Базы данных.
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) по теме

Галимова Эндже Зуферовна

 

  1. Познакомить учащихся с понятием базы данных, сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных.
  2. Воспитание у учащихся умственного труда, умения целенаправленно работать с информацией и формирование материального мировоззрения.
  3. Развитие логического мышления, репродуктивного воображения, умения анализировать, сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_temu_bazy_dannyh.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

        

На тему: «База данных и информационные системы. Основные понятия»

Учебник: «Базовый курс», 9 класс, И. Семакин, Л.Залогова, С. Русакова, Л. Шестакова.

Выполнила учитель информатики

Галимова Эндже Зуферовна

Тип урока:  урок объяснения нового материала.

Вид урока:  сообщение и усвоение новых знаний.

Класс: 9.

Оборудование:  проектор, экран и презентация.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием базы данных, сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных.
  2. Воспитание у учащихся умственного труда, умения целенаправленно работать с информацией и формирование материального мировоззрения.
  3. Развитие логического мышления, репродуктивного воображения, умения анализировать, сравнивать.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  1. приветствие и проверка готовности класса к уроку.
  1. Проверка знаний учащихся (8 мин).
  1. логические задачи.
  1. Изложение нового материала (20 мин).
  1. понятие базы данных.
  2. понятие информационных систем и сферы их применения.
  3. реляционные базы данных и основные понятия.
  4. понятие главного ключа.
  5. основные типы данных.
  1. Закрепление изученного материала (10 мин).
  2. Итог урока и домашнее задание (5 мин)

Этап урока

Ход урока

Примечание

1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

2.

Проверка знаний учащихся

- Перед изучением новой темы, мне хотелось бы узнать ваши логические способности. Сейчас вам будут предложены логические задачи, подумав, вы, будете предлагать мне варианты решения этих задач, ну а если вы не справитесь, то я вам объясню, как они решаются.

Задача 1. Геологи нашли 7 камней, массы которых 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как это сделали?

Ответ. Камни можно разложить так: 1-ый рюкзак – 7 кг, 2-ый – 6 кг и 1 кг, 3-ий – 5 кг и 2 кг, 4-ый – 4 кг, и 3 кг.

Задача 2. Запишите все трехзначные числа, используя только Цифры 0, 1 и 5. При этом порядок цифр должен быть разным.

Ответ. 105, 150, 501, 510. Числа 015 и 051 назвать трехзначными нельзя.

Задача 3. Пусть записаны следующие цифры: 12345. Поставьте знаки арифметических действий и скобки между некоторыми цифрами так, чтобы получилось число 40.

Ответ. (12:3 + 4) – 5 =40.

Задача 4. Написано 99 чисел: 1,2,3…..98,99. Сколько раз в этой записи встречается цифра 5?

Ответ. Цифра 5 встречается в такой записи 20 раз.

Используя шесть раз цифру 2, знаки арифметических действий и скобки, запишите выражение, значение которого равно 100.

Ответ. Одним из вариантов может быть такая запись: (222 – 22) : 2 =100.

Задача 5. Какое число надо поставить вместо х, в уравнение 12 : х = 7 – х, чтобы получилось верное равенство? Найдите все такие числа.

Ответ. Число 3 или 4. Найдите сумму 20 чисел: 1,2,3….18,19,20. Ответ. Сумма равна 210. Ву этой задаче ученики должны определить простейший способ нахождения суммы: (1+20) + (2+19) + … + (10+11)=21*10=210.

- Молодцы.

Слайд 1-2. Задачи.

3.

Изложение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой. Она звучит так: «База данных и информационные системы. Основные понятия». Запишите в тетради тему урока.

а) понятие базы данных;

 - Как вы понимаете, что такое база данных?

  База данных — организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения   Например:

       - база данных книжного фонда библиотеки;

       - база данных кадрового состава учреждения;

       - база данных законодательных актов в области уголовного права;

       - база данных современной эстрадной песни.

    Конечно, вся эта информация может храниться и на бумаге (книжный каталог библиотеки). Но современным средством  хранения и обработки баз данных является, безусловно, компьютер.

    В дальнейшем мы будем иметь в виду только компьютерные БД. 1. По характеру хранимой информации базы данных бывают фактографическими и документальными. Но у них есть отличия: в фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из приведенных выше примеров две первые БД скорее всего будут организованы как фактографические.  

   Например, в БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет.

    В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество, год и место рождения.

     Базы данных в третьем и четвертом примерах наверняка будут организованы как документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая — тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы.  Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

     Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.

    б) понятие информационных систем и сферы их применения;

    Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только «информационный склад».

Обслуживание пользователя осуществляется информационная система.    

    Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.  

    Примерами информационных систем являются системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты.

Хранилище информации – база данных железнодорожной станции; процедура ввода – ввод паспортных данных клиента; поиск – процесс обработки запроса; обработка – выбор клиентом даты и времени отправления поезда; выдача информации – ваш заказ принят, билет забронирован.

    Www – это тоже пример глобальной информационной системы.    

    Далее будет идти речь только о фактографических базах данных. Дадим более строгое определение компьютерной БД, чем то, что приводилось выше.      

    2. По способу хранения базы данных делятся на централизованные (базы данных хранятся на одном компьютере) и распределенные (различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.

     в) реляционные базы данных и основные понятия;

     Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ.  3. По структуре организации данных базы данных делятся на реляционные и нереляционные.

    Реляционными базами данных называются базы данных с табличной формой организации.

    Главное достоинство таблиц – в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Загляните, например, в свой дневник: расписание занятий так представлено в виде таблицы, ведомость с оценками за четверти имеет табличный вид. Журнал учителя, куда он ставит вам оценки – тоже таблица.

     Видите, как много примеров, и их еще можно продолжить. Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться. Ну, разве, что маленькому ребенку, который только учится читать.

     В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем. В общем виде это выглядит так:

    Каждое поле таблицы имеет имя. Например, в таблице «Игрушки» имена полей такие: НАЗВАНИЕ, МАТЕРИАЛ, ЦВЕТ, КОЛИЧЕСТВО.

    Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице. Например, одна запись о каком либо объекте — это информация об одной игрушке.

     Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту.

- Сколько полей и сколько записей содержит база данных «Игрушки»?

     г) понятие главного ключа;

     Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.

     Главным ключом в базах данных-называют поле (или совокупность полей), значение которых не повторяется у разных записей.

     В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги свой (поле НОМЕР). Он-то и является главным ключом для записей в этой базе данных.

    Не всегда удается определить одно поле в качестве ключа. Вот, например, база данных, которая хранится в компьютере управления образования области. В ней содержатся сведения о всех средних школах районных центров в виде такой таблицы:

    В такой таблице у разных записей не могут совпасть только одновременно два поля ГОРОД и НОМЕР ШКОЛЫ. Эти два поля вместе образуют составной ключ: ГОРОД-НОМЕР ШКОЛЫ. Составной ключ может состоять и более чем из двух полей.

    д) основные типы данных;

   С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:

    - Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами. Например, в БД «Погода» три поля числового типа: ТЕМПЕРАТУРА, ДАВЛЕНИЕ, ВЛАЖНОСТЬ      

   - Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.п.). Примерами символьных полей являются поля АВТОР и НАЗВАНИЕ в БД «Домашняя библиотека»; поле ТЕЛЕФОН в БД «Школы».

    - Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» (в некоторых случаях используется американская форма: месяц/день/год). Тип «дата» имеет поле ДЕНЬ в БД «Погода».

    - Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» — «нет» или «истина» — «ложь» или (по-английски) «true» — «false».

     Итак, значения полей — это некоторые величины определенных типов. От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими — нельзя.

Слайд 3. Записывают тему урока в тетради.

Отвечают.

Слайд 4. Записывают определение БД в тетради.

Слайд 5.

Записывают в тетради.

Слайд 6.

Записывают определение «информационная система»  в тетради.

Разбираем с детьми пример продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты.

Слайд 7. Записывают в тетради.

Слайд 8.

Записывают в тетради схему и определение реляционных баз данных.

Слайд 9.

Записывают в тетради.

Слайд 10. Нарисовать таблицу «игрушки».

4 поля и 3 записи.

Слайд 11. Записывают определение «главного ключа».

Слайд 12. Записывают основные типы полей.

4.

Закрепление изученного материала.

- А сейчас вы сами составите БД «Мои одноклассники», БД «Кинофильмы». Затем укажите: где поля, где записи.

Слайд 13. Выполняют в тетрадях.

5.

Итог урока и домашнее задание.

- С каким новым понятием вы познакомились?

- Как понимаете реляционные БД?

- Какие типы данных вы запомнили?

- Д/з § 10, стр.60 и составить свою БД.

- Спасибо за внимание, вы можете быть свободны.

Ответы детей.

Слайд 14. Записывают д/з.

Слайд 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных. Системы управления базами данных

Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....

База данных 11 класс. Самостоятельные практические работы. Проектирование и обработка двухтабличной базы данных.

Предлагается два вырианта самостоятельной практической работы по теме "Базы данных". 11класс. Работу можно провести как "Зачётная практическая работа по теме База Данных"Перед выполнением самостоятель...

Урок информатики «Базы данных. Системы управления базами данных»

План-конспектУрока по информатике и ИКТТема: «Базы данных. Системы управления базами данных»11 классУчитель: Торопов Александр Евгеньевич...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...