Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация разветвляющихся алгоритмов" (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Кочетова Елена Николаевна

Дидактическая разработка по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается программная реализация разветвляющихся алгоритмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvetvlyayushchiysya__algoritm_9_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок «Алгоритмический язык.

          Программная реализация разветвляющихся алгоритмов»

                                         (9 класс)

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: 1. повторение создания программы по линейному алгоритму;

                      2. закрепить отладку программ;

                      3. изучить создание программы по разветвляющимся алгоритмам;

                      4. показать, как отлаживается программа в системе КуМир.

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение КуМир, раздаточный материал.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка пройденного материала

Решение задачи с помощью блок-схемы и программы в КуМир.

Задача:

«Даны длины двух катетов прямоугольного треугольника. Определить периметр этого треугольника».

алг  Периметр треугольника

нач вещ A, B, Y,P

    вывод "Катет A"

    ввод A

    вывод "Катет B"

    ввод B

    Y:= A2+B2

    P:=Y+A+B

    вывод "P равен ", P

             кон

Произвести тестирование программы.

  1. Объяснение нового материала

Ветвление - это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от условия выполняется та или иная последовательность действий.

Структура алгоритма, содержащая ветвление, называется разветвляющейся. Эта структура обеспечивает выбор между двумя альтернативами. Для определения направления, в котором пойдёт дальнейшее выполнение, делается проверка условия. Каждый из путей ведёт к общей точке слияния, так что выполнение алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь был выбран.

Алгоритм как бы раздваивается, разветвляется (словно дорога). В рассмотренных ветвлениях как “прямой путь”, так и “объезд” содержат только одно действие. Это ветвление в полной форме. Однако часто в жизни встречаются ситуации, когда по одному из направлений движения по алгоритму может не совершиться ни одного действия, а по другому - совершится несколько действий. Такое ветвление называется ветвлением в неполной форме.

        Для реализации такого вида алгоритмов в языке КуМир имеется управляющая конструкция,    если – то – иначе – все. Она дает компьютеру проанализировать данные и принять один из двух возможных вариантов группы действий, которые должны быть предусмотрены при составлении программы.

        Так же используется команда выбор, которая имеет следующий вид:

выбор

        при условие: оператор 1

        при условие: оператор 2

       при условие оператор 3

       …

      иначе

все          

Для составления сложных условий используются союзы и, или.

Задача:

«Даны три вещественных числа, являющихся длинами сторон треугольника. Определить является ли он прямоугольным. По формуле Пифагора».

Анализ задачи:

  1. Формула Пифагора c2=a2+b2, a2=b2+c2, b2=a2+c2.
  2. Входные данные: a,b,c.
  3. Результат – вывод сообщения является ли треугольник прямоугольным.

Создание блок-схемы на доске.

Протестировать алгоритм в контрольных точках:

Контрольная точка

Значения данных

                                         A

а= 3, b=4, c=5

                                         B

а=3, b=4, c=5

                                         C

а=3, b=4, c=5

                                         D

а=3, b=4, c=5, vid=1

                                         F

а=3, b=4, c=5, vid=1

                                         G

а=3, b=4, c=5, vid=1

Алгоритм вывел правильный текст, что совпадает с расчетным значением.

Запись программы в КуМир:

алг  Определение вида треугольника по сторонам

нач вещ a, b, c

    вывод «Значение сторон a, b, c»

    ввод a, b, c

    если c*c=a*a+b*b или  a*a=b*b+c*c или b*b=a*a+c*c

       то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»

       иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»

    все

кон

Произвести тестирование программы на контрольных точках.

  1. Закрепление пройденного материала

Учащиеся получают задание решить предыдущую задачу другими путями  и рисуют блок-схему, а также составляют в блокноте программы и тестируют их в КуМир.  

Протестировать алгоритм блок-схему в контрольных точках.

Запись программы в КуМир (2 способ):

алг  Определение вида треугольника по сторонам

нач вещ a, b, c

    вывод «Значение сторон a, b, c»

    ввод a, b, c

выбор

    при c*c=a*a+b*b: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»

    при  a*a=b*b+c*c: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»

    при  b*b=a*a+c*c: то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»

    иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»

    все

кон

Запись программы в КуМир (3 способ):

алг  Определение вида треугольника по сторонам

нач вещ a, b, c

    вывод «Значение сторон a, b, c»

    ввод a, b, c

    если a

    если a

    если a>b и b>c и a*a=b*b+c*c то вывод нс, «Треугольник прямоугольный»

    все

    все

       иначе вывод нс, «Треугольник не прямоугольный»

    все

кон

Произвести тестирование программ на контрольных точках.

Учитель выставляет оценки по результатам работы.

 

  1. Домашнее задание 

Составьте программы и блок-схемы для задачи: «Введите число. Выдайте информацию о его знаке (отрицательное, положительное или равно нулю).

       

  1. Итог урока

- Что такое ветвление?

- Назовите виды ветвления.

- Перечислите конструкции этого вида алгоритмов.

- Назовите союзы применяющиеся для сложных условий.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Алгоритмический язык. Программная реализация линейных алгоритмов» (9 класс)

Методическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке в 9 классе. Рассматривается программная реализация линейных алгоритмов....

Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)

Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается  программная реализация циклических алгоритмов....

Лабораторная работа "Программная реализация несложного алгоритма"

Лабораторная работа на тему  "Программная реализация несложного алгоритма" для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...

План урока по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов в языке Паскаль"

Материал содержит технологическую карту урока и наглядные средства в электронной форме по теме урока....

Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.

Разработка урока по теме Основные алгоритмические конструкции. Следование. Реализация линейного алгоритма при помощи робота mOway и его программного обеспечения.Содержит описание хода урока и рас...

Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию на тему "ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ"

Инструкционно-технологическая карта к практическому занятию по МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)...

Проект PhonoGrammy по английскому языку для реализации в старших классах

Творческий проект PhonoGrammy для реализации в рамках уроков по английскому языку в 10 классах школ с углубленным изучением английского языка. Направлен на повышение мотивации к изучению английского я...