Рабочая программа по информатике 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Забродина Ирина Владимировна

рабочая программа по информатике для 6 классов, изучающих информатику по учебникам Л.Босовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabochey_programmy_po_inf_6_2012.rar37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по информатике.

6 класс. 2011 – 2012 г.

Составитель: Забродина И.В.

Характеристика классов


Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике, 6 класс разработана на основе авторской    программы пропедевтического курса   по информатике и информационным технологиям, утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312. Автор: Зам. директора Института информатизации РАО, к.п.н. Л.Л. Босова.  УМК  Л.Л.Босовой  и ЦОР к данному УМК.

Программа  ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2011г.  Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л.Босовой, 2011г.

Составленный календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VII классов положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки  продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  3. практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Цели программы (курса)

Изучение информатики и информационных технологий в 6 классе   направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы (курса)

Задачи первого уровня

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

  1. Иметь представление о видах информационных процессов: передаче, хранении, кодировании, обработке информации, источниках и приемниках информации;
  2. единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  4. Иметь представление об устройстве компьютера и программном принципе работы компьютера;
  5. Иметь представление о назначении и функции используемых информационных технологий.

Задачи второго уровня

  1. Знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
  4. Знать программный принцип работы компьютера;
  5. Знать назначение и функции используемых информационных технологий;

Задачи третьего уровня

  1. Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты,  пользоваться меню и окнами;
  3. Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  4. Создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя   списки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;  

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  1. Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Задачи четвертого уровня 

  1. Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, презентаций, диаграмм;
  2. Создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  3. Организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов.


Особенности построения учебного курса.

Информатика в 6 классе нашей школы изучается за счет часов, выделенных из школьного компонента. Всего выделяется 34 часа (1 час в неделю).

 В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала:  компьютер и информация  – человек и информация – алгоритмы и исполнители.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются уровни: базисный и продвинутый.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нес тандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.

Для шестых классов важным можно считать и раз витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

 При выполнении творчес ких работ  формируется умение опреде лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель ности, искать оригинальные решения.

 Учащиеся должны научиться представлять результаты ин дивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема

Компетенции

1.

Компьютер и информация

Учебно-познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая

2.

Человек и информация

Учебно-познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая

3.

Элементы алгоритмизации

Учебно-познавательная, коммуникативная,  ценностно-смысловая

Содержание курса.

1. Компьютер и информация (17 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа  с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.

Практическая работа №6. Создание таблиц.

Практическая работа №7. Таблицы. Размещение текста и графики.

Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм.

Практическая работа №9. Графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Графические возможности текстового процессора Word.

Практическая работа №11. Рисунок на свободную тему.

2. Человек и информация (8 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

 

3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Линейная презентация «Часы».

Практическая работа №13. Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа №15. Работа с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №17. Знакомство со средой программирования Qbasic.

Практическая работа №18. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №19. Исполнитель LINE.

Практическая работа №20. Исполнитель CIRCLE.

 Практическая работа №16. Создание слайд-шоу.

Основным шрифтом выделены элементы знаний, введённые в соответствии с базисным уровнем,  курсивом отмечены элементы знаний, изучающиеся на продвинутом  уровне.

 


Обоснование выбора форм организации учебного  процесса и методики изучения предмета.

 При организации учебного процесса используются различные формы организации работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы. Преимущество остается за индивидуальной формой обучения и коллективной, также при выполнении практических работ ребята часто работают в парах.

Основными методами  обучения на данном этапе изучения предмета выступают объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, а также применяются элементы  эвристической и проектной технологии обучения учащихся.

Уроки предполагают различные виды деятельности, согласно традиционной классификации это  уроки ознакомления с новым материалом, уроки закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний,  проверки и коррекции знаний и умений, комбинированные уроки, а также проводятся раз в четверть нетрадиционные уроки.

.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов образовательных учреждений основного общего образования по информатике и информационным технологиям

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  1. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  6. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  1. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.  
  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).  

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Программа-архиватор.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  6. Система оптического распознавания текста.
  7. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Тематическое и поурочное планирование пропедевтического курса информатики
для 6 класса общеобразовательной средней школы.

Автор: Зам. директора Института информатизации РАО,

к.п.н. Л.Л. Босова, редактировано Забродиной И.В.

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

  1. Практическая работа №1.

Ваш учебник, §1.1.

§1.2

2.

Файлы и папки.

  1. Практическая работа №2 (не все задания).

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления). Перевод целых десятичных чисел в двоичный код.

  1. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов*.

§1.3 (введение)

§1.3 (1.1)

4.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

§1.3 (1.2)

5.

Единицы измерения информации

§1.4

6.

Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word.

  1. Практическая работа №3 (задание 1).

§1.3 (2)

7.

  1. Практическая работа №3 (задание 2)

8.

  1. Практическая работа №4.

9.

  1. Практическая работа №5.

§1.3 (3)

II четверть

10.

  1. Практическая работа №6 (задания 1-2).

11.

  1. Практическая работа №6 (задания 3-4).

12.

  1. Практическая работа №7.

13.

  1. Практическая работа №8 (не все задания).

14.

Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации.  

§1.3 (4)

15.

  1. Практическая работа №9
  2. Практическая работа №10*

16.

  1. Практическая работа №11
  2. Практическая работа №12*

III четверть

17

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

§2.1§2.2

18.

Понятие как форма мышления.

§2.3 (введение)

Как образуются понятия.

§2.3 (1)

19.

Структурирование и визуализация информации.

  1. Практическая контрольная работа.

Практические работы №№4-8

20.

Содержание и объем понятия.

  1. Практическая работа №8 (задание 3)

§2.3 (2)

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

  1. Практическая работа №8 (задания 4-5)

§2.3 (3)

21.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

  1. Практическая работа №9 (задания 1-2)

§2.3 (3)

Определение понятия.

  1. Практическая работа №9 (задания 3-6)

§2.3 (4)

Классификация.

  1. Практическая работа №8 (задания 7-8)

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления.

  1. Практическая работа №10 (задания 1-2)

§2.4

23.

Умозаключение как форма мышления.

  1. Практическая работа №10 (задания 3-4)

§2.5

24

Контрольная работа

25.

 Что такое алгоритм.

  1. Практическая работа №11.

§3.1

26.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

§3.2, §3.3

27.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

Практические работы №№8-9.

IV четверть

28-29.

Линейные алгоритмы.

  1. Практическая работа №12.

§3.4 (1)

30-31.

Алгоритмы с ветвлениями.

  1. Практическая работа №13.

§3.4 (2)

32-33.

Циклические алгоритмы.

  1. Практическая работа №14.

§3.4 (3)

34.

Контрольная работа.

Систематизация информации.

  1. Практическая работа №15.

§1.2

 


Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Календарно-тематический план (6 класс)

урока

Тематика урока

Содержание обучения. Основные понятия

Планируемый результат и уровень освоения

Учебно-познавательная компетенция

Информационно-методическое обеспечение

Тип урока и  вид деятельности учащихся

Педагогические средства

Д/З

Базисный уровень

Продвинутый уровень

1

Тема раздела: Компьютер и информация (17ч)

Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, социально – трудовой, информационно – технологической, ценностно-смысловой компетенциям

 Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности

Цель: Дать возможность учащимся сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, соответствующее их возрастным особенностям

 

Информатика, информация,  виды информации, техника безопасности и организация рабочего места (повторение).

Компьютер, его назначение и устройство.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Учащиеся должны знать: требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях  назначение компьютера и его применение для обработки. (продуктивный),

основные и дополнительные устройства, виды памяти (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры применения компьютера для обработки любого видов информации, сферы деятельности в которых используется компьютер (творческий)

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Комбинированный

Практическая работа №1

Работа  с учебником

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

§ 1.1

2

Файлы и папки

Цель: Дать возможность учащимся повторить знания о файлах и  папках, а также умения оперировать данными объектами в среде операционной системы.

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. Знакомство с текстовым процессором

Учащиеся должны знать: основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, знать объекты текстовой информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, выполнять базовые операции в процессоре, сохранять документы  (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: запускать и копировать файлы с внешних носителей, (продуктивный), создавать конкретные документы в текстовом процессоре (творческий)

Практическая работа № 2

Рабочая тетрадь

Комбинированный

Практическая работа

 

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

§ 1..2

3

Информации в памяти

Компьютера. Двоичная система счисления

Цель: Организовать дискуссию о   формах представления  информации

Дать возможность учащимся познакомиться с двоичной системой счисления, показать ее значимость для кодирования информации

Представление информации в памяти

компьютера

Понятие системы счисления, знакомство с двоичной системой счисления

Учащиеся должны знать: форму представления информации в компьютере, виды систем счисления (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры различных систем счисления,  приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления,

Учащиеся должны уметь: приводить примеры  возможных систем счисления, определяя назначение их, кодировать информацию, используя таблицу  (творческий)

Рабочая тетрадь

Комбинированный

Практикум

Работа  с учебником

Эвристическая беседа

§ 1.3  введение

§ 1.3.(1)

4

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления 

Цель: Организовать процесс получения навыков перевода из одной системы в другую с использованием программы КАЛЬКУЛЯТОР

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора

Учащиеся должны знать: алгоритм перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, копировать и форматировать текст и его фрагменты (продуктивный)

Учащиеся должны знать: математический алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую (продуктивный)

Практическая работа  с приложением Калькулятор Рабочая тетрадь

Практикум

Эвристическая беседа

тренинг

практикум

§ 1.3.(1)

5

Единицы измерения информации

Цель: Дать возможность учащимся повторить единицы измерения информации и получить навыки определения объема информации

Носители информации, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт современные носители информации

Учащиеся должны знать: способы кодирования информации (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь:

Переводить из одних единиц измерения в другие (продуктивный) Кодировать и декодировать простейшее сообщение (творческий)

Учащиеся должны уметь: рассчитывать объем информации  приближенно (творческий) 

Работа с учебником

 Практикум

Беседа

демонстрация

тренинг

§ 1.4

6-14

Тексты в памяти компьютера

Кодирование текстовой информации

Цель: Создать условия для знакомства с текстовой формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания и  форматирования текстового документа

Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования.

Байт, объем текстового документа, таблица,   Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Диаграммы: линейная, столбчатая

Учащиеся должны знать: основные операции в текстовом процессоре  (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: редактировать и форматировать текст, создавать надписи, маркированные и нумерованные списки, таблицы, диаграммы, комбинированные документы, выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текста (продуктивный) 

Учащиеся должны знать: различные формы представления текста, изменения в процесс создания текста, которые внес компьютер (продуктивный)

 

Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации отличающихся по размеру, оформлению, назначению (творческий)

Практическая работа №3, 4, 5, 6, 7, 8

 Рабочая тетрадь

Комбинированный

Практическая работа

Эвристическая беседа

§ 1.3.(2)

15

Растровое кодирование  графической информации Векторное кодирование  графической информации

Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с растровым кодированием изображения. Познакомить с векторным кодированием изображения.

 

Растровое кодирование  графической информации

Векторное кодирование  графической информации.

Сравнение различных способов кодирования изображений (проблемная ситуация)

Учащиеся должны  иметь представление о способах кодирования изображения

Учащиеся должны уметь: объяснять принципы двоичного кодирования графической информации (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: работать в графическом редакторе   и уметь показать различные кодировки одного и того же изображения  (творческий)

Рабочая тетрадь

 

Практическая работа

Исследование

проблемные задачи

§ 1.3 (3)

16-17

Кодирование графической информации

Цель: Создать условия для знакомства с графической формой представления информации, способами её кодировании и получения навыков создания и  форматирования изображений

Растровое кодирование  графической информации

Векторное кодирование  графической информации.

Учащиеся должны знать: основные операции в графическом редакторе  (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: изменять изображение, создавать рисунки по образцу (продуктивный)

Создавать рисунки на собственную тему

(творческий)

Работа с учебником

Практическая работа № 9, 10, 11, 12

Комбинированный Практическая работа

Эвристическая беседа

§ 1.3 (3)

18

Тема раздела: Человек и информация (8ч)

Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции

Информация и знания

Чувственное познание мира

Цель: Дать возможность учащимся сформировать понятие информации как знаний для человека.

 Создать условия для знакомства

учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.

Понятие информации как знания, правила, факты.

Формы получения знаний

Чувственная форма получения знаний  - ощущения, восприятия и представления.

Учащиеся должны знать:   как человек познает мир через органы чувств (репродуктивный) 

Учащиеся должны уметь: приводить примеры чувственного познания мира,   (творческий)

Учащиеся должны уметь: строить цепочку познания: ощущение-восприятие-представление (творческий)

Рабочая тетрадь

Работа с учебником

 

Урок-путешествие

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

§ 2.1, 2.2

19

Понятие как форма мышления

Как образуются понятия

Цель: Создать условия для знакомства  с основными логическими приёмами формирования понятий (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением)

 Организовать процесс формирования учащимися  понятие объекта, знакомства со способами описания объектов, их существенных признаков.

Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Учащиеся должны иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации (творческий),

 приводить примеры логических приёмов  (продуктивный)

 Учащиеся должны знать: как образуются понятия (репродуктивный)

 

Учащиеся должны уметь: формировать понятие, используя логические приемы (творческий)

 

Рабочая тетрадь

Комбинированный

 

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

§ 2.3 (введение), 2.3(1)

20

Структурирование и визуализация информации Содержание и объем понятия

Цель: Дать возможность учащимся сформировать  представления об объеме и содержании понятия

 

  Объем и содержание понятия.

Единичные и общие понятия

Учащиеся должны уметь различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: раскрывать содержание и объем понятия на конкретных примерах(творческий)

Рабочая тетрадь

Работа с учебником

комбинированный

Практикум

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

Проблемные задачи

§ 2.3.(2)

21

Отношение тождества, пересечения и подчинения, соподчинения, противоречия  и противоположности

Цель: Дать возможность учащимся сформировать  представления об отношениях между понятиями.

Отношение тождества, пересечения и подчинения, соподчинения, противоречия  и противоположности Диаграммы Венна

Учащиеся должны знать: возможности сравнения понятий (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры сравнения понятий по содержанию и объему, приводить примеры данных логических отношений (продуктивный) 

Учащиеся должны  сравнивать понятия по содержанию и объему (творческий)

Рабочая тетрадь

Работа с учебником

Комбинированный

 

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации

 

Проблемные задачи

§ 2.3 (3)

22

Определение понятия Классификация

Цель: Создать условия для формирования  представления о том,  как определить понятие, его структуру

Организовать процесс знакомства с понятием классификации и её применением

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие

Понятие о классификации.

Минипроект «Зачем нужна классификация?»

Учащиеся должны иметь представление как определяется понятие знать: способы (продуктивный) 

Учащиеся должны знать: понятие классификации, признака классификации(репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры классификаций по определенному признаку (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять план преобразования информации различными способами (творческий)

Учащиеся должны уметь: решать задачи используя наиболее рациональные формы представления плана действий (творческий) классифицировать объекты по разным признакам (продуктивный)

 Рабочая тетрадь

Работа с учебником

Урок -дидактическая игра

Эвристическая беседа с игровой      ситуацией

Проблемные задачи

§ 2.3 (4, 5)

23

Суждения как форма мышления Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с формами мышления  (суждениями и их разновидностями)

 

Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки

Учащиеся должны знать:  понятие суждений и их виды (репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры различные виды суждений (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: отличить один вид суждения от другого (продуктивный)

Практическая работа №10

Задание 1,2 Рабочая тетрадь

Упражнения

Практическая работа

Эвристическая беседа Демонстрация

§ 2.4.

24

Умозаключения как форма мышления

 Цель: Дать возможность учащимся познакомиться  с формами мышления (умозаключениями и правилами их получения)

Умозаключения - форма мышления

Учащиеся должны знать: понятие умозаключения и правила их получения(репродуктивный)

Учащиеся должны уметь: приводить примеры умозаключений

Учащиеся должны уметь: самостоятельно из нескольких посылок получать суждение-умозаключение (творческий)

Практическая работа №10

Задание 3,4

Упражнения

Практическая работа

Беседа

§ 2.5.

25

Контрольный урок

Цель: Проверка знаний и навыков учащихся по теме «Человек и информация»

 См. уроки 18 - 25

 См. уроки 18 - 25

См. уроки 18 - 25

 

Тестовая контрольная работа

 

26

Тема раздела: Что такое

алгоритм (9ч)

Формировать ценностно-рефлексивную, информационно-технологическую, коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции

Понятие алгоритма

Исполнители вокруг нас

Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием алгоритма и его свойствами и получить навыки в составлении алгоритмов Организовать процесс формирования понятий исполнителя, его среды.

Понятие алгоритма, его свойства, примеры алгоритмов Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя

Учащиеся должны знать: определение алгоритма, его свойства (репродуктивный)

 Учащиеся должны знать: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма; уметь исполнять алгоритм (репродуктивный)

Учащиеся должны иметь: представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя (репродуктивный)

Учащиеся должны умет: приводить примеры алгоритмов (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: сравнивать эффективность различных алгоритмов  (продуктивный)

 

Рабочая тетрадь Работа с учебником

Практикум

Упражнения

Эвристическая беседа Логическая игра

§ 3.1,  3.2

27

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов

 Цель: Создать условия для знакомства с формами записи алгоритма

Ознакомить с основными командами для построения графических изображений в QBASIC

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма

Понятие блок-схемы, примеры

Учащиеся должны знать: способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков, (репродуктивный уметь составлять алгоритм известными способами (продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений  в QBASIC

 (продуктивный и творческий)

Практическая   работа

Упражнения

Рассказ Практическая работа

§  3.3

28-29

Линейный алгоритм

Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием линейного алгоритм и получить  навыки  алгоритмизации.

 

Понятие линейного  алгоритма. Примеры

Учащиеся должны знать: правила записи линейного  алгоритма. Обозначения блоков; (репродуктивный 

уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами (продуктивный).

Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений  в QBASIC

 (продуктивный и творческий)

Практическая работа

Рабочая тетрадь

Упражнения Практическая работа

Эвристическая беседа

Практикум

§ 3.4 (1)

30-31

Алгоритмы с ветвлением

Цель: Дать возможность учащимся познакомиться с понятием разветвляющегося  алгоритм и получит навыки  алгоритмизации..

 

Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма

Учащиеся должны знать: правила записи  разветвленного алгоритма. Обозначения блоков; уметь составлять алгоритмы и записывать их различными способами

(продуктивный)

Учащиеся должны уметь: составлять программы для построения изображений  в QBASIC

 (продуктивный и творческий)

Практическая работа  

Упражнения Практическая работа

Эвристическая беседа

Практикум

§ 3.4 (2)

32-33

Циклические алгоритмы

Цель: Создать условия для знакомства с понятием циклического алгоритма и его свойствам и получения навыков алгоритмизации процесса данного вида.

 

Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды  цикла.

Учащиеся должны знать: понятие цикла, его разновидности (продуктивный) 

Учащиеся должны уметь: составлять циклические алгоритмы (продуктивный).

Учащиеся должны уметь: составлять комбинированные алгоритмы и описывать их графически (творческий)

Практическая работа

Рабочая тетрадь

Упражнения Практическая работа

Эвристическая беседа

Практикум

§ 3.4 (3)

34

Систематизация информации

Цель: Контроль знаний.

Презентация знаний, полученных в 6 классе

Учащиеся должны уметь:  работать в программе PowerPoint (творческий)

Практическая работа

Урок -обобщения и презентации знаний

Создание и презентация продукта

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...