методическая разработка урока обществознания по теме: "В мире мыслей и чувств" (6 класс)
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Киреева Елена Анатольевна

Данная методическая разработка  содержит презентацию, технологическую карту  и подробное описание хода урока. Урок разработан на основе учебника обществознания Боголюбова Л.Н. с применением проблемно-диалоговой технологии, разработанной образовательной системой "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_kireevoy_e.a.zip1.65 МБ

Предварительный просмотр:

КАРТА  УРОКА по обществознанию для 6 класса. Тема «В мире мыслей и чувств»

Тема

Цель урока

Этапы урока

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Используемые материалы

В мире мыслей и чувств

Выяснить смысл понятий: Духовный мир человека, мысль, суждение, умозаключение чувства, эмоции.  

Учиться делать собственный вывод по уроку, применять полученные знания.

Формирование представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира любого человека.

  1. Организационный момент. Приветствие.  Запись темы урока. Знакомство с понятием «Духовный мир человека» (слайды 1,2).
  2. Основная часть.
  • Активизация класса – определение проблемы урока (слайды 3,4);
  • Актуализация полученных ранее знаний – выдвижение версий решения проблемы;
  • Планирование поиска решения поставленной проблемы (слайд 5).
  •  Определение  понятия «Мысли»  (слайд 6)
  • Выполнение логических заданий (слайды 7-19)
  • Определение  понятия «Чувства»  (слайд 10-11) и определение каналов получения информации (слайд 12)
  • Проведение эксперимента «Зажатые эмоции»
  • Вывод по поставленной проблеме урока (слайды 13,14)
  1. Обобщение, закрепление материала.

-  Применение новых знаний (слайд 15)

4. Итог урока.  

Оцениваем урок: чему он нас научил?

Оцениваем выступления обучающихся на уроке (даем самооценку своей активности и активности одноклассников на уроке).

5. Домашнее задание с тремя уровнями сложности (слайд 16)

Усвоение понятий:

Духовный мир человека, мысль, суждение, умозаключение чувства, эмоции.

Умение ставить коллективную цель и организовать деятельность.

Согласование принятых решений друг с другом.

Формирование

 представлений обучающихся о роли   мыслей   и чувств  в  духовном мире человека, об уникальности духовного мира любого человека.

Учебник Боголюбова, 2011.

Презентация учителя.

Открытый урок обществознания в 6 классе

Учитель: Киреева Елена Анатольевна

ОУ: МБОУ СОШ  №18 Кировского района ГО город Уфа Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                        ХОД УРОКА

Этапы урока

(время)

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Организационный момент с элементами повторения ранее изученного материала

Приветствие.  

           

                                                                Ознакомление учеников с новым понятием «Духовный мир человека». Духовный мир человека зависит от потребностей. Вспомните, что такое потребности? Какие виды потребностей вы помните?

Прочитайте высказывание Сократа на странице 57 учебника:  «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».  Как вы думаете, чей внутренний мир богаче? Почему? Как можно развить свой внутренний мир, сделать его богаче?

Запись учениками темы урока в тетрадях.

В диалоге с учителем ученики вспоминают, что такое потребности и называют их виды.

Ученики высказывают свои мнения, приводят аргументы в защиту своей точки зрения. Самостоятельно, или с помощью наводящего диалога, приходят к выводу, что внутренний мир можно развить в процессе приобретения знаний.

На экране демонстрируется слайд 1, содержащий название темы урока: «В мире мыслей и чувств».

Демонстрация слайда 2 «Духовный мир человека» после беседы с учениками о потребностях и их видах.

Создание проблемной ситуации

Создание учителем проблемной ситуации при помощи двух противоречивых высказываний.

Сначала зачитывается мнение Декарта. Вопрос ученикам: что для Декарта важнее всего? Сравните, его высказывание с мнением Владимира Высоцкого. Что особенно важно для Высоцкого?

 Какое вы заметили противоречие?

Ученики, работая в парах, обсуждают предложенные для сравнения высказывания.                                                         В диалоге с учителем ученики приходят к выводу, что для Декарта особенно важны мысли, а для Высоцкого – любовь. Любовь это чувство, значит,  для поэта на первом месте находятся чувства.

Рассуждая над афоризмами, ученики замечают, что один из авторов считает, что важнее всего мысли, а другой превыше всего ценит чувства.

 В двух разных углах доски учитель  фиксирует  два противоречащих  друг другу высказывания.

Справа:  «Я мыслю, следовательно, существую»  (Р. Декарт)  

Слева: «Я люблю, и, значит, я живу»  (В.Высоцкий)

На экране демонстрируется слайд 3 «Определяем проблему урока»    

Формулирование проблемы  урока

 Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

 Ученики формулируют вопрос. Основной вопрос записывается в тетрадях.

Основной вопрос, сформулированный учениками,  записывается учителем на доске (в центральной части) и затем на экране демонстрируется слайд 4, содержащий учительский вариант основного вопроса (проблемы) урока.

Постановка цели урока

Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Ученики предполагают, что необходимо выяснить, что важнее для человека: мысли или чувства? То есть решить поставленную проблему.

Версии

 Какие у вас есть  версии решения проблемы?

- Ученики предлагают свои версии решения основного вопроса урока. Они могут, как правило, предложить 3 версии. 1 – чувства важнее мыслей, 2 – мысли важнее чувств, 3 – мысли и чувства важны для человека в равной степени.

Под основным вопросом урока, чуть ниже записываются версии учеников. На открытом уроке  версия, записанная на доске: «Мысли  и чувства важны для человека в равной степени»

Планирование деятельности

 Что нужно узнать для решения проблемы?

- Где и как можно добыть знания о мыслях и чувствах?

– Ученики сами определяют, каких знаний им не хватает: необходимо узнать, что такое мысли и что такое чувства.

- Ученики предполагают, где можно добыть знания: в учебнике, в Интернете, в библиотеке и т.д.

Запись учителем на доске плана работы, предложенного учениками.

План работы:

  1. Что такое мысли
  2. Что такое чувства

На экран выводится слайд 5, содержащий планирование работы по двум вариантам.

Поиск решения (открытие нового знания)

  1. - Что такое мысли? Как с помощью мыслей человек познает мир?

Учитель спрашивает ребят о том, знают ли они что такое логика.  В случае, если никто в классе не может объяснить, что такое логика, то это делает сам учитель и  предлагает ученикам выполнить задания логического характера.

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

  1. - Что такое чувства? Чем чувства отличаются от эмоций?

  1. – Человек получает информация при помощи органов чувств. Какие органы чувств вы знаете?

- С целью лучшего понимания значения органов чувств, как основных каналов получения информации, учитель вызывает добровольца для проведения эксперимента «Зажатые эмоции». Добровольцу с помощью шарфов завязываются поочередно глаза, уши, рот, нос, руки и ноги.

- Какую роль выполняют чувства в познании?

Исходя из того, что мы еще сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Первыми вступают в диалог с учителем ученики, выполнявшие задание первого варианта. Они объясняют, что такое мысли, как с помощью мыслей человек познает мир.

  Ученики записывают,  что такое мысли в тетрадях.

 

– Выполняют задания на новый материал. Данные задания нужно выполнить индивидуально. После того, как правильный ответ будет найден, ученики выполняют следующую задачу – пытаются разгадать загадку Сфинкса. Эту работу можно провести в групповой или парной форме (на выбор учителя, в зависимости от уровня класса).  Если ученикам это не удается, то отгадку учитель демонстрирует сам с помощью слайда презентации.

– Ученики предполагают, что мысли играют очень важную роль в познании человеком окружающего мира, однако для того чтобы дать ответ на основной вопрос, необходимо также узнать, что такое чувства.

В диалог с учителем вступают ученики, выполнявшие задание второго варианта. Они объясняют, что такое чувства и что такое эмоции.

- Ученики называют органы чувств.

- Наблюдая за экспериментом, ученики делают вывод о важности органов чувств человека для получения им информации о мире, других людях и о себе самих.

– Ученики предполагают, что чувства также  играют очень важную роль в познании человеком окружающего мира.

- Все желающие высказывают свои ответы по основному вопросу урока.

После выступления учеников, выполнивших задание первого варианта , на экран выводится слайд 6, содержащий краткий и лаконичный ответ на вопрос первого варианта: что такое мысли.

Для выполнения заданий на новый материал на экран выводится слайд 7, содержащий логические задания.

На экран выводится слайд 8 с заданием «Загадка Сфинкса». Затем, после обсуждения логической задачи, учитель демонстрирует слайд 9 с решением «Загадки Сфинкса».

После обсуждения вопроса о чувствах, на экран выводится слайд 10, содержащий краткий и лаконичный ответ на вопрос второго варианта: что такое чувства, затем слайд11 (о богатстве человеческих эмоций).

После того, как ученики назовут органы чувств, на экран выводится слайд 12, содержащий перечень органов чувств.

На экране – слайд 13, содержащий основной вопрос (проблему) урока

Выражение решения. Применение нового знания.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подтвердилась наша версия? Как оцените свою работу?

Используя свои новые знания, выполните задания, представленные на следующем слайде:

  1. Объясните, чем эмоции отличаются от чувств?
  2. Объясните смысл следующего выражения: «Не пойман – не вор». Согласны ли вы с ним?

  1. Обсудите ситуации, данные в практикуме  на странице 63 учебника

 

– Обобщают, делают вывод по проблеме.

- Делают вывод, что версия о равном значении мыслей и чувств  человека, в ходе решения проблемы урока подтвердилась.

- Каждый ученик записывает свой собственный вывод по теме урока в тетради, приводя свои собственные аргументы.

-  Ученики дают свои ответы.

- Обсуждают крылатую фразу. Задача учителя натолкнуть на размышление с логической позиции: если вор это тот, кто украл, то почему его не надо считать вором в том случае, если он не пойман?  Если вора не поймали, перестанет ли он быть вором, если не поймали убийцу, то он таковым не является?

- Ученики обсуждают ситуации, приведенные в учебнике по рядам (1 ряд – первая ситуация, 2 ряд – вторая…) работа в парах и затем высказывают свои выводы перед классом.

После обсуждения на экран выводится слайд 14 с выводом учителя по уроку, однако вывод не дописан, т.к. каждому ученику предстоит подобрать свои собственные аргументы в защиту сделанного вывода.

Для применения новых знаний на экран выводится слайд 15 с заданиями по изученной теме.

Подведение итогов урока и домашнее задание

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

 Как оцените свою работу?

Учитель предлагает ученикам с помощью эмоций показать понравился ли им проведенный урок и в ответ показывает с помощью эмоций, доволен ли он сам работой своих учеников на уроке.

Домашнее задание (трех уровней сложности) учитель дает с помощью последнего слайда.

- Несколько учеников выступают с подведением итогов урока.

- Обсудив в группах (группа – 4 человека, сидящих за стоящими рядом партами)  оценивают выступления друг друга (взаимное оценивание), а некоторые дают оценку своего ответа (самооценку).

В конце урока на экране демонстрируется слайд 16 с домашним заданием

В ходе урока, если позволяет время, можно использовать фрагмент повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

   «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

   Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок – пустых и полных.

- Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

- Пью, - мрачно ответил пьяница.

- Зачем?

- Чтобы забыть.

- О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.

- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц; ему очень хотелось помочь бедняге.

- совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

  И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий».

Данный фрагмент можно использовать  в ходе применения нового знания (до, или после выполнения второго задания). Учитель задает вопрос после прочтения фрагмента: «Почему Маленький принц ушел от пьяницы, растерянный и недоумевающий»? После ответов учеников, учитель объясняет, что не только пьяница, но и любой человек, имеет свой замкнутый логический круг. Иногда в замкнутом логическом кругу может находиться целое общество.

Практикум

Ситуация №1. Подросток сидит, развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встает рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит.

Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Заслуживает ли оно одобрения? Можно ли назвать его бесчеловечным? Бескультурным?

Ситуация №2. Пожилая женщина несла тяжелую сумку. Поскользнувшись, она упала, из сумки выпал батон, яблоки покатились по асфальту. Мимо проходили два подростка; увидев эту сцену, они рассмеялись. Прохожий, помогая женщине подняться, сказал ребятам: «Как вам не стыдно!»  «А мы ничего такого не сделали», - удивились они  «Вот за это вам и должно быть стыдно», - сказал прохожий.

Как ты оцениваешь такое поведение подростков? Согласен ли ты с мнением прохожего?

Ситуация №3. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара:

- Я это терпеть не могу.

- Спасибо, но я это не ем.

- Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в другой раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

методическая разработка урока обществознания по теме "Диалог культур"

Данный урок был проведен в рамках конкурса уроков и внеурочных разработок "Диалог культур в содержании образования"...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс

Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"

Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...