Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога
статья по английскому языку на тему

Некрасова Наталья Владимировна

В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квалификации является оказание методической помощи учителям с использованием сетевых технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

для заседания предметной секции учителей английского языка

в рамках августовской педагогической конференции –

2017 г

«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»

Подготовила:

учителя английского языка высшей категории

МОУ лицей №14

Некрасова Н.В.

В современное время требования к учителю велики и многогранны. Ему необходимо постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квалификации является оказание методической помощи учителям с использованием сетевых технологий.

Сетевые педагогические сообщества позволяют учителям решать профессиональные вопросы, обсуждать наболевшие темы, оказывать помощь и получать её. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры, формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Видение же данной проблемы на государственном уровне, на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя, в своём выступлении высказал В. В. Путин, сказав, что «следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...».

Что представляет из себя сетевое педагогическое сообщество, и какие профессиональные вопросы на их основе возможно решать?

Термин «сообщество» используется чаще всего для обозначения группы людей, участвующих в социальном взаимодействии, имеющих какие-либо общие связи между собой и другими членами группы, в одном пространственно-временном промежутке (Р. Хамман). Как указывает Е. Н. Ястребцева, наряду с другими учеными, сетевые сообщества или виртуальные методические объединения - это новая форма организации профессиональной деятельности учителя в сети Интернет, позволяющая развивать творческие способности педагога, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень [1].

Есть ли необходимость учителям одной предметной области создавать собственное сетевое взаимодействие?

Безусловно, создание сетевого профессионального сообщества оказывает неоценимую помощь системе повышения профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования, предоставляет уникальную возможность проявить свой профессионализм, организовать свою педагогическую деятельность и обмениваться опытом с коллегами. Сетевое сообщество - это универсальный способ профессионального взаимодействия для решения педагогических проблем.

Совместная деятельность в сетевых сообществах учителей позволяет решить множество педагогических вопросов, к которым, можно отнести организационныенаучно-бразовательные и методические вопросы.

Организационные вопросы. Актуальность данного направления совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах определяется тем, что очные встречи педагогов для обсуждения и решения профессиональных задач не могут проводиться слишком часто. Такие важные мероприятия, как заседания методических объединений, проводятся, как правило, один раз в год на августовской конференции, что явно недостаточно для решения многих образовательных проблем, которые возникают постоянно. Сетевое сообщество позволяет без всяких ограничений и без трудностей организовать виртуальное заседание учителей, находящихся на больших расстояниях друг от друга, причем делать это в постоянном режиме, не связывая такую работу с конкретными датами.

Научно-образовательные вопросы. В контексте профессиональной деятельности учителя информатики данное направление деятельности связано с проблемами информатизации образования, с изменением научного содержания информатики, с быстрорастущим количеством компьютерной техники, а также программных систем как для обеспечения работы технических устройств, так и автоматизированного управления учебно-воспитательным процессом. Подобные вопросы можно обсуждать в сетевом сообществе учителей информатики, и принимать согласованное решение.

Методические вопросы. Это направление предполагает обмен опытом и существующими наработками (конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий), а также обсуждение актуальных методических вопросов по своему предмету (выбор учебно-методических комплектов, рабочих программ, программ элективных курсов, практикумов, кружков, контрольно-измерительных материалов, в том числе подготовка к сдаче ГИА в 9 и 11 классах; определение структуры портфолио, подбор заданий к тестам, использование инновационных средств и методов, методик, педагогических технологий и др.). Указанные материалы разрабатывает и использует каждый учитель, обмен и анализ этих материалов, помогает совершенствовать свою методическую систему и профессиональное мастерство.

Содержание деятельности сетевого педагогического сообщества любой предметной области можно представить следующим образом:

  1. Организационные вопросы - виртуальные методические объединения, видеоконференции, дистанционные открытые уроки, семинары.
  2. Научно-образовательные вопросы - повышение квалификации, научные общества учителей и учащихся, программное обеспечение (системное, прикладное, обучающие программы, тренажёры, обучающие игры), компьютерное тестирование, контентная фильтрация, технические вопросы (компьютерная техника, компьютерная сеть, Интернет, автоматизированные системы управления).
  3. Методические вопросы - УМК, рабочие программы, программы вариативной части, элективные курсы, практикумы, факультативы, кружки, контрольно-измерительные материалы (ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе, контроль знаний), уроки, внеклассные мероприятия, поурочные планы, профессиональные конкурсы, фестивали, распространение педагогического опыта, конкурсы для учащихся, олимпиады, фестивали для учащихся, портфолио, инновационные средства образования, методики обучения, педагогические технологии, кабинет.

Наиболее хорошо себя зарекомендовали, с точки зрения оказания помощи в решении всех трех вопросов, следующие сетевые сообщества:

  1. Педсовет.org.Адрес сайта: http://pedsovet.org/   Цели работы: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
  2. Открытый класс. Адрес сайта: http://www.openclass.ru/   Проект реализуется Национальным фондом подготовки кадров. Направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик, их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Это открытая площадка для общения, обучения и обмена знаниями педагогов.
  3. «Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru. Адрес сайта: http://intergu.ru/   Данный проект имеет банк образовательных ресурсов «Инфотека», позволяет на виртуальном педсовете обсудить разнообразные проблемы в области образования, можно получить консультацию от коллег или специалистов, поделиться опытом. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
  4. Сайт «Сетевого образовательного сообщества Rus Edu». Адрес сайта: http://rusedu.net/  Входит в группу образовательных сайтов. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, есть методическая копилка.  
  5. Сеть творческих учителей.Адрес сайта: http://www.it-n.ru/   Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия профессионалов-учителей, победителей ПНПО, методистов. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон, творческие группы по самым разным направлениям педагогической деятельности, тематические форумы. Вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ и программного обеспечения в учебном процессе, подборку ссылок на аналитические и тематические статьи для педагогов. Есть возможность получить юридическую консультацию. После регистрации для Вас станет доступной подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.
  6. Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/   Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. Организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Есть методическая библиотека (презентации, разработки уроков, учебно-исследовательские проекты, тесты, внеклассные мероприятия). Организована работа форумов на актуальные для педагогов темы. Есть большое количество материала для скачивания. Для этого необходима регистрация. Трудностей при регистрации не возникает. Каталог включает разделы: для администрации, точные науки, гуманитарные науки, общественные науки, иностранные языки, воспитание, специалисты и другие. Имеется ссылка на сайт Минобр.орг (http://www.minobr.org/ ) - Всероссийские олимпиады и конкурсы. Возможна публикация собственных материалов. Есть раздел «Ваши работы». Можно подписаться на рассылку новостей сайта. Есть свой Интернет-телеканал для работников образования. Преимущество данного педагогического сообщества: основательность, серьезный подход к материалам, размещаемым на сайте, обсуждение актуальных вопросов, активность в защите прав педагогов с помощью обращений к вышестоящим руководителям образования.
  7. Сетевое сообщество Соцобраз. Адрес сайта: http://wiki.iot.ru/index.php/   Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей). Блоги, сетевые консультации, разработки, статьи.
  8. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру». Адрес сайта: http://metodisty.ru/   Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации. Есть форум, группы (тематические площадки), блог, диспуты, чат. Сообщество содержит в себе более 30 групп (различная тематика и направления - администрация, классные руководители, предметники и т.д.). Презентации, программы, разработки уроков внутри каждой группы. Все можно скачивать! Каждая разработка содержит комментарий автора с описанием. Есть возможность обсудить работу внутри группы, оценить ее или пообщаться с автором. Много аудио- и видеофайлов в свободном доступе. Можно опубликовывать собственные материалы, и даже создавать группу. Преимущество данного педагогического сообщества: не надо регистрироваться для скачивания материала, есть конкурсы.
  9. ПроШколу.ру. Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/   Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Посетители Вашей странички могут написать комментарии, о чем Вы сразу узнаете по выделенной строке «Вас комментируют». Преимущество данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория. Можно найти не только материалы по работе, но и для души.
  10. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество. Адрес сайта: http://www.schoolexpert.ru/main   Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов и лучших педагогических коллективов для организации общественной экспертизы основных компонентов стандарта общего образования второго поколения. Для участия в работе Интернет-сообщества необходимо зарегистрироваться.
  11. Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта: http://pedsovet.su/   В основе сайта лежит идея взаимопомощи: "учитель, помоги учителю!" Наличие на ресурсе педагогического сообщества ЦОР: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка. Есть разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.
  12. Факультет «Реформа образования» образовательного портала «Мой университет». Клуб педагогов. Адрес сайта: http://edu-reforma.ru/index/0-23  Предоставляет площадку для общения и обмена опытом, а также обширные возможности всем, кто занимается и интересуется обучением детей и реформой образования. Есть выделенная предметная (тематическая направленность) - для экспертов конкурса «Активные методы обучения».
  13. Сообщество учителей Intel Education Galaxy - Образовательная галактика Intel. Адрес сайта: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?   Общение педагогов-единомышленников между собой и с внешними экспертами организовано посредством блогов и форумов. В числе экспертов - методисты и тьюторы программ, сотрудники Intel, внешние консультанты, технические гуру и журналисты. Спектр вопросов, которые обсуждаются в Образовательной галактике, меняется и дополняется. Материалы портала полезны теоретикам и практикам, молодым учителям и педагогам с большим стажем, чтобы каждый из вас принимал активное участие в работе портала, делясь своим опытом, мыслями, советами. Есть презентации, видеоуроки, программы для обучения и работы учителей. Зарегистрированные пользователи имеют возможность скачивания материалов.

 

Предметные сообщества

Иностранные языки

  1. Сообщество учителей иностранного языка: Сообщество учителей иностранного языка, в котором созданы условия для общения, обмена опытом, оказания методической поддержки и помощи по вопросам, которые возникают в работе учителя иностранного языка на современном этапе развития образования.
  2. Клуб любителей английского языка: Как успешно подготовить ученика к Единому государственному экзамену по английскому языку, какую наиболее прогрессивную методику подготовки применить, как вывести учащегося на относительно свободное изложение на английском языке - все эти и многие другие вопросы обсуждаются на страницах данного сообщества.

Таким образом, профессиональные сетевые сообщества педагогов обладают большим потенциалом для решения педагогических задач, связанных как с текущей деятельностью педагога, так и с его профессиональным саморазвитием, самообразованием. Участие педагога в таком сообществе способствует его становлению как субъекта сетевой, а также профессиональной педагогической деятельности. Важным преимуществом сетевого сообщества является возможность более глубокой согласованности педагогов региона в выборе учебных программ, учебников, учебно-методических комплектов, а также принятия решений в реализации методик обучения предмету с учетом регионального компонента или компонента образовательного учреждения. Сетевые педагогические сообщества становятся значительным ресурсом развития системы совершенствования профессионального мастерства педагогов, нацеленной на повышение качества образования.

  1. Библиографическая ссылка
  2. Белоус Н.В. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
    URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14708 (дата обращения: 25.07.2017).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога . Подготовила: Некрасова Н.В.

Слайд 2

Новое время - новые требования к учителю Ему необходимо постоянно самосовершенствоваться

Слайд 3

При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квалификации является оказание методической помощи учителям с использованием сетевых технологий

Слайд 4

Что представляет из себя сетевое педагогическое сообщество, и какие профессиональные вопросы на их основе возможно решать?

Слайд 5

Совместная деятельность в сетевых сообществах учителей позволяет решить множество педагогических вопросов организационные научно-образовательные методические

Слайд 6

Наиболее хорошо себя зарекомендовали, с точки зрения оказания помощи в решении всех трех вопросов, следующие сетевые сообщества:

Слайд 7

Педсовет.org. Адрес сайта: http://pedsovet.org/

Слайд 8

Открытый класс . Адрес сайта: http://www.openclass.ru/

Слайд 9

Интер ГУ.ru. Адрес сайта: http://intergu.ru/

Слайд 10

Rus Edu Адрес сайта: http://rusedu.net/

Слайд 11

Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/

Слайд 12

Завуч. Инфо. Адрес сайта: http://www.zavuch.info/

Слайд 13

Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру». Адрес сайта: http://metodisty.ru/

Слайд 14

ПроШколу.ру. Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/

Слайд 15

Адрес сайта: http://pedsovet.su/

Слайд 16

Адрес сайта: http://www.eltarea.ru/

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010

В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...

Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога

Формирование педагогических компетенций путем работы на   сайте  "Открытый класс"...

Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"

В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...

Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.

За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГАЛАКТИКА INTEL КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Данная статья посвящена профессиональному развитию педагога в рамках ФГОС. Педагогические сетевые сообщества рассматриваются как средство формирования ИКТ-компетентности учителя. В статье определяются...

«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»

В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры....