Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по информатике, программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11классы: методическое пособие / составитель М.Н Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. (Программы и планирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-7_klassy_bosova_.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 110»

_____________А. И. Васькова

приказ № 21 от «01» «сентября» 2011г.

Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы № 110

от «27» августа 2011г.

Протокол № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Р. В. Булдакова

РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики

_____________Л. И. Осипова

Протокол № 1

от «25» августа 2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

на 2011-2012 учебный год

Предмет информатика ИКТ

Класс 5А, 5Б, 6А, 6Б, 6В, 7А

Количество часов, год (неделя) 34 (1)

Составитель Косогорова Анна Андреевна,

учитель информатики и ИКТ

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, примерной программой основного общего образования по информатике, программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11классы: методическое пособие / составитель М.Н Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. (Программы и планирование).

Новокузнецк, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики ИКТ, которые определены стандартом.

Рабочая программа создана в соответствии с примерной программой основного общего образования для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ, программы для общеобразовательных учреждений: Информатика и ИКТ. 2 - 11классы: методическое пособие / составитель М.Н Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование); учебников: Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-192с.:ил.; Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87.: ил.; Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-208 с.: ил.; Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 118 с.: ил.; Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-229с.:ил.; Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111.: ил.

Изучение материала осуществляется постепенно на протяжении всего периода обучения в школе.

Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа разработана на основании примерной программы основного общего образования по информатике Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатики. Рабочая программа реализуется за счет компонента образовательного учреждения в объеме 1 час в неделю.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  1. формировать основные общеучебные умения информационно-логического характера; построение логических цепочек рассуждений;
  2. создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  3. показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  4. расширить использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования, передачи информации;
  5. организовать деятельность направленную на овладение навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  6. создать условия для продуктивного взаимодействия и сотрудничества: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной форме, умение выступать перед аудиторией, представлять свои результаты с использованием ИКТ.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта общего образования и опирается на их содержание.

Курс предусматривает, в 5, 6, 7 классах, изучение следующих разделов:

  1. Компьютер для начинающих;
  2.  Информация вокруг нас;
  3. Информационные технологии;
  4. Компьютер и информация;
  5. Человек и информация;
  6. Элементы алгоритмизации;
  7. Объекты и их имена;
  8. Информационное моделирование;
  9. Алгоритмика;
  10. Повторение.

Отличительными чертами данного курса является включение в раздел примечания календарно-тематического планирования содержание деятельности по формированию информационной культуры обучающихся в рамках инновационного проекта.

В курсе информатики и ИКТ для основного общего образования основное внимание уделяется  формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Особенности организации учебного процесса является ориентация на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость.

Для организации учебного процесса по данному курсу программой предусмотрено проведение различных типов уроков: вводные уроки, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок практических работ.

Контроль достижения обучающихся уровня государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в виде тематического и административного контроля. Используются следующие формы контроля: контрольный опрос, тестирование, итоговая контрольная работа, итоговая практическая работа.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  2. Таблица 1 — Тематический план

№ п/п

Разделы, темы

  1. Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

1

Компьютер для начинающих.

8

8

-

-

2

Информация вокруг нас.

14

14

-

-

3

Информационные технологии.

11

11

-

-

4

Компьютер и информация.

12

-

12

-

5

Человек и информация.

12

-

12

-

6

Элементы алгоритмизации.

9

-

9

-

7

Объекты и их имена.

6

-

-

6

8

Информационное моделирование.

20

-

-

20

9

Алгоритмика.

8

-

-

8

10

Резервное время.

6

1

1

1

Итого

105

34

34

34


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс

Раздел I. Компьютер для начинающих (8 ч)

Тема 1. Информация и информатика.

Тема 2. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Тема 3. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Тема 4. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Раздел II. Информация вокруг нас (14 ч)

Тема 1. Действия с информацией.

Тема 2. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Тема 3. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Тема 4. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Раздел III. Информационные технологии (11 ч)

Тема 1. Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Раздел IV. Повторение (1 ч)


6 класс

Раздел I. Компьютер и информация (12 ч)

Тема 1. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Тема 2. Единицы измерения информации.

Раздел II. Человек и информация (12 ч)

Тема 1. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.

Тема 2. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Раздел III. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Тема 1. Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов.

Тема 2. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Раздел IV. Повторение (1 ч)


7 класс

Раздел I. Объекты и их имена (6 ч)

Тема 1. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Тема 2. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Раздел II. Информационное моделирование (20 ч)

Тема 1. Модели объектов и их назначение.

Тема 2. Информационные модели.

Тема 3. Словесные информационные модели.

Тема 4. Многоуровневые списки.

Тема 5. Математические модели.

Тема 6. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Тема 7. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Тема 8. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел III. Алгоритмика (7 ч)

Тема 1. Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Тема 2. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Раздел IV. Повторение (1 ч)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

должны знать:

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  4. программный принцип работы компьютера;
  5. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

должны уметь:

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. создавать информационные объекты, в том числе:
  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  2. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  4. создавать записи в базе данных;
  5. создавать презентации на основе шаблонов;
  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  5. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Для учителя:

  1. Информатика и ИКТ»: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-192с.:ил.;
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87.: ил.;
  3. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-208 с.: ил.;
  4. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 118 с.: ил.;
  5. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-229с.:ил.;
  6. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111.: ил.;
  7. Занимательные задачи по информатике / Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 152 с.;
  8. Информатика и ИКТ. 5 - 7 классы: методическое пособие / Босова Л. Л., Босова А. Ю. - 2 изд., доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-479 с.;
  9. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-93с.:ил.-(Программы и планирование).
  10. Преподавание информатики в 5 - 7 классах/ Л. Л. Босова. - 2-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 342 с.: ил.;
  11. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. -2-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-167 с.;
  12. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса: методическое пособие /  Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-162 с.;
  13. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-174 с.

Дополнительная литература:

  1. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. WINDOWS: лаборатория мастера: практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. — М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком—Пресс, 2002. — 656 с.
  2. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: учебное пособие. — М.:АСТ—ПРЕСС КНИГА: Инфорком—Пресс, 1999. — 480 с.
  3. Югова Н. Л., Камалов Р. Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. — М.:ВАКО, 2010. — 128 с.
  4. Югова Н. Л., Хлобыстова И. Ю. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. — М.:ВАКО, 2010. — 160 с.

Для обучающегося:

  1. Информатика и ИКТ»: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-192с.:ил.;
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87.: ил.;
  3. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-208 с.: ил.;
  4. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 118 с.: ил.;
  5. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-229с.:ил.;
  6. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л. Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111.: ил.

Оборудование:

  1. комнатный кондиционер LG — 1 шт.;
  2. ионный очиститель воздуха AirComfort XJ-3500 — 1 шт.;
  3. ультразвуковой увлажнитель воздуха AIR-O-SWISS U7141 — 1 шт.
  4. Информатика и ИКТ. 5 - 6 классы: комплект плакатов и методическое пособие — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 12 плакатов, 55 с.:ил.

Аппаратное обеспечение:

  1. ПК:
  1. DEPO Neos 230SE, E3300/2GDDR800/T250G/DVD+-R, W//KB/Mo/400W/CARE3, дата производства: 14. 08. 2010 г. — 13 шт;
  2. монитор: acer v193w — 13 шт;
  1. проектор Epson EB - X7 — 1 шт.;
  2. интерактивная доска IQ Board — 1 шт.;
  3. принтер Samsung Laser MFP SCX-4200 Series — 1 шт.

Программное обеспечение:

  1. Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

Информационные ресурсы:

  1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ сайт доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования Босовой Людмилы Леонидовны, автора более 200 научно-методических трудов, в том числе УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-7 и 8-9 классы);
  2. http://www.school.edu.ru/default.asp/— Российский общеобразовательный портал Министерство образования и науки;
  3. http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/— методическая копилка учителя информатики;
  4. http://vlad-ezhov.narod.ru/zor/p1aa1.html/— цифровые образовательные ресурсы;
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/— единая коллекция цифровых образовательных ресурсов лауреат премии Правительства РФ в области образования;
  6. http://festival.1september.ru/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
  7. http://www.5byte.ru/— теоретический материал школьной программы за 8, 9, 10 и 11 класс, тесты по всем темам школьного курса.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Диск 1, 2, 3 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября», 2010/2011
  2. Диск «Участнику конкурса КИТ», программы для Windows и Linux, 24 ноября 2011 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Таблица 2 — Календарно-тематическое планирование на 5 класс

№ и тема раздела (общее количество часов по разделу)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

1.Компьютер для начинающих

(8 ч)

1

01.09.11

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Вводный урок.

2

08.09.11

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

3

15.09.11

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1. по теме: «Знакомство с клавиатурой».

ИД: формирование исходных понятий, ПР №1

4

22.09.11

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.

5

29.09.11

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Урок-путешествие.

6

06.10.11

Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2 по теме: «Освоение мыши».

ПР №2

7

13.10.11

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. по теме: «Запуск программ. Основные элементы окна программы».

ИД: использование сетевых ресурсов для школьников, ПР №3

8

20.10.11

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер для начинающих». Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4 по теме: «Знакомимся с компьютерным меню».

ПР №4, Т, КР №1

2.Информация вокруг нас

(14 ч)

9

27.10.11

Действия с информацией. Хранение информации.

ИД: использование краткого и развернутого ответа.

10

03.11.11

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

11

17.11.11

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

12

24.11.11

Кодирование информации.

Т

13

01.12.11

Формы представления информации. Метод координат.

14

08.12.11

Текст как форма представления информации.

15

15.12.11

Табличная форма представления информации.

ИД: Интернет источник информации

16

22.12.11

Наглядные формы представления информации. Контрольная работа №2 по теме «Информация вокруг нас».

КР №2, Т

17

12.01.12

Обработка информации. Практическая работа №5 по теме: «Обработка информации».

ПР №5

18

19.01.12

Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 по теме: «Ввод слов».

ИД: формулировка главной мысли текста, ПР №6

19

26.01.12

Обработка текстовой информации. Практическая работа №7 по теме: «Редактирование текста».

ПР №7

20

02.02.12

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8 по теме: «Работа с фрагментами текста».

ПР №8

21

09.02.12

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8 по теме: «Работа с фрагментами текста».

ПР №8

22

16.02.12

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

ИД: использование краткого изложения информации, Т

3.Информационные технологии

(10 ч)

23

01.03.12

Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа №9 по теме: «Форматирование текста».

ПР №9

24

15.03.12

Компьютерная графика. Кодирование как изменение формы представления информации. Практическая работа №10 по теме: «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».

ПР №10

25

22.03.12

Инструменты графического редактора. Практическая работа №11 по теме: «Начинаем рисовать».

Урок-викторина, ПР №11

26

05.04.12

Контрольная работа №3 по теме: «Информационные технологии». Обработка графической информации. Практическая работа №11 по теме «Начинаем рисовать».

Т, КР №3,  ПР №11

27

12.04.12

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 по теме: «Создание комбинированных документов».

ИД: составление простого плана, ПР №12

28

19.04.12

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №13 по теме: «Выполняем вычисления  с помощью приложения Калькулятор».

ПР №13

29

26.04.12

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №14 по теме: «Работа с графическими фрагментами».

ИД: свертывание информации, как основа сжатого изложения, ПР №14

30

03.05.12

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

Урок-игра.

31

10.05.12

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

Т, урок-игра.

32

17.05.12

Итоговая контрольная работа №4 по теме: «Создание движущихся изображений». Практическая работа №15 по теме: «Анимация» (начало).

КР №4, Т, ПР №15

33

24.05.12

Создание движущихся изображений. Практическая работа №15 по теме: «Анимация» (завершение).

ИД: составление плана — основа результата, ПР №15

4.Повторение

(1 ч)

34

31.05.12

Итоговый мини – проект. Практическая работа №16 «Создаем анимацию на свободную тему».

ПР №16


Таблица 3 — Календарно-тематическое планирование на 6 класс

№ и тема раздела (общее количество часов по разделу)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

1.Компьютер и информация

(12 ч)

1

03.09.11

Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Вводный урок, ИД: формирование исходных понятий.

2

10.09.11

Файлы и папки. Практическая работа №1 по теме: «Работа с файлами и папками».

ПР №1

3

17.09.11

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2  по теме: «Знакомимся с тестовым процессором OpenOffice.org Writer».

РЗ, ПР №2

4

24.09.11

Двоичное кодирование числовой информации.  Практическая работа №2 по теме: «Знакомимся с тестовым процессором OpenOffice.org Writer.»

РЗ, ПР №2

5

01.10.11

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

РЗ, урок-викторина.

6

08.10.11

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 по теме: «Редактируем и форматируем текст».

ИД: расширение представления об электронных документах, ПР №3

7

15.10.11

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 по теме: «Редактируем и форматируем текст».

Т, ПР №3

8

22.10.11

Создание документов в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer. Практическая контрольная работа №1 по теме «Создание текстовых документов».

ПКР №1

9

29.10.11

Растровое кодирование графической информации.

ИД: использование краткого и развернутого ответа при подготовке к уроку.

10

05.11.11

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 по теме: «Нумерованные списки».

ПР №4

11

19.11.11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5 по теме: «Маркированные списки».

РЗ, ПР №5

12

26.11.11

Контрольная работа №2 по теме: «Информация и знания». Практическая работа №6 по теме: «Создаем таблицы».

КР №2, Т

2.Человек и информация

(12 ч)

13

03.12.11

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 по теме: «Создаем таблицы».

Урок-викторина, ПР №6

14

10.12.11

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 по теме: « Размещаем текст и графику в таблице».

ПР №7, Т

15

17.12.11

Как образуются понятия. Практическая работа №8 по теме: «Строим диаграммы».

ИД: адресный поиск и алгоритм его выполнения, ПР №8

16

24.12.11

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа №3 по теме: «Информация».

ПКР №3

17

14.01.12

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 по теме: «Строим диаграммы».

ИД: самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного, ПР №8

18

21.01.12

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 по теме: «Изучаем графический редактор ColourPaint».

РЗ, ПР №9

19

28.01.12

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 по теме: «Изучаем графический редактор ColourPaint».

Урок-путешествие, ПР №9

20

04.02.12

Определение понятия. Практическая работа №10 по теме: «Планируем работу в графическом редакторе».

ПР №10

21

11.02.12

Классификация. Практическая работа №10 по теме: «Планируем работу в графическом редакторе».

ИД: составление справочной аннотации, ПР №10

22

18.02.12

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 по теме:  «Рисуем в редакторе OpenOffice.org Writer».

ПР №11

23

25.02.12

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 по теме: «Рисуем в редакторе OpenOffice.org Writer».

ПР №11

24

03.03.12

Контрольная работа №4 по теме: «Человек и информация». Что такое алгоритм. Практическая работа №12 по теме: « Рисунок на свободную тему».

КР №4, Т, ПР №12

3.Алгоритмы и исполнители

(9 ч)

25

10.03.12

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

ИД: план — логическое изложение текста.

26

17.03.12

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа №5 по теме: «Создание графических изображений».

ПКР №5

27

07.04.12

Линейные алгоритмы.

Урок-путешествие.

28

14.04.12

Практическая работа №13 по теме: «OpenOffice.org Impress. Часы».

ПР №13

29

21.04.12

Алгоритмы с ветвлениями.

Т

30

28.04.12

Практическая работа №14 по теме: «OpenOffice.org Impress. Времена года».

ПР №14

31

05.05.12

Циклические алгоритмы.

ИД: виды изложения информации.

32

12.05.12

Практическая работа №15 по теме: «OpenOffice.org Impress. Скакалочка».

ПР №15

33

19.05.12

Контрольная работа №6 по теме «Алгоритмы и исполнители». Систематизация информации. Практическая работа №16 по теме: «Работаем с файлами и папками».

ПР №16, КР №6, Т

4.Повторение

(1 ч)

34

26.05.12

Итоговый мини – проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»

ИД: использование отзыва при защите проекта, ПР №17


  1. Таблица 4 — Календарно-тематическое планирование на 7 класс

№ и тема раздела (общее количество часов по разделу)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

1.Объекты и системы

(6 ч)

1

03.09.11

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 по теме: «Работаем с основными объектами операционной системы».

Вводный урок. ИД: формирование исходных понятий, ПР №1

2

10.09.11

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 по теме: «Работа с объектами файловой системы».

ПР №2

3

17.09.11

Состав объектов. Практическая работа №3 по теме: «Создаем текстовые объекты».

Урок-викторина, ПР №3

4

24.09.11

Системы объекта. Практическая работа №3 по теме: «Создаем текстовые объекты».

ПР №3

5

01.10.11

Система окружающая среда. Практическая работа №3 по теме: «Создаем текстовые объекты».

ПР №3

6

08.10.11

Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме: «Объекты и система».

ИД: классификация документа по назначению, КР №1, Т

2.Информационное моделирование

(20 ч)

7

15.10.11

Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4  по теме: «Создаем словесные модели».

ПР №4

8

22.10.11

Информационные модели. Практическая работа № 5 по теме: «Графические модели».

ПР №5

9

29.10.11

Словесные информационные модели. Практическая работа № 6 по теме: «Создаем словесные модели».

ИД: ключевые слова при ответе на вопрос, ПР №6

10

05.11.11

Словесные информационные модели. Практическая работа №6  по теме: «Создаем словесные модели».

ПР №6

11

19.11.11

Словесные информационные модели. Практическая работа №6 по теме: «Создаем словесные модели».

ПР №6

12

26.11.11

Многоуровневые списки. Практическая работа №7 по теме: «Многоуровневые списки».

ПР №7

13

03.12.11

Математические модели. Контрольная работа №2 по теме: «Информационное моделирование».

КР №2, Т

14

10.12.11

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №8 по теме: «Создаем табличные модели».

ИД: использование разных видов поиска информации, ПР №8

15

17.12.11

Простые таблицы. Практическая работа №8 по теме: «Создаем табличные модели».

ПР №8

16

24.12.11

Сложные таблицы. Практическая работа №8 по теме: «Создаем табличные модели».

ПР №8

17

14.01.12

Табличное решение логических задач. Практическая работа №8 по теме: «Создаем вычислительные таблицы».

ПР №8

18

21.01.12

Вычислительные таблицы. Практическая работа №9 по теме: «Создаем вычислительные таблицы».

ПР №9, урок- путешествие.

19

28.01.12

Электронные таблицы. Практическая работа №10 по теме: «Знакомимся с электронными таблицами».

ИД: самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного, ПР №10

20

04.02.12

Электронные таблицы. Практическая работа №10 по теме: «Знакомимся с электронными таблицами».

ПР №10, Т

21

11.02.12

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №11 по теме: «Создаем диаграммы и графики».

ПР №11

22

18.02.12

График и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №11 по теме: «Создаем диаграммы и графики».

ПР №11

23

25.02.12

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №11  по теме: «Создаем диаграммы и графики».

ИД: составление справочной аннотации,

ПР №11

24

03.03.12

Многообразие схем. Практическая работа №12  по теме: «Схемы, графы и деревья».

ПР №12

25

10.03.12

Информационные модели на графиках. Практическая работа №12 по теме: «Схемы, графы и деревья».

ИД: использование рассуждения при ответе, ПР №12

26

17.03.12

Деревья. Практическая работа №12 по теме «Схемы, графы и деревья». Контрольная работа №3 по теме «Табличные модели».

КР №2, Т, ПР №12

3.Алгоритмика

(7 ч)

27

07.04.12

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика.

28

14.04.12

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика.

29

21.04.12

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика.

Урок-путешествие.

30

28.04.12

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика.

ИД: составление доклада на заданную тему.

31

05.05.12

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Робот в среде Алгоритмика.

Т

32

12.05.12

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика.

33

19.05.12

Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмы».

4.Повторение

(1ч)

34

26.05.12

Итоговый проект. Практическая работа № 13 «Итоговая работа»

ИД: использование отзыва при защите проекта.

Планируемые виды работ, формы контроля: ПР – практическая работа, Т – тестовое задание, РЗ – решение задач, КР № – тематическая контрольная работа, ИД- формирование информационной культуры (информационная деятельность).


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

  1. Таблица 5 — Выполнение практической части программы в 5 классе

п/п

Вид

Тема

Кол-во часов

1

Практическая работа №1

Знакомство с клавиатурой

1

2

Практическая работа №2

Осваиваем мышь

1

3

Практическая работа №3

Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

1

4

Практическая работа №4

Знакомимся с компьютерным меню.

1

5

Практическая работа №5

Обработка информации.

1

6

Практическая работа №6

Вводим текст.

1

7

Практическая работа №7

Редактируем текст.

1

8

Практическая работа №8

Работа с фрагментами текста

2

9

Практическая работа №9

Форматируем текст.

1

10

Практическая работа №10

Знакомимся с инструментами рисования графического  редактора.

1

11

Практическая работа №11

Начинаем рисовать.

2

12

Практическая работа №12

Создаем комбинированные документы.

1

13

Практическая работа №13

Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

1

14

Практическая работа №14

Работаем с графическими фрагментами.

1

15

Практическая работа №15

Создаем анимацию на заданную тему.

2

16

Практическая работа №16

Создаем анимацию на свободную тему.

1


  1. Таблица 6 — Выполнение практической части программы в 6 классе

п/п

Вид

Тема

Кол-во часов

1

Практическая работа №1

Работаем с файлами и папками.

1

2

Практическая работа №2

Знакомимся с тестовым процессором OpenOffice.org Writer.

2

3

Практическая работа №3

Редактируем и форматируем текст.

2

4

Практическая работа №4

Нумерованные списки.

1

5

Практическая работа №5

Маркированные списки.

1

6

Практическая работа №6

Создаем таблицы.

2

7

Практическая работа №7

Размещаем текст и графику в таблице.

1

8

Практическая работа №8

Стоим диаграммы.

2

9

Практическая работа №9

Изучаем графический редактор ColourPaint.

2

10

Практическая работа №10

Планируем работу в графическом редакторе.

2

11

Практическая работа №11

Рисуем в редакторе OpenOffice.org Writer.

2

12

Практическая работа №12

Рисунок на свободную тему.

1

13

Практическая работа №13

OpenOffice.org Impress. Часы.

1

14

Практическая работа №14

OpenOffice.org Impress. Времена года.

1

15

Практическая работа №15

OpenOffice.org Impress. Скакалочка.

1

16

Практическая работа №16

Работаем с файлами и папками.

1

17

Практическая работа №17

Создаем слайд – шоу.

1


  1. Таблица 7 — Выполнение практической части программы в 7 классе

п/п

Вид

Тема

Кол-во часов

1

Практическая работа №1

Работаем с основными объектами операционной системы.

1

2

Практическая работа №2

Работа с объектами файловой системы.

1

3

Практическая работа №3

Создаем текстовые объекты.

3

4

Практическая работа №4

Создаем словесные модели.

1

5

Практическая работа №5

Графические модели.

1

6

Практическая работа №6

Модели и их назначение.

3

7

Практическая работа №7

Многоуровневые списки.

1

8

Практическая работа №8

Создаем табличные модели

4

9

Практическая работа №9

Создаем вычислительные таблицы.

1

10

Практическая работа №10

Знакомимся с электронными таблицами.

2

11

Практическая работа №11

Создаем диаграммы и графики.

3

12

Практическая работа №12

Схемы, графы и деревья.

3

13

Практическая работа №13

Итоговая работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...