Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы" и Урок "Кодирование информации", 6 класс
материал по информатике и икт на тему

Вознесенская Марина Васильевна

Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы", 9 класс

Урок "Кодирование информации", 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 6

Глава 1. Компьютер и информация

Тема: Кодирование информации

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Кодирование информации».
  2. Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.
  3. Способствовать развитию логического мышления.
  4. Воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

Тип урока: проверка усвоения изученного материала, урок-соревнование

Методы: методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Экран, проектор;
  2. Презентация Power Point;
  3. листы с заданиями конкурсов для команд;
  4. бланк для жюри (Приложение 1);
  5. листы ответов для жюри (Приложение 2);
  6. призы.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. http://www.metod-kopilka.ru (ребусы)
  2. http://byaki.net (мотивация)

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин), Мотивация;
  2. Конкурсы:
  1. приветствие команд (5 мин);
  2. ребусы (4 мин);
  3. Находчивый художник;
  4. Задачи (7 мин);
  5. Физкультминутка (1 мин);
  6. Кодирование (7 мин);
  7. Капитаны (3 мин);
  8. Компьютер (5 мин);
  1. Подведение итогов, награждение (5 мин).

Участники:

  1. 2 команды по 6 человек.

Предварительная подготовка:

  1. Формирование судейской коллегии.
  2. Формирование команд: состав, название, капитан, девиз.

На доске: тема 

Оценивание конкурсов:

Название конкурса

Баллы

1.

Приветствие команд

5

2.

Ребус

1

3.

Находчивый художник

3

4.

Задачи

5

5.

Кодирование

5

6.

Капитаны

3

7.

Компьютер

2

ИТОГО:

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин).

Учитель:

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

Добрый день дорогие ребята и уважаемые коллеги!

Надеюсь, что наш урок будет действительно интересным, и скучать не придется. Сегодня мы закрепляем тему «Кодирование информации».

Цель урока: показать, какие знания вы получили по изученной теме.

А вначале, ребята, мне бы хотелось рассказать небольшую историю.

Немцы во время ВОВ перехватывали немало важных сообщений. Сделать коды партизан неуязвимыми (непонятными)  для немцев помогали орфографические ошибки. Оказывается, сообщения с орфографическими ошибками ставили в тупик вражеских декодировщиков, которые педантично руководствовались правилами русского языка.

В конце урока я думаю, вы мне скажете зачем я рассказала эту историю.

А сейчас давайте поприветствуем наше жюри. (приветствие)

Я напомню правила игры:

  1. Право выбора задач в некоторых конкурсах происходит в порядке очереди.
  2. За нарушение дисциплины  жюри имеет право снимать по 0,5 балла за каждое замечание.
  3. Ответы принимаются у команды, участник которой первым поднял руку, за выкрики команда баллы не получает.

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

  1. Приветствие команд (5 мин).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами.

Дома команды должны были продумать название, девиз, эмблему и выбрать капитана.

  1. Ребусы (5 мин).

(джойстик)

         

         (исполнитель)

        (дисковод)

        (курсор)

  1. Находчивый художник (во время конкурсов «задачи» и «кодирование»).

Команда выбирает одного человека, который за 10 минут должен создать рисунок в графическом редакторе Paint на новогоднюю тему

  1. Задачи (7 мин).

Команды выбирают задачи, решение записывают на подготовленном бланке (приложение 3)  и сдают его жюри для проверки, скорость решения учитывается.

Время решения ограничено.

Задача 1: В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

Ответ:

 

Аня

Вера

Галя

Наташа

1 место

+

-

-

-

2 место

-

-

+

-

3 место

-

-

-

+

4 место

-

+

-

-

Задача 2: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: Коля – ни первое, ни четвертое; Боря – второе; Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик?

Ответ:

Коля

Боря

Вова

Юра

1 место

-

-

+

-

2 место

-

+

-

-

3 место

+

-

-

-

4 место

-

-

-

+

  1. Кодирование (7 мин).
  2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встали. Закрыли глаза. Вспомнили теплое летнее солнышко.

Протяните руки к нему. Обнимите его.

Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали.

Вам приятно и спокойно. Вы полны и бодры сил.

Откройте глаза, и продолжим работу.

Вновь участники выбирают задачи.

Задача 1: Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

Файл

Ответ:   1011112

Задача 2: Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

Диск

Ответ:   1011102

Раздаточный материал (приложение 4).

  1. Конкурс капитанов (3 мин).

Капитаны по очереди называют составные части компьютера. Проигрывает тот, кто назовет неправильно или не сможет вспомнить.

(каждый правильный ответ оценивается в один балл)

  1. Компьютер (5 мин).

Задача 1: В приведенном предложении некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой или с компьютерами. Найдите этот термин.

        Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Задача 2: В приведенном предложении некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой или с компьютерами. Найдите этот термин.

        Потом они торжествовали и радовались, как дети.

Задача 3: В приведенном предложении некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой или с компьютерами. Найдите этот термин.

        Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидростанций.

Задача 4: В приведенном предложении некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой или с компьютерами. Найдите этот термин.

        По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

В случае оставшегося времени, дополнительный конкурс «Да-нетка!» и ребусы.

Формула конкурса: Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить «Да», «Нет», «И да, и нет». Конкурс оценивает учитель совместно с жюри на основе правильного ответа и сильных вопросов.

 (модем)

 (окно)

 (исполнитель)

  1. Подведение итогов, награждение (4 мин).

Пока жюри подсчитывают результаты, учитель подводит итоги урока.

Ребята, а для чего я в начале урока рассказала историю про коды партизан в ВОВ?

Ответы, рассуждения ребят.

—Пусть сегодня вы решали несложные задачи, отгадывали ребусы, а завтра от ваших знаний будет зависеть чья-то жизнь, а может быть судьба страны.

Значит и кодирование информации в жизни очень может пригодиться.

Слово жюри.

Команде-победителю призы и «5» в журнал, а проигравшей поощрительные призы и «4» в журнале.


Приложение 1

Конкурс

Максимальный балл

1 команда

2 команда

  1. Приветствие команд

5

 

 

  1. Ребус

по 2  за каждый

 

 

  1. Находчивый художник

3

 

 

  1. Задачи

5

 

 

  1. Кодирование

5

 

 

  1. Капитаны

по 1

 

 

  1. Компьютер

по 2

 

 

Всего:

 

 

 

Место:

 

 

 


Приложение 2

Конкурс 

Ответы  

  1. Ребусы

1 – джойстик

2 – исполнитель

3 – дисковод

4 – курсор

  1. Находчивый художник

Необходимо за установленное время (10 минут) в графическом редакторе Paint нарисовать картину, используя для этого как можно больший набор графических примитивов: окружность, прямоугольник, линия и др.

Внимание! Побеждает команда, которая в своем рисунке использует большее количество графических примитивов и рисунок при этом будет качественным. 5 баллов.

  1. Задачи
  1. I – Аня, II – Галя, III – Наташа, IV – Вера.
  2. I – Вова, II – Боря, III – Коля, IV – Юра.

  1. Кодирование

4710= 1011112 (Файл), 4610= 1011102 (диск).

  1. Капитаны

  1. Компьютер

1 – процессор

2 – монитор

3 – принтер

4 - мышка

Всего: 

 

Место: 

 


Приложение 3

Задача 1: В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

Решение:

Задача 2: Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: Коля – ни первое, ни четвертое; Боря – второе; Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик?

Решение:

Приложение 4

Кодирование

Задача 1: Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

Файл

Кодирование

Задача 2: Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

Диск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по информатике по теме "Ветвление в Турбо Паскаль. Условный оператор" в 10 классе

Стоит на тропинке столб с указателями: Сюда пойдешь – жену найдешь; Сюда пойдешь – клад найдешь; Сюда пойдешь – килобайт найдешь. В зависимости от выбранного направления, вы получите тот или ино...

«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...

Конспект урока «Введение в алгоритмический язык Турбо Паскаль»

Раздел «Алгоритмизация и основы программирования».Учебная тема «Введение в алгоритмический язык Турбо Паскаль»....

Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Алгоритм ветвления. Условный оператор в языке Турбо Паскаль

Программирование – один из самых традиционных разделов в программе преподавания информатики в школе. За последние годы методика преподавания информатики претерпела значительные изменения. Это связано ...

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...