Главные вкладки

    «Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»
    статья по физкультуре на тему

    Кириченко Анна Сергеевна

    В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon setevye_metodicheskie_soobshchestva.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1  

    Г.О. ЖУКОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Выступление на методическом объединении учителей физической культуры г.о. Жуковский

    Тема выступления: «Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»

    Подготовил: Учитель физической культуры МОУ Гимназия №1 Кириченко Анна Сергеевна

    г.о.Жуковский 2017


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...2

    Сетевое методическое сообщество...…………………………………...………..4

    Каталог сетевых педагогических сообществ по физической культуре……...10

    Заключение……………………………………………………………………….11

    Список литературы………………………………………………………………12


    Введение

    Настоящий этап развития России характеризуется глубокими
    и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный
    в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентоспособная личность с ориентировкой
    на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина, предъявляются высокие требования.

    В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели
    и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных
    и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

    В настоящее время к современной общеобразовательной школе предъявляются следующие требования:

    • обновление содержания образования
    • интеграция информационно-коммуникационных технологий
      в образовательный процесс
    • использование инновационных форм организации образовательного процесса; а также применение новых подходов к управлению школой

    Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи. Появляется потребность
    в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при
    использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

    И, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из создания учителем электронного портфолио, прохождения дистанционных курсов, работы
    с электронным журналом, электронных публикаций педагога, нельзя
    не включить в это пространство сетевые сообщества.

    В настоящее время профессиональный и личностный рост учителя не возможен без использования сервисов Интернета и сетевых профессиональных сообществ. 


    Сетевое методическое сообщество

    Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение
    и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

    Цели сетевого сообщества:

    • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества
    • организация формального и неформального общения на профессиональные темы
    • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета
    • обмен опытом учения/обучения
    • распространение успешных педагогических практик
    • поддержка новых образовательных инициатив

    Профессиональные методические сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальным. Ведь время, когда мы получали профессиональное образование, и то время, в котором мы с вами работаем, предъявляют к нам различные требования. Кроме того, профессиональное сообщество – это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество – это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей. Участие
    в сетевых сообществах позволяет педагогам живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым сообществам самопроизвольно формируются новые социальные объединения.

    Сетевые сообщества сейчас еще в стадии бурного развития, и их роль с годами набирает все большие обороты. Аргументов
    в пользу сетевых сообществ предостаточно: это оперативность обмена информацией, широта охвата педагогических работников, возможность обсуждения самых разных тем: от узких конкретных, до широких глобальных. В сетевых методических сообществах можно поддерживать активность, используя различные формы деятельности.

    В сетевых профессиональных методических сообществах используют следующие формы деятельности:

    • дистанционное обучение в рамках сообщества
    • обучающий семинар
    • виртуальная конференция
    • конкурс
    • проект
    • акция
    • виртуальная вечеринка
    • "Мастерская" или мастер-класс
    • опрос
    • обсуждение в чате
    • фестиваль проектов
    • телеконференция
    • проектировочный семинар
    • создание веб-страниц и т.д.

    В сетевых сообществах можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, учителю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.

    Профессиональные сообщества предполагают не просто пассивный просмотр материалов и ресурсов, а активное общение на профессиональной почве. Внутри сообщества единомышленников создана плодородная почва для профессионального самосовершенствования и роста педагога, для совместного, а значит, более объективного, обсуждения и решения возникающих ежедневно педагогических проблем. Начинающие педагоги могут получить квалифицированную практическую помощь, а опытные педагоги – поделиться своими наработками, идеями и широко проявить себя в различных проектах и конкурсах, инициированных сообществом.

    Здесь все – равные среди равных, готовые откликнуться на призыв
    и оказать помощь, решить возникшую проблему совместными усилиями.
    В сообществах есть что обсудить, чему научить и научиться и чем поделиться друг с другом!

    Здесь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. Все это облегчает поиск любой информации, необходимой для педагога, оперативно получать ее. Причем творчески работающий учитель практически никогда не использует найденную информацию в готовом виде. Он работает с ней, расширяет, перестраивает, корректирует. Значит, сетевые сообщества не только предоставляют концентрированную информацию, но одновременно дают возможность действовать, и даже стимулируют возможность действовать. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей формирует мотив развития личности педагога, и конечно повышает его профессиональный уровень.

    Повышение профессионального уровня педагога так же непосредственно связано с деятельностью любого сетевого сообщества, которую можно рассмотреть по следующим направлениям:

    1. Организация информационно-методической поддержки педагогов
    с использованием различных Интернет-технологий

    Данное направление нацелено на профессиональное развитие педагогов в сфере информационных технологий, обучение использованию
    в учебном процессе современных компьютерных технологий и программ.

    Это направление функционирует с использованием приведенных ниже Интернет-технологий:

    • каждый желающий имеет возможность задать вопрос непосредственно со страницы сайта или используя традиционные почтовые программы
    • консультации на тематических форумах. Для участников форума это возможность через общественное обсуждение сформировать свой собственный взгляд на сложные проблемы, научиться совместному принятию решений, выбору общей позиции. Данные технологии позволяют организовать общение учителей,
      в ходе которого открыто и квалифицированно решаются многие профессиональные вопросы, при интерактивном общении идет интенсивный обмен педагогическими находками
    • обсуждение проблем в режиме on-line посредством чата. Обеспечивает общение участников в режимах off-line и on-line, работа в форумах и чат-группах, получение консультаций специалистов системы образования. Одним из наиболее эффективных средств организации сетевого on-line взаимодействия, развития навыков сетевого общения является чат

    2. Создание хранилища учебно-методических материалов

    Данное направление позволяет систематизировать информацию
    о педагогическом опыте в методике преподавания предметов, воспитательной работе школы, инновациях в области педагогики и методики, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет.
    Эти ресурсы пополняются также важными и нужными материалами для работы преподавателя. Как правило, это нормативные документы, учебные программы и тематические планы.

    Это сценарии уроков и внеклассных мероприятий, дидактические материалы, методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке.

    Это методические рекомендации по преподаванию конкретных тем, аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними, варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ.

    Это аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения, интересные исследовательские работы учащихся и др. Так как хранилище материалов (файловый архив) размещены на различных интернет-сервисах, на сайтах сетевых сообществ работает система полезных ссылок, с помощью которых можно просмотреть любой интересующий материал. Для удобства поиска конкретного материала есть система меток.

    3. Организация и проведение методических семинаров и конференций

    Сетевые формы проведения семинаров, конференций позволяют обсудить актуальные профессиональные проблемы, осуществить обзор передового педагогического опыта, проанализировать современные программы, учебно-методические пособия. Каждый участник семинара имеет возможность скачать выложенный на страницах семинара раздаточный материал, включающий программу семинара, комплект электронных
    и печатных методических разработок по тематике семинара, информационные материалы.

    4. Информационное обеспечение деятельности сетевых сообществ.

    Вся деятельность любого сетевого сообщества отражается на страницах сайта. Это консультации для учителей, публикации методических материалов, объявления, конкурсы и др. Информационное оповещение
    о проводимых мероприятиях осуществляется посредством рассылки электронных писем (нормативных документов; методических материалов, информации о конкурсах, олимпиадах, проектах). Такая форма содействует оперативному распространению информации о передовом опыте, обмену методическими разработками.

    Таким образом, сетевые сообщества помогают обеспечить организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, независимо от территориальной принадлежности, внедрить новые формы методической работы с педагогами за счет широкого использования средств Интернет, увеличить количество учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернет. Сетевые сообщества педагогов распространяют педагогический инновационный опыт, привлекают внимание педагогической общественности к использованию потенциала Интернет для решения задач профессионального развития педагогов.

    Одним из важнейших факторов является и то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности.

    Каталог сетевых педагогических сообществ по физической культуре

    1. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://school-collection.edu.ru 

    2. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура» http://www.openclass.ru 

    3. Сообщество учителей физической культуры на портале
    «Сеть творческих учителей»
    http://www.it-n.ru/communities.a-spx?cat_no=22924&t-mpl=com

    4. Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 

    5. Сайт «Я иду на урок физкультур» http://spo.1september.ru/urok/ 

    6.  Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ 

    7. Раздел: Физическая культура и спорт интернет-ресурса http://www.rusedu.ru/fizkultura/list_49.html 

    8. Сетевое сообщество «Педсовет»

    https://pedsovet.org/publikatsii/fizicheskaya-kultura 

    Заключение

    Сетевые педагогические сообщества позволят оперативно реагировать на запросы и затруднения педагогов, происходит оперативное взаимодействие тренеров, тьюторов с педагогами. Важно что, такое сопровождение поможет не потеряться в потоке новой информации, обрести уверенность и совершенствовать процесс обучения, внося в него изменения
    в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта образования.

    На каком бы этапе жизненного и профессионального пути
    ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ –
    это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

    Список литературы

    1. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение [Текст] / Е.Д. Патаракин. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 112 с.

    2. Рудакова Д.Т. Развитие образовательного сетевого сообщества. //Тезисы доклада. RELARN-2003. Институт общего среднего образования Академии России.

    3. Шмырева Е.В. «Сеть Интернет как один из способов развития личности педагога в современном мире»

    Электронные ресурсы:

    http://wiki.saripkro.ru/index.php

    https://moluch.ru/archive/98/21994/

    http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1147


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010

    В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...

    Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога

    Формирование педагогических компетенций путем работы на   сайте  "Открытый класс"...

    Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"

    В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...

    Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

    Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду.В. Путин...

    Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.

    За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГАЛАКТИКА INTEL КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

    Данная статья посвящена профессиональному развитию педагога в рамках ФГОС. Педагогические сетевые сообщества рассматриваются как средство формирования ИКТ-компетентности учителя. В статье определяются...

    Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога

    В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квали...