Рабочие программы по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 20011). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование раздела программа

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители.

Элементы дополнительного содержания

Д/з

Дата проведения

план

факт

1

1. Алгоритмы.

Ветвление в построчной записи алгоритма.

1

комбинированный

Алгоритм. Ветвление. Построчная запись алгоритмов.

Знать  алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; вложенные алгоритмы; Понимать построчную запись алгоритмов;

Уметь выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; составлять и записывать вложенные алгоритмы;

к/р №1

с.5 №5

1 нед

2

Ветвление

1

комбинированный

Ветвление, условия, сложные условия

Знать  запись ветвления в построчной форме;

Уметь выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;

к/р №1

с. 7 №7

2 нед

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

1

комбинированный

Цикл. Построчная запись циклического алгоритма.

Знать циклы; Уметь выполнять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять  поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

к/р №1

с.11 №11

3 нед

4

Алгоритм с параметрами.

1

комбинированный

Параметры. Цикл со счетчиком.

Знать алгоритмы с параметрами; повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров; Уметь выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

к/р №1

с.15 №15

4 нед

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

1

комбинированный

Пошаговая запись результатов.

Знать линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; Уметь выполнять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять  поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

к/р №1

5 нед

6

Подготовка к контрольной работе.

1

закреп-ление

6 нед

7

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1

контрольный

7 нед

8

Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов.

1

закреп-ление

8 нед

9

2. Группы (классы) объектов.

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

1

комбини-рованный

Объект. Группа объектов.  Имя объекта и группы, их отличительные признаки.

Знать состав и действия объектов с одним общим названием;  отличительные признаки группы объектов;

Уметь описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;

к/р №2

9 нед

10

Схема состава объекта. Адрес составной части.

1

комбини-рованный

Схема состава объекта. Адрес составной части.

Знать  состав и действия объектов с одним общим названием; составные объекты, отношение «состоит из»; понятие адреса объекта;

Уметь находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

к/р №2

10 нед

11

Массив объектов на схеме состава.

1

комбини-рованный

Массив объектов

Знать схема (дерево) состава; относительные адреса в составных объектах;

Уметь именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;

к/р №2

11 нед

12

Признаки и действия составных частей объекта.

1

комбини-рованный

Признаки и действия составных частей объекта.

Знать признаки и действия составных частей объекта.

Уметь записывать значения  признаков в виде таблицы;  описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

к/р №2

12 нед

13

Подготовка к контрольной работе.

1

Закрепле-ние

к/р №2

13 нед

14

Контрольная работа №2 «Состав объекта».

1

контроль-ный

14 нед

15

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

1

Закрепле-ние

15 нед

16

3.Логические рассуждения.

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

1

комбинированный

Множество. Элементы множества.  Подмножество. Пересечение множеств

Знать   отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); понятия множество, подмножество;

Уметь изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;

 

к/р №3

16 нед

17

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

1

комбинированный

Отношения между множествами, истинность высказываний.

Знать   отношения между множествами объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»;

Уметь определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

к/р №3

17 нед

18

Описание отношений между объектами с помощью графов.

1

комбинированный

Операции над множествами, логические операции.

Знать   связь операций над множествами и логических операций

Уметь  строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;

к/р №3

18 нед

19

Пути в графах.

1

комбинированный

Пути в графах.

Знать   пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;

Уметь строить и описывать пути в графах;  

к/р №3

19 нед

20

Высказывания и подграфы.

1

комбинированный

Высказывания и подграфы.

Уметь выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

к/р №3

20 нед

21

Правило «Если – то».

1

комбинированный

Правило «Если – то».

Знать   правила вывода «если …, то …»; цепочки правил вывода;

Уметь записывать выводы в виде правил «если …, то …»;  

к/р №3

21 нед

22

Схема рассуждений.

1

комбинированный

Схемы рассуждений из правил «если …, то …»

Знать   простейшие графы «и – или»;

Уметь составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

к/р №3

22 нед

23

Построение графов. Подготовка к контрольной работе.

1

Закрепле-ние

Графы и подграфы.

Уметь строить графы различной сложности

к/р №3

23 нед

24

Контрольная работа №3 «Графы».

1

Контрольный

24 нед

25

Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов.

1

Закрепле-ние

25 нед

26

4. Применение моделей (схем) для решения задач.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

1

комбинированный

Объекты с необычным составом.

Знать   приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»);

Уметь придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;

к/р №4

26 нед

27

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

1

комбинированный

Действия объектов.

Знать   связь изменения объектов и их функционального назначения;

Уметь находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;

к/р №4

27 нед

28

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

1

комбинированный

Признаки объектов.

Знать   связь изменения объектов и их функционального назначения;

Уметь придумывать и описывать объекты с необычными признаками;

к/р №4

28 нед

29

Объекты, выполняющие обратные действия.

1

комбинированный

Объекты, выполняющие обратные действия.

Уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;

к/р №4

29 нед

30

Алгоритм обратного действия.

1

комбинированный

Алгоритм обратного действия.

Знать   применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов.

Уметь соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

к/р №4

30 нед

31

Подготовка к контрольной работе.

1

Закрепле-ние

к/р №4

31 нед

32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1

Контрольный

32 нед

33

Работа над ошибками.

1

Закрепле-ние

33 нед

34

Резервный урок

1

Закрепле-ние

34 нед



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю  в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  1. описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  2. описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  3. описание логических  рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  4. применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


 Содержание курса

предмета «Информатика и ИКТ»

4 класс

1. Алгоритмы (8 часов). 

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

2. Объекты (7 часов).

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

3. Логические рассуждения (10 часов). 

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

4. Применение моделей (схем) для решения задач (9 часов).

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  1. определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
  2. описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  3. заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  4. выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  5. изображать множества с разным взаимным расположением;
  6. записывать выводы в виде правил «если – то»;
  7. по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

 


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...