Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Ярославцева Анастасия Владимировна

Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.

Форма урока: урок – обсуждение

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

1.  Игровые технологии

2.  Здоровьесберегающие технологии

3.  Информационно-коммуникативные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvo_i_ego_priznaki2.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                                           средняя  общеобразовательная школа № 92 г. Сочи

Конспект открытого урока обществознания

на тему «Государство и его отличительные признаки»

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – обсуждение

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1. Игровые технологии
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Информационно-коммуникативные

       Ярославцева Анастасия Владимировна,

учитель истории и обществознания  МОБУ СОШ № 92 г. Сочи

Конспект открытого урока обществознания в 9 классе                                                                на  тему: «Государство и его отличительные признаки»

(Линия УМК по обществознанию 9  класса под редакцией Л.Н. Боголюбова )

         

         Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

         Форма урока: урок – обсуждение.

Цели:

-активизировать знания, полученные школьниками на других уроках; установить  межпредметные  связи: обществознание–  история - ИКТ.

-рассмотреть понятие государство

-разобрать основные признаки возникновения государства,

-определить функции и форму государства

-раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны  обязанности граждан.

Задачи: 

-разобрать причины возникновения государства

-рассмотреть теории происхождения государства

- раскрыть смысл понятий федерация, конфедерация, унитарное государство

-продолжить формирование навыков обработки обществоведческой  информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов; отработать практические навыки и умения при решении обществоведческих  задач

Оборудование: Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2011 г, .схемы, таблицы.

Методы: репродуктивный практическая работа, самостоятельная. 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, идёт знакомство с планом урока

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Прежде чем приступить изучению материала, давайте повторим, что мы выучили на прошлом уроке

А) Фронтальный опрос:

-Что такое политика?

-Функции политики?

-Что такое власть?

-Перечислите виды власти?

-Раскройте понятие политическая власть и ее признаки?

Б) Письменный опрос (тестирование)

Тест «Политика и власть»

1.Политикой древние греки называли:

А) Искусство ведения домашнего хозяйства

  б) Ораторское искусство

  в) Искусство управления государством

 г)  Политический талант

2. В чём особенность политической власти?

А) она распространяется только на политическую сферу жизни  б) она затрагивает только высшие слои общества  в) требования её распространяются на всех граждан проживающих в данном государстве   г)  не имеет право применять силовые методы

3.Верны ли следующие суждения о политике:

А. Политика – это деятельность в сфере отношений между  большими социальными группами и государством. Когда решается вопрос о власти.

Б. Политика – это участие в делах государства, определение формы. задач. содержания деятельности государства

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляется только в рамках государства

Б. Политическая власть осуществляется в рамках партий, профсоюзов. международных организаций

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

 5.На уроке учитель рассказывал о различных политических организациях. Сравните два типа политических организаций: политические партии и общественно-политические движения.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия

 

1) Выражают интересы определённых социальных групп.

2) Стремятся к завоеванию власти и к участию в её осуществлении.

3) Не имеют фиксированного членства.

4) Выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни.

 

Черты сходства

Черты отличия

4.Актуализация знаний.

Учитель: ребята, кто из вас знает, как образовывались государства? (Формирование темы урока)

 План.

 1). Причины возникновения государства

 2). Основные признаки и функции государства

 3). Форма государства

 4). Форма правления

 5). Государственное устройство

 6). Гражданство

1). Причины возникновения государства (Слайд 2)

Учитель:

Каждый человек является гражданином своего государства. А кто из вас знает, что означает понятие «государство»? Термин государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Но как же возникает государство? По этому поводу спорят учёные давно. Давайте рассмотрим причины появления государства.

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть. В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства (Слайд 3-4)

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

2 Закон (право)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

Внешние                                                                  Внутренние

1 Оборона                                                                1 Охрана порядка

2 Дипломатия                                                          2 Организация хозяйства

3). Форма государства (Слайд 5)

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Формы правления:

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
  1. Парламентская
  1. Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
  2. Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
  3. Правительство формируется парламентом
  4. Правительство несет ответственность перед парламентом
  1. Смешанная
  1. Президент (глава государства) избирается населением
  2. Глава правительства премьер-министр
  3. Правительство назначается президентом
  4. Правительство несет ответственность перед парламентом

5). Государственное устройство

Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

  • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
  • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
  • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

Конфедерация – союз государств.

Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

 6). Гражданство (Слайд 6)

Люди, проживающие в государстве являются гражданами этого государства. А что значит быть гражданином своей страны и какими правами, и обязанностями мы обладаем мы узнаем ответим на вопросы стр.19 №8-9. (письменно в тетрадь)

4.Закрепление изученного материала

А) Работа с документом (стр. 19)

Учитель: Ребята, скажите, какие выводы можно сделать, прочитав этот документ? Как приобретается гражданство в нашей стране?  

Б) Устный ответ учащихся на вопросы на стр. 19 в рубрике «Проверь себя» №1-7

5.Подведение итогов

Учитель: сегодня, ребята, мы разобрали понятие  «государство», теории его происхождения, познакомились с такими терминами, как федерация, конфедерация, унитарное государство, выяснили функции государства. Таким образом, все наши цели и задачи оказались выполнены.

6.Выставление оценок, д/з

1. Прочитать п.3, выучить теории происхождения государства, уметь объяснять новые термины

2. Ответить на вопросы в учебнике на стр. 19-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация....

Методическая разработка урока геометрии (8-й класс) по теме: «Признаки подобия треугольников»

Урок обобщения знаний. Технология урока - деловая игра. Технологическая карта урока и дидактический материал...

Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...