Использование мультимедиа проектора (опыт работы)
статья по информатике и икт по теме

Карпова Марина Андреевна

Опыт:

«Использование мультимедиа проектора при проведении уроков и внеклассных мероприятий в школе»

 

Содержание:

 

I.Теоретическая интерпретация опыта…………………………………..2

         1.1 Актуальность проблемы……………………………………….2       

         1.2. Условия становления и возникновения опыта………………2

         1.3. Сущность опыта……………………………………………….3

1.4. Гипотеза ……………………………………………………….4

          1.5. Диапазон опыта………………………………………………..4

         1.6. Теоретическая база опыта…………………………………….5

II. Технология опыта……………………………………………………..6

         2.1. Содержание опыта……………………………………………6

         2.2. Деятельностный компонент………………………………….7

III. Результативный компонент………………………………………….8

IV. Список использованной литературы ……………………………….9

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_multimedia_proektora_opyt_raboty.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

2009 г.

Опыт:

«Использование мультимедиа проектора при проведении уроков и внеклассных мероприятий в школе»

Содержание:

I.Теоретическая интерпретация опыта…………………………………..2

        1.1 Актуальность проблемы……………………………………….2        

        1.2. Условия становления и возникновения опыта………………2

        1.3. Сущность опыта……………………………………………….3

1.4. Гипотеза ……………………………………………………….4

          1.5. Диапазон опыта………………………………………………..4

        1.6. Теоретическая база опыта…………………………………….5

II. Технология опыта……………………………………………………..6

        2.1. Содержание опыта……………………………………………6

        2.2. Деятельностный компонент………………………………….7

III. Результативный компонент………………………………………….8

IV. Список использованной литературы ……………………………….9

        

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.1 Актуальность проблемы

Правительство России в настоящее время задачу информатизации образования нашей страны определило как одну из приоритетных. На общегосударственном уровне существуют Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды».

В XXI век – век информационных технологий, формирования в сознании человека представлений об информационной картине мира – школа входит с предъявляемыми ей требованиями не только давать обучаемым знания, умения и навыки, но и развивать их креативные способности с позиций интеллекта, понимания самой сущности знания («как и для чего ты знаешь»). Параллельно ЗУН выдвигаются компетентность, инициатива, творчества, саморегуляция. По словам первого заместителя министра образования РФ Болотова Виктора Александровича: «Принципиальным в настоящее время является не курс  информатики, а то, что если все учителя-предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся  с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость использовать информационные коммуникационные технологии при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Я считаю, что мы только тогда достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи области ИКТ – компетенции, когда учителя – и предметники, и информатики – включаются в этот процесс». (Информатика и образование», статья «Учитель информатики должен стать организатором, а учитель-предметник – пользователем», № 1, 2002 г.)

1.2. Условия становления и возникновения опыта

Модернизация образования направлена на развитие личности обучающегося, что возможно при  развивающем обучении, способном реализовать творческий потенциал школьников, оригинальность  мышления при выполнении заданий. Развиваясь в процессе учебной и внеучебной деятельности, творческий потенциал проявляется как способность к продуктивному изменению личностью самой себя и созданию ею субъективно или объективно качественно нового продукта. Если учение ориентирует школьника на непрерывный творческий процесс, то учебная деятельность становится процессом его творческой самореализации, саморазвития.

Возникает противоречие между формированием у школьников способностей к саморазвитию в учебно-познавательной деятельности и существующей на практике системы обучения: проведение уроков, в основном, в традиционной форме, низкая компьютерная грамотность педагогов, низкий интерес учащихся к обучению.

Таким образом, с одной стороны в системе образования сохраняются такие тенденции как все увеличивающийся поток информации, требующий изменения содержания обучения и интенсификация учебной деятельности с другой стороны.

Данное противоречие выявляет необходимость разработки модели организации деятельности, обеспечивающей эффективное формирование способностей в развитии школьников, что и стало темой данного исследования, над которым я работаю третий год.

 Выше изложенное позволило определить тему опыта: “Использование мультимедиа проектора на уроках и внеклассных мероприятиях». 

Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей возможность самостоятельного, творческого развития.

1.3. Сущность опыта

Итак, развитие способностей должно быть направлено на создание необходимых условий, которые превращались бы со временем в самостоятельные новообразования. Такое развитие ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.

Таким образом, суть опыта может быть представлена так:

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Мультимедиа проектор на уроках и внеклассных мероприятиях»

направлен на

Цель исследования

Ученик, как субъект деятельности

Изучение влияния использования мультимедиа проектора в образовательном процессе

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Мультимедиа проектор в образовательном процессе»

Формируют  

Отражаются в …

Ориентированы на принципы

Цели

исследования

Реализуются через задачи

  1. Приобретение школьниками и учителями  практических знаний
  2. Создание условий для творческого развития
  3. Повышении интереса к учебной деятельности
  4. Самостоятельном изучении нового
  5. Повышении уровня развития творческих способностей

У школьников знания и умения:

  1. Мыслить творчески и нерационально
  2. Реализовывать замыслы в конкретном примере
  3. Применять полученные знания на практике

У учителей:

  1. Стремление к проведению уроков и занятий в новых формах, повышая тем самым интерес к предмету и качество образования    
  1. Выявить степень разработанности данной проблемы
  2. Разработать технологию для реализации опыта
  3. Методически обосновать необходимость опыта

1.4. Гипотеза

Если в образовательном учреждении будут созданы условия для использования мультимедиа проектора на уроках и внеклассных мероприятиях, то это позволит создать благоприятные условия для инновационного обучения.

1.5. Диапазон опыта

Предлагаемый опыт реализуется через систему уроков информатики, математики, кружковой работы, в основе которых лежат принципы инновационного обучения, соз дающие в процессе учебной деятельности благоприятные условия для формирования у учащихся навыков творческой самореализации, саморазвития.

1.6. Теоретическая база опыта

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течении 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  2. усиление мотивации учения;
  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  1. усвоить базовые знания по предмету;
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самоконтроля;
  4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

2.1. Содержание опыта

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для анонсирования темы (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше .

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы. Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены, и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

2.2. Деятельностный компонент

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
  4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  5. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  6. Повышение производительности урока.
  7. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  8. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  9. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
  10. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

III. Результативный компонент.

Результативность моего опыта можно проследить в следующем:

  1. Мной в 2007-2008 учебном году был проведен курс «Пользователь ПК», 100% учителей нашей школы имеют сертификат «Пользователь ПК».
  2. Использование мультимедийных технологий в школе

 

  1. 90% учащихся школы владеют компьютером (2-11 классы – 100 %).
  2. Кружок «Презентации и фильмы» (программа кружка – Приложение 2) посещают 10 учащихся. Занятия проводятся в 2 смены  - по количеству компьютеров в классе. Результаты работы представлены в Приложении 3.
  3. Весной 2008 года учащиеся нашей школы участвовали в Интернет - олимпиаде.
  4. В декабре 2008 года в рамках аккредитации в школе был проведен мониторинг учебной деятельности, в котором участвовали учащиеся 5, 10 и 11 классов. В процессе мониторинга у учащихся не возникло проблем с адаптацией в кабинете информатики, так как свободное владение компьютером позволило сразу приступить к работе.
  5. Использование мультимедиа проектора на уроках и внеклассных мероприятиях (Приложение 4).
  6. В 2008-2009 учебном году планирую провести курс «Создание презентаций» для педагогов школы.

Список используемой литературы

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  3. http: oit.uni-dubna.ru
  4. Информационно-методический журнал «Актуальные проблемы управления образованием и молодежной политикой в Зауралье» 1(20) 2008 г.
  5.  Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007. – 128 с.: ил.
  6. Информатика: элективные курсы / Сост. Кулешов В.В., Квашнин Е.Г., Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004. – 55 с.

Учитель информатики и математики Карпова Марина Андреевна                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

РЕФЕРАТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ и ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ"

Использование мультимедийных средств позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей, помогают преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности...

Аттестационная работа на II квалификационную категорию по теме "Использование мультимедийного проектора как средства повышения качества знаний"

ОглавлениеРабота сдавалась в 2010 году. В своем составе имеет:Введение. 3План работы.. 5Глава 1. Теоретическое обоснование  использования мультимедийного проектора как средства повышения ка...

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Особенности применения мультимедийного проектора в школе VIII вида...

Рабочая программа и методические рекомендации по использованию 3D проектора в учебном процессе

Программа по использованию ИКТ, а именно 3Д проектора, в учебном процессе, составлена с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ...

Использование мультимедиа технологий для реализации самостоятельной работы ученика

Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его, им интереснее и проще добывать оттуда интересную информацию, но особенный интерес для большинства детей представляют...


 

Комментарии

Карпова Марина Андреевна

Предлагаемый опыт реализуется через систему уроков информатики, математики, кружковой работы, в основе которых лежат принципы инновационного обучения, создающие в процессе учебной деятельности благоприятные условия для формирования у учащихся навыков творческой самореализации, саморазвития.