Методическая разработка по теме "Ссылки в электронных таблицах.Подготовка к ЕГЭ"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Купренкова Алла Владимировна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка по ссылкам в электронных таблицах. Ее можно использовать на уроках для преподавания темы «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel » , а так же подготовки к ЕГЭ. Эта разработка дает возможность ознакомить учащихся с видами ссылок, а так же сформировать умение определять изменение этих ссылок при копировании и перемещении.В методической разработке используется системно-деятельностный подход. Рассматриваются все виды ссылок. Все правила и алгоритмы действий учащиеся выводят сами, ничего не дается в готовом виде, учитель задает лишь ориентировку (ООД) и наводящие вопросы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ssylki.ppt591.5 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_teme_ssylki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ссылки в электронных таблицах

Слайд 2

Типы данных Число Текст Формула

Слайд 3

Ссылка – адрес ячейки c исходными данными в формуле Пример: В формуле =А1+В2 А1 и В2 – ссылки на ячейки из которых будут браться исходные данные для вычислений A B C 1 100 2 300 3 =А1+В2

Слайд 4

Виды ссылок Ссылки относительные абсолютные смешанные

Слайд 5

Виды ссылок (основание для деления –поведение ссылок при копирование и перемещении) Относительные ссылки меняются при копировании Абсолютные не меняются Смешанные меняются частично

Слайд 6

Определение правила изменения относительных ссылок при копировании

Слайд 7

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 3 130 65

Слайд 8

Относительные ссылки Задание Обратите внимание на относительное расположение ячейки с данными и ячейки с формулой при копировании A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 3 130 65 Ячейки с данными Ячейка с формулой

Слайд 9

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 3 130 65

Слайд 10

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 = A2+B2 3 130 65

Слайд 11

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 = A2+B2 3 130 65

Слайд 12

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 = A2+B2 3 130 65 =A3+B3 4

Слайд 13

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 = A2+B2 3 130 65 =A3+B3 4

Слайд 14

Относительные ссылки Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 = A2+B2 3 130 65 =A3+B3 4 =B4+C4

Слайд 15

Относительные ссылки Вопрос: сохраняется ли относительное расположение ячейки с данными и ячейки с формулой при копировании относительных ссылок A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 3 130 65 Ячейки с данными Ячейка с формулой

Слайд 16

Относительные ссылки Ответ: При копировании относительных ссылок сохраняется относительное расположение ячейки с данными и ячейки с формулой A B C D 1 100 200 = A1+B1 2 150 230 3 130 65 Ячейки с данными Ячейка с формулой

Слайд 17

A B C D E F G H 1 2 3 4 =B4+C4 5 6 7 8

Слайд 18

A B C D E F G H 1 2 3 4 =B4+C4 5 6 7 8 Задание Как изменяться ссылки в формуле =B4+C4 при копировании ее из ячейки D4 в ячейку H1 ?

Слайд 19

A B C D E F G H 1 =F1+G1 2 3 4 =B4+C4 5 6 7 8

Слайд 20

A B C D E F G H 1 =F1+G1 2 3 4 =B4+C4 5 6 7 8 Задание Как изменяться ссылки в формуле =B4+C4 при копировании ее из ячейки D4 в ячейку E7 ?

Слайд 21

A B C D E F G H 1 =F1+G1 2 3 4 =B4+C4 5 6 7 =C7+D7 8

Слайд 22

Определим правило изменения относительных ссылок при копировании

Слайд 23

ПРАВИЛО изменения относительных ссылок при копировании ПРИ копировании формул с относительными ссылками эти ссылки изменяются таким образом, что относительное расположение ячеек с данными и ячейки с формулой сохраняется

Слайд 24

Выводы из правила для решения практических задач: Для определения изменения относительных ссылок при копировании первоначально следует обратить внимание на расположение ячейки с формулой относительно ячейки с данными Это расположение необходимо сохранить при копировании формулы в новую ячейку

Слайд 25

А В С D E F G H 1 2 3 =A1*C2 4 5 7 8 Задание Как изменяться ссылки в формуле =A1*C2 при копировании ее из B3 в ячейку E3 , D5, G7 ?

Слайд 26

Способы задания относительных ссылок Способы Буквенно - цифровой А1, В2, С6 Координатный К [-3] C [+ 2 ]

Слайд 27

Координатный способ обозначения A B C D E F G 1 2 3 =B2 4 C - строка, К – колонка (столбец) В2 К [-3] C [+ 2 ] 0 -3

Слайд 28

Задание Определите координаты ячейки с данными относительно ячейки с формулой A B C D E F G 1 2 3 =B2 4 0 -3

Слайд 29

Координатный способ обозначения A B C D E F G 1 2 3 =B2 4 C - строка, К – колонка (столбец) A1 К [-4] C [+3] 0 -3

Слайд 30

Задание Определите координаты ячейки с данными относительно ячейки с формулой A B C D E F G 1 2 3 =B2 4 0 -3

Слайд 31

Задание Определите координаты ячейки с данными относительно ячейки с формулой A B C D E F G 1 2 3 =B2 4 0 -3 C - строка, К – колонка (столбец) G4 К [+3] C [-1]

Слайд 32

Правило копирования При копировании формулы с относительными ссылками в другую ячейку относительное расположение ячеек с исходными данными и ячейки с формулой сохраняется A B C D E F G H I J K L M N 1 2 3 4 =B2 5 6 7 8 =H6 Копирование из E4 в К8 К [-3] C [+ 3 ] К [-3] C [+ 3 ]

Слайд 33

А В С D E F G H 1 2 3 =A1*C2 4 5 7 8 Задание Используя координатный способ обозначения, ссылок определите как изменяться ссылки в формуле =A1*C2 при копировании ее из B3 в ячейку E3 , D5, G7 ?

Слайд 34

Алгоритм определения изменения относительных ссылок при копировании формул 1.В ячейку с формулой поместите мысленно систему координат. Назовем ее виртуальной. 2.Определите координаты ячеек с исходными данными в этой системе координат 3.Скопируйте( переместите) формулу в другую ячейку 4.В новую ячейку с формулой поместить виртуальную систему координат 5.Воспроизвести относительное расположение ячеек с данными относительно ячейки с формулой

Слайд 35

Задание №2 Как изменяться ссылки в формуле =3* F4+D1 при копировании ее 1. из ячейки A5 в ячейку E2 2. из С2 в F1 3.из H1 в K1 Задание №1 Как измениться ссылка в формуле =С3 при копировании формулы из ячейки D2 в E3 из J2 в F3 Задание №3 Проверьте правильность ответов, выполнив задания №1 и 2 на компьютере

Слайд 36

Абсолютные ссылки Абсолютная ссылка – это ссылка, которая не изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. Неизменяемая часть ссылки обозначается с помощью символа $ , который ставится перед столбцом или строкой в формуле. Пример. Абсолютная ссылка $A$6 в формуле =4+ $A$6 останется той же самой при копировании этой формулы из одной ячейки в другую

Слайд 37

Абсолютные ссылки A B C D 1 100 200 = $A$1+$B$1 2 150 230 3 130 65

Слайд 38

Абсолютные ссылки A B C D 1 100 200 = $A$1+$B$1 2 150 230 3 130 65

Слайд 39

Абсолютные ссылки A B C D 1 100 200 = $A$1+$B$1 2 150 230 = $A$1+$B$1 3 130 65

Слайд 40

Абсолютные ссылки A B C D 1 100 200 = $A$1+$B$1 2 150 230 = $A$1+$B$1 3 130 65

Слайд 41

Абсолютные ссылки A B C D 1 100 200 = $A$1+$B$1 2 150 230 = $A$1+$B$1 3 130 65 =$A$1+$B$1

Слайд 42

Определите правило изменения абсолютных ссылок при копировании

Слайд 43

ПРАВИЛО изменения абсолютных ссылок при копировании При копировании формул с абсолютными ссылками эти ссылки не изменяются Выводы из правила для решения практических задач

Слайд 44

А В С D E F G H 1 2 3 =$A$1*$C$2 4 5 7 8 Задание Определите как изменяться ссылки в формуле =$A$1*$C$2 при копировании ее из B3 в ячейку E3 , D5, G7 ?

Слайд 45

Смешанная ссылка Смешанная ссылка – это ссылка, которая при копировании или перемещении формулы из одной ячейки в другую, меняется частично, т.е. в ссылке меняется или строка или столбец. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной. Пример. $C8 , A$5

Слайд 46

= $A 1 Неизменяемая (абсолютная) часть ссылки Изменяемая (относительная) часть ссылки

Слайд 47

ПРАВИЛО изменения смешанных ссылок при копировании ПРИ копировании формул со смешанными ссылками эти ссылки преобразуются таким образом, что абсолютная часть остается без изменений, а для относительной части действует правило изменения относительных ссылок при копировании

Слайд 48

Выводы из правила для решения практических задач: Для определения изменения смешанных ссылок при копировании следует 1. выделить изменяемую (относительную) и неизменяемую( абсолютную) части ссылки 2. применить к каждой части свое правило изменения при копировании

Слайд 49

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Задание: Определите как изменится формула = $A1 при копировании ее в ячейку D 4

Слайд 50

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Выделите абсолютную и относительную часть ссылок

Слайд 51

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Зафиксируйте абсолютную часть ссылки – столбец A

Слайд 52

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Определите относительное расположение неизменяемой части ссылки ( строки1) относительно строки с формулой

Слайд 53

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Определите относительное расположение неизменяемой части ссылки ( строки1) относительно строки с формулой Строка с формулой и ссылкой – это строка 1

Слайд 54

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Востановите относительное расположение неизменяемой части ссылки ( строки1) относительно строки с формулой после копирования

Слайд 55

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 Востановите относительное расположение неизменяемой части ссылки ( строки1) относительно строки с формулой после копирования

Слайд 56

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 2 150 230 3 130 65 4 =$A4 На пересечении неизменяемой части и изменяемой находится новая ячейка с данными

Слайд 57

Сформулируйте алгоритм определения изменения смешанных ссылок при копировании формул

Слайд 58

Алгоритм определения изменения смешанных ссылок при копировании формул 1.Выделите абсолютную и относительную части ссылок 2.Мысленно зафиксируйте абсолютную часть ссылки ( строку или столбец). 3.В ячейку с формулой поместите ( мысленно) систему координат.Назовем ее виртуальной. 4.Определите относительное расположение изменяемой части ссылки (строки/столбца) относительно строки/столбца с формулой. 5.Скопировать ( переместить) формулу в новую ячейку. 6. В новую ячейку с формулой поместить виртуальную систему координат. 7.Воспроизвести относительное расположение изменяемой части ссылки (строки или столбца) относительно строки/столбца с формулой. 8.Мысленно зафиксировать новое положение изменяемой части (строки или столбца) 8.На пересечении неизменяемой (абсолютной) части ссылки и изменяемой и будет находиться новая ячейка с данными

Слайд 59

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Задание: Используя алгоритм определите как измениться формула = A$1 при копировании ее в ячейку D4 ?

Слайд 60

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Выделяем относительную и асолютную части ссылок А- относительная, $1 – абсолютная

Слайд 61

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Зафиксируем абсолютную часть ссылки – строку 1

Слайд 62

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Определим относительное расположение изменяемой части ссылки столбца A относительно ячейки с формулой

Слайд 63

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Определите относительное расположение изменяемой части ссылки столбца A относительно столбца с формулой

Слайд 64

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Воспроизведем относительное расположение изменяемой части ссылки столбца A относительно столбца с формулой после копирования

Слайд 65

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 Зафиксируйте относительное расположение изменяемой части ссылки столбца A относительно столбца с формулой после копирования

Слайд 66

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 2 150 230 3 130 65 4 =B$1 На пересечении изменяемой и неизменяемой частей находится новая ячейка с данными

Слайд 67

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 ? 2 150 230 ? ? 3 130 65 ? ? 4 Задание: Определим как изменится формула = $A1 при копировании ее в ячейки D1, D2, D3, C2, C3

Слайд 68

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = $A1 =$A1 2 150 230 = $A2 =$A2 3 130 65 =$A3 =$A3 4 Проверь себя

Слайд 69

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 ? 2 150 230 ? ? 3 130 65 ? ? Задание Определите изменение формулы = A$1 в ячейке С1 при копировании ее в ячейки D1, D2, D3,C2, C3

Слайд 70

Смешанные ссылки A B C D 1 100 200 = A$1 =B$1 2 150 230 =A$1 =B$1 3 130 65 = A$1 =B$1 Проверь себя

Слайд 71

Задание №5 Как изменяться ссылки в формуле =3* F$4+$D1 при копировании ее 1. из ячейки A5 в ячейку E2 2 из С2 в F1 3.из H1 в K1 Задание №4 Как измениться ссылка в формуле =С $ 3 при копировании формулы из ячейки D2 в E3 из J2 в F3 Задание №5 Проверьте правильность ответов, выполнив задания №1 и 2 на компьютере

Слайд 72

Задания в формате ЕГЭ A B C D 1 1 2 3 2 4 5 6 3 7 7 9 4 Дан фрагмент электронной таблицы. В ячейку D1 введена формула =$A$1*B1+C2, а затем скопирована в ячейку D2 . Какое значение появится в ячейке D ? 1) 10 2) 14 3)16 4) 24

Слайд 73

Задания в формате ЕГЭ В ячейку B2 записана формула $D$2+E2 . Какой вид будет иметь формула, если ячейку В2 скопировать в ячейку A1. 1) $D$2+E1 2) $D$2+C2 3) $D$2+D2 4) $D$2+D1

Слайд 74

Задания в формате ЕГЭ Дана таблица в режиме отображения формул. C D 1 = $C1+C1 2 3 =$C2+B2 4 =$C3+B3 Содержимое клетки С2 было скопировано в клетки С3, C4,D4 . Затем содержимое клетки С2 было очищено. Какая формула была в клетке? А) = $B1+A1 Б) = $ С 1+ В 1 В) = $ С 1+A1 Г) = $B1+ С 1 Д) = $ С2 + С 1



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Ссылки в электронных таблицах. Подготовка к   ЕГЭ»

Задачи:

1.познакомить учащихся с разными видами ссылок в электронных таблицах

2.научить  определять изменение этих ссылок при копировании и перемещении

3.формировать навыки оценки и взаимооценки

4.развивать логическое мышление

Этапы

Цели

Действия учителя

Действия учеников

Подготовка к работе на основном этапе

Активизировать  знания

Предлагает ученикам вспомнить  типы данных в электронных таблицах слайд 2

Отвечают на вопросы учителя

Ввести понятия ссылка, виды ссылок, относительная, абсолютная и смешанная ссылка

Показывает слайды и знакомит учащихся с различными видами ссылок слайды 3-5

Смотрят презентацию, знакомяться с различными видами ссылок

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Организовать  восприятие, осмысление и первичное запоминание  нового материала

Демонстрирует слайды и дает необходимые пояснения.

Дает задание при просмотре материала обратить внимание на относительное расположение ячейки с формулой и ячейки с данными при копировании или перемещении формулы

слайды 6-16

Смотрят слайды, подмечают закономерность изменения, отвечают на вопрос

Предлагает выполнить задание слайды 17-21

Выполняют задание

Вывести  правило изменения относительных ссылок при копировании и закрепить его

Совместно с учениками выводит правило изменения относительных ссылок при копировании слайды 22-25

Выводят правило, делают выводы, выполняют задание

Познакомить учащихся с новым способом задания относительных ссылок и научить его использовать при решении практических задач

Рассказывает о способах задания относительных ссылок

Слайды 26-33  

Знакомятся со способами задания относительных ссылок, выполняют задания

Вывести алгоритм определения изменения относительных ссылок при копировании

Организует вопросно-ответную работу   для вывода алгоритма  определения относительных ссылок при копировании.

Слайд 34

Принимают участие в вопросно-ответной работе и выводят алгоритм

Этап первичной проверки понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала при

решении практических задач с использованием этого алгоритма

Организует  парную практическую работу учащихся по решению задач с использованием алгоритма

Слайд 35

Решают задачи, проговаривая алгоритм вслух

Этап контроля, самоконтроля и коррекции знаний

Выявить уровень усвоения знаний  и способов действий, выявить причины недостатков и откорректировать их.

Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям

Организует самостоятельную работу на карточках и взаимоконтроль.

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимоконтроль

АБСОЛЮТНЫЕ ССЫЛКИ

Усвоения новых знаний и способов действий

Организовать  восприятие, осмысление и первичное запоминание  нового материала

Вводит понятие абсолютной ссылки. Демонстрирует слайды 36-41

Смотрят презентацию, слушают объяснения учителя

Предлагает учащимся вывести правило изменения абсолютных ссылок при копировании

 Слайды 42-43

Участвуют в вопросно-ответной работе и выводят правило

Этап первичной проверки понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию

Предлагает выполнить задание на слайде 44, используя правило и осуществляет контроль

Выполняют задание

СМЕШАННЫЕ ССЫЛКИ

Усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие осмысление и первичное запоминание нового материала

Вводит определение понятия смешанная ссылка слайды 45-46

Предлагает учащимся вывести правило изменения смешанных ссылок при копировании

Слайды 47-48

Смотрят презентацию, слушают объяснения учителя, совместно с учителем выводят правило изменения смешанных ссылок при копировании

Предлагает на основе правила сформулировать алгоритм определения измения смешанных ссылок при копировании. Помогает учащимся вывести этот алгоритм. Вопросно-ответная работа

Слайды 49-58

Участвуют в вопросно-ответной работе и выводят алгоритм

Этап первичной проверки понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию

Используя  выведенный алгоритм, совместно с учащимися выполняет задание

Слайд 59-66

Выполняют задание  совместно с учителем

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

Организует парную работу по решению практических задач

Слайды 67-70

Работают в парах, решают задачи

Этап применения знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях

Организует самостоятельную работу учащихся

 Слайд 71

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют взаимоконтроль

Предлагает выполнить задания в  формате ЕГЭ

Слайды 72-74

Выполняют задания и осуществляют взаимоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Данный урок способствует развитию социокультурной компетенции учащихся.Используется   игровая технология обучения и групповые формы работы. Применение цифровых образовательных ресурсов делае...

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

УРОК РАСШИРЯЕТ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ"; ЗНАКОМИТ С НОВЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ ИНТЕРВАЛОВ....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов

Закрепление лексики по теме "Twister"  и времен the Past Continuous, the Past Simple....

Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов " Основные направления эволюционного процесса"

Цель: Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса.Задачи: сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса – онтогенез, фил...

Методическая разработка урока по информатике: "Электронная почта.Работа с электронной почтой"

Тема: «Электронная почта. Работа с электронной почтой»Цели урока: ·        Сформировать у учащихся представление об электронной почте, как важнейшем средстве общения...

Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"

Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"Каждый занятие состоит из теоретического и практического материала....

Методическая разработка урока алгебры с электронной презентацией в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов"

Урок расширяет знания учащися по теме "Решение неравенств с одной переменной", знакомит с новым методом решения неравенств методом интервалов...