Особенности технологии дифференцированного обучения на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме

Фуртаева Наталия Тимофеевна

 

Традиционное обучение  не может учитывать весь спектр различий личности учащегося. Поэтому необходимо развивать стили познавательной деятельности, ориентированные личностные особенности ученика. Следует выделить три основные аспекта структуры личности: функциональные механизмы психики; опыт личности; обобщенные типологические свойства личности.

Дифференциация процесса обучения предполагает,  разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования. Каждой выделенной группе разрабатывается собственный образовательный путь в рамках учебного плана. Одновременно должна быть сформирована и оценочная структура результатов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности технологии дифференцированного обучения

на уроках информатики

Фуртаева Наталия Тимофеевна ГБОУ №655 учитель информатики

Традиционное обучение  не может учитывать весь спектр различий личности учащегося. В результате ученики-визуалы, лучше усваивающие материал со зрительной опорой, оказываются в менее комфортной образовательной среде, чем ученики-аудиалы, а слабо подготовленные ученики вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников. Именно поэтому необходимо развивать стили познавательной деятельности, ориентированные личностные особенности ученика.

Необходимо выделить три основные аспекта структуры личности: функциональные механизмы психики; опыт личности; обобщенные типологические свойства личности. Функциональные механизмы психики и соответствующие им психические процессы являются основой опыта личности. К ним относятся: восприятие информации, мышление, память, психомоторика, высшего уровня регуляции, обеспечивающие управление психическими процессами, поведением, эмоциями, вниманием и т.д. Опыт личности характеризует знания, умения, навыки и привычки, направленность личности, познавательные и эстетические качества. Обобщенные типологические свойства личности определяются характером, темпераментом, способностями и т.п.

Учет этих индивидуальных особенностей возможен при использовании  технологии дифференцированного обучения Дифференциация процесса обучения предполагает,  разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования. Дифференциации обязательно сопровождается интеграция, выражающаяся в объединении учащихся по иному признаку. Известны два способа дифференциации: "внутренняя" и "внешняя". В отличии от "внешней" дифференциации, где учащиеся объединяются в  специально организованные учебные группы, "внутренняя" дифференциация  предполагает организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке за счет педагогических технологий.

Целесообразно создавать  следующие группы:

группа А – учащиеся с низким темпом усвоения материала;
группа В – учащиеся со средним темпом усвоения материала;
группа С – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Для каждой группы следует определить собственные цели образовательного процесса:
группа А: пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу; группа В: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством; группа С: развить устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи

Таким образом, каждому ученику представляется возможность овладевать учебным материалом на разном уровне,  но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Чтобы использовать технологию дифференцированного обучения, необходимо предварительно определить  содержания обучения для групп В и С, и сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме  учебной программы.

Табл. 1 содержит варианты дифференцированных заданий, используемых при работе с учащимися.

 Таблица 1

Варианты дифференцированных заданий

1

Задачи с различными условиями, но однотипными алгоритмами решения

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче

3

Уровневые взаимосвязанные задачи

4

Индивидуальная самостоятельная работа

5

Задачи, допускающие несколько способов решения

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения В табл. 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.

Таблица 2

Этапы обучения

Виды дифференцированных заданий

Изучение нового материала

Виды 1, 5

Закрепление и формирование знаний, умений, навыков(ЗУН)

Виды 2, 3,5

Систематизация и обобщение ЗУН

Виды 3, 4, 5

Этап проверки знаний и умений

Виды 1—5

Домашняя работа по теме,

Виды 1, 2, 4, 5

Преимущество  технологии дифференцированного обучения состоит в том, что учащимся  предлагается сознательно выбрать траекторию образовательного процесса, где они смогут чувствовать себя комфортно и успешно, где  создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения на уроках биологии

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению , основанный на личностно-ориентированном характере образ...

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы  актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном  документе (Федеральном комп...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Предмет информатика дает возможность естественной реализации дифференцированного обучения. Правильно подобранные задания помогают учащимся раскрыть свои возможности, повысить интерес к предмету....

Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся

Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики...