Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Михайлова Анастасия Романовна

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был  Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия этого решения выступила и Российская Федерация.

Для жителей Санкт-Петербурга дата 27 января является не менее священной датой— в этот день отмечается  День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады .

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января в связи с тем, что именно в этот день в 1945 году советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим .

Девизом памяти этого дня в 2018 году была следующая фраза: «Память и распространение знаний о Холокосте: наша общая ответственность»

И это действительно так. Сохранять эту память крайне важно и можно реализовать распространение этих знаний в рамках урочной системы.

Для актуализации знаний логично использовать особенности региональной истории, в частности, опираться на близкие учащимся персоналии.

Цель данного занятия: создать условия для восприятия, осмысления и закрепления норм Международного гуманитарного права, а также актуализировать знания учащихся о Международном дне памяти жертв Холокоста, используя особенности региональной истории

Задачи:способствовать формированию знаний норм МГП,  способствовать формированию активной жизненной позиции, создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_holokost.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением  иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга

198215, Санкт-Петербург, Дачный проспект 34, корп. 2,лит. А,

 тел./факс: 377-36-23

Методическая разработка урока обществознания  

по теме Международная защита прав человека

в условиях мирного и военного времени

(посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )

Михайлова Анастасия Романовна

учитель истории и обществознания

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

3

Введение

4

Основная часть

5

Заключение

9

Список использованных источников

10

Приложение

11

АННОТАЦИЯ

Форма проведения занятия — комбинированный урок

Целевая аудитория — учащиеся 9 — 11 классов

Продолжительность — 45 минут

ВВЕДЕНИЕ

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был   Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия этого решения выступила и Российская Федерация.

Для жителей Санкт-Петербурга дата 27 января является не менее священной датой— в этот день отмечается  День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады .

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января в связи с тем, что именно в этот день в 1945 году советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим .

Девизом памяти этого дня в 2018 году была следующая фраза: «Память и распространение знаний о Холокосте: наша общая ответственность»

И это действительно так. Сохранять эту память крайне важно и можно реализовать распространение этих знаний в рамках урочной системы.

Для актуализации знаний логично использовать особенности региональной истории, в частности, опираться на близкие учащимся персоналии.

Цель данного занятия: создать условия для восприятия, осмысления и  закрепления  норм Международного гуманитарного права, а также актуализировать знания учащихся о Международном дне памяти жертв Холокоста, используя особенности региональной истории

Задачи:способствовать формированию знаний норм МГП,  способствовать формированию активной жизненной позиции, создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На прошлом уроке мы знакомились с Международным правом как основой взаимоотношений государств, говорили о международной защите прав человека в условиях мирного времени, особое внимание было уделено Всеобщей декларации прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны. Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

Жертвы войны – военное и мирное население, страдающее в ходе войн и вооруженных конфликтов.

Мы с вами не раз говорили на уроках истории  и обществознания о Второй Мировой войне, унесшей огромное количество жизней.

Но сегодня, не смотря на столь трагическую дату -  Международный день памяти жертв Холокоста, мне хотелось бы поговорит с вами не о жертвах, а о тех, кто им помогал, о тех, кто оказывал им первую помощь.

Вы все, конечно, бывали на экскурсиях в нашем школьном музее боевой славы Ленинградской Армии Народного Ополчения. На наших занятиях в музейном пространстве мы упоминаем многие заслуживающие вашего внимания музеи и экспозиции, в частности, Военно-медицинский музей, расположенный в историческом центре Петербурга. Музей был открыт в 1942 году, когда военным медикам нужна была учебно-научная база для обмена знаниями, повышения квалификации, Сегодня в нём  развернута  прекрасная экспозиция «Медицина России и Санкт-Петербурга», в рамках которой можно посетить я выставку «Гуманное оружие Победы», посвященную самоотверженному труду советских военных медиков в годы Великой Отечественной войны,  а также выставку  «Между жизнью и смертью», посвященную 65-летней годовщине начала Нюрнбергского процесса и призванную продемонстрировать антигуманность и разрушительность нацистской идеологии в любых ее формах для личности и человеческой цивилизации, ещё одна заслуживающая вашего внимания выставка -  “Освенцим. Спасители и спасенные” .

Взгляните на эту фотографию. Здесь изображены члены иностранной делегации у развалин газовой печи в Освенциме, снимок этот сделан летом 1945 г. Обратите, пожалуйста, внимание — вот  тут, слева — хрупкая женская фигура. Кто  это?

Это — наша с вами соотечественница, Маргарита Александровна Жилинская.

27 января 1945 года Советские войска освободили концлагерь Освенцим. В нем на тот момент остались только самые немощные - в основном это были женщины и дети, а также мужчины, доведенные до крайней степени истощения.

Спасти от смерти этих людей могла только квалифицированная медицинская помощь, и эту миссию взяли на себя советские врачи, которые прибыли в Освенцим в составе Терапевтического подвижного полевого госпиталя N 2692 III Прибалтийского фронта.

Лечебное учреждение было развернуто весной-летом 1945 г. на территории освобожденного концлагеря. Руководила госпиталем Маграрита Жилинская. В 1941-1944 годах она была начальником медицинского отделения полевого подвижного госпиталя N 737, действовавшего в Ленинграде и Ленинградской области. С декабря 1941 г. по июль 1942 г. в этом госпитале, развернутом в Ленинграде на ул. Ткачей, 7а, оказывалась помощь не только раненым и больным военнослужащим, но и простым ленинградцам с алиментарной дистрофией.

После снятия блокады Ленинграда в 1944 году Маргарита Жилинская во главе подвижного госпиталя двигалась на запад вместе с наступавшей советской армией. Врачи останавливались там, где возникала необходимость оказать срочную медицинскую помощь бойцам и жертвам войны.

Поступившие в госпиталь люди страдали алиментарной дистрофией и сопутствующими заболеваниями, которые были вызваны истощением организма.

Дело в том, что в начале Великой Отечественной войны представления о дистрофии как о заболевании не было, в годы блокады в Ленинграде врачи занимались научным изучением дистрофии, обобщая клинический материал, полученный в ходе лечения больных, разработали практические рекомендации, которые были приняты на вооружение всеми, прежде всего, ленинградскими врачами. Так что, наверняка, блокадный опыт Жилинской был очень ценен.

В Освенциме советские госпитали, последовательно развертывавшиеся на территории лагеря, в здании бывшего лагерного лазарета  с конца января 1945 г. оказывали медицинскую помощь бывшим узникам, которых, по разным данным, было освобождено от 2200 до 7600 человек. Пациенты госпиталей, бывшие заключенные, ставились на довольствие и лечились по тем же стандартам, которые были утверждены для лечения советских раненых и больных воинов .

Большую часть освобожденных узников медикам удалось спасти, самых тяжелых переводили на долечивание в советский Армейский госпиталь для легкораненых, расположенный неподалеку.

Спасение, принесенное Красной Армией  и работа таких благородных врачей, как Жилинская, кажется чудом. Но на самом деле это была просто-напросто нормальная человеческая жизнь, нормальный труд, нормальное выполнение долга. Неслучайно даже фотографии ее толком не сохранилось – лишь знакомое вам групповое фото, где она – с краю, а в центре – посещающий лагерь настоятель Кентерберийского Собора Хьюлет Джонсон.

О послевоенной жизни  Маргариты Жилинской почти ничего не известно.

В 1945 году Маргарита Жилинская была уволена в запас и вернулась на работу в Объединенную клиническую психоневрологическую больницу им. И.П. Павлова. В 1952 г. защитила диссертацию на степень доктора медицинских наук. Умерла в 1982 г. Похоронена на Большеохтинском кладбище г. Санкт-Петербурга.

Её жизненный путь и эта история тесно связывают Ленинград и Освенцим. 

Мы с вами знаем, что  важными соглашениями в области правового регулирования войны стали Женевские конвенции 

Перед вами извлечение из текста Женевских конвенций 1949 г.,найдите и выпишите  правовые нормы, защищающие военнопленных и гражданское население .

После второй мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за международные преступления.

В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства.

Т. о, ответственность может быть как на национальном, так и на международном уровне.

Как вы думаете, можно ли защитить мирное население в ходе войн и вооруженных конфликтов?

К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.

Однако, мы с вами понимаем, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распространение информации, сохранение знаний о Холокосте можно и нужно реализовывать в рамках классно-урочной системы, опираясь, в том числе и на региональный компонент,  близкие учащимся персоналии.

Таким образом можно создать необходимые условия для восприятия, осмысления и  закрепления  норм Международного гуманитарного права, а также актуализировать знания учащихся о Международном дне памяти жертв Холокоста, используя особенности региональной истории.

При этом, будут реализованы поставленные педагогом задачи, в том числе и формирование активной жизненной позиции, создание условий для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. https://tass.ru/spb-news/1721369
  2. https://perm.hse.ru/data/2018/07/05/1153011728/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%20%20%E2%84%96%2013.pdf 
  3. http://osvoboditeli.com/%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0/ 
  4. http://milmed.spb.ru/28-hotnewsflashevents/59-betweenlifeanddeath 
  5. http://holocf.ru/ 
  6. http://www.auschwitz.org/en/more/russian 
  7. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-pravu-v-klasse-po-teme-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo-2665913.html 
  8. https://alleng.org/d/soc/soc296.htm 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото 1945 г.

Члены иностранной делегации  и  настоятель Кентерберийского Собора Хьюлет Джонсон.   у развалин газовой печи в Освенциме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

методическая разработка урока обществознания по теме "Диалог культур"

Данный урок был проведен в рамках конкурса уроков и внеурочных разработок "Диалог культур в содержании образования"...

методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)

Данная методическая разработка  содержит презентацию, технологическую карту  и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением ...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Методическая разработка урока обществознания по теме: Уголовное право

урок по теме: Уголовное право, изучается понятие "уголовное право", источники уголовного права. Работа с Конституцией Р.Ф. и Уголовным Кодексом Р.Ф....