Урок информатики в 10 классе "Ценность времени" по теме "Позиционные системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Горина Виктория Сергеевна

 

Цели урока:

Образовательная:

·        Обеспечить повторение основных понятий темы «Позиционные системы счисления»;

·        Создать условия для закрепления навыков перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления;

·        Продолжить работу по формированию у учащихся навыков решения задач по теме «позиционные системы счисления».

 

Развивающая:

·        Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению предмета;

·        Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;

·        Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;

·        Создать условия для развития у учащихся умения излагать свои мысли, аргументировать их.

 

Воспитательная:

·        Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся, в частности, ответственности, потребности в самовоспитании и саморазвитии, позитивном жизнетворчестве, ориентации на здоровый образ жизни;

·        Создать условия для воспитания стремления к получению новых знаний, интереса к предмету;

·        Создать условия для расширения кругозора учащихся по вопросу истории позиционных систем счисления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что называют системой счисления ? Какие виды систем счисления вы знаете?

Слайд 2

В чём особенность позиционных систем счисления ? Приведите примеры

Слайд 3

Двенадцатеричная система счисления Считали фаланги пальцев Для счета использовали большой палец Число 12 – дюжина Имеет больше делителей (2, 3, 4, 6 ), чем число десять (2 и 5)

Слайд 4

Двенадцатеричная система счисления Столовые сервизы на 6 или 12 персон Набор карандашей или фломастеров В сутках две дюжины часов Час делится на пять дюжин минут

Слайд 6

Алгоритм перевода целого числа из 10-ой системы счисления Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы . Получить искомое число, записав полученные остатки в прямой последовательности . Последовательно выполнить деление получаемых остатков на основание системы до тех пор, пока не получим частное больше основания системы счисления.

Слайд 7

Алгоритм перевода целого числа из 10-ой системы счисления Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы . Последовательно выполнить деление получаемых частных на основание системы до тех пор, пока не получим частное меньше основания системы счисления. Получить искомое число, записав полученные остатки в обратной последовательности .

Слайд 8

Алгоритм перевода целого числа в 10-ую систему счисления Сложить полученные произведения и произвести вычисление. Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления . Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля , слева направо .

Слайд 9

Алгоритм перевода целого числа в 10-ую систему счисления Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля , справа налево . Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления в соответствующей степени. Сложить полученные произведения и произвести вычисление.

Слайд 10

Я – 184 Н – 10000 Е – 33 М – 1 22202 Р – 345 Тире – 101 Т – 1062 О – 99 Ц – 11 С – B32E В – 11100 Ь – 136

Слайд 11

11100 345 33 122202 184 101 11 33 10000 10000 99 B32E 1062 136 В Р Е М Я – Ц Е Н Н О С Т Ь

Слайд 12

ВРЕМЯ – ЦЕННОСТЬ ! ВРЕМЯ – ЦЕННОСТЬ ? или

Слайд 13

Счастливые часов не наблюдают! А. С. Грибоедов

Слайд 15

Синквейн (пятистрочник) 1 Одно слово – существительное Название понятия (объекта) 2 Два слова – прилагательные Свойства понятия ( объекта) 3 Три слова – глаголы Возможности (действия) 4 Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) Ваше личное отношение к понятию (объекту) 5 Предложение Вывод, заключение

Слайд 16

Время… Бесценное, быстротечное Ускользает, тянется, УЧИТ Невосполнимый ресурс и первостепенная ценность Не теряйте же время и дорожите им!



Предварительный просмотр:

Урок информатики «Ценность времени»

по теме:

«Позиционные системы счисления»

10 класс

Тип урока: Урок закрепления изученного материала – 30 мин

Форма урока: урок – беседа, рассуждение

Цели:

  1. Образовательная:
  1. Обеспечить повторение основных понятий темы «Позиционные системы счисления»;
  2. Создать условия для закрепления навыков перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления;
  3. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков решения задач по теме «позиционные системы счисления».

  1. Развивающая:
  1. Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению предмета;
  1. Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;
  2. Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;
  3. Создать условия для развития у учащихся умения излагать свои мысли, аргументировать их.

  1. Воспитательная:
  1. Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся, в частности, ответственности, потребности в самовоспитании и саморазвитии, позитивном жизнетворчестве, ориентации на здоровый образ жизни;
  1. Создать условия для воспитания стремления к получению новых знаний, интереса к предмету;
  2. Создать условия для расширения кругозора учащихся по вопросу истории позиционных систем счисления.

Оборудование: 

  1. Мультимедийная презентация (см. «Приложение №1»);
  2. Рабочая карта урока (работа в группах) (см. «Приложение №2»);
  3. Плакаты «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел»;
  4. Интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (5 мин).
  3. Закрепление изученного материала (применение знаний и умений для решения задач) (15 мин).
  4. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (1 мин).
  5. Рефлексия (8 мин).

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу с числами различных систем счисления.

Актуализация знаний учащихся

И для начала давайте вспомним основные понятия и термины, связанные с данной темой.

Опрос в сопровождении мультимедийной презентации (Приложение 1).

  1. Что называют системой счисления?
  2. Какие виды систем счисления вы знаете?
  3. В чем особенность позиционных систем счисления?
  4. Приведите, пожалуйста, примеры таких систем.

Сегодня я хотела бы остановиться на двенадцатеричной системе счисления.

Исторический материал «Двенадцатеричная система счисления»

(в сопровождении мультимедийной презентации) (Приложение 1)

Это позиционная система счисления с основание «12», возникшая в Древнем Шумере (первой письменной цивилизации, существовавшей на юго-востоке междуречья тигра и Ефрата в IV – III тыс. до н. э.). Предполагается, что такая система счисления возникла, исходя из количества фаланг пальцев на руке при подсчете их большим пальцем той же руки (вместо загибания пальцев). До наших времен дошло специальное название числа 12, которым мы пользуемся – дюжина. Кроме того примеры использования 12-ной системы счисления мы можем увидеть:

  1. Столовые сервизы;
  2. Наборы карандашей и фломастеров;
  3. Временное исчисление.

Время – его нельзя взвесить или положить в карман, измерить линейкой.

  1. Задумывались ли вы когда-то, какую роль играет время в вашей жизни?
  2. Замечаете ли вы, как проходят день за днем, неделя за неделей?
  3. Размышляли о том, почему одни уроки проходят быстро, а другие медленно тянутся?

Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Определение темы обсуждения на уроке

Итак, сегодня в центре нашего внимания двенадцатеричная система счисления, и связанное с ней временное исчисление. Однако нам необходимо сформулировать тему обсуждения на сегодняшнем уроке. В этом нам помогут наши знания об алгоритмах работы с числами в различных системах счисления, которыми мы уже обладаем.

Задание 1. Составляя известные вам алгоритмы перевода чисел, по-видимому я очень торопилась, поэтому допустила досадные ошибки (как с самих шагах алгоритма, так и в порядке их выполнения). Но, безусловно, сейчас вы обнаружите эти ошибки и исправите их (ответы ребят, 3-4 человека).

Алгоритм перевода целого числа из 10-ой системы счисления

Ошибочный алгоритм

Верный алгоритм

  1. Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы.

  1. Получить искомое число, записав полученные остатки в прямой последовательности.

  1. Последовательно выполнить деление получаемых остатков на основание системы до тех пор, пока не получим частное больше основания системы счисления.

  1. Выполнить деление исходного целого десятичного числа на основание системы.

  1. Последовательно выполнить деление получаемых частных на основание системы до тех пор, пока не получим частное меньше основания системы счисления.

  1. Получить искомое число, записав полученные остатки в обратной последовательности.

Алгоритм перевода целого числа в 10-ую систему счисления

Ошибочный алгоритм

Верный алгоритм

  1. Сложить полученные произведения и произвести вычисление.

  1. Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления.

  1. Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля, слева направо.

  1. Записать под каждой цифрой исходного числа «подсказку - степень», т. е. номер цифры числа, начиная с нуля, справа налево.

  1. Умножить каждую цифру исходного числа на основание системы счисления в соответствующей степени.

  1. Сложить полученные произведения и произвести вычисление.

Кроме того, вы уже научились выполнять арифметические операции над числами различных позиционных систем счисления. Это сейчас пригодится.

Задание 2. Работа в группах (по 3 - 4 человека). Необходимо выполнить предложенные в рабочих картах задания, затем соотнести получившиеся числовые результаты с буквами и знаками по таблице (таблица размещена в рабочих картах учащихся и на слайде презентации, демонстрирующейся на интерактивной доске) – тем самым ученики смогут составить предложение «ВРЕМЯ – ЦЕННОСТЬ», являющееся темой обсуждения на уроке (у доски задания, выделенные в карточках жирным цветом выполняют ребята, выбранные участниками команды) (приложение 2).

Задания для первой группы:

1) Перевести число  в 10-ую систему счисления

2) Выполнить действие        

3) Выполнить действие              

4) Перевести число  в 5-ую систему счисления        

Задания для второй группы:

1) Выполнить действие     

2) Выполнить действие     

3) Выполнить действие    

4) Перевести число  в 8-ую систему счисления        

Задания для третьей группы:

1) Выполнить действие     

2) Выполнить действие    

3) Выполнить действие     

4) Выполнить действие      

Таблица для составления темы обсуждения на уроке:

Я – 184

Н – 10000

Е – 33

М – 122202

Р – 345

Тире – 101

Т – 1062

О – 99

Ц – 11

С – B32E

В – 11100

Ь – 136

Тема обсуждения на уроке:

В

Р

Е

М

Я

-

Ц

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

11100

345

33

122202

184

101

11

33

10000

10000

99

B32E

1062

136

Сегодня мы поговорим о роли и ценности времени для жизни человека. Тема обсуждения – «Время – ценность». 

Обратите внимание! Можно произнести «Время – это ценность» утвердительно, даже восклицательно или спросить : «Время – это ценность?».

Обсуждение вопроса ценности времени с ребятами

  1. Каким бы знаком препинания закончили данную фразу вы и почему?

  1. Кто поймет ценность 1 года? (например студент, проваливший экзамен, или солдат срочной службы).
  2. Кто поймет ценность недели? (напр., редактор еженедельного журнала).
  3. Кто поймет ценность 1 дня? (напр., многодетная мать, «сидящая» на одной зарплате и кормящая своих детей).
  4. Кто поймет ценность 1 минуты? (напр., человек, опоздавший на поезд).
  5. Кто поймет ценность 1 секунды? (напр., тот, кто попал в аварию).
  6. Кто поймет ценность миллисекунды? (напр., спортсмен, завоевавший серебряную медаль).

  1. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? (ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ, старайтесь не проживать ни секунды бесцельно).

  1. Как отнестись в свете всего выше сказанного к словам Александра Сергеевича Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума»: «Счастливые часов не наблюдают!»? Что же получается: будем следить за временем, будем несчастными?  (Вывод: СЧАСЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ, СЧАСТЛИВЫЕ НАБЛЮДАЮТ ВРЕМЯ).

Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

Время бесценно, это невосполнимый ресурс, нужно всегда думать, на что и как его тратить!

Домашнее задание: Дома попробуйте оценить, с умом ли тратите вы свое время, а также составьте идеальный распорядок своего дня с точностью до минуты (значения временных промежутков представьте в 12-ной системе счисления).

Рефлексия

Написание синквейна (пятистрочника)

Сегодня на уроке мы затронули сложный и важный вопрос отношения человека ко времени. Надеюсь, над данным вопросом вы поразмышляете и вне стен нашего класса.

В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы поделились  своими мыслями через написание синквейна (алгоритм написания синквейна представлен в рабочих картах и на слайде). За основное понятие можно взять любое понятие с урока (напр., ценность, время, система счисления).

Алгоритм написания синквейна (пятистрочника)

1

Одно слово – существительное

Название понятия (объекта)

2

Два слова – прилагательные

Свойства понятия (объекта)

3

Три слова – глаголы

Возможности (действия)

4

Четыре слова

(четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к понятию (объекту)

5

Предложение

Вывод, заключение

(Зачитать 2-3 работы). Представляю вашему вниманию синквейн, составленный мною:

ВРЕМЯ…

Бесценное, быстротечное

Ускользает, тянется, УЧИТ

Невосполнимый ресурс и первостепенная ценность

Не потеряйте же время и дорожите им!

Цените время и не растрачивайте его впустую. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок – игра «Слабое звено» по теме «Системы счисления»

Повторение и обобщение знаний по теме «Системы счисления»....

Тест по Информатике и ИКТ на тему "Системы счисления"

Тест по Информатике и ИКТ на тему "Системы счисления"...

Презентация "Подготовка к ГИА по информатике и ИКТ на тему Системы счисления"

Материал для подготовки к ГИА по информатике и ИКТ на тему "Системы счисления"....

Урок информатики в 10 классе "Непозиционные системы счисления"

Урок с использованием технологии смешанного обучения, модель "Перевёрнутый класс"...

Методическая разработка к уроку в 8 классе на тему "Системы счисления"

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с исп...

Технологическая карта урока по теме "Арифметика в двоичной системе счисления"

Данная технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины, откуда были взяты следующие элементы: содержание (дидактические единицы урока),...

Конспект урока по информатике "Информация в памяти компьютера. Система счисления"

Цели: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процесс...