Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Трофимова Вера Владимировна

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием  стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дельнейшего образования с использованием современных технологий.   

Возможности новых технологий, в том числе информационных, колоссальны. Вместе с тем, как отмечал еще Норберт Винер, новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и зла. Количество информации, как известно, не гарантирует её качества. Сделать правильный выбор из потока разноречивой информации, не допустить в собственное сознание «информационный вирус» способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.

Таким образом, главной задачей учителя информатики сегодня является формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации.

Решение  поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуальной сферы учащихся. Я подобрала задачи, упражнения, игры для развития логического, критического и креативного мышления, а также памяти, воображения, внимания и предлагаю их вам.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_is_.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

           

   Трофимова Вера Владимировна,

         учитель информатики  МОБУ СОШ № 3

р.п. Октябрьский

 РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием  стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дельнейшего образования с использованием современных технологий. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, по моему мнению, следующими качествами, являющимися ценностными и для общества:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности;
  2. критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;
  3. самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;
  4. грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;
  5. быть коммуникабельным, уметь работать  различных группах.

В связи с этим мне особенна близка мысль одного из авторов школы адаптирующей педагогики Евгения Ямбурга, согласно которой основная цель образования – передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в  быстро меняющемся мире, т.е. дать возможность ребенку не только получить готовое, но и достигать чего-то самостоятельно, помочь ребенку построить научную картину мира и создать все условия для его социализации. Данная идея находит свое отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования: «Изучение  информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, овладение умениями организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты, выработку навыков применения средств информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем  освоении профессий, востребованный на рынке труда».

Возможности новых технологий, в том числе информационных, колоссальны. Вместе с тем, как отмечал еще Норберт Винер, новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и зла. Количество информации, как известно, не гарантирует её качества. Сделать правильный выбор из потока разноречивой информации, не допустить в собственное сознание «информационный вирус» способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.

Таким образом, главной задачей учителя информатики сегодня является формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации.

Решение  поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуальной сферы учащихся.

Интеллектуальная сфера включает в себя:

  1. логическое мышление;
  2. критическое мышление;
  3. креативное мышление;
  4. память;
  5. воображение;
  6. внимание.

Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоянное развитие всех вышеперечисленных  составляющих.

Цель, задачи деятельности

Исходя из определенных личностных качеств современного выпускника, ценностных предпочтений общества, целей школьного образования вижу цель своей педагогической деятельности в следующем: помочь обучающемуся сформироваться как личности, способной адаптироваться к современным условиям, умеющей самостоятельно разрешать проблемы, добывать и применять знания.

Для достижения  указанной целевой установки ставлю перед собой следующие задачи:

1. Способствовать формированию у обучающихся информационной компетентности.

Эта задача, по моему мнению, является одной из приоритетных в современном общем образовании, т.к. несет в себе общеучебный, общеинтеллектуальный и воспитательный характер. Само понятие «информационная компетентность» включает в себя научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания основных информационных законов в природе и обществе, использование для  этого различных средств современных информационных технологий, этических и правовых  норм поведения людей в информационной среде, что в свою очередь является объектом изучения предмета «информатика».

2.    Учить обучающихся применять полученные знания на практике.

Решение данной задачи позволяет вовлечь каждого обучающегося в учебный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности посредством возможности применения приобретенных знаний в практической деятельности. При изучении каждой темы ребенок четко осознает: где, как, для чего, эти знания могут быть использованы.

3.  Создавать условия для развития у  обучающихся операционного мышления.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном  информационном обществе в первую очередь необходимо развивать операционное мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации объекта и т.д.) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

4.    Способствовать развитию  познавательного интереса к предмету. 

Роль познавательного интереса  в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Организация образовательного процесса

Как было определено выше, одной из задач является формирование у обучающихся информационной компетентности. Наверное, ни один из школьных предметов не обладает содержательным, методическим и техническим потенциалом для решения данной задачи, как информатика. При  этом в своей деятельности исключаю  использование только технократического подхода,  который предполагает полное превращение знаний в информацию с последующим применением технических устройств: компьютера и компьютерных сетей. Обучающийся в этом случае видится как некое устройство по преобразованию информации, а информатика  трактуется только как дисциплина о методах  сбора, хранения и переработки информации. Для меня очевидны психологические и социальные последствия такого подхода: утрата реальных связей с миром и замена их виртуальной реальностью, оскудение интеллектуального и этического потенциала моих детей.

Считаю, что для решения  задачи формирования информационной компетентности обучающихся наиболее эффективно использование интеграции информатики с другими предметами – она позволяет  объединить работу с различными видами информации, выявить их взаимное проникновение.

Анализ диагностики мотивационной сферы школьников выявил преобладание таких её компонентов, как интерес к предмету, понимание его социальной, практической значимости, ориентация на получение профессии.

Рисунок 1.

Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.

Для развития интеллектуальной сферы учащихся осуществляются следующие виды деятельности:

  1. проведение разминки;
  2. решение занимательных задач;
  3. обсуждение «фразы недели»;
  4. проведение викторины;
  5. проведение дидактических игр;
  6. решение и составление  ребусов и кроссвордов;
  7. разработка   презентации.

Проведение разминки – развитие памяти и внимания

Разминка проводится в начале урока и включает в себя вопросы из разных областей знаний. Вопросы читаются один раз и требуют быстрого  ответа (время на размышление – не более 2 секунд). Как показывает опыт, такое  начало урока детям очень нравится,  и они моментально включаются в работу. Таким  образом, разминка выполняет еще и организационную функцию.

Примеры вопросов разминки:

  1. Минимальная единица информации. (Бит.)
  2. Неопределенная форма глаголов. (Инфинитив.)
  3. Рабочий  элемент электронной таблицы. (Ячейка.)
  4. Нераскрывшийся цветок. (Бутон.)
  5. Назначение процессора. (Обработка информации.)
  6. Украинский город, знакомый шведам. (Полтава.)
  7. Устройства ввода информации. (Мышь, клавиатура, сканер и др.)
  8. И скамья, и магазин. (Лавка.)
  9. И часть дерева, и часть слова. (Корень.)
  10. И офисная мебель, и  элемент файловой системы Windows. (Рабочий стол.)
  11. Чему равно два в квадрате? Пять в квадрате? Семь в квадрате? Угол в квадрате? (90 градусов.)

Решение занимательных задач – развитие логического мышления

Такие задачи получили у детей название «задач на +», так как ученик, давший правильный ответ, получает «+», который учитель записывает в специальную тетрадь. Ученики, набравшие пять «+», получают оценку «5».

Решать  задачи лучше в конце  урока, оставив на  это около 5 минут. В этом случае дети ждут не звонка с урока, а «задачек» и стараются работать эффективнее, чтобы осталось время на «плюсики».

Таким образом, «оторвав от урока целых 5 минут» можно решить несколько актуальных проблем:

  1. Повысить мотивацию учащихся;
  2. Избежать снижения мыслительной активности учащихся к концу урока;
  3. Развить логическое мышление учащихся.

Как показывает практика, некоторые ребята настолько увлекаются занимательными задачами, что начинают сами искать их и задавать друг другу и учителям. Не страшно, если задачи порой далеки от программы по  информатике. Важно то, что мысль ребенка работает,  растет самооценка и оценка его товарищами, как следствие этого, повышает мотивация ученика – ему уже неловко учиться плохо. В моей практике были  случаи, когда слабый ученик проявлял чудеса смекалки при решении «задач на +», что заставляло одноклассников по-другому  взглянуть на своего товарища.

Развитие логического мышления приводит к более высоким результатам на интеллектуальных марафонах.

Примеры «задач на +».

  1. Определив тип связи между элементами, напишите вместо знака вопроса ответ:

РУЧКА          П

МАШИНА        Г

САМОЛЕТ         ? (А – ангар.)

  1. Вставьте вместо точек слово из трех букв, которое будет окончанием одного слова и началом другого.

КУ (…) АЛ                КУ (БОК) АЛ.

  1. Метаграмма:

Чтоб превратить меня из малого в большое,

Не надо быть волшебником, друзья!

Вы замените букву «Б» в известном слове,

И сразу стану самым крупным я!

(Бит – кит.)

4. Чи-та-ем по сло-гам

и Сезанн, и Гоген

ресурс

черепаховый суп

«мать

всех пороков»

п

о

л

ь

з

а

п

а

с

т

о

р

т

ю

л

е

н

ь

благо, выгода

... Шлаг из «Семнадцати мгновений весны»

крылатка, тевяк, сивуч

Обсуждение «фразы недели» - развитие критического мышления

        В качестве «фразы недели» выбирается афоризм. Фраза записывается на доске (или вывешивается на доске в виде плаката), и дети видят её, входя в класс. В середине урока (2-3 минуты), когда все уже прочитали афоризм не один раз, учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу фразы (каков её смысл, согласны с ней, в каких случаях можно применить фразу).

        Обсуждение  также  способствует развитию речи, умению выражать свои мысли.

Примеры афоризмов.

  1. Человек стремится к знанию, и, как  только в  нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. (Ф. Нансен.)
  2. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. (И. Гёте.)
  3. Глупые мысли бывают у всякого, только умный  их не высказывает. (В. Буш.)
  4. Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. (Р. Эмерсон.)
  5. Правда – точное горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее  здоровье. (О. Бальзак.)

Проведение викторины – развитие логического мышления, креативного мышления и воображения

Викторину целесообразно проводить в рамках предметной недели или по завершению изучения какой-либо темы. Она включает в себя решение логических задач, анаграмм, ребусов, кроссвордов, задач и кодирование информации и системы счисления, задач на прохождение закономерностей, а также творческие задания.

Примеры творческих заданий.

  1. Предложите новые значения известных аббревиатур.

Например:

ИТ – Информационные Технологии (известное).

ИТ – Интеллект и Творчество (новое).

а) ОП – Оперативная Память

           ОП  -

б) ТР – Текстовый Редактор

            ТР -

в) ЭТ – Электронная Таблица

    ЭТ –

г)  ИП – Информационные Процессы

     ИП –

2. Используя известные вам информационные технологии, расскажите о том, что такое ИНФОРМАТИКА, людям, которые о ней никогда не слышали.

 

Проведение дидактической игры – развитие логического, креативного мышления и воображения, коммуникативных способностей

Урок-игра эффективно помогает при закреплении и контроле материала. Во время игры участники лучше узнают друг друга, проявляют свои способности в необычных и нестандартных ситуациях. Кроме того, интеллектуальная игра повышает мотивацию изучения предметов. Вслед за желанием играть, отгадывать, собирать головоломки появится желание находить решение уже более серьезных, неигровых проблем.

Примеры дидактических игр:

Игра «Слова»

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

1. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2. Объяснить смысл этого  понятия.

Примеры:

Граммпора (программа), Вредайр (драйвер), Данопер (операнд), Лайботик  (килобайт), Таксиед (дискета), Пьюромтек (компьютер).

Игра «Что лишнее?»

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2. Определить, какое слово в группе лишнее.

Примеры:

  1. КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ

( текст, число, график, бумага)

Бумага – носитель информации, все остальное – виды информации.

  1. ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР

 ( клавиатура, джойстик, сканер, принтер)

Принтер – устройство вывода данных, все остальное – устройства ввода.

  1. ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ

(монитор, плоттер, принтер, мышь)

Мышь – устройство ввода данных, все остальное – устройства вывода.

  1. ТЕРЧЕСВИН, ТАКЕДИС, АКТПКОМ КСДИ, СОРСЕЦПРО

   ( винчестер, дискета, компакт-диск, процессор)

Процессор – устройство обработки информации, все остальное – внешняя память

  1. ТАНПЛЕРЕРОФ, ТАКЕДИС, ТАКРАРОФПЕ, НИМОРОТ

   ( перфолента, дискета, перфокарта, монитор)

Монитор – устройство вывода данных, все остальное – носители информации

Информпалочки

Эта игра помогает при закреплении и контроле материала: только что изложенного, заданного на самостоятельное изучение либо повторяемого.

        Весь класс делится  по рядам на три команды. К доске по очереди выходят тройки игроков (по одному из каждой команды). Учитель диктует задание одно для всех. Игроки оформляют решение на доске, остальные ученики в тетрадях. Н а выполнение задания дается ограниченное количество времени, по истечении которого игроки садятся на место. Предварительные ответы можно узнать у ребят (по одному из команды), работающих за партами. Далее учитель подводит итог: за верно выполненное задание команда получает палочку (её рисует выходящиё к доске следующий игрок из команды), за недочет (например, в оформлении) – половину палочки, за оригинальное решение – дополнительную палочку или её половину. При этом учитель, получив ответы от шести учеников, уже видит, как идет отработка материала. В зависимости от этого он может продолжить игру, либо вернуться к объяснению (если обнаружены проблемы в понимании), либо усложнить задание, углубить изучение темы.

Игра может продолжаться от 5 до 20 мин. Выигрывает команда, заработавшая больше палочек. При этом учитель проверит знания максимального количества учеников. Ребята, зная, что плохой оценки не получат, но, не разобравшись, подведут команду, не боятся просить разъяснения непонятных моментов.

Примеры заданий для информпалочек.

Тема «История ВТ»

1. Первый инструмент счета.

2. Древнейший инструмент счета на Востоке.

3. Изобретатель счетных палочек.

4. Автор Аналитической счетной машины.

5. Первый программист.

6.Автор прототипа клавишных ЭВМ.

7. Элементная база ЭВМ первого поколения.

8. Название первой русской ЭВМ и её создателя.

9. Элементная база второго поколения.

10. Элементная база третьего поколения.

11. Элементная база четвертого поколения.

Конкурс занятных задач

Конкурс объявляется в конце изучения темы и заключается в следующем.

        Ученики, работая по одному или группами, создают на предложенную тему задачу, облаченную в занятную форму (сказка, фантастика, случай из жизни и.т.п.). Таким образом, ребятам приходится проанализировать материал, синтезировать свой вариант и прорабатывать решение. Текст задачи и её решение учащимся необходимо аккуратно оформить на разных листах.

        Листы с оформленными детскими задачами помогают и в работе учителя. Ученики с удовольствием решают задачи соседа, группы соперников, с также присланные из параллельного класса.

Вот, например, задачи, придуманные на тему «Циклические алгоритмы»:

1. Старик в первый год после свадьбы поймал для своей жены трех золотых рыбок. Каждый последующий год он ловил на одну золотую рыбку больше. Сколько рыбок съедят старик со старухой за 33 года?

2. Два металлиста поспорили, кто из них больше прослушает песен за месяц. Первый прослушал 1900 песен, а второй в первый день месяца прослушал 4 песни, во второй – 8, в третий – 12,…, а  в последний день – 120 песен. Разрешите спор.

Решение и составление  ребусов и кроссвордов – развитие логического мышления,

памяти, внимания

Решать  задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа  с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей:  решения и составления.

        Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким образом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

        Составление ребусов – задача сложная и интересная как для ученика, так и для учителя. Для учащихся – это возможность самовыражения независимо от уровня успеваемости, для учителя – творческая лаборатория по изучению характера ученика. По созданным рисункам можно проанализировать, что творится  в данный момент в душе ребенка, эти наблюдения можно использовать в личностном подходе к учащемуся, может быть, они помогут и классному руководителю открыть какие-то новые качества ученика.

        По мере прохождения темы я задаю домашнее задание: составить 5 ребусов по данной теме. Его обычно выполняет большинство учащихся. Работа оценивается обязательно положительно, невыполненное задание – повод к размышлению.

        Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. По смыслу эта игра напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

        Кроссворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.

        На уроках возможны и короткие  проверочные работы в виде решения кроссвордов. Для такой работы готовятся несколько вариантов заданий. Если в кроссворд записаны все слова, то это оценивается оценкой 5, если остаются вопросы, то после выяснения характера неотгаданных слов дается возможность воспользоваться тетрадью, литературой.

        Составление кроссвордов – домашнее задание. Ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяют термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание. Работа с кроссвордами нравится ребятам и разнообразит уроки.

        Иногда с правилами решения и составления  ребусов и кроссвордов учащиеся  впервые знакомятся на уроке, и такая работа им нравится. Важно сказать учащимся, что все составленные ими головоломки будут использованы на уроках в других классах. Это повышает мотивацию творческого труда. Важно, что ребятам не только становится интересна работа непосредственно за компьютером, но у них также проявляется интерес к теоретическим основам предмета.

Примеры:

«Операционная система»

Решить кроссворд. Из оставшихся букв составить слово и объяснить его.

Вопросы:

1. Единица информации для операционной системы. 2. Пересылка данных с носителя в оперативную память. 3. Почтовый адрес из вопроса №1. 4. Перечень объектов, расположенных в определенном порядке. 5. Секретное слово. 6. Первоначальная разметка диска. 7. Длина программы в битах или байтах. 8. Список вариантов для выбора. 9.Процесс воспроизведения данных с сохранением исходной информации. 10. «Разговор» человека с ЭВМ. 11. Условный номер программного продукта.

з

з

к

в

а

н

и

а

ф

а

у

а

о

д

и

е

й

л

г

р

и

р

а

а

л

о

г

к

о

п

и

я

х

р

в

и

в

е

р

с

р

м

е

р

е

ф

о

р

м

а

з

ю

н

и

к

а

т

а

м

е

н

а

ь

у

т

а

т

и

р

о

в

л

п

ь

л

о

г

п

а

р

о

Ответы:

1.Файл. 2.Загрузка. 3.Путь. 4.Каталог. 5.Пароль. 6.Форматирование. 7.Размер. 8. Меню. 9. Копирование. 10.Диалог. 11.Версия.

Из оставшихся букв составляется слово «АРХИВ» - совокупность программ в упакованном виде.

«Компоненты компьютера»

По горизонтали:

3. «Мозг» компьютера. 5.Вид информации. 7.Внешняя память.8. Устройство для управления движением на экране. 9. Минимальная единица количества информации. 10.Устройство ввода  для вида информации из вопроса 5 по горизонтали. 11.Передающее устройство. 12.Традиционное устройство запоминания изображения. 13.Работа этой программы может отключить компьютер.

По вертикали:

1. «Зеркало души» ЭВМ. 2. Специалист, «оживляющий» компьютер. 4. Старинное вычислительное устройство. 6. Устройство для работы с внешней памятью.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответы:

По горизонтали:

3.Процессор. 5.Видео. 7. Диск. 8. Джойстик. 9. Бит. 10. Видеокамера. 11. Модем. 12.Фотоаппарат. 13.Вирус.

По вертикали:

1. Монитор. 2. Программист. 4. Счеты. 6. Дисковод.

Разработка  презентации  - развитие креативного и критического мышления

Эта работа выполняется в рамках изучения темы «Компьютерные презентации».Учащиеся сами выбирают тему в зависимости от своих интересов, работают над проектом в период изучения темы и защищают свою работу. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При организации проектной деятельности использую  следующую типологию проектов (таблица 1), предложенную профессором Е.С. Полат.

Таблица 1.

Типология проектов

Типологические признаки

Типы проектов

Примеры

По доминирующей деятельности

  1. исследовательские
  2. поисковые
  3. творческие
  4. ролевые, игровые
  5. прикладные (практико-ориентированные)
  6. информационные (ознакомительно-ориентированные)
  1. «История информатики»
  2. «Компьютерные сети»
  3.  «База данных класса».

По предметно-содержательной области

  1. Монопроекты
  2. Межпредметные
  1. «История ЭВМ»
  2. «Влияние компьютера на здоровье человека»

По характеру координации проекта

  1. Непосредственные (с открыто, явной координацией)
  2. Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
  1. Проект «Нет наркотикам!»
  2. Исторический проект «Человек в истории»

По количеству участников проекта

  1. Личностные
  2. Парные
  3. Групповые
  1. «Мои любимые животные»
  2. Советы садоводам
  3. Всё о футболе
  4. Времена года

По продолжительности выполнения проекта

  1. Краткосрочные
  2. Средней продолжительности
  3. долгосрочные

Защиту проектов провожу в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Групповые занятия способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений, способности работать в коллективе, навыков практической деятельности. Её результативность я определяю через  диагностику сформированности коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований в начале и конце учебного года показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности коммуникативных умений.

Рисунок 2.

Опыт показывает, что не любое содержание программного материала привлекает интерес учащихся. Тщательное изучение результатов учебной деятельности школьников, анализ различных тем школьного курса информатики позволили прийти  к выводу: практически все темы курса содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Применяю четыре критерия отбора содержания учебного материала, являющихся условием для развития познавательной активности обучающихся:

  1. Новизна учебного материала, неожиданность выводов и правил

К психологической основе познавательной активности новизна как стимул стоит ближе всего. Информатика заключает в себе большие возможности показать обучающимся то новое, что может поразить и удивить их. Необходимо отметить, что сама по себе новизна темы урока не вызовет у учащихся интереса к её изучению. Здесь необходимо создание на уроке проблемной ситуации. Ля того, чтобы заинтересовать обучающихся учебным материалом, стремлюсь преподносить новую информацию так чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Так, при изучении темы «Алгоритмы» использую отрывки из известных литературных произведений, в которых «спрятаны» виды алгоритмов (например, в отрывке произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»: « …со вздохом Том обмакнул кисть в известку, провел ею по доске забора, потом проделал то же самое снова…» учащиеся узнают» циклический алгоритм).

  1. Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения

Новизну содержания учебного материала невозможно использовать как единственный и постоянный стимул развития познавательной активности. Поток информации, поступающий к школьнику через телевидение, научно-популярную литературу, наличие компьютера дома, доступ к возможностям Internet – все это создает у него кажущееся мнение о том, что «это все уже известно» и как следствие приводит к угасанию познавательной активности. Однако содержание учебного материала почти всегда дает возможность рассмотреть его под новым углом зрения («эффект отстранения»). Здесь,  прежде всего, необходимо отметить, что «новое» - это не только совершенно незнакомый, впервые встречающийся предмет или явление. «Новое» можно узнать и о давно известных вещах. Важно, чтобы учитель постоянно подчеркивал этот факт. Моя задача  - научить ученика удивляться обычным (знакомым) фактам. Например, что по принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией и, что компьютер включает в себя устройства, выполняющие  информационные функции мыслящего человека. Далее проводим соответствующие аналоги с конкретными устройствами, тем самым, превращая процесс изучения материала (для кого-то уже знакомого) в интересную  и познавательную деятельность.

  1. Использование на уроках сведений из истории информатики

К числу необходимых обучающимся сведений отношу биографии великих ученых и историю значительных научных открытий. Знакомлю школьников с научно-популярной, исторической литературой по теме, электронными энциклопедиями. Учащиеся самостоятельно готовят сообщения, доклады, используя перечисленные возможности.

  1. Жизненная значимость и важность получаемых знаний в реальной жизни

Познавательная активность только тогда будет иметь  прочную основу для своего развития, когда связь между содержанием учебного  материала и его значением в жизни найдет постоянное место в системе уроков; ученика всегда увлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему процессов, даже самых простых.

Заключение

Новая социальная ситуация предъявляет сегодня к школе, к учителю высокие требования. Наиболее актуальными проблемами в настоящее время для меня являются следующие:

  1. Сохранение необходимого баланса между процессом решения задач формирования  компьютерной грамотности учащихся и задач изучения  основ информатики, т.е. разумное сочетание прикладной  и общеобразовательной сторон обучения информатике и информационным технологиям, направленное на формирование обучающихся основ научного мировоззрения, понимание единства информационных принципов строения и функционирования различных систем, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
  2. Определение оптимальной структуры, содержания и организации уроков с учетом постоянного совершенствования и развития информационных, телекоммуникационных технологий, налаживание системы рационального использования компьютеров по схеме «компьютерный класс – учитель – медиатека – домашний компьютер», т.к., по мнению многих специалистов,  масштабы домашней компьютеризации увеличиваются в несколько раз.
  3.  Интенсификация познавательной активности обучающихся, процесса выработки общеучебных умений и навыков, знаний для практической и профессиональной деятельности учащихся на основе проектирования  интегрированных учебных курсов.

Решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И свою учительскую и человеческую задачу вижу, главным образом, в  том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществозна- ния через использование элементов техноло-гии критического мышления

Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях,способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальныйпотенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслит...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка

В сообщении представлены задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка....

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики

Использование развивающих задач на уроках математики...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.

Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.Показатели развития мотивации к обучению выступают...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Не соответствует тематике Конференции

Трофимова Вера Владимировна

Ещё раз простите: ошиблась и отправила не то, что хотела. Извините за беспокойство.