Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010
статья по информатике и икт по теме

Брагинова Наталья Петровна

В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функционирующих на 2010 год.

Автор статьи - Брагинова Наталья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon set.soobshchestva.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов

(на примере Республики Карелия)

По словам исследователей, сетевые сообщества могут играть значительную роль в профессиональном развитии педагогов, и основано это на том, что люди учатся лучше всего у своих коллег по работе, от наблюдателей или наставников, через другие неофициальные средства [1. - p.6]. David T. Gordon [2] пишет, что технологии повысили возможности взаимодействия, общения учителей, которое лежит в основе их профессионального роста. Несмотря на то, что компьютерно-опосредованная коммуникация обладает недостатками по сравнению с личным общением, она имеет ряд неоспоримых преимуществ. Elizabeth Murphy, Thérèse Laferrière [5] приводят следующие доводы в пользу Интернет-общения: возможность организации общения на равных вне зависимости от социальных статусов, способность перечитать всю последовательность сообщений перед тем, как оставить собственный ответ, что позволяет более глубоко и пристально его проанализировать. Участие в сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. По словам H.Harrington, Hathaway, компьютер является средством, стимулирующим размышления путем диалога [3]. Еще группа исследователей [4] утверждают, что участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе [7].
Однако, по словам многих авторов, основное преимущество онлайн-коммуникации – возможность общения для людей из разных географических областей. Учитывая, что в Карелии большинство школ являются сельскими, небольшими по размеру, Интернет-поддержка должна быть главнейшим средством повышения квалификации педагогов.

В настоящее время сложилась благоприятная обстановка для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику работы школы. Школы более-менее оснащены техникой, теперь уже нередко на вопрос учителю «Есть ли на Вашем рабочем месте компьютер?» можно услышать утвердительный ответ. Все образовательные учреждения подключены к Интернет, а за время проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) более половины (по данным отчетов проекта) педагогов Республики Карелия прошли курсы повышения квалификации в области использования ИКТ. Таким образом, практически не осталось объективных причин, которые бы препятствовали развитию сетевого взаимодействия педагогов.

Необходимость предоставления непрерывной методической поддержки большому количеству учителей с одной стороны и нехватка квалифицированных кадров, способных ее осуществлять на местах, с другой, явились основанием для развития ресурсов Интернет-поддержки профессионального развития педагогов в ИСО. Были подготовлены специалисты, созданы региональные предметные сообщества, проводились различные акции по привлечению новых участников. Значительная часть созданных сообществ прекратила свое существование в момент окончания проекта, однако любой результат, даже отрицательный позволяет нам приобрести ценный опыт. Стало очевидно,  что искусственное вовлечение учителей в сетевые педагогические сообщества обречено на провал, должна быть мотивация, которая, в частности, может быть обеспечена, если сообщество решает конкретные практические задачи его участников.

Термин «Виртуальное сообщество» введен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом – американским исследователем социальных отношений в сети – в книге «Virtual Community». Рейнгольд дает следующее определение виртуальным сообществам: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве» [9. - c.8].

По мнению Д.Шикула, с формальной точки зрения, Интернет-проект можно считать сообществом, если у него есть посетители, и обращения к нему регулярны [13]. Однако, принимая во внимание коммуникативные особенности Интернета, тот же автор приводит уточненное определение. «Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса» [13].

Итак, непременным признаком сообщества является информационный обмен, который может быть представлен, например, в форме обсуждения. Что же является движущей силой сетевых сообществ, что заставляет людей объединяться в Сети? Ряд исследователей (С.Бондаренко, М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг) первой причиной этого называют потребность общения, стремление утолить коммуникативный «голод». Среди других факторов выделяют желание чему-либо научиться, реализовать свои способности, информационную потребность, а также «стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью»[1]. Многие ресурсы Интернет-поддержки профессионального развития педагогов предлагают участникам сообщества публиковать свои материалы: разработки уроков, методические рекомендации и т.п. Э. Шмидт считает, что именно резкое увеличение возможностей самопубликаций создает новую ситуацию, способствующую росту числа и влияния сетевых сообществ - “мы получим очень своеобразные и очень сильные сообщества”[2] 

P.Kollock выделяет несколько причин, побуждающих членов сообщества оставлять в Интернете свои разработки:

  1. Ожидание взаимности. P.Kollock приводит в пример автомобилиста, который оказывает помощь на дороге безвозмездно, но в надежде, что кто-то другой из сообщества предложит ему помощь, когда он окажется в аналогичной ситуации[3]. Традиция мигать встречной машине фарами в знак предупреждения – яркий пример взаимовыгодного сотрудничества в сообществе российских автомобилистов. Хороший пример – проект «Исчезнувшие деревни России» на сайте letopisi.ru. Автор первой, «затравочной» статьи очевидно (и не напрасно) рассчитывал на то, что его идея будет поддержана, и проект разовьется.
  2. Работа на репутацию. Действительно, что может поднять в глазах виртуальных коллег сильнее, чем реально существующий продукт, к которому может обратиться любой желающий. Данный стимул поставлен на службу сообщества ИнтерГу.ру, где за каждую публикацию начисляются баллы, повышающие статус члена сообщества. Стоит отметить, что размещая в Интернете материалы, педагоги часто рассчитывают на повышение репутации не в виртуальном, но в реальном профессиональном сообществе.  Например, отмечая это в портфолио при аттестации на более высокую квалификационную категорию.
  3. Ощущение воздействия на группу.

В США большое внимание уделяется роли профессиональных сообществ вообще, которые, по словам Фуллана, являются «обучающими организациями» (12. - С.254). Там сообщества учителей – среда для профессионального развития, их необходимость признается на государственном уровне. Так, в США разработан стандарт профессионального обучения NBPTS, одним из главных представлений которого является следующее: «учителя – члены педагогических сообществ» [12. – с.240]. Сертифицированные по программе NBPTS учителя хорошо осведомлены о специализированных школах и ресурсах педагогического сообщества, квалифицированы в использовании этих необходимых ресурсов [12. – c. 240]. 

«Tappedin» - американский проект, призванный развить образовательное онлайн-сообщество, где профессионалы могли бы обмениваться опытом. Преподаватели входят в Сеть, чтобы обсудить учебный план, пройти "e-курсы", поучаствовать в Интернет-семинарах, получить информацию о любом аспекте обучения[4]. Преподаватели могут настроить их собственные «личные офисы», могут отправить по почте электронные портфели и планы урока, сохранить полезные статьи и ресурсы и даже личные фотографии, анекдоты и другое.

Европейская школьная сеть EUN[5]  - международная образовательная Интернет-площадка, насчитывающая десятки тысяч пользователей. Успех ресурса во многом объясняется  такими его  качествами как легкость использования и многосторонность. В распоряжении  пользователей множество инструментов, форумов, календари, чаты, внутренние почтовые ящики, архивы файлов, доски объявлений, что способствует сотрудничеству он-лайн. Пользователи могут также создать веб-страницы с помощью встроенного конструктора и размещать их в Интернете.

Е.Патаракин, обосновываясь на работах И.Иллича, выделяет следующие ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества:

- Учебные ресурсы (книги, справочники, программные средства, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками);

- Службы, поддерживающие обмен навыками и умениями. Раздел сервера или портала, где каждый может представить умения, в освоении которых он может выступить тренером;

- Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. Служба, поддерживающая поиск равных партнеров (Peer-Matching), заинтересованных в совместном изучении какого либо предмета, рассматривалась Илличем как наиболее сложная и необходимая для функционирования сообщества;

- Эксперты, которые могут оценивать результаты учебной деятельности [11].

В российском секторе Интернета на сегодняшний день одним из наиболее развитых и востребованных педагогических сообществ является «Открытый класс http://openclass.ru. Популярность проекта обеспечивает большое количество разнообразных сетевых активностей как для педагогов, так и для школьников, сопровождение рубрик и сообществ квалифицированными и незаурядными модераторами, а также большое количество простых в использовании инструментов, позволяющих любому желающему создать новую площадку виртуального взаимодействия с коллегами, провести образовательное мероприятие.

На май 2010 года в «Открытом классе» зарегистрировано более 2300 участников из Республики Карелия. Большинство из них вошли в «Открытый класс» на курсах повышения квалификации ГОУ РК «ИПКРО», в том числе, обучаясь по программе «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагогов». Использование сетевого сообщества в качестве площадки для проведения дистанционного обучения вполне оправданно. Это, с одной стороны, готовый инструмент для осуществления взаимодействия слушателей и преподавателя, с другой – мощный информационный ресурс и образовательная среда, в которую обучающиеся погружаются с первых дней занятий. За время обучения учителя вовлекаются в жизнь «Открытого класса» и продолжают работать здесь и по окончании курсов.

Следует отметить, что дневники обучения в «Открытом классе» преподаватели Центра Интернет-образования ГОУ РК «ИПКРО» вместе со слушателями вели не только в ходе дистанционного, но и очного обучения. Например, «Дневник курсов по программе "Развитие информационной образовательной среды ОУ" http://www.openclass.ru/node/79422 или «Дневник обучения группы учителей информатики Республики Карелия» http://www.openclass.ru/node/19051. Площадка сетевого взаимодействия хранит всю информацию, накопленную за время обучения, и остается доступной и активной по окончанию курсов. На ней размещаются входные и выходные анкеты для слушателей, ведутся журналы (блоги) рефлексии, участники имеют возможность размещать свои материалы, обмениваться комментариями. Благодаря дневникам появились новшества в формах и методах проведения аудиторных занятий. Например, инструменты «Открытого класса» позволяют разнообразить работу в группах с помощью форумов, блогов, провести перекрестное рецензирование работ, организовать совместный поиск ресурсов по заданной теме и т.д. Об этих возможностях социальных сервисов web 2.0 мы много рассказываем учителям, однако более действенный эффект, чем рассказ имеет их непосредственное использование на практике. Без преувеличения можно сказать, что подобные дневники являются примером реализации новой модели повышения квалификации, ориентированной на реальные запросы учителей и обеспечивающей непрерывную методическую поддержку педагогов. Она становится особенно актуальной в современных условиях, когда учителю приходится работать в постоянно меняющейся обстановке, осваивать все новые и новые технологии.

Конечно, на базе Открытого класса созданы и работают сетевые сообщества, не связанные непосредственно с дистанционным повышением квалификации. Например, «Методическое объединение учителей информатики города Петрозаводска» http://www.openclass.ru/community/76262, направленное на «информационную и методическую поддержку» учителей.  У членов методического объединения сегодня не стоит вопрос о том, где взять тот или иной материал, прочитать свежее объявление: всю необходимую информацию они получают здесь. В данном случае мы видим, что сетевое сообщество изначально направлено на профессиональное развитие его участников, при этом оно является лишь средством для облегчения и улучшения  реально существующего взаимодействия, что в целом и обеспечивает его активность.

Развитию сетевых форм профессионального развития педагогов способствует реализация различных проектов в области образования. Так, в рамках национального проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе не посещающих образовательные учреждения» действует региональное сетевое сообщество дистанционных учителей http://do.iso.karelia.ru, где происходит обмен опытом, проводится консультационная работа, размещается полезная информация. Данное сообщество на 100% состоит из активных участников, которые заглядывают сюда и оставляют комментарии, файлы не менее 3-4 раз в неделю. В чем причина успеха? В практическом характере решаемых сообществом задач. Новизна деятельности, географическая разобщенность, значительное количество новой информации, которую можно получить только в сетевом сообществе, определяют его востребованность для педагогов. Из отзывов дистанционных учителей – участников сетевого сообщества:

«Замечательно, что создана площадка для профессионального общения. Есть возможность получить техническую и методическую поддержку. Обменяться мнениями с коллегами, получить совет по разрешению проблемной ситуации. Обсудить линию поведения с проблемным ребенком и его родителями».

Н.А.Русакова, г.Петрозаводск

«Сообщество подчеркивает чувство причастности к важному общему делу, которое значимо не только для меня, но и моих коллег, надеюсь, что и детей тоже».

Е.Кораблева, г.Петрозаводск.

Сетевое взаимодействие педагогов также стало неотъемлемой частью реализации проекта по дистанционному обучению школьников с использованием сетевого образовательного ресурса Интернет-школы «Просвещение.ру» (Телешкола), который осуществлялся в Карелии в 2008-2010 гг. по инициативе Министерства образования РК. Повышение квалификации педагогов в области дистанционного обучения и использования цифровых образовательных ресурсов не являлось основной целью проекта, однако стало важным его эффектом. По ряду условий в проекте не было организовано специального курса повышения квалификации, проведены лишь разовые обучающие семинары. Поэтому функцию подготовки учителей к новому для них виду деятельности – дистанционному обучению школьников - взяло на себя сетевое объединение. В ходе работы проводилось непрерывное взаимодействие участников образовательного процесса с использованием специальной программной среды, велось консультирование учителей, обмен материалами. С использованием Интернета также был проведен итоговый отчетный семинар в 2010 году, где участники проекта смогли не только разместить свои отчеты и отзывы и проделанной работе, но пообщаться друг с другом. Стоит подчеркнуть, что данная форма проведения образовательных мероприятий имеет ряд преимуществ: экономия денежных средств, возможность растянуть действие во времени, а значит, привлечь большее количество участников, возможность индивидуального подхода к выбору дискуссий и т.д.

Еще одним примером сетевого взаимодействия педагогов Карелии является портал e-school.karelia.ru, использующий решение Microsoft Learning Gateway (MLG). По итогам конкурса «Электронная учительская», проведенного в Республике Карелия под эгидой более масштабного федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) удалось обеспечить ряд школ комплектами компьютерной техники, оборудовать или расширить локальные сети, а также ввести в эксплуатацию данный портал.  Активным пользователем портала являются Лицей №40 г.Петрозаводска, Нововилговская средняя школа. Благодаря проведению серии обучающих семинаров, в сеть вовлечены многие другие образовательные учреждения.

Среди многих замечательных задач и сервисов портала для нас наиболее интересна возможность создания сетевых сообществ: организация виртуальных клубов по интересам с предоставлением коммуникационных сервисов разного уровня для обеспечения эффективного взаимодействия между участниками. С помощью портала происходит подготовка и обсуждение предстоящих мероприятий, возникают профессиональные дискуссии и даже беседы по интересам. Благодаря сообществу педагоги не остаются оторванными от коллектива даже во время вынужденного отсутствия в школе.  Прозрачность публикуемой разными отделами, кафедрами, методическими объединениями информации создает ситуацию соревнования: каждый стремится соответствовать лучшему образцу, что, естественно, провоцирует саморазвитие.

Итак, приведенные примеры в некоторой степени доказывают значимость сетевой профессиональной коммуникации для профессионального развития педагога. Понятно, что само по себе наличие техники или высокий уровень ИКТ-подготовки учителей не определяют стремление учителя включиться в работу сетевого объединения. Педагог приходит в сеть лишь в том случае, когда испытывает необходимость в этом. Когда это происходит естественно, а не по директиве начальства, учителю действительно интересно в сообществе, которое становится для него средой профессионального роста и самосовершенствования.

Литература

  1. Allen S., Donna Ure, Stephen Evans. Virtual Communities of Practice as Learning Networks Executive Summary. Brigham Young University Instructional Psychology and Technology, 2003. .
  2. Gordon David T.. Online courses and communities provide ways of delivering professional development and support.
  3. Harrington, H., & Hathaway, R. S. (1994). Computer Conferencing, Critical Reflection, and Teacher Development.Teaching and Teacher Education, 10(5), 543-554.
  4. Kovaric P. and Bott T. Teacher Support Through Virtual Communities. University of California, Los Angeles Graduate School of Education and Information Studies New Orleans, 2000.
  5. Murphy E.; Laferriere T. (2003). Virtual communities for professional development: Helping teachers map the territory in landscapes without bearings. Alberta Journal of Educational Research, Vol. XLIX, No.1. (pp. 71-83). .
  6. Алексеева Р.Л. Электронная учительская

  1. Брагинова Н.П. Почему учителя не вступают в сетевые педагогические сообщества? (на примере педагогов школ Республики Карелия). Москва, МВШСЭН. 2008.
  2. Брагинова Н.П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ (на примере педагогов Республики Карелия). Москва, МВШСЭН. 2008.
  3. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа .
  4. Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html
  5. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Шикула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы. .
  7. Kollock P. The Economies of Online Cooperation: Gifts and Public Goods in Cyberspace. .
  8. David T. Gordon. Linking Teachers with Technology. Online courses and communities provide ways of delivering professional development and support. http://www.edletter.org/past/issues/2003-nd/technology.shtml


[1] М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг. ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. Издание 4-е, исправленное и дополненное. Одесса – Туапсе. 1995

[2] Шмидт Э. «Googl работает не так, как обычная корпорация». Русский журнал. http://wwwruss.ru

[3] Kollock P. The Economies of Online Cooperation: Gifts and Public Goods in Cyberspace. .

[4] David T. Gordon. Linking Teachers with Technology. Online courses and communities provide ways of delivering professional development and support. http://www.edletter.org/past/issues/2003-nd/technology.shtml

[5] http://community.eun.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"

Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....

Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога

Формирование педагогических компетенций путем работы на   сайте  "Открытый класс"...

Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"

В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...

Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.

За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя...

Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога

В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квали...

«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»

В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры....