Надбитов Р.К. Методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии
методическая разработка по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

Методические рекомендации 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrekomendatsii_holokost.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения

Надбитов Р.К.,

– методист краеведческого отдела БУ ДО РК «РЦДЮТ и К»

Методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии

   С 18 по 21 января 2021 года в Российской Федерации проходит Неделя памяти жертв Холокоста, приуроченная  Дню памяти жертв Холокоста.

    Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. λοκαύστος — «всесожжение») - это преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, безнадёжно больных и инвалидов и др.групп) в период существования нацистской Германии. Преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях.

 В январе этого года исполняется 76 лет со дня освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим). Международный день памяти жертв Холокоста, к которому приурочена и Неделя памяти, отмечается ежегодно 27 января. Он был установлен в память о том, что в этот день в 1945 году Красная Армия освободила концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим), расположенный на территории Польши.

   Вспоминая трагическую судьбу еврейского народа, мы отдаем дань уважения людям, погибшим от рук фашистских карателей в концентрационных лагерях и в ходе массовых расстрелов.  Мероприятиями «Недели памяти» охвачено более 70 регионов России, а их онлайн-трансляцией, которая в таком объеме будет организована впервые — весь мир.

   Приступая к проведению урока, педагоги должны поставить перед собой следующую основную цель: патриотическое воспитание школьников, воспитание чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому и сохранение исторической памяти о безвинно замученных в концентрационных лагерях – символах злодеяний нацизма и о тех, кто рискуя жизнью, спасал преследуемых.

   В начале урока должно быть подготовлены компьютер, мультимедиапроектор, презентации, фоновая музыка и др. Убедившись в наличии необходимого оборудования и материалов, педагог делает экскурс в историю Второй мировой войны, рассказывает о Холокосте, значении этого термина, категориях лиц, подвергшихся истребительной политике нацистов. Рассказ педагога сопровождается трансляцией слайдов презентации, показом фотографий и других необходимых элементов наглядности. Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 года ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения – айнзац-группы, главной задачей которых было уничтожение «враждебных элементов в завоеванной зоне». К началу войны свыше 5 млн. евреев были гражданами Советского Союза. Около 3 млн. из них были уничтожены нацистами и их пособниками. Это половина всех жертв Холокоста оккупированной гитлеровцами Европы.

   В следующей части урока следует рассказать о трагических событиях на территории Калмыкии. Летом 1942 года немецким войскам поставлена задача: «Прорваться по дороге Элиста – Астрахань к Волге, занять Астрахань и отрезать Кавказ от центра». В июле 1942 года фронт стал стремительно приближаться к Элисте, участились налеты вражеской авиации. 2 августа началась эвакуация, 9 августа показались фашистские мотопехота и танки на окраине города. В его обороне участвовал сводный Восточный отряд 51 армии под командованием Николая Зубкова, местный истребительный отряд и взвод НКВД. 1 атака была отбита, главный бой начался утром 12 августа. В результате, под натиском врага, защитники были вынуждены оставить Элисту. Нацисты сразу организовали комендатуру и гестапо. Комендантом был назначен гауптштурмфюрер СС Мауэр, шефом гестапо – полковник Вольф. Была образована городская управа и полиция.

   Упрочение господства на захваченной территории оккупантов сопровождалось уничтожением людей. В частности, отмечалось, что за время пребывания на территории Калмыкии «…немецко-румынские бандиты совершили нечеловеческую расправу над беззащитными советскими гражданами, прибывших в улусы по эвакуации из разных регионов страны, а также с местными жителями…». В Калмыкии были эвакуированы жители Белоруссии, Украины, Польши, в том числе евреи. Они были расселены по всей территории республики.

   С исключительным зверством гитлеровцы уничтожали еврейское население. В акте составленном в г. Элисте 5 января 1943 года писали, что с приходом немецких захватчиков в город Элисту начались «…дикие издевательства над еврейским населением…», которое «вскоре кончились полным истреблением еврейского народа…»

   В Элисте часть евреев поместили в доме № 8 по ул. Розы Люксембург. Им запрещали выходить, редко выдавали воду и пищу. В этом импровизированном гетто узники находились 10 дней. Через два дня под предлогом вывоза евреев для работ на территорию Украины их погрузили на автомашины и вывезли за аэродром, к месту городской свалки, где были приготовлены 4 большие ямы.

   9 сентября 1942 года в 12 часов дня стариков, женщин и детей выстроили на краю заранее приготовленных ям. Солдаты отряда 16-й мотомеханизированной дивизии выделили детей, подвели их к ямам и смазали губы ядовитым веществом – стрихнином,  сбросили вниз. После этого злодеяния из автомата расстреляли взрослых. Такая же участь, выпала на долю евреев из села Троицкого в период оккупации, в начале октября 1942 года. Из акта комиссии от 4 мая 1943 года. по п. Башанте: «…Так кровожадно расправлялись фашистские изверги с целыми семьями только за то, что они принадлежали еврейской нации…». По заявлению жителей села Плодовитое Малодербетовского улуса румынские солдаты расстреляли до 50 семей еврейского населения, привезенных из-под Сталинграда. В акте комиссии от 21 сентября 1943 года имеются сведения о расстреле 320 человек эвакуированных, после произведенных выстрелов трупы обливали быстро-сжигающей жидкостью. Общая численность погибших евреев составила более 1500 человек.

   Также установлено, что оккупанты истребляли красноармейцев, командиров и политработников. В землянках по ул. Лермонтова немецкое командование организовало лагерь для военнопленных. Двор был отгорожен колючей проволокой. Спали они на голой земле. Раненые военнопленные находились тут же и в результате голода и отсутствия медицинской помощи умирали целыми группами. Немецкие солдаты всячески издевались над военнопленными, били палками, кирпичами, били за то, что военнопленные не понимали немецкой речи.

     Страдания военнопленных, стали еще более ужасными, когда наступила зима. Помещение, в котором они находились, не отапливалось. Вся теплая одежда была отобрана немецкими солдатами. Кормили их только один раз в день жидкой болтушкой, хлеба не давали по 7-10 дней. В одной только Элисте от рук фашистов погибли 292 мирных жителей и военнопленных, а по республике - более 2 тысяч человек.

   Сегодня воспоминание о Холокосте это напоминание о катастрофе, которую пережило все человечество. Это напоминание о том, на что способен человек, сколь страшными могут быть его поступки. Мир Холокоста затрагивает жизни людей разной национальности, и это было и к глубокому сожалению, существует и сейчас. Расизм, национализм, терроризм может коснуться любого народа. Чтобы не повторять ошибок прошлого, нужно знать и помнить о той трагедии, которая унесла миллионы жизней и тысячи искалечила. Память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

                                                Список литературы:

  1. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

  1. Аннинский Л. На полях Холокоста : заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.

  1. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.

  1. Горелов О. Холокост коснулся всех // Деловые люди. – 2005. - N 5. - С. 46-48.

  1. Зеленин А. В. Холокост // Русская речь. – 2000. - N 2. - С. 36-42.

  1. Мелихов А. Обыкновенный Холокост // Иностранная литература. - 2010. - N 5. - С. 276-280.

  1. Поникарова Н. М. Международная конференция "Уроки Холокоста и современная Россия" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - N 4. - С. 62-63.

  1. Прокудин Д.В., Альтман И.А. Мы не можем молчать. М., 2012.

  1. Рашковский Е. Б. Судьбы Европы и недоученные уроки Холокоста // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - N 7. - С. 95-102.

  1. Семанов С. Русский холокост // Наш современник. - 2008. - N 1. - С. 253-257.

  1. Таванец С.Д. Численность жертв Холокоста. Элиста, 2001.

  1. Шалданова Л.Б. Холокост на территории Калмыкии. Элиста, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Дню памяти жертв Холокоста

Просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г)...

Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.Задачи: ·           формирование толерантного созна...

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв Холокоста "Помнить… и никогда не забывать!"

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв ХолокостаЦели:ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста.Формирование эмпатии к жертвам и сохранение ...

Отчёт о проведении мероприятий, в рамках «Недели памяти», посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста в МБОУ Купинской школе – интернате №1

В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школ...