Применение технологий продуктивного обучения на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Применение технологий продуктивного обучения на уроке  информатики в 9 классе по теме : « Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур».

Учитель: Музыченко Т.Е. 

Сущность продуктивного обучения:

  1. Учитель вместе с учащимися формирует проблему
  2. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения задач
  3. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, получение знаний отличается глубиной, прочностью , действенностью. 

В данной публикации представлено:  1.Технологические основы урока (занятия)  2. План-тезисы урока(занятия)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологий продуктивного обучения на уроке  информатики в 9 классе по теме : « Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур».

Учитель: Музыченко Т.Е.

 В современных условиях с позиций гуманистической парадигмы образования стали общепризнанными ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на самостоятельный опыт деятельности, личной ответственности, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В современном обществе все более ценятся не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно действовать, практические способности человека, позволяющие оптимально взаимодействовать с природой, другими людьми, со всем социумом, умение развивать свой опыт, переучиваться при необходимости. Это предъявляет определенные требования к общеобразовательной школе, к подготовке учащихся к жизни и труду в современном обществе.

     Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.

Структура продуктивного варианта учебной деятельности на примере урока по Информатике и ИКТ в 9 классе, по теме: «Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур».

     В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:

1.Ориентировочный этап

        1.1 Восприятие условия задачи

        1.2 Анализ условия задачи

1.3 Воспроизведение необходимых данных из другой предметной области

(математики) для решения задачи

        1.4 Формирование гипотезы, прогнозирование процесса поиска и его результат

        1.5 Составление плана, проекта, программы решения.

2. Исполнительный этап

        2.1 Попытки решения задачи на основе известных способов в математике

        2.2 Переконструирование плана решения, нахождение нового способа

        2.3 Решение задачи новым способом (используя среду программирования QBasic)

        2.4 Проверка решения, оценка рациональности и эффективности выбранного

варианта решения.

3. Контрольно-систематизирующий этап

        3.1 Введение полученного способа (знания) в имеющуюся у учащегося систему

        знаний.

        

План – тезисы урока (занятия)

Образовательное учреждение МОУ Лицей №1, г.Костомукша

Учебный предмет «Информатика и ИКТ»  класс  9

Педагог  Музыченко Татьяна Евгеньевна

           

Тема урока: Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

Цель обучения:

  1. Углубить понимание пользовательского интерфейса
  2. Закрепить знания математики
  3. Показать прикладную значимость

Цель воспитания:

  1. Воспитание активного отношения к новому
  2. Формирование культуры работы с техникой
  3. Формирование умений, обеспечивающих творческую деятельность в предложении нетрадиционного решения задачи

Цель развития:

  1. Развитие последовательности и глубины мышления
  2. Развитие кратковременной памяти
  3. Развитие навыков работы

Задачи:

  1. Соблюдать ТБ и гигиену труда
  2. Закрепить знание процедур
  3. Закрепить знаний построения графиков дробно-кусочной функции

4.     Показать практическую значимость программного продукта для конечного пользователя

Технологические основы урока (занятия)

  1. Система методов и методических приемов обучения:
  1. Деятельность под руководством учителя
  2. Источник познания
  1. словесный
  2. наглядный
  3. практический
  1. Логистика познания
  1. обобщения
  2. редукция(перенос)
  3. анализа, синтеза
  4. моделирования
  1. Методы контроля и самоконтроля
  1. практические
  2. программированные
  1. Характер контроля и самоконтроля
  1. поэтапный; процесса деятельности, системы знаний, умений, навыков
  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
  1. ситуация успеха
  2. ситуация новизны и творчества

  1. Дидактические средства и средства наглядности
  1. Индивидуальные задания (раздаточный материал)
  2. Информационная карта
  3. Компьютер учащегося с программным обеспечением (среда программирования Qbasic, прикладная программа «Конструктор алгоритмов»)
  4. Компьютер преподавателя с использованием проектора

  1. Тип урока (занятия):

Актуализация знаний и умений

  1. Организация учебно-познавательной деятельности:

Решаемая

задача

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащегося

Ориенр-й расход

Учебного времени

(мин)

ТБ и гигиена труда

Организационная

Организационная

2

Постановка задач

урока

Раздаточный материал

1) Составить алгоритм и программу вычисления функции:

f =

z – 5

   z2       , если z < 0

z2 - 1     ,если 0 ≤ z ≤ 1

   1

(1-z)       ,если z > 1

Запись и редактирование в

приложении Microsoft

Word

8

Постановка задачи

пользователем

на конечный программный продукт

Выполняет роль

пользователя

программным продук-

том

Выполняет роль

исполнителя

5

Поэтапная реализация

Создает условия

для воспроизведения

опорных знаний и

умений, стимулирует поисковую деятель-

ность.

Выполняет практи-

ческую часть

работы в среде программирования QBasic и прикладной программы «Конструктор алгоритмов»

15

Анализ полученных

результатов

Проблемы при совместной работе с конечным пользователем

Принципы реализации поставленных проблем

7

Итог урока

Оценка работы учащихся

3

Составить программу вычисления функции QBasic.

│SCREEN 12                                                                  

│CLS                                                                          

│INPUT Z                                                                      

│IF Z < 0 THEN F = (Z + 5) / (Z * Z)                                          

│IF (Z >= 0) AND (Z <= 1) THEN F = Z * Z + 1                                  

│IF (Z > 1) THEN F = 1 / (1 - Z)                                               

│PRINT "F="; F                                                                

Блок-схема выстроенная с помощью программы

«Конструктор алгоритмов»

После того как учащимися освоены эти способы, научились ими пользоваться, они начинают самостоятельный поиск других областей применения уже освоенного ими опыта. На данном уроке это построение графика дробно- кусочной функции средством Excel. Таким образом, на основе репродуктивной деятельности вырастает продуктивная.

     В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт.

     Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения.

Сущность продуктивного обучения:

  1. Учитель вместе с учащимися формирует проблему
  2. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения задач
  3. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, получение знаний отличается глубиной, прочностью , действенностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Повышение качества знаний учащихся посредством применения технологии проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ"

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой), умение ориентироваться в...

Применение технологии критического мышления на уроках информатики

     Данная статья содержит мастер - класс по применению технологии критического мышления на уроках информатики....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье представлен опыт применения технологии критериального оценивания на уроках информатики. Особенность применяемой методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определ...

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обуч...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...