Л., МихайловаН. Практикум по информатике и информационным технологиям. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2002
  4. Угринович Н.Д., Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие. – 4е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...